Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. - Ж.Д'Аламбер
|
|||
Ваш полис ОСАГО здесь Что такое СНТ?
Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Выборы органов управления СНТ Решения судов по СНТ Ликвидация правовой безграмотности Cтроим жилой дом Всё о взносах в СНТ О членских и целевых взносах "Дачная амнистия" Заставьте правление СНТ Правила пользования земельным участком Ограничение прав собственности на землю Налог на землю |
|||
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯСтраница 1. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ НЕ НАБИРАЕТ КВОРУМ. ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ. Страница 2. ПРАВОМОЧНОСТЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 29.07.17 г. Страница 3. ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ Страница 4. УВЕДОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОБЩЕМ СОБРАНИИ Страница 5. РЕГИСТРАЦИЯ ЧЛЕНОВ СНТ, ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ Эта страничка занимает меньше всего места в разделе "Общее собрание в СНТ - все беды от собрания". Связано это с той значимостью, которая отводится Законом № 217-ФЗ от 29.07.17 г. к "временным должностям" граждан, избираемых общим собранием на период его работы. Она вообще могла бы не появиться здесь, если бы не одно "но". Нормы нашего садоводческого закона как-то обошли стороной секретаря общего собрания, а вернее, прошлись поверхностно, не затрагивая сути и объяснений о необходимости такой временной должности, ограничившись только председателем собрания. А между тем, как протокол общего собрания не появляется из под пера председателя, т.к. ему вести этот протокол не с руки. Он просто занят работой по ведению собрания, в то время как секретарь записывает всё происходящее. И именно на него возложена обязанность по составлению протокола во время собрания и его окончательное оформление после мероприятия. На этой странице побробно разберём следующие вопросы: Кто и как избирает председателя и секретаря общего собрания? Переходим к разбору темы. Страница 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯКак всегда, следовало бы начать с норм законодательства. Но нам придётся проанализировать два основных нормативных правовых акта с целью вывода правильной начальной установки для любого общего собрания в СНТ по вопросам выбора председателя собрания и секретаря. Смотрим наш ФЗ-217 от 29.07.17 г.: Статья 10 "Порядок принятия решения об учреждении товарищества", ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Нам для дальнейшей работы интересны нормы частей 2 и 3 рассматриваемой статьи 10. Обратите внимание на то, что закон чётко ставит перед собранием учредителей задачу избрания секретаря собрания и указывает на обязательную подпись секретаря под протоколом наряду с подписями председателя собрания и всеми учредителями. При рассмотрении ниже других норм закона необходимость избрания секретаря собрания исчезает. Почему? Можно только предположить то, что учредительное собрание является первым в образуемой (создаваемой) организации. Ещё нет председателя организации, нет правления, нет вообще никаких органов управления, и потому их избрание не может быть автоматически возложено на организатора собрания, т.к. этим организатором являются сами его участники-учредители. Разберём следующие пять норм из двух статей закона: Статья 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества", ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Часть 1, пункт 20: Норма с одной стороны даёт право каждый раз избирать на собрании председателя общего собрания, а с др. стороны ничего не говорит о необходимости выбора секретаря собрания. Почему? В обычной организации, а СНТ к таким не относится по многим причинам, две из к-х назовём: столкновение разных интересов и материальных возможностей людей под эгидой одной организации и отсутствие какого-либо контроля деятельности СНТ со стороны контролирующих государственных органов. Можно предположить то, что часто это единственный шанс изменить жизнь в садоводстве от принципа «по понятиям» на принцип «по закону». Т.е., избранием председателя и вкупе с ним секретаря (ведь закон не запрещает это делать) возможно выстроить на собрании схему управления, к-я не даст одной стороне протащить те решения, к-е другая сторона не принимает. Скажем по-другому: выбранные органы управления собрания оформят такой протокол и запишут в него такие решения, к-е действительно были приняты или не приняты на текущем собрании. Кроме того, данная норма не даёт возможности закрепления в уставе порядка, к-й бы определял председателем собрания по умолчанию председателя товарищества, что всегда давало бы преимущества ему и его сторонникам. Часть 20: Норма не противоречит п. 20, части 1 данной статьи, где определено то, что собрание имеет право избрать председателя собрания. Если в вашей организации таких предложений не поступило в начале работы собрания, то по умолчанию председателем собрания будет являться председатель товарищества. И он обязан на собрании озвучить это предложение. Если не поступает др. предложений, то за поступившее предложение можно не голосовать на основании этой нормы закона. Эта норма выполнима, если в СНТ нет или почти нет противоречий, к-е не позволяют в условиях противоборства противоположных сторон предупредить нарушения при ведении собрания и оформлении протокола. Часть 25: Данный пункт раскрывает некоторые требования к оформлению протоколов общего собрания в СНТ. Полностью требования к оформлению протоколов общих собраний содержатся в нормах ст. 181.2 Гражданского кодекса. И в этом нет противоречий, как нет каких-то специфических норм ФЗ-217 от 29.07.17 г., к-е бы закрепили правила, в части касающихся председателя, секретаря собрания, др. органов, в корне отличных от норм общего закона. И мы увидим это ниже на странице. Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе
Норма для СНТ новая. В 66-фз от 15.04.98 г. никто не отвечал за делопроизводство в товариществе. Обеспечение ведения делопроизводства входило в компетенцию правления. Но обеспечение не есть ответственность. В настоящем законе ответственность за ведение делопроизводства напрямую возложена на председателя. Соответственно, если председатель не занимается решением данного вопроса, то есть основание прекратить полномочия такого председателя досрочно. И отсюда же следует ответственность председателя за правильное и точное оформление протокола общего собрания и его сохранность после собрания. Повлиять на оформление протокола так, как хотелось бы председателю СНТ, но так, как собрание не принимало решения, он не может. Норма не запрещает подпись секретаря собрания, к-й фактически составляет протокол и вносит в него все сведения. Но об этом ничего не сказано. Почему? Ответ ниже. Других норм в 217-ФЗ от 29.07.17 г., касающихся председателя и секретаря собрания, нет. Можно было бы вопрос закрыть. Но такие нормы есть в Гражданском кодексе. Статья 181.2 "Принятие решения собрания" ГК.
Есть необходимость обратить внимание на императивность норм ГК. Подпись секретаря в протоколе должна быть. Других вариантов в законе нет. Таким вариантом могла бы быть следующая оговорка "если иное не предусмотрено законом". В этом случае закон имеет в виду нормы другого специального закона, не обязательно ГК. Но такая оговорка отсутствует. Как быть в нашем случае? Быть секретарю собрания или не быть. Ответим на этом вопрос с позиций логики построения законодательных актов и, прежде всего, самого ФЗ-217 от 29.07.17 г.:
Правило: Нормы 217-ФЗ от 29.07.2017 г. не исключают нормы Гражданского кодекса, а всего лишь дополняют их и развивают в целях конкретизации тех или иных особенностей гражданско-правового положения СНТ, ОНТ. В таком случае: Так требует поступать общий закон (ГК) и применение норм специального закона (ФЗ-217 от 29.07.17 г.) к нормам общего закона. Можно ли эти два правила конкретизировать для одного СНТ? Можно и нужно. Для этого есть устав СНТ, ОНТ, к-й дополнит или расширит означенные нормы закона, касающиеся председателя и секретаря общего собрания. Как это можно сделать? Если в товариществе разработан и принят "Регламент ведения общего собрания в СНТ", а закон это не исключает, то в нём можно установить для председателя собрания какие-то дополнительные требования. Например, председатель собрания может избираться из лиц, не имеющих членства в СНТ, председателем собрания может быть вообще приглашённое лицо. Но, в практическом плане - это всё мышиная возня. Данная "свадебная" должность ровным счётом ничего не даёт садоводам. И вот почему: если в СНТ определена повестка дня собрания, дата, разосланы толковые уведомления, люди пришли на собрание, то временная выборная должность никак не может повлиять на исход собрания. Практически и теоретически это неосуществимо, если только в ходе проведения собрания не будут допускаться процедурные нарушения. Председатель собрания, повинуясь повестке дня, тупо озвучивает вопросы, даёт слово докладчикам, выступающим, формулирует поступившие варианты решения для каждого вопроса. Сами варианты должны быть высказаны выступающими в обязательном порядке. При забывчивости выступающего высказать предложения, напоминание должно следовать от председателя собрания или даже секретаря, к-й ведёт протокол. Иначе выступления сводятся к пустому сотрясанию воздуха, к-е ни к чему не приводят. Собрание вправе изменить предлагаемые варианты решений по каждому вопросу. В конечном итоге, перед голосованием, все слышат о формулировку принимаемого решения. Секретарь собрания записывает именно это решение, если за него проголосовало большинство участников собрания. При необходимости уточнений собрание может попросить секретаря дополнительно зачитать текст решения, т.к. это наиболее важная часть любого общего собрания - решение и его формулировка. А если всё это так, то не стоит каким-либо образом усложнять процедуру избрания председателя собрания и уточнять эту норму закона в Регламенте. Это ничего не даст. Ведь даже "свой" председатель собрания не сможет проигнорировать то, что было заготовлено неугодным правлением, другой вопрос - решение, которое будет принято собранием. И председатель здесь не при делах, т.к. решение принимается собранием. Идём дальше... Согласно требованиям закона эту временную (на время собрания) должность председателя собрания может занять любой член садоводства, в том числе и член его правления. Председателем общего собрания товарищества может быть и приглашённый человек со стороны, и собственник садового участка в данном садоводстве не член СНТ. На всё воля членов товарищества. Важно лишь то, чтобы избранный председатель общего собрания умел вести это самое общее собрание. Если садоводы не хотят, чтобы собрание вёл один из законченных ворюг или негодяй, то его не стоит избирать председателем собрания. Если же он сам вызвался вести собрание, то можно предложить и избрать другую кандидатуру. Против всех ведь не попрёшь. Но, повторюсь, никакого ожидаемого эффекта от перемены председателей собрания не будет достигнуто. Конечный итог любого общего собрания один - оформляется протокол. Затем протокол подписывается председателем и секретарём собрания, заверяется печатью садоводческого объединения. Документ вместе со всеми приложениями подшивается в дело. Правило: Ответственность председателя и секретаря общего собрания начинается с объявления о наличии кворума общего собрания, продолжается правильными процедурными действиями во время собрания, а заканчивается точным оформлением протокола в соответствии с нормами статьи 181.2 Главы 9.1 "Решения собраний" ГК и принятыми решениями. Давайте ещё раз обратим внимание на нормы закона, затрагивающие процедурные вопросы: Статья 181.2. Принятие решения собрания
После появления протокола в деле СНТ за всё остальное при любом раскладе и обстоятельствах отвечает председатель правления. Далее для садоводов важно лишь только то, что было подшито в папку, и каким образом будут сохранены все документы собрания. Ведь решение собрания - основа деятельности любого СНТ, а о председателе собрания уже на следующий день можно забыть. Он лично решение вместо собрания не принимал и отвечать ему не за что. С секретарём собрания ситуация интереснее. Поэтому занять это кресло может кто угодно. Но это не значит, что секретарь собрания не нужен. Норма о его обязательном наличии закреплена в уже упомянутой статье 181.2 пункт 3 Гражданского кодекса. Поэтому такая должность на время собрания нужна. Наиболее правильным будет назначение секретаря собрания правлением (другим организатором) заранее. Если нет веры такому секретарю, то к нему можно приставить дополнительного секретаря от группы недоверчивых. Пусть их на собрании будет двое (трое ...). Такое обоюдное решение закрепляется голосованием участников собрания. Не возбраняется после собрания сомневающимся и недоверчивым просмотреть протокол собрания, который лёг в дело СНТ. И вопрос будет закрыт. Если принятое решение и протокол не совпадают, то тогда можно спросить с председателя и с секретаря собрания. А если дело дойдёт до суда, то спрос будет только с председателя СНТ. Ведь он заверял подписи председателя и секретаря собрания под протоколом печатью объединения и должен был проверить то, что написал секретарь на предмет соответствия протокола и принятого садоводами решения. В конечном итоге, общее собрание может поступать с этими двумя временными выборными должностями так, как ему заблагорассудится, но никакой практической роли эти две должности не играли, не играют и никогда не будут играть в решении судеб СНТ. Главное, чтобы была соблюдена данная процедура, и председатель с секретарём на общем собрании были избраны. И только это требует закон. Исходя из сказанного, опротестовать решение общего собрания, где была нарушена эта норма закона практически невозможно, так как она не влияет на принятие решения, а только оно важно, и только оно должно опротестовываться в суде. Признать общее собрание членов СНТ недействительным, где председатель не избирался, а назначил сам себя, тоже не удастся. Ведь за решение голосовали члены СНТ, а не один председатель собрания. На этом поставим точку и перейдём к ещё одному важному вопросу по теме: повестка дня общего собрания членов СНТ. Страница 7. ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ Страница 8. ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРАВО ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ Страница 9. ПРОТОКОЛ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ Страница 10. КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЛЕНОМ СНТ Страница 11. КАК ЧЛЕНУ (НЕ ЧЛЕНУ) ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ СНТ Страница 12. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СУДЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ (НЕ ЧЛЕНОВ) СНТ Страница 13. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД Страница 14. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ Страница 15. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ СНТ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ |
Старый форум
Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий. или на пласт. карту МИР 2204 3201 7785 0429 |
||
|
|||
г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г. |
|||
|