Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. - Ж.Д'Аламбер

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-66 от 15.04.98 г. с изменениями по 14.04.2008 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-66 от 15.04.98 г. с изменениями по 30.06.2006 г.
Издание расширенное, дополненное. Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь

Действующая редакция ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!

Все на выборы правления 
СНТ

Выборы органов управления в СНТ
Организация правомочных выборов

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле

Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Калининград




HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов



О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.


Последняя версия ФЗ-66 от 15.04.1998 г.
"О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"

В закон внесены существенные дополнения и изменения ФЗ-337 от 03.07.2016 г.
Для удобства пользования все изменения выделены красным цветом.
Ссылка на проект Закона для скачивания: Новый 66-ФЗ от 15.04.98 г. в новой редакции ФЗ-337 от 03.07.16 г.

22.08.2016 г. Правительством РФ в ГД внесён проект нового федерального закона "О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ".
Бесплатная ссылка на проект закона для скачивания (формат файта pdf): Проект закона о садоводстве взамен 66-фз от 15.04.98 г.
Предполагаемый срок ввода закона в действие 01.01.2018 г.
Обсуждение законопроекта открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик» (для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

Ограничение, прекращение прав собственности
на земельный участок в СНТ

"Чем дальше в лес, тем больше дров", - гласит русская пословица. Её можно в полной мере отнести и к садоводческим некоммерческим товариществам. То, что ещё вчера казалось правлению нашего СНТ очевидным и правильным, сегодня оказывается несоответствующим законодательству. Отсюда и ошибки, а как следствие, принимаемые незаконные решения правлением и общим собранием. Понятное дело, что рядовые садоводы, в своей основной массе вообще никогда не обращаются к помощи закона. Просто выполняют то, что говорят органы управления товарищества, не задумываясь о законности того, что они творят. Это относится и к праву собственности на индивидуальный земельный участок.

Ответственность садовода за нарушение законодательства

Основу мер, применяемых к садоводу - собственнику индивидуального участка составляют нормы ст. 47 "Ответственность садоводов за нарушение законодательства" ФЗ-66 от 15.04.1998 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Останавливаться и разжёвывать все нарушения, а также порядок их отнесения к тому или иному закону мы не будем. Давайте исходить из того, что, если правление видит нарушение, то, однозначно, оно знает нормы закона, который нарушается. В противном случае нарушения никто не замечает до какого-то определённого момента.

Разберёмся с нормами статьи подробнее. Первый пункт устанавливает административную ответственность садовода за нарушение законодательства. Это значит, что в случаях допущения таким садоводом административных нарушений правление товарищества, комиссия по контролю за соблюдением законодательства вправе предупредить нарушителя об имеющихся нарушениях законодательства с составлением соответствующего акта (см. образец акта о нарушении законодательства, перед распечаткой приведите его в соответствие с задачей, поменяв некоторые реквизиты бланка). Акт составляется в 2-х экземплярах: один вручается нарушителю, второй подшивается в дело в правлении. Если нарушитель не подписывает акт и не хочет его получать, то можно на документе оставить подписи лиц, которые свидетельствуют о доведении содержания акта и об отказе садовода от его получения, в т.ч. и по почте.

Если нарушитель чихать хотел на ваши акты, то наступает вторая фаза работы правления или комиссии по контролю за соблюдением законодательства. А именно, составляется второй акт о нарушении, далее первый и второй акты правление с сопроводительным письмом направляет в соответствующий орган, контролирующий те или иные административные нарушения, для привлечения виновного к административной ответственности в соответствии с Административным кодексом. На этом полномочия СНТ заканчиваются.

Органам управления СНТ право наложения административных взысканий: предупреждений, штрафов, административных арестов и др. взысканий Административным кодексом не предоставлено.

После принятых правлением и комиссией по контролю за соблюдением законодательства мер, скорее всего, нарушитель устранит допущенные нарушения. А если это не помогает, то вступает в действие второй пункт ст. 47 "Ответственность садоводов за нарушение законодательства".

Следует обратить внимание, что мера ответственности, предусмотренная пунктом 2 ст. 47 ФЗ-66, устанавливает лишение прав собственности на земельный участок только "за умышленные или систематические нарушения, предусмотренные земельным законодательством". Соответственно, нарушая лесное, водное, градостроительное законодательство, законодательство о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения или законодательство о пожарной безопасности, лишиться прав собственности на земельный участок фактически невозможно.

Ответственность садовода за нарушение земельного законодательства

Статья 44 "Основания прекращения права собственности на земельный участок" Земельного кодекса, ФЗ-136 от 25.10.2001 г. устанавливает всего три случая, при которых собственник теряет право собственности на земельный участок:

  • при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
  • Т.е. при осуществлении процедур купли-продажи, дарения, завещании, мене и др. операций с земельным участком, в результате которых старый собственник передает права на землю новому собственнику согласно нормам гражданского законодательства.

  • отказе собственника от права собственности на земельный участок;
  • Собственник может отказаться от права владения своим участком, направив соответствующее заявление в органы самоуправления, которые выделили ему этот участок своим решением.

  • в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
  • Такое может случиться в исключительных случаях. Принудительное изъятие земельных участков может быть осуществлено на основании норм статьи 49 "Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд" и статьи 55 "Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд" Земельного кодекса. В этом случае, скорее всего, потеря земельных участков будет касаться всех садоводов в данном конкретном СНТ.
    В других случаях принудительное изъятие земельного участка может коснуться одного садовода вследствие вынесенного решения суда согласно гражданскому законодательству, например, при конфискации имущества, нажитого "непосильным" трудом.

    Указанное выше не будет исчерпывающим, если не обратиться к Гражданскому кодексу РФ:

    Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется в соответствии с его целевым назначением

    Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

    Статья 285. Изъятие земельного участка, используемого с нарушением законодательства

    Земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки.

    Статья 286. Порядок изъятия земельного участка ввиду его ненадлежащего использования

    1. Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным статьями 284 и 285 настоящего Кодекса, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.
    2. Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.
    3. Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Следующая информация предназначена скорее для справки, она просто поясняет понятия, которые встречаются в законодательстве о земле:
ст. 45 "Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком" Земельного кодекса на первый взгляд устанавливает нормы, применив которые, можно попытаться изъять земельный участок у владельца. Но Земельный кодекс чётко определил, что субъектом права постоянного (бессрочного) пользования землей могут быть государственные и муниципальные учреждения, федеральные казенные предприятия, органы государственной или муниципальной власти. Физическими лицами тут и не пахнет. В то же время Кодекс разрешил владельцам (физическим лицам) земельных участков, получивших их ранее на праве постоянного (бессрочного) пользования, приобрести участки в собственность.

Право пожизненно наследуемого владения земельным участком позволяет передавать земельный участок по наследству. Таким правом могут обладать только физические лица. Кажется, что вот оно - это то, что надо. Нет. Ранее можно было предоставлять земельные участки на таком праве для ведения личного подсобного или создания фермерского хозяйства. Но Земельный кодекс сейчас отменил эту возможность - предоставлять землю на правах пожизненно наследуемого владения. А, кроме того, в соответствии с нормами Кодекса, землевладелец может только предоставлять землю на правах аренды или в безвозмездное срочное пользование.

В практике СНТ постоянно встречаются всевозможные нарушения законодательства связанные с землепользованием. Грамотно поставленная работа правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства сведут на "нет" все поползновения отдельных "крутых" садоводов, думающих, что они могут делать на своем участке всё. И это всё, сделанное ими, совершенно никого не должно касаться. Пользоваться в этих случаях надо нормами пункта 1 ст. 47 ФЗ-66 от 15.04.98 г., а если не помогает, то плавно переводить действия правления в русло норм пункта 2 этой же статьи и 285 Гражданского кодекса. Но, во всех этих случаях правление реально видит перед собой нарушителя, т.к. он не прячется. Он на виду у всех. А как быть, когда найти собственника невозможно? Ответ - далее.

Лишение права собственности на земельный участок в случае его длительного неиспользования по назначению

Как правило, собственники, которые не используют садовый участок, в СНТ не появляются, взносы не платят и, в конце концов, правление теряет следы и адреса таких горе-садоводов. Возникает интересная ситуация: Садовода нет, участок не обрабатывается. Казалось бы, да и черт с ним. Но когда таких вот "мёртвых душ" набирается уже порядком, то это начинает ощутимо бить по оставшимся активным садоводам. Выражается это в том, что бремя содержания объектов общей собственности, органов управления и все остальные денежные вопросы в СНТ ложатся на плечи остающихся. Часто это бремя становится непосильным. Кроме того, заброшенные участки зарастают бурьяном, их частенько превращают в непонятные притоны бомжи, учащается воровство. Перед СНТ встает вечный вопрос: "Что делать?"

    Последовательность работы правления по неиспользованным участкам:

  1. Направить запрос в адрес управления регистрации прав на недвижимость с целью установления собственника земельного участка. Это стоит денег, но без этого вопрос вообще не решится никогда.
  2. При установлении собственника согласно требованиям ст. 47 ФЗ-66 предупредить собственника о нарушении им земельного и гражданского законодательства, а также его обязанности об уплате соответствующих взносов в СНТ.
  3. Параллельно правление, в т.ч. с привлечением комиссии по контролю за соблюдением законодательства, в течение 3 лет добросовестно составляет акты о неиспользовании земли по назначению.
  4. В отсутствие реакции собственника на работу правления по пункту 2 и 3 направить в порядке выполнения ст. 284 и 286 Гражданского кодекса (см. выше) письмо об инициировании процедуры принудительного изъятия земли у собственника (собственников) по основаниям ст. 284.

В конечном итоге, земельные участки по решению суда либо без такового могут быть проданы СНТ либо другому новому собственнику через торги. По дополнительному ходатайству правления участки могут быть проданы садоводам или СНТ, как юридическому лицу. В последующем СНТ по решению собрания может перепродать эти участки желающим.

Следует помнить о той "нехорошей" части ст. 285 ГК, в которой говорится о том, что если земельный участок не использовался длительное время по каким-либо обстоятельствам, исключающим такое использование, то принудительное изъятие такого участка не может быть осуществлено даже по решению суда.

А без собственника наличие исключающих обстоятельств просто невозможно определить. Поэтому, если собственник определён, но его невозможно найти, то дело по изъятию земельного участка зайдёт в тупик и в органе самоуправления и в суде. Преодолеть эту патовую ситуацию можно только путём документального подтверждения того, что собственник, к примеру, умер. Но тут же возникает проблема наследников - снова тупик. Согласитесь, что СНТ с его ограниченными возможностями и привязкой к месту уже не под силу носиться по всей РФ в поисках наследников.

Снова перед правлением маячит вопрос: "Что делать?" А решение есть. Однако при его принятии правление неминуемо идёт на нарушение законодательства, подставляя под удар, прежде всего, садоводов, претендующих на "бесхозные" участки, преследуя свои меркантильные интересы, т.к. при любом раскладе новым садоводам "владельцам участков" не видать ни членства в СНТ ни осуществления регистрации прав на земельные участки, а платить за них государству и СНТ придётся. Таков закон. Можно, конечно, вспомнить о ст. 234 ГК и заверить нового владельца о том, что по прошествии лет он может получить участок в собственность. Но, господа-товарищи, всё "вилами на воде писано" - забывать о ст. 285 этого же ГК нельзя. Суд всегда займёт сторону собственника, а причины, по которым участок не обрабатывался можно найти всегда.

Статья 234 "Приобретательная давность" Гражданский кодекс, часть 1

  1. Лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет (прим. ред. - земельный участок относится к недвижимости) либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).
    Право собственности на недвижимое и иное имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает у лица, приобретшего это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации.
  2. До приобретения на имущество права собственности в силу приобретательной давности лицо, владеющее имуществом как своим собственным, имеет право на защиту своего владения против третьих лиц, не являющихся собственниками имущества, а также не имеющих прав на владение им в силу иного предусмотренного законом или договором основания.
  3. Лицо, ссылающееся на давность владения, может присоединить ко времени своего владения все время, в течение которого этим имуществом владел тот, чьим правопреемником это лицо является.
  4. Течение срока приобретательной давности в отношении вещей, находящихся у лица, из владения которого они могли быть истребованы в соответствии со статьями 301 и 305 настоящего Кодекса, начинается не ранее истечения срока исковой давности по соответствующим требованиям.

29 апреля 2008 г. в Ленинградском районном суде было вынесено решение, согласно которому "бесхозный" участок передан в аренду гражданке, которая до этого несколько лет с разрешения правления СНТ использовала земельный участок по назначению. Суд посчитал, что при появлении собственника участка или его наследников ничто не помешает восстановлению права собственности, и, соответственно, прекращению "незаконной" аренды (подробнее см. страницу: "Решение суда по иску к администрации г. Калининграда о понуждении предоставить в аренду участок земли").

Вашему вниманию предоставляется и другое решение суда по схожему делу с необходимыми комментариями. Но здесь правление СНТ встало на защиту собственника земельного участка, не позволив аферисту незаконно завладеть чужой собственностью, путь даже заброшенной в настоящее время. Суд абсолютно правильно отказал истцу в его требованиях к СНТ "Пищевик" о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка № 87, о включении его в список граждан-членов СНТ "Пищевик", являющимся приложением к постановлению мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.1995 г. (подробнее см. страницу: Решение суда по иску о понуждении проведения заседания правления СНТ для решения вопроса о передаче ему в пользование земельного участка).

Итоги подводить не будем. Всё яснее ясного. Общее собрание и правление СНТ вправе выбрать тот путь, который считает более правильным и целесообразным в каждой своей конкретной ситуации, но принимать меры по уменьшению количества заброшенных участков органы управления не просто должны - они обязаны это делать. Главное не забывать о том, что правление, идущее по пути раздачи "бесхозных" участков должно обязательно предупреждать садоводов, лучше письменно, пользующихся такими заброшенными участками о возможных правовых последствиях такого пользования.

Борьба же с нарушениями законодательства со стороны отдельных садоводов (п. 1 ст. 47 ФЗ-66) - святое дело правления и комиссии по контролю за соблюдением законодательства. И это тоже требование ФЗ-66 от 15.04.98 г.









Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:







Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, инфраструктура СНТ.

  Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2016, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика