Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. - Ж.Д'Аламбер

Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Узнайте, как правильно выбрать органы управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!



Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских и целевых взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле

Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ


HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов



О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
     Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон с комментариями ресурса: ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.
Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик»
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к уставу согласно новому федеральному закону с учётом наработанной практики.
Ссылка на раздел с уставом и комментариями к нему от ресурса СНТ "Пищевик".

ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ СНТ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Страница 1. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ НЕ НАБИРАЕТ КВОРУМ. ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ

Страница 2. ПРАВОМОЧНОСТЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 29.07.17 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Страница 3. ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ

Страница 4. УВЕДОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Страница 5. РЕГИСТРАЦИЯ ЧЛЕНОВ СНТ, ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Страница 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Страница 7. ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Страница 8. ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРАВО ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Страница 9. ПРОТОКОЛ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ

Страница 10. КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЛЕНОМ СНТ

Страница 11. КАК ЧЛЕНУ (НЕ ЧЛЕНУ) ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ СНТ

Страница 12. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СУДЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ (НЕ ЧЛЕНОВ) СНТ

Страница 13. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД

Страница 14. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Страница 15. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ СНТ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Пусть всеобщее голосование имеет свои тёмные стороны, но всё-таки это единственный способ разумного правления, ибо представляет собой мощь, превосходящую грубую силу.

Виктор Мари Гюго (1802–1885) — французский писатель

ФЗ-217 от 29.07.2017 г.Для того, чтобы разобраться в довольно сложном вопросе о порядке организации и проведении общего собрания членов СНТ и лиц, имеющих садовые земельные участки в границах садоводства, без участия в товариществе в очно-заочной форме, есть необходимость проследить, как появилась такая форма, и почему ранее её не было.

До начала 90-х годов 20 века в РФ не было частной собственности на землю. Земля принадлежала государству, к-е передавало часть земли в пользование организациям, предприятиям, учреждениям без оформления последними прав собственности. Как передало, так могло и забрать. На таких землях при содействии органов власти, партийных и профсоюзных организаций создавались садовые, огородные и дачные объединения. Инициаторами создания объединений были действующие организации, отнюдь не садовые товарищества. Управление ими, создание объектов инфраструктуры в границах садоводств, как правило, осуществлялось через эти организации и на их деньги. Сами садоводы особо не нуждались в принятии каких-то судьбоносных решений посредством проведения общих собраний. За них решали и делали всё те органы, к-е распределяли земельные участки среди своих работников. Такая система себя зарекомендовала и неплохо работала до определённого периода. Этот успешный период закончился в начале 90-х годов.

Первым шагом к развалу системы садовых объединений был сделан в начале 90-х годов, когда земельные участки, занимаемые гражданами, по Федеральному закону РСФСР от 23.11.1990 № 374-1 "О земельной реформе" и Указу Президента от 27.10.1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в РСФСР» были переданы в середине 90-х годов в частную собственность граждан. Одновременно земли, занимаемые проездами, проходами и объектами инфраструктуры, были оформлены в собственность садовыми товариществами. Для этой цели товарищества были предварительно зарегистрированы, как юридические лица. С этого периода времени все общие вопросы в садовых, огородных и дачных организациях должны были бы решаться на общих собраниях членов этих объединений. Однако, проблема сбора всех садоводов в одном месте в одно время на общее собрание проявила себя сразу же. И связано это было с тем, что большая часть, если не сказать иначе, все члены организации жили в городе. Собрать их на собрание в границах садоводства было практически невозможно.

15.04.98 г. вступил в действие 66-фз "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", который ввёл в действие 9 новых организационно-правовых форм для садоводов и огородников (СНТ, ОНТ, ДНТ - СНП, ОНП, ДНП - СПК, ОПК, ДПК: данные организационно-правовые формы объединений прекратили своё существование, исключая кооперативы, 01.09.2014 г. согласно ФЗ-99 от 05.05.2014 г.)

В начальном варианте закона для решения вопросов была предусмотрена только одна форма проведения общих собраний - очная. Сразу же на практике стало ясно, что кворум на собрания не собирается. Странно, но, как будто бы это не было известно заранее. По крайней мере правления объединений в этом не сомневались. Но, об этом не думали, потому что разработкой законов часто занимаются не те, кто знает проблему изнутри, а те, кто сидит в соответствующих комитетах, министерствах и ведомствах в Москве. Таким образом, вопрос отсутствия кворума на общих собраниях фактически поставил СНТ перед лицом физического развала из-за невозможности принимать решения по всем направлениям финансово-хозяйственной деятельности садоводческих организаций.

ФЗ-137 от 22.11.2000 ввёл в действие новые нормы в основной ФЗ-66 от 15.04.1998 г., согласно к-м общее собрание членов СНТ могло быть проведено в заочной форме, но с ограничениями по отдельным вопросам повестки дня. По ним принимать решения путём заочного голосования не допускалось. Дополнительно в статью 20 закона введены несколько норм, позволяющих проводить собрания в форме собрания уполномоченных. Фактически данная статья закона была переписана заново. Из-за-за ограничений, установленных заочной формой, такие собрания, если и проводились, то с нарушениями процессуальных норм. Т.е., вопрос кворума снова не решился.

Следующей попыткой решить проблему кворума на очных собраниях был ФЗ-337 от 03.07.2016 г., разрешивший рассматривать общему собранию членов СНТ в форме заочного голосования, те же самые вопросы повестки дня, к-е не смогло рассмотреть очное собрание ввиду отсутствия кворума. Данный закон в очередной раз внёс редакционные правки в 66-ФЗ от 15.04.98 г. Данная редакция норм снова потерпела неудачу, т.к. проведение собрания растягивалось на очень длительный период времени. Правления и председатели СНТ предпочитали просто и тупо подделывать протоколы очных собраний, только чтобы не связываться с заочной формой собрания.

Отдельно нужно остановиться на уполномоченных. Нормы, уже в который раз, были написаны безграмотно, а потому не только не решили проблему кворума, она, как раз, была как бы решена, но и усугубили положение садоводов в СНТ. В чём это выражалось? Перечислим:

Не установлен жёсткий принцип: от скольких членов СНТ избирается один уполномоченный (От 2 членов, от 10, 50, 500 - всё возможно, если внести угодную меньшинству норму в устав).
Не установлен срок полномочий уполномоченных (2 года, 5 лет, 10 лет - также отдано на откуп уставу).
Не установлен порядок избрания уполномоченных (Кто избирает уполномоченного: общее собрание членов всего СНТ или общие собрания членов по улицам, или по произвольно составленным и утверждённым правлением спискам?)

Все эти недосказанности закона и перекладывание проблем на уставы организаций привели к фактическому отстранению садоводов от управления СНТ. Один из примеров реальности применения норм ст. 20 ФЗ-66 от 15.04.98 г.: В одном из СНТ, где общее количество членов СНТ зашкаливает за 500 человек, общие собрания СНТ проводились с привлечением правления СНТ и двух уполномоченных? И при этом в данном СНТ закон не нарушался. Про демократию и мало-мальски оказываемое влияние садоводов на принимаемые за их спинами решения можно забыть и не вспоминать. И люди справедливо об этом говорили. Однако, без отмены уполномоченных, никто из протестующих граждан, сделать что-либо практически для возвращения прав членам СНТ в принятии решений, не мог.

Наконец, вступил в силу новый 217-фз от 29.07.2017 г., к-й отменил уполномоченных, как класс лиц, фактически избираемых правлением СНТ, и играющих под дудку председателя в любые игры с использованием денег граждан. С Нового 2019 года в сети, СМИ поднялась волна протеста со стороны председателей СНТ. Закон, по их мнению, лишил возможности в средних и больших СНТ собирать кворум для проведения общих собраний. Из общего фона криков, причитаний, стенаний, проклятий в адрес разработчиков закона особо выделяются именно председатели СНТ, ОНТ, к-е пытаются прикрыть под маской невозможности собрать кворум на общее собрание членов организации банальный корыстный интерес. Ведь новый закон реально ограничил возможности их личной кормушки, когда они собирали деньги с садоводов по фактически единолично принимаемым ими решениям по взносам и платежам. Теперь такую возможность у них отняли. Мало того, новый федеральный закон запретил все платежи наличными деньгами в кассу СНТ. Ссылки председателей на ст. 861 ГК, разрешающую наличные расчёты граждан в СНТ, несостоятельны и противоречат не только ст. 14 "Взносы членов товарищества" 217-фз от 29.07.17 г., но и нормам ГК (части 4, 5 ст. 49 "Правоспособность юридического лица").

Несмотря на, казалось бы, искусственно созданные новым законом о садоводах трудности в обеспечении кворума на общем собрании, эти самые трудности находятся только в воспалённом мозге отдельных горе-правителей СНТ. На самом деле проблема кворума окончательно решена введением в действие новой формы проведения собраний, к-я применяется в ТСЖ и, в том числе, применялась с большими недостатками многими СНТ до 01.01.2019 г. Это форма проведения общего собрания названа "очно-заочной". Впервые она введена в действие ФЗ-176 от 29.06.2015 г. посредством новой редакции части 3 ст. 47 Жилищного кодекса РФ.

Для садоводческих некоммерческих товариществ и огороднических некоммерческих товариществ очно-заочная форма проведения общих собраний членов СНТ введена частью 21 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. А раз так уже случилось, то на данной странице мы должны подробно разобраться с названной формой и ответить на следующие вопросы:

Что представляет из себя очно-заочная форма проведения общего собрания в СНТ?
Каковы особенности организации общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме?
Как целесообразно и правильно провести очно-заочное собрание в СНТ?
Как правильно оформить протокол общего собрания в очно-заочной форме?

Давайте разбираться с особенностями очно-заочной формы общего собрания! Страница включает в себя два раздела и несколько подразделов:

  1. Очно-заочная форма проведения общего собрания в СНТ.
  2. Организация и проведение общего собрания в очно-заочной форме.
    1. Принятие решения об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме.
    2. Уведомление о проведении очно-заочной формы общего собрания.
    3. Кворум общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме.
    4. Проведение очной части общего собрания в очно-заочной форме.
    5. Проведение заочной части общего собрания в очно-заочной форме.
    6. Оформление протокола общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме.

1. Очно-заочная форма проведения общего собрания в СНТ

Сначала традиционно обратимся к нормам 217-го Федерального закона, к-й ввёл для СНТ (ОНТ) новую очно-заочную форму общего собрания членов СНТ и требованиям, согласно к-м проведение очно-заочной формы собрания без выполнения определённых законом условий невозможно в принципе:

Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества. ФЗ-217 от 29.07.2107 г.

  1. Решение общего собрания членов товарищества может быть принято путём очно-заочного голосования или заочного голосования по вопросам, определённым уставом товарищества в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
    (часть 21 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  2. Норма не устанавливает критериев для принятия решения правлением о проведении общего собрания в очно-заочной или заочной формах. Т.е., этот вопрос находится в компетенции правления и решение принимается по его усмотрению. Однако закон предъявляет жёсткое требование к правлению СНТ: обеспечить проведение собрания в указанных формах (п. 2, 3, ч. 7 ст. 18 "Правление товарищества"). Отказаться от выполнения данной функции правление не имеет права.

    В новой редакции закона с 14.07.2022 г. правление может сразу без проведения очного собрания организовать и провести общее собрание в очно-заочной или заочной формах. Условием для такого решения является внесённая соответствующая норма в устав согласно требованиям ст. 8 "Устав товарищества".

  3. 1. Очное голосование, очно-заочное голосование или заочное голосование может быть проведено с применением электронных или иных технических средств с учётом особенностей, установленных статьей 17.1 настоящего Федерального закона.
    (часть 21.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  4. Закон № 312-ФЗ от 14.07.17 г. внёс новую норму, к-я установила возможность проводить общие собрания в СНТ с помощью технических средств голосования и непосредственного участия в принятии решений с обсуждением вопросов через видеоконференцию или другие подобные формы. Регламентирует особенности использования технических средств специальная новая статья 17.1 "Особенности принятия решений общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств" закона.

  5. По вопросам, указанным в пунктах 1, 2, 4 - 6.1, 10, 17, 21 - 24 и 26 части 1 настоящей статьи, проведение заочного голосования не допускается, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части решения общего собрания членов товарищества могут быть приняты путем проведения заочного голосования по вопросам, относящимся к исключительной компетенции общего собрания членов садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, предусмотренным частью 1 настоящей статьи, независимо от наличия в уставе товарищества порядка заочного голосования.
    (в ред. Федеральных законов от 31.07.2020 N 307-ФЗ, от 22.12.2020 N 445-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  6. В части 22 установлены ограничения по принятию решений правлением о проведении общего собрания в очно-заочной форме. Эти пункты затрагивают вопросы:
    1. Изменение устава.
    2. Избрание председателя, правления и ревизионной комиссии, прекращение их полномочий.
    4. Приобретение земельных участков в собственность юрлица.
    5. Приобретение (создание) имущества общего пользования в собственность юридического лица.
    6. Передача имущества общего пользования юридического лица (СНТ) гражданам, муниципальному образованию или государству.
    6.1. Регистрация прав собственности на имущество общего пользования и (или) постановка его на кадастровый учёт.
    10. Распределение вновь образованных участков в садоводстве между гражданами.
    17. Утверждение приходно-расходной сметы СНТ и решение о её исполнении.
    21. Определение размеров взносов и платежей, порядка расходования целевых взносов.
    22. Финансово-экономическое обоснование размеров взносов и платежей.
    23. Реорганизация и ликвидация СНТ.
    24. Выполнение комплексных кадастровых работ в садоводстве за счёт внебюджетных средств государства.
    26. Реализация (продажа) гражданами выращенной продукции на территории садоводства.

  7. Результаты очно-заочного голосования при принятии решений общим собранием членов товарищества определяются совокупностью:

    1) результатов голосования при очном обсуждении вопросов повестки общего собрания членов товарищества;
    2) результатов голосования членов товарищества, направивших до проведения общего собрания членов товарищества свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.

Как видите, ничего полностью проясняющего ситуацию с организацией и проведением общего собрания членов СНТ в заочной форме в законе нет. Это даёт богатую почву для формирования разных мнений на этот счёт и допускает различные нарушения при выполнении норм. Конечно, закон должен был бы осветить вопрос подробнее, но не сделал этого. Разбираться в возможных причинах такого положения с разработчиками закона не станем. Единственное дополнение в основной закон внесено ФЗ-312 от 14.07.2022 г. И, если он не раскрыл для СНТ всей подноготной очно-заочного собрания, то хотя приоткрыл завесу тайны. Теперь СНТ могут внести в устав перечень вопросов, к-е могут быть обсуждены и по ним приняты решения сразу, минуя очную форму собрания. Ранее это было невозможно. При этом важно подчеркнуть следующее новое правило:

Новое правило: В устав СНТ можно внести все вопросы (см. норму части 21 ст. 17 выше), к-е могут быть рассмотрены на общем собрании членов товарищества, к-е поименованы в части 1 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" закона. Ограничения не установлены.

Кроме того, исходя из практики, к-я уже применялась и применяется в СНТ в закон внесены нормы, к-е помогают регламентировать и применять технические и электронные способы голосования на собрании. Однако, эта страница сайта не рассматривает различные способы и методы, правила применения технических и электронных средств голосования при проведении собраний. Причина такой как бы недоработки простая. В каждом СНТ могут быть и имеются свои способы и средства проведения очно-заочных собраний. Они могут быть настолько разными, включать комбинирование технических и электронных средств, иметь различия даже в одной местности в соседних друг другу садоводствах и СНТ. Поэтому подробный разбор какого-либо одного товарищества, его практические наработки могут просто не подходить другому СНТ по объективным и субъективным причинам. Отсюда мы пробуем разобрать все нюансы в общем виде и начнём с определения того, что такое общее собрание в очно-заочной форме.

Общее собрание в очно-заочной форме -
- это одно общее собрание членов СНТ, которое включает в себя две части или два этапа проведения. Одна часть собрания проводится в форме очного собрания с непосредственным личным присутствием членов товарищества или их представителей в определённом месте, в назначенные время и дату. Другая часть собрания проводится в заочной форме, согласно установленным датам начала и окончания заочного голосования, местом (адресом) для направления результатов голосования членов СНТ. По итогам проведения обеих частей собрания оформляется один общий протокол собрания.

Казалось бы, вот оно, избавление от постоянных проблем с кворумом на общих собраниях, особенно в средних и больших СНТ. Но, не тут-то было. Законодатель ограничил прямую возможность сразу и окончательно принять решения по вопросам повестки дня в любом товариществе путём искусственно выстроенного заслона, прописанного в части 22 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Если внимательно посмотреть на данную норму закона, то можно ясно увидеть, что фактически ни одного собрания в СНТ не бывает, чтобы в повестке дня не стоял один из указанных в части 22 вопросов.

С 01.07.22 г. эта проблема решилась при условии внесения в устав СНТ перечня вопросов повестки дня, к-е можно рассматривать и принимать по ним решение без проведения очной формы общего собрания. Норма закреплена в ч. 17 ст. 8 "Устав товарищества".

Заметим, внесение изменений и дополнений в устав осуществляется по существующему ранее порядку. Т.е., сначала проводится очное собрание. Если оно не набирает кворума для принятия решений, то в дальнейшем может быть проведено очно-заочное собрание с той же повесткой дня.

Далее на странице рассматривается вариант, когда в уставе нет нормы с перечнем вопросов повестки дня, к-е могут быть рассмотрены сразу в очно-заочной форме общего собрания.

В любом случае, на 100% правление любого большого СНТ уверено в том, что при любом раскладе, заранее определённым месте, дате, времени проведения общего собрания, не все члены СНТ на него придут. Данная проблема существовала всегда. В ближайшей и средней перспективе решить вопрос с кворумом для принятия решений на очных общих собраниях не получится ни у кого. Возможно это не так. Может быть, где-то в каком-то отдельно взятом СНТ садоводы на общие собрания собираются по первому зелёному свистку из правления. Но это только подтверждает правило, в к-м есть исключения. Не более того.

Таким образом, перспектива у большинства садоводческих товариществ одна. Сначала правление за 2 недели до начала пытается организовать и провести общее собрание членов СНТ в очной форме. При этом, обратите внимание, за счёт членских взносов выполняются все действия по принятию решения правлением, подготовке материалов, места проведения собрания, уведомлению всех членов СНТ и лиц, имеющих участки в границах садоводства, без участия в товариществе, согласно нормам устава и ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г. Наиболее затратная часть в организации и подготовке собрания приходится на рассылку уведомлений всем лицам, имеющим право участвовать в работе собрания и принимать решения (п. 1, ч. 13, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества").

Пример 1: Минимальная стоимость простого письма с вложением 2 листов формата А-4 при пересылке из Калининграда в Калининград почтой РФ стоит по ценам на февраль 2019 г. - 22 руб. (оплата марками, если оплата наличными, то стоимость - 26,40 руб.)

Пример 2: Минимальная стоимость заказного письма с вложением 2 листов формата А-4 при пересылке из Калининграда в Калининград почтой РФ стоит по ценам на февраль 2019 г. - 46 руб. (оплата марками, если оплата наличными, то стоимость 55,20 руб.)

Пример 3: Минимальная стоимость одного простого письма с уведомлением о вручении с вложением 2 листов формата А-4 при пересылке из Калининграда в Калининград по ценам на февраль 2019 г. - 68,92 руб. (оплата марками, если оплата наличными, то стоимость - 82,70 руб.)

Можно выбрать минимальные расходы, направив простые письма (пример 1), но тогда правление, др. инициатор собрания не получит подтверждения о том, что уведомление дошло до адресата. А это чревато возможностью последнего оспорить решение собрания и признать его незаконным на основе норм Главы 9.1 "Решения собраний" ГК. Не факт, что суд откажет себе в удовольствии признать такое решение общего собрания незаконным, при условии того, что иск будет написан правильно, и соответствовать букве закона.

Для инициатора организации и проведения общего собрания отправление уведомления почти ничего не будет стоить, если у члена СНТ, лица, имеющего участок в границах садоводства, без участия в товариществе, есть адрес электронной почты. Закон позволяет в этом случае отправить уведомление только в электронном виде. В этом случае для предотвращения заявлений членов СНТ о якобы неполучении никаких уведомлений следует в настройках эл. почты отправителя включить настройку: "уведомление об открытии письма адресатом". Не все почтовые серверы имеют такую функцию. ...@yandex.ru имеет. На других почтовых серверах ищите похожую функцию. Должны быть. Но точно можно сказать о том, что, если уведомление направлено по правильному адресу, то оно 100% дошло и находится в электронном почтовом ящике, при условии того, что не пришло обратное автоматическое сообщение с уведомлением о том, что письмо не доставлено адресату по какой-то технической неисправности. Возможные причины всегда указываются в таком сообщении.

В назначенные час, дату в месте проведения общего собрания правление или др. инициатор фиксируют отсутствие кворума. На этом первая попытка провести собрание заканчивается, не достигнув поставленных целей. Составляется неполный протокол, где делается специальная отметка об отсутствии кворума для принятия решений. То есть, протокол выглядит также, как и обычный протокол, исключая содержательную часть - ту часть, где отражается рассмотрение вопросов повестки дня: "СЛУШАЛИ", "ВЫСТУПИЛИ", "РЕШИЛИ". Смысл составления этого документа в том, чтобы он подтвердил то, что согласно закону организатором собрания была предпринята попытка рассмотреть вопросы повестки дня в рамках очного собрания. После того, как кворум не был набран, организатор получает право организовать и провести собрание с такой же повесткой дня в очно-заочной форме.

Расходы по организации и проведению общего собрания членов СНТ не ограничиваются затратами на уведомление членов и не членов СНТ. В каждом товариществе такие расходы могут быть разными. При этом затраты имеют тенденцию только к увеличению их размера. В рассматриваемом случае на этой странице нет затрат на аренду помещения для собрания, на объявление в местной газете, на распечатку материалов, уведомлений, нет затрат на оплату труда лиц, задействованных в подготовке к отправке писем почтой России и т.п. Тем не менее, эти затраты должны быть учтены, если только в правлении данные обязанности возложены по уставу, условиям трудового договора на конкретных лиц.

Правило при принятии решения о проведении общего собрания в очно-заочной форме: До принятия решения о проведении собрания в очно-заочной форме организатором должны быть осуществлены все мероприятия по подготовке и проведению общего собрания в очной форме с составлением неполного протокола при условии отсутствия кворума.

Вторая попытка организовать и провести общее собрание начинается с тех же самых действий, к-е 2 недели назад уже были проведены в СНТ, и новых расходов организации, если только устав товарищества не разрешает проводить собрания в очно-заочной форме согласно внесённому в него перечню вопросов из ч. 1 ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г. Обойти этот процесс стороной путём включения в устав норм, прямо разрешающих проведение общего собрания членов товарищества сразу в очно-заочной форме без указанного перечня вопросов не получится, т.к. это будет прямо противоречить закону и части 4 ст. 52 "Учредительные документы юридического лица" ГК.

Однако, вернёмся к разбору самой задумки по общему собранию членов СНТ в очно-заочной форме. Как уже было отмечено выше, такое собрание проводится или состоит из двух независимых друг от друга частей (этапов). Каждая из частей организуется и проводится отдельно.

Самое, пожалуй, важное в рассматриваемой форме общего собрания то, что при проведении каждой отдельной части мероприятия вопрос кворума не проверяется и не сообщается собранию с целью определения легитимности мероприятия. Почему? Потому что кворум определяется по итогам проведения обеих частей собрания путём сложения количества лиц, принявших участие в обсуждении и голосовании по вопросам повестки дня на очном и заочном этапах собрания. И при наличии кворума оформляется один общий протокол собрания. Особенности определения кворума рассмотрим ниже на этой странице.

Последнее. Введение очно-заочной формы при проведении общих собраний в СНТ позволяет, наконец-то, участвовать в принятии всех важных решений практически всем 100% лиц (членов и не членов), имеющих право на принятие таких решений согласно нормам 217-ФЗ от 29.07.17 г. Не участвует только ленивый и тот, кому безразлично, что делается в СНТ, как делается, почему стоит столько, а не меньше или больше. Такие люди были, есть и будут всегда в любой социальной группе и любой организации. Самый надёжный способ решить проблему равнодушных и не интересующихся делами товарищества - это исключение таких лиц из членов СНТ за неуплату взносов согласно нормам устава, если, конечно, они не платят. При этом формулировка текста устава об исключении из членов СНТ должна соответствовать логике закона, а не быть тупо списанной с нормы ч. 4 статьи 13 "Основания и порядок прекращения членства в товариществе" ФЗ-217 от 29.07.17 г. (подробнее об исключении из членов в комментарии к проекту устава СНТ "Пищевик"). Реализация мероприятий по освобождению от балласта дают больше шансов на гарантированный кворум при проведении общих собраний.

2. Организация и проведение общего собрания в очно-заочной форме

Ведомством, к-е определено Правительством РФ, как отвечающее за разработку рекомендаций по порядку организации, проведения и оформления решений общих собраний собственников недвижимости, является Минстрой и ЖКХ России. Министерством разработан приказ № 44/пр от 28 января 2019 г. "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор". По правилу аналогии закона, если в сфере СНТ и ОНТ нет подобных разработанных требований, то может применяться сходный по смыслу и содержанию нормативный правовой акт. Применяться-то он может, а вот особенностей и нюансов проведения очно-заочной формы общих собраний, документ не содержит. Поэтому мы сами будем их разбирать на этой странице, опираясь на требования приказа и Главы 9.1 "Решения собраний" ГК.

1. Принятие решения об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме:

В первой части статьи мы определились с тем, что, практически, общее собрание членов СНТ в очно-заочной форме организовать и провести с ходу, с наскока невозможно, т.к. закон это запрещает, если не исполнено требование ч. 17 ст. 8 "Устав товарищества". Принять решение об использовании очно-заочной формы можно только после фиксации отсутствия кворума при попытке организовать и провести общее собрание в очной форме. При этом организатором собрания должны быть выполнены все мероприятия и требования в период принятия решения и организации мероприятия согласно нормам 217-ФЗ от 29.07.17 г. и устава СНТ.

Здесь и далее, говоря об общем собрании членов СНТ, всегда имеем в виду и лиц, имеющих садовые земельные участки в границах садоводства, без участия в СНТ, т.к. они вправе принимать участие в общем собрании, а по отдельным вопросам имеют право участвовать в принятии решения путём голосования наравне с членами СНТ (ч. 6 ст. 5 "Ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Для краткости указанных лиц будем называть "не члены СНТ".

Организатором собрания в СНТ может быть только правление. Но, существуют исключения.
Если в правление поступило требование о проведении общего собрания от ревизионной комиссии, членов СНТ в количестве 1/5 от общего числа членов организации или местного органа самоуправления граждан, и в течение 30 дней с момента вручения требования собрание не было организовано и проведено, то общее собрание могут организовать и провести указанные органы и члены СНТ самостоятельно (ч. 7, 11 и 12 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества"ФЗ-217 от 29.07.17 г.) Решение правления и его участие в этом случае не требуется.

Итак, в назначенный час члены СНТ и лица, имеющие садовые земельные участки в границах садоводства, без участия в товариществе прибыли на общее собрание, и организатор зафиксировал отсутствие кворума для принятия решения. Далее, организатор собрания объявляет собравшимся о том, что в связи с отсутствием кворума собрание не может быть проведено. По такому случаю мероприятие переносится на 2 недели или иной срок, о чём люди получат уведомления в установленном уставом порядке. Организатор по итогам оформляет неполный протокол о несостоявшемся собрании (подробно об этом ниже).

В этот же день, после того, как люди разошлись, организатор проводит заседание правления (совещание организатора), на к-м принимается новое решение об организации и проведении общего собрания в очно-заочной форме с такой же повесткой дня. Дата собрания, должна быть выбрана не ранее двух недель от даты не состоявшегося собрания. Лучше, выбирать 3 недели до следующего собрания. Смысл более позднего срока в том, чтобы организатор успел подготовить и направить уведомления не позже 2 недель до даты проведения собрания (ч. 13 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества").

Правило определения повестки дня очно-заочного собрания: Повестка дня общего собрания в очно-заочной форме определяется идентичной повестке дня очного собрания, не состоявшегося из-за отсутствия кворума. Дополнения, изменения в повестке дня не допускаются.

2. Уведомление о проведении очно-заочной формы общего собрания:

Уведомление о проведении общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме является самым сложным элементом во всей процедуре организации любых собраний. Тем более, что новый 217-ФЗ от 29.07.17 г. ввёл весьма жёсткие нормы в отношении этой обязанности организатора собрания. Норму можно увидеть вот здесь: ч. 13, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества". Ниже разберём только самую важную обязательную её часть.

Архиважное правило уведомления об общем собрании: Уведомление о проведении общего собрания всегда направляются всем собственникам садовых земельных участков в границах садоводства: членам и не членам СНТ. В противном случае, вне зависимости от права не членов принимать участие в голосовании по отдельным вопросам повестки дня собрания, нарушается основополагающее право на участие граждан (садоводов) в собрании и праве влиять в ходе собрания на принятие участниками решения. В такой ситуации решение общего собрания оспоримо по правилам Статья 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК, в т.ч., со стороны не членов СНТ.

Обязанности организатора собрания в связи с уведомлением членов СНТ о собрании в очной, заочной или очно-заочной форме:

  1. Уведомление направляется по адресам членов СНТ, указанным в реестре членов организации, в виде письменного сообщения: простым письмом (нежелательно) или ценным письмом или письмом с уведомлением о вручении.
  2. Уведомление в виде письма может быть заменено электронным сообщением на адрес электронной почты члена СНТ, если такой адрес имеется в реестре членов организации. В этом случае у организатора собрания должны быть документы в виде распечатки текста электронного сообщения с адресом (адресов) тех лиц, кому направлено уведомление.

  3. Уведомление размещается на сайте СНТ, если таковой имеется в наличии, и домен зарегистрирован на имя данного СНТ, как юрлица.
  4. Сайт - это, если говорить на понятном всем языке, определённое и зарегистрированное место в Интернете, к-е содержит информацию, предоставляемую с определёнными целями всем людям, у которых есть доступ к Интернету. Не у всех СНТ есть возможность иметь сайт. Страничка в социальных сетях сайтом назвать сложно, так как сеть всегда имеет ограничения по различным направлениям размещения информации: от дизайна, до самого содержания и способов доставки информации до пользователей.

  5. Уведомление (объявление) размещается на доске информации в границах территории садоводства.
  6. Объявление может размещаться в нескольких местах, если садоводство имеет несколько отдельных входов на территорию.

Таким образом, закон требует от организатора собрания обязательного исполнения пунктов 1 и 3, в части касающихся уведомления о собрании. При этом нельзя выполнить один пункт без дублирования по второму пункту, а в случае наличия сайта у СНТ, дублирование уведомления происходит ещё и через сайт. Сокращение вариантов уведомления членов СНТ закон не предусматривает. В то же время не запрещается вручать уведомления о собрании со всеми необходимыми данными лично членам СНТ под роспись.

Правило учёта вручения уведомлений о собрании: Организатор собрания обязан составить реестр о вручении уведомлений членам СНТ и лицам, имеющим садовые земельные участки в границах садоводства, без участия в товариществе. Реестр после заполнения с отметками о вручении уведомления (личная подпись уведомляемого или отметка с подписью лица, ответственного за почтовое отправление), является приложением к протоколу общего собрания в очно-заочной форме.

Для успешного выполнения всей процедуры организации и последующего проведения общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме к уведомлению предъявляются особые требования, т.к. собрание проводится (состоит) из двух независимых друг от друга частей:

1. Уведомление должно включать в себя: место, дату и время проведения очной части общего собрания.

2. Уведомление должно включать в себя: дату начала заочного голосования, дату окончания заочного голосования, к-я одновременно является датой, до к-й член СНТ обязан направить своё решение по всем вопросам повестки дня в адрес (место) проведения организатором заочной части общего собрания. Своё решение, принятое в заочной форме, члену СНТ можно сдавать непосредственно организатору собрания по месту его нахождения, указанного в уведомлении.

3. Уведомление должно содержать информацию об организаторе собрания и при возможности его подпись (подписи для инициативной группы).

Правило определения даты начала заочной части общего собрания: Дата начала голосования для членов СНТ, принявших решение об участии в общем собрании путём заочного голосования, не может быть ранее, чем через две недели, отсчитываемых от даты отправки организатором уведомления о проведении общего собрания в очно-заочной форме.

Важно: Необходимо учитывать тот факт, что не все члены СНТ, умеют правильно рассчитать срок доставки почтового сообщения (письма) почтой России в адрес организатора собрания. Для этого таким расчётом нужно озаботиться самому организатору собрания. С этой целью последний возможный срок отправки письма членом через почту РФ должен быть определён в уведомлении. Все письма, к-е будут направлены (определяется по штемпелю на конверте) позже указанной даты признаются недействительными.

4. Уведомление должно включать в себя повестку дня общего собрания: все рассматриваемые вопросы, докладчиков, а также другие возможные материалы для принятия решения членом СНТ (приходно-расходная смета, финансово-экономическое обоснование взносов, кандидатуры для выборов в органы управления СНТ и др. необходимые материалы).

5. В письмо с уведомлением, направляемое почтой РФ при любом случае принятия решения членом СНТ об участии в очной или заочной части собрания, должен быть вложен бюллетень (бюллетени) для заочного голосования. Бюллетень обязательно должен иметь место для подписи члена СНТ с целью его идентификации и волеизъявления. Ответственность за подготовку бюллетеней возложена на организатора собрания.

6. Уведомление в электронном виде, направляемое на электронный адрес члена СНТ (в этом случае почтой РФ пользоваться не нужно), должно иметь на одной странице размещённые тексты по п. 1 - 4. На этой же почтовой странице размещается повестка дня собрания и докладчики. Все дополнительные материалы по п. 4 включаются в текст в виде приложений к уведомлению. В приложение также обязательно включается бланк для заочного голосования, к-й член СНТ может распечатать, заполнить и направить в адрес организатора почтой РФ или в виде электронного письма с приложением отсканированного заполненного и подписанного бланка заочного голосования.

Не все члены СНТ могут распечатать бланки для голосования, заполнить и затем отсканированный бланк отправить на эл. адрес организатора собрания. В этом случае, текст уведомления может содержать в себе бланк бюллетеня, к-й будет исполнен в упрощённом виде, без применения таблицы, т.е. в том виде, к-й позволяет использовать формат электронного сообщения. Для этой цели нужно будет до собрания разработать инструкцию по заполнению с вставками сканов с примерами того, как это выглядит и другими объяснениями. Есть также необходимость принятия решения на уровне собрания о возможности того, что в качестве бланка с заполненным решением и подписью допускается использовать вместо скана документа фотографию, полученную с помощью телефона или фотоаппарата. При этом, принимая, такое решение, следует учитывать то, что такие бланки после распечатки организатором будут выглядеть совсем непрезентабельно, что даст возможность оценивать их действительность субъективно: хочу - признаю, не хочу - не признаю. Целесообразно такие варианты сразу исключить.

Последний нюанс заключается в том, что электронное письмо с решением можно и нужно идентифицировать с помощью адреса эл. почты члена СНТ. Подделать это практически невозможно. Тем более, что само письмо, текст с решением всегда сохраняется у отправителя в неизменном виде, что легко доказать путём распечатки и предоставления организатору или суду. При этом понимается и признаётся факт единоличного использования адреса электронной почты членом СНТ. Если адресом пользуются другие лица, к-е за него принимают решения, то это забота самого члена СНТ, а не организатора собрания.

Всё, что сказано в п. 6 может быть заложено в автоматизированную систему, к-я позволяет получить уведомление и принять участие члену СНТ в принятии решения в электронном виде с помощью функционала такой системы. В большинстве случаев СНТ такой системы не имеют и, возможно, иметь не будут в силу определённых трудностей в пользовании со стороны граждан и отсутствия автономности (зависимости) от сервера (головной части программы), к-я управляется собственником системы. Примером может служить личный кабинет Сбербанка онлайн. Вы пользуетесь, но изменить ничего не можете. Вам предоставлены только те права и функции, к-е считает нужным и возможным предоставить сам Сбербанк. При аналогичных программах для СНТ само юрлицо является таким же пользователем только с расширенными функциями. И за всю эту кухню при пользовании нужно платить членам СНТ и самому СНТ. А нужно ли людям кормить посторонних для садоводов юридических лиц? Одного СНТ разве недостаточно? Ответы нужно получить у граждан. Им виднее.

Правило определения времени (периода) проведения собрания: Уведомление о проведении очно-заочной формы общего собрания должно быть составлено таким образом, чтобы очная часть общего собрания прошла и закончилась до начала проведения второй части общего собрания в заочной форме, либо заочная часть собрания началась раньше даты очной части и закончилась после неё.

Нормативными правовыми актами на сегодняшний день не установлено: как проводить и в какой последовательности очную и заочную части общего собрания. Однако, СНТ не есть ТСЖ, совсем не ТСЖ, а потому это накладывает свои особенности. И хорошо, что закон позволяет манипулировать в данном вопросе:

Если очную часть собрания провести позже заочной, то возникают (могут возникнуть проблемы) с отделением участников заочной части от очной. Выражается это в том, что один и тот же член проголосует дважды. Причины могут быть разные: забыл, перепутал, умышленно и т.д. Проще предотвратить причины, по к-м это может возникнуть, чем потом разбираться в каждом случае, по нескольку раз проверяя списки, и пересчитывая голоса. Кроме того, возникает риск упущенной возможности для дополнительного влияния на членов СНТ с целью принятия ими участия в голосовании.

Если очную часть собрания проводить внутри заочной части, т.е., во временной период сдачи членами СНТ принятых заочно решений организатору собрания, то случаи двойного голосования также избежать невозможно. Могут также возникнуть трудности с подсчётом голосов по вопросам повестки дня. Особенно, это проявится, если организатор собрания не будет отделять результаты очной части собрания от заочной, т.е. пытаться всё сделать одновременно, чтобы быстрее определить: есть кворум собрания или нет.

3. Кворум общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме:

В связи с вступлением в силу нового ФЗ-217 от 29.07.17 г., к-й на правах специального закона, ввёл нормы, разрешающие принимать участие в работе общего собрания и голосовании по отдельным вопросам повестки дня, лицам, имеющим участки в границах садоводства, без участия в СНТ, появились особенности для определения кворума и новые правила определения большинства при принятии решений. Сначала определимся с кворумом. Если организатор собрания правильно и точно выполнил все необходимые мероприятия по организации собрания, то нужно применять следующее правило:

Правило кворума для общего собрания в очно-заочной форме: Кворум общего собрания в очно заочной форме (более 50% членов СНТ от общего количества членов по данным реестра членов СНТ) определяется по общему количеству членов товарищества или их представителей, принявших участие в очной и заочной частях собрания. При этом кворум для каждой из частей собрания очной и заочной отдельно не определяется.

Лица, имеющие садовые земельные участки в границах садоводства, без участия в товариществе, принявшие участие в работе собрания, в расчёт по определению кворума (правомочности собрания) не принимаются.

А как и где, в таком случае, считать не членов СНТ? Закон отвечает на этот вопрос так:

Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества, ФЗ-217 от 29.07.17 г.

3. По вопросам, указанным в пунктах 4 - 6.1, 21, 22, 24 и 26 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются с учетом результатов голосования лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, проголосовавших по указанным вопросам в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2020 N 445-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ) .

Укажем содержание этих пунктов закона ещё раз:

  1. Приобретение земельных участков в собственность юрлица.
  2. Приобретение (создание) имущества общего пользования для юридического лица.
  3. Передача имущества общего пользования СНТ гражданам, муниципальному образованию или государству.
  4. 1. Регистрация прав собственности на имущество общего пользования и (или) постановка его на кадастровый учёт.
  5. Определение размеров взносов и платежей, порядка расходования целевых взносов СНТ.
  6. ФЭО размеров взносов и платежей СНТ.
  7. Выполнение комплексных кадастровых работ в садоводстве за счёт внебюджетных средств государства.
  8. Реализация гражданами выращенной продукции на территории садоводства.

Это ещё не все трудности, к-е перед СНТ поставлены законом. Смотрим ещё на одну норму, к-я усложняет работу секретаря (счётной комиссии собрания):

Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества, ФЗ-217 от 29.07.17 г.

2. По вопросам, указанным в пунктах 1 - 6, 10, 17, 21 - 26 части 1 настоящей статьи, решения общего собрания членов товарищества принимаются квалифицированным большинством не менее двух третей голосов от общего числа присутствующих на общем собрании членов товарищества.
(в ред. Федеральных законов от 22.12.2020 N 445-ФЗ, от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

На первый взгляд не совсем понятно, а лучше сказать, вообще не понятно, как считать голоса "за", против", "воздержался" по вопросу, например, приобретения имущества общего пользования в собственность СНТ (п. 5 часть 1 ст. 17 закона). Тем не менее, ответ заложен в самой норме закона. По ходу собрания после обсуждения вопроса повестки и фиксации предложений, председатель собрания ставит на голосование решение: приобретать или нет имущество в собственность юрлица. Действия при голосовании будут следующими:

1. Согласно части 2 ст. 17 закона считаем минимум в 2/3 голосов "за" от общего числа, принимающих участие в голосовании членов СНТ. Допустим, получилась нужная для принятия решения цифра, проголосовавших "за". А может быть и так, что расклад будет иной.

2. Согласно части 3 ст. 17 считаем также минимум в 2/3 голосов "за" от общего числа, принимающих участие в голосовании не членов СНТ. Допустим, что нужная для принятия решения цифра тоже получилась. И снова может быть так, что расклад будет иной.

Если подсчёт голосов "за" по членам и не членам СНТ дал нам в итоге 2/3 от числа присутствующих на собрании и принявших участие в голосовании, то решение считается принятым. Почему так, а не иначе? Обратите внимание ещё раз на часть 3 ст. 17, к-я подчёркнута. Именно здесь ответ о том, как нужно считать квалифицированное большинство, и какой порядок подсчёта нужно применять.

Будет в корне неверным считать решение не принятым в случае, если члены СНТ, присутствующие на собрании, набрали 100% голосов "за", а не члены проголосовали "против". При этом общее число проголосовавших "за" членов СНТ составили 2/3 от общего числа членов и не членов, т.е., всех принявших участие в голосовании. Порядок, установленный законом, при принятии решения квалифицированным большинством в этом примере соблюдён. Не члены своё мнение высказали путём голосования. Нарушений нет. Если считать иначе, то получится так, что 100 членов СНТ, проголосовавших за проект, не смогли его протащить на реализацию, потому что 20 не членов СНТ проголосовали против.

4. Проведение очной части общего собрания в очно-заочной форме:

Очная часть общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме ничем не отличается от обычного собрания в очной форме. В данном разделе сайта "СНТ Пищевик" все нюансы общего собрания рассмотрены подробно. Но, есть несколько особенностей, к-е должны быть учтены и отражены на бумаге в ходе проведения очной части собрания, проводимого в очно-заочной форме.

    Особенности и необходимость разделения членов и не членов СНТ:

    Нужно ли разделять членов и не членов? Ответ простой: Да, нужно. Разделение нужно для того, чтобы не члены СНТ могли и голосовали только по тем вопросам повестки дня собрания, по к-м законом это право им предоставлено. Само собой разумеется, в обсуждении всех вопросов повестки дня не члены СНТ имеют право участвовать наравне с членами СНТ.

  • до начала собрания необходимо иметь заготовленный список для регистрации участников собрания, к-й фактически повторяет реестр членов и не членов СНТ без внесения в него адресов, но с включением (необязательно, но желательно) номера телефона для связи с участником собрания;
  • в случае участия в собрании представителя члена СНТ или не члена СНТ по доверенности, с последней снимается копия с целью приложения её к списку регистрации или в примечании делается отметка, отсылающая к доверенности, имеющейся в деле СНТ;
  • количество членов и количество не членов СНТ, принявших участие в работе очной части собрания, учитываются раздельно;
  • количество членов СНТ и не членов СНТ, принявших участие в голосовании по вопросам повестки дня, с указанием распределения по голосам отданным "за", "против" или "воздержались", учитываются раздельно;
  • общее количество членов и не членов СНТ, проголосовавших по вопросам повестки дня, с указанием распределения по голосам отданным "за", "против", "воздержался" выводить не обязательно, т.к. в итоговом протоколе собрания будут суммироваться все голоса по обеим частям собрания очной и заочной.
    Особенности при проведении очной части собрания:

  1. С целью идентификации членов и не членов СНТ, принимающих участие в очной части собрания, целесообразно предусмотреть во время регистрации выдачу разных по цвету карточек или других средств, с помощью к-х можно легко отделять членов от не членов во время голосования. Это необходимо делать в случае применения на собрании открытого голосования.
  2. Если собранием принято решение о закрытом голосовании, то одинаковые, заготовленные заранее (или во время перерыва), бюллетени необходимо помечать во время раздачи участникам собрания. Порядок выдачи, голосования, вскрытия урны и т.д. аналогичны всем тем процедурам, в к-х каждый из садоводов участвует постоянно при выборах в органы власти и местного самоуправления граждан.
  3. Очная часть общего собрания считается состоявшейся при любом количестве лиц, принявших участие в собрании и принятии решений по вопросам повестки дня.
  4. Отдельный протокол очной части общего собрания в очно-заочной форме не составляется. Все сведения по очной части могут быть вписаны в шаблон итогового протокола собрания до окончания заочной части собрания, но это делать нецелесообразно, т.к. 100% придётся вносить в него исправления и уточнения, что не делает чести секретарю и председателю собрания (организатору собрания). Протокол в таких случаях приобретает вид сомнительного в подлинности документа.

Авраам Линкольн: "Можно всё время дурачить
некоторых, можно некоторое время дурачить
всех, но нельзя всё время дурачить всех".

Может возникнуть вопрос: "А вдруг эти записи очной части, на коленке, в итоговый протокол лягут совсем не такими, какими они были во время проведения очной части собрания?" Да, такая опасность всегда присутствует. Но, Гражданский кодекс, к-й регулирует правила и нормы организации и проведения общих собраний, исходит из того, что все лица "при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей должны действовать добросовестно" (ч. 3, ст. 1 ГК). "Так ли это будет в вашем конкретном случае?" - большой вопрос. И во многом это будет зависеть от выбора собранием председателя и секретаря. Именно эти лица отвечают за оформление очной части итогового протокола собрания.

Конечно, при любом раскладе и любой инструкции всегда есть вероятность того, что организатор собрания вас (граждан) надует. От махинаций и новых изощрённых способов обмана, к сожалению никто не застрахован. По данному поводу можно вспомнить Авраама Линкольна, 16-го президента США (см. справа):
Когда вскроется правда, не факт, что обманутые члены и не члены СНТ не привлекут виновных в обмане к ответственности, вплоть до уголовной (ст. 53.1 "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица" ГК). Прецеденты есть. Их количество будет только возрастать с течением времени.

5. Проведение заочной части общего собрания в очно-заочной форме:

При условии того, что общее собрание членов СНТ, его очная часть была проведена до начала даты приёма результатов голосования по вопросам повестки дня в заочной форме, у организатора собрания есть возможность подвести предварительные итоги очной части собрания и сделать выводы:

    Выводы по итогам проведения очной части собрания в очно-заочной форме:

  • общее количество членов СНТ, принявших участие в собрании, и распределившиеся голоса при вынесении решения по вопросам повестки дня;
  • общее количество не членов СНТ, принявших участие в собрании, и распределившиеся голоса при вынесении решения по вопросам повестки дня, по к-м данным лицам предоставлено право голосовать;
  • количество голосов необходимое для принятия решения в ходе проведения заочной части общего собрания;
  • общее количество членов и не членов СНТ, не принявших участие в очной части собрания, планирующих вынести заочное решение по вопросам повестки дня.

Из полученных в результате подведения итогов выводов можно сделать один главный вывод, к-й станет для организатора собрания руководством к действию: Если очная часть общего собрания по итогам проведения не набрала необходимые голоса для принятия общим собранием решения по всем или отдельным вопросам повестки дня, то следует наметить и провести дополнительную работу с членами и не членами СНТ по их активному вовлечению в процедуру заочного голосования до даты окончания сроков направления участниками результатов заочного голосования в адрес организатора собрания. Эта работа может включать в себя телефонные звонки, СМС и прочие меры воздействия на сознание и активность.

Начало проведения заочной части общего собрания в очно-заочной форме совпадает с датой, установленной в уведомлении для первого дня начала сдачи решений членов СНТ, принятых в заочной форме, и оформленных в виде бюллетеней.

Правило идентификации бюллетеня заочного голосования: Бюллетень для заочного голосования может и должен быть подписан членом СНТ, принявшим участие в голосовании и принятии решений по вопросам повестки дня. Бюллетень без подписи члена СНТ признаётся недействительным.

Если член СНТ пришёл к организатору сам и сдал бюллетень с результатами принятых им решений, то вопрос: "А ты кто такой?" - не возникнет. Паспорта будет достаточно, чтобы понять, кто пришёл, кто заполнил бюллетень. Аналогично не появится вопросов с идентификацией члена СНТ, если он направил своё решение по почте в конверте. Вопрос возникнет в случае направления членом СНТ своего решения в электронном виде через адрес электронной почты на адрес электронной почты организатора собрания или зарегистрированного электронного адреса почты СНТ (зависит от указанного в уведомлении адреса). В этих случаях члена СНТ можно идентифицировать следующим образом:

    Способы идентификации члена СНТ при проведении заочной части общего собрания в очно-заочной форме:

  1. Идентификация по адресу электронной почты члена СНТ, сведения о к-м содержит реестр членов.
  2. Идентификация по подписи в бланке бюллетеня с заполненными членом СНТ полями о принятом решении. Бланк приложен отдельным файлом к сопроводительному письму члена СНТ, отправленного с его личного адреса электронной почты.

Датой окончания заочной части общего собрания является дата, указанная в уведомлении, как последний день, когда член СНТ может сдать организатору собрания (направить почтой РФ или на адрес электронной почты) свои решения в виде заполненного и подписанного бюллетеня заочного голосования по всем вопросам повестки дня.

Организатор собрания выжидает после даты окончания заочного голосования необходимый срок, в течение к-го последние направленные письма почтой РФ с результатами голосования дойдут до адресата. Несмотря на то, что сроки доставки почтовой корреспонденции внутри муниципального образования согласно нормативам "Почты РФ" не превышают 3 дней, всегда к данному сроку следует добавлять "ефрейторский зазор".

Пример: В Калининграде норматив доставки письма составляет 2 дня, если член СНТ, проживающий в городе направил письмо в адрес СНТ, к-й также находится в границах города и обслуживается городским почтовым отделением.

Считаем: письмо член СНТ опустил в почтовый ящик вечером. В этот день письмо уже никуда не уйдёт. Утром оно попадёт в почтовое отделение и его направят в центр обработки. На следующий день письмо доставят в почтовое отделение, в к-м обслуживается СНТ. В лучшем случае письмо обработают и сделают уведомление, к-е на следующий день попадёт в почтовый ящик СНТ.
Почта в СНТ "Пищевик" проверяется и вынимается в среду и воскресение. Следовательно, председатель или лицо по доверенности сможет получить письмо только на следующий день. Обработка письма будет произведена согласно распорядку работы правления. Допустим то, что распорядок работы определен в среду и воскресение. Получается минимум 4 дня, а с учётом распорядка работы правления 7 дней.
Итого: Практика показывает то, что с учётом "ефрейторского зазора" письмо, отправленное из Калининграда в Калининград, доходит за 10 дней.

Таким образом, подводить итоги общего собрания в очно-заочной форме для условий СНТ "Пищевик" и оформлять протокол собрания можно не ранее, но и не позже 10 дней после даты, к-я определена как последний день сдачи результатов голосования в заочной форме в виде почтовых отправлений почтой РФ. Уложился ли член СНТ в указанные сроки можно определить по штемпелю на конверте.

Подведение итогов заочной части общего собрания в очно-заочной форме, как правило совпадает с одновременным оформлением протокола собрания, включающего в себя также итоги очной части.

6. Оформление протокола общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме:

В новом 217-ФЗ от 29.07.17 г. нет ничего про порядок оформления протокола общего собрания в очно-заочной форме. Закон отделался общими фразами, спихнув все вопросы на Гражданский кодекс, Главу 9.1 "Решения собраний". Гражданский кодекс, в свою очередь, предусмотрел общие правила, не расписывая подробности про общее собрание в заочной форме. Тем не менее, мы попробуем расставить все акценты и осветить многие нюансы оформления протокола общего собрания, проведённого в новой очно-заочной форме, а образец самого протокола с некоторыми комментариями можно увидеть на отдельной странице: протокол общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме. В основу материала положены нормы Приказа Минстроя России от 28.01.2019 N 44/пр "Об утверждении Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах и Порядка направления подлинников решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный жилищный надзор" (далее - Приказ Минстроя). В ходе разбора особенностей оформления протокола мы будем ссылаться на отдельные его положения.

Перепрыгивать сразу на новую страницу не стоит, т.к. образец протокола не содержит всех особенностей и тонкостей оформления, либо вы их можете просто не заметить, пропустив отдельные детали, как сами собой разумеющиеся. Лучше изучать материал параллельно, а ещё лучше использовать его при практическом оформлении протокола общего собрания.

Особенности оформления протокола общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме:
  1. Время (период) проведения собрания в очно-заочной форме:
  2. Время проведения общего собрания в очно-заочной форме включает в себя три параметра: дату проведения очной части собрания, даты начала заочного голосования и окончания заочного голосования. При любой дате проведения очной части общего собрания: ранее начала заочного голосования, внутри заочной части или после даты окончания заочного голосования, временной период проведения собрания будет определяться по двум датам: первой дате начала голосования в заочной форме или дате очного голосования в зависимости от того, какая дата наступила раньше, а окончание собрания по последней дате из трёх.

  3. Дата оформления протокола собрания и его регистрационный номер:
  4. Дата оформления протокола никогда не будет совпадать с периодом (временем) проведения общего собрания в очно-заочной форме, исключая случаи, когда очная часть собрания проведена через 10 дней после окончания заочного голосования. Правилами, в этом случае, допускается отсчёт ещё 10 дней до даты оформления протокола. Но, какой-либо заинтересованности в таком затягивании итогов собрания организатором не просматривается, если только не ставится задача сфальсифицировать итоги общего собрания путём удаления ненужных голосов из итогов заочного голосования и подделки итогов очной части собрания. Однако, вывести на чистую воду негодяев не сложно, если есть такая необходимость у участников собрания.

    Для всех остальных вариантов проведения общего собрания датой оформления протокола должна быть дата, к-я наступила не позже 10 дней после даты окончания заочной части общего собрания. 10 дней, как раз необходимы, чтобы все почтовые отправления дошли до организатора собрания и были учтены в результатах принимаемых решений по вопросам повестки дня.

    Регистрационный номер протокола общего собрания будет считаться по очередному порядковому номеру протокола собрания, начиная с 1 января текущего года. Однако, исходя из того, что общие собрания членов СНТ бывают не чаще 1 раза в год, то целесообразно протоколы общих собраний учитывать в одном деле с протоколами заседаний правления. В этом случае очередной порядковый номер протокола собрания будет зависеть от порядкового номера протокола правления или собрания, к-й последним был учтён в деле.

  5. Место проведения собрания в очно-заочной форме:
  6. В протоколе следует отражать два места проведения собрания: первым будет место проведения очной части общего собрания, вторым - адрес, куда участники собрания, выбравшие заочную часть, должны направить свои решения по вопросам повестки дня в письменной форме. При этом адрес может не совпадать с адресом места расположения правления (коллегиального исполнительного органа), если собрание организует и проводит не правление, а ревизионная комиссия или инициативная группа в количестве 1/5 от общего числа членов СНТ.

  7. Отсутствие кворума для принятия решения:
  8. Теоретически можно допустить то, что кворум после проведения очной и заочной частей общего собрания для принятия решений не набрался. В этом случае протокол оформляется со всеми реквизитами, установленными правилами, с некоторыми отличиями. Вводная часть протокола будет содержать запись: "Кворум для принятия решения отсутствует". Содержательная часть вместо вопросов повестки дня и их обсуждения будет содержать запись: "Решения по вопросам повестки дня не приняты".

  9. Оформление вопросов повестки дня собрания:
  10. Каждый вопрос повестки дня общего собрания в очной форме подчинён единому правилу оформления, к-й включает в себя три составные части: часть 1 - "Слушали", часть 2 - "Выступили", часть 3 - "Решили" или "Постановили". Исходя из смысла и сути общего собрания, к-е проводится в очной форме, следует понимать то, что люди (участники собрания) приходят на такое собрание не для того, чтобы только предлагать решение, но в первую очередь, чтобы обсудить вопрос повестки дня. Поэтому после докладчика по вопросу обязательно должны следовать выступления членов СНТ, к-е должны заканчиваться понятным и чётко сформулированным предложением по рассматриваемой проблеме. Если такое предложение не поступает, то председатель собрания обязан дополнительно спросить об этом выступающего.

    В протоколе общего собрания в очно-заочной форме будет отражение в виде стандартной схемы рассмотрения вопроса повестки дня аналогично очной форме собрания. А после строки "РЕШИЛИ" и отражения результатов голосования по вопросу добавляется строка с результатами заочного голосования членов СНТ. Третьей строкой будут записаны итоговые результаты голосования по очной, заочной части в сумме.

    Следует помнить то, что результаты голосования не членов СНТ лучше отражать отдельно от результатов членов СНТ, исключая итоговую строку, где всё суммируется в общие итоги и вывод о принятом решении.

    В Приказе Минстроя решили сделать иначе. По их мнению следует придерживаться похожей схемы при отражении результатов обсуждения вопросов общего собрания, проводимого в очной форме. Но, схема отличается от стандартной: часть 1 - "Слушали", часть 2 - "Предложено", часть 3 - "Решили". Таким образом, Приказ исключает докладчиков, выступающих с основным докладом или информацией по вопросу повестки дня, а также выступающих в обсуждении по вопросу. Но, это противоречит сути собрания. В выступлениях важно не только то, что предлагает член СНТ, но и то, какими аргументами обусловлено его предложение. Именно эту часть Приказ игнорирует.

  11. Подписи лиц под протоколом собрания:
  12. Как правило, в СНТ общее собрание организует и проводит правление. В этих случаях протокол собрания подписывает председатель собрания и секретарь, а также лица, назначенные для подсчёта голосов до собрания правлением (последние выбираются при необходимости). При этом, вполне вероятно то, что для очной части собрания - это будут одни лица, а для заочной части - другие. В этом случае свои подписи лица, осуществлявшие подсчёт голосов, ставят, разделяя их пометкой для очной части собрания и для заочной. По данной ситуации в протоколе делается отметка без принятия собранием решения и голосования.

    Во всех других случаях, когда общее собрание избирает председателя собрания, секретаря и лиц для подсчёта голосов, то проводится стандартная процедура выборов с отражением её результатов в протоколе собрания. Но, если посмотреть на все положения Приказа Минстроя, к-е касаются председателя собрания, секретаря и лиц, осуществляющих подсчёт голосов, то получить чёткий и внятный ответ, как их избрать в условиях проведения фактически отдельных друг от друга двух частей очно-заочного общего собрания, невозможно.

    Положения Приказа Минстроя № 44/пр от 28.01.2019 г., отвечающие за выборы председателя и секретаря собрания, лиц, осуществляющих подсчёт голосов, а также про подпись организатора общего собрания изложены в пунктах 3, 4 (е), 12, 22, 23, 24.

    Изучив нормы Приказа Минстроя, поневоле приходишь к выводу, что те, кто разрабатывали нормы по данному вопросу, находятся страшно далеко от общих собраний, а от очно-заочной формы отделены, как минимум расстоянием от Земли до Луны. А раз так, то необходимо вывести свои правила игры, к-е бы устроили всех садоводов и организатора собрания. Заметим и то, что в случае организации и проведения общего собрания в очно-заочной форме правлением СНТ вопросов к подписантам протокола нет. Это всегда секретарь и два (или больше) членов правления (др. членов СНТ), назначенные правлением своим решением по организации и проведению собрания, для подсчёта голосов. Председатель СНТ уполномочен подписать весь протокол общего собрания и подпись заверить печатью СНТ.

    В случае отказа правления (или игнорирования требования инициатора) проводить собрание его может организовать и провести ревизионная комиссия или 1/5 членов СНТ. Вариантов всего два. Третий вариант, когда собрание организует и проводит орган самоуправления граждан рассматривать не будем, т.к. проблемы выбора председателя и секретаря собрания возложены на организатора. Как орган самоуправления граждан распорядится своим правом - его задача, не СНТ и не садоводов.

    Итак, для очной части собрания вопрос выбора или назначения председателя и секретаря собрания, а также лиц, осуществляющих подсчёт голосов, очевиден. Тот, кто организует собрание, тот и назначает. При этом логично предположить то, что эти лица будут действовать в этих ролях при проведении обеих частей общего собрания. Если члены СНТ с выбором организатора собрания не согласятся, то выразить своё несогласие и предложить другие кандидатуры возможно только при проведении очной части. При проведении заочной части участники собрания, выбравшие заочный способ для принятия решения, не имеют возможности выбирать председателя, секретаря и лиц, осуществляющих подсчёт голосов. Почему? Ответ находим в норме закона:

    Статья 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества", ФЗ-217 от 29.07.2017 г.

    26. Принятие решения общего собрания членов товарищества путём заочного голосования не предполагает очного обсуждения вопросов повестки такого собрания и осуществляется путём подведения итогов голосования членов товарищества, направивших до дня проведения такого общего собрания свои решения в письменной форме по вопросам повестки общего собрания членов товарищества в его правление.

    Т.е., право голосовать по вопросам повестки дня члены СНТ имеют согласно полученным с уведомлениями бюллетеням заочного голосования, а вот право выбирать председателя, секретаря и лиц, осуществляющих подсчёт голосов, при заочном голосовании нет. Однако, не всё так плохо. Недовольные и несогласные имеют полное право прибыть на очную часть собрания, внести свои предложения и, возможно, повлиять с помощью этих временных выборных должностей на весь ход очной части собрания и принятие конечного решения.

  13. Копия реестра членов СНТ и лиц, имеющих участки в границах садоводства, без участия в СНТ:
  14. Копия реестра членов СНТ и лиц без участия в товариществе по состоянию на момент открытия собрания обязательно должны быть приложены к протоколу общего собрания в виде приложения. Делается это с целью правильности определения кворума для проведения собрания и проверки законности принятых решений, в т.ч. по вопросам, где решения принимаются с учётом голосования лиц без участия в СНТ и при голосовании квалифицированного большинства участников общего собрания.

    В случае включения в повестку дня вопроса о приёме в члены СНТ такой вопрос при общем собрании, проводимом в очно-заочной форме, считается рассмотренным и решение принятым только после окончания собрания, т.е., после завершения очной и заочной части. Таким образом вступающие лица не могут принять участие в принятии решений по вопросам повестки дня данного собрания. При этом следует учитывать то, что принять отрицательное решение, при условии выполнения кандидатом всех требований к вступающему, собрание принять не имеет право (Статья 12. Основания и порядок принятия в члены товарищества ФЗ-217 от 29.07.17 г.)

  15. Копия уведомления об общем собрании в очно-заочной форме:
  16. Смысл включения уведомления в отдельное приложение к протоколу в том, чтобы показать законность принятого организатором собрания решения об организации и последующем проведении собрания в очно-заочной форме после несостоявшегося собрания в очной форме из-за отсутствия кворума. Уведомление также показывает то, что повестка дня несостоявшегося собрания является идентичной повестке дня определённой для собрания в очно-заочной форме.

  17. Реестр (др. документы) о вручении уведомлений членам СНТ:
  18. Реестр вручения уведомлений также является одним из приложений к протоколу собрания. Это требование Приказа Минстроя связано с тем, что организатор должен предъявить документ, подтверждающий выполненную обязанность по надлежащему уведомлению членов СНТ о дате, повестке дня, месте проведения и высланных в адрес участников бюллетенях для заочного голосования всем лицам (членам и не членам СНТ), в соответствии с требованиями ч. 13, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества". Реестр будет содержать подпись члена СНТ о вручённом ему уведомлении либо отметку ответственного лица, производившего действия по отправке уведмоления данному лицу посредством почтового отправления или на адрес электронной почты. К реестру должны быть приложены доказательства (документы), свидетельствующие о надлежащем уведомлении в случае, если уведомление было вручено не лично участнику собрания под роспись.

  19. Письменные решения (бюллетени) членов СНТ с принятым решением по вопросам повестки дня:
  20. Подписанные бюллетени с решениями членов СНТ, принявшими участие в заочной части общего собрания, являются обязательным приложением к протоколу общего собрания в очно-заочной форме. К ним могут быть добавлены бюллетени членов СНТ, принявших участие в очной части собрания, при условия принятия его участниками решения о закрытом очном голосовании по вопросам повестки дня.

  21. Сдача протокола на хранение в правление СНТ:
  22. Согласно требованиям ст. 21 "Ведение делопроизводства в товариществе" ФЗ-217 от 29.07.17 г. предусмотрены все действия организатора, исключающие факт подделки или исчезновения протоколов собрания в последующем. Однако, закон прямо не устанавливает ответственность председателя СНТ, другого ответственного за делопроизводство члена правления в случае подделки или утери протокола. Разборки в СНТ по данному вопросу могут занять не один месяц, а результат будет нулевым. Маловероятно то, что председателя кто-то сможет привлечь к серьёзной ответственности, вплоть до уголовной. Скорее всего дело просто закроют, если вообще его кто-то возбудит, вместо этого посоветовав восстановить протокол (протоколы) самим. Исходя из возможных итогов, целесообразно председателю и секретарю собрания, организатору собрания (при необходимости) при возникновении определённых опасений в сохранности и защите протокола от подделок, иметь копии протокола, оформленные по тем же правилам что и оригинал, но под другими порядковыми номерами (имеется ввиду порядковый номер копии, а не порядковый номер протокола). На подлиннике протокола следует делать соответствующую запись об отпечатанных экземплярах и лицах, кому направлены (переданы) копии для хранения. По истечению актуальности или надобности в мерах предосторожности копии протокола могут быть переданы в правление и подшиты в дело или уничтожены.

В заключение следует сказать то, что данная статья раскрывает лишь особенности организации и проведения общего собрания членов СНТ в очно-заочной форме. Многие вопросы подробно рассматриваются в других статьях рубрики "ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ", в том числе и сам протокол общего собрания.

Добавим к сказанному, все вопросы по использованию электронных и (или) технических средств голосования находятся в ведении новой ст. 17.1 "Особенности принятия решений общего собрания членов товарищества с применением электронных или иных технических средств" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Нормы данной статьи применяются к тем техническим способам и методам, к-е используются в вашем конкретном СНТ.


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Анализ веб сайтов  

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика