Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам. - Ж.Д'Аламбер

Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы правления 
СНТ

Выборы органов управления в СНТ
Организация правомочных выборов

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле

Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов



О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
     Для ознакомления с подробным содержанием подразделов сайта необходимо нажать на интересующий вас пункт Главного меню.


29.07.2017 г. Президентом РФ подписан новый федеральный закон "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Бесплатная ссылка на новый закон с комментариями ресурса: ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Дата ввода закона в действие 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.
Обсуждение закона открыто здесь: Форум сайта СНТ «Пищевик»
(для внесения замечаний, предложений, изменений необходима регистрация).

ФЗ-217 от 29.07.2017 г. - Постоянно дополняемые, изменяемые комментарии к уставу согласно новому федеральному закону с учётом наработанной практики.
Ссылка на раздел с уставом и комментариями к нему от ресурса СНТ "Пищевик".

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Страница 1. ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ НЕ НАБИРАЕТ КВОРУМ. ВЫХОД ИЗ СИТУАЦИИ.

Страница 2. ПРАВОМОЧНОСТЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

НЕВЫПОЛНЕНИЕ НОРМ ЗАКОНА № 217-ФЗ ОТ 29.07.17 г.
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СНТ
КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ОТМЕНЫ ЕГО РЕШЕНИЯ

Страница 3. ОБЯЗАННОСТЬ ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПОДГОТОВКЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СНТ

Страница 4. УВЕДОМЛЕНИЕ ЧЛЕНОВ СНТ О ПРЕДСТОЯЩЕМ ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Страница 5. РЕГИСТРАЦИЯ ЧЛЕНОВ СНТ, ПРИСУТСТВУЮЩИХ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ

ФЗ-217 от 29.07.2017 г.Эта страничка занимает меньше всего места в разделе "Общее собрание в СНТ - все беды от собрания". Связано это с той значимостью, которая отводится Законом № 217-ФЗ от 29.07.17 г. к "временным должностям" граждан, избираемых общим собранием на период его работы. Она вообще могла бы не появиться здесь, если бы не одно "но". Нормы нашего садоводческого закона как-то обошли стороной секретаря общего собрания, а вернее, прошлись поверхностно, не затрагивая сути и объяснений о необходимости такой временной должности, ограничившись только председателем собрания. А между тем, как протокол общего собрания не появляется из под пера председателя, т.к. ему вести этот протокол не с руки. Он просто занят работой по ведению собрания, в то время как секретарь записывает всё происходящее. И именно на него возложена обязанность по составлению протокола во время собрания и его окончательное оформление после мероприятия.

На этой странице побробно разберём следующие вопросы:

Кто и как избирает председателя и секретаря общего собрания?
Может ли председатель СНТ быть постоянным председателем общего собрания?
Где содержатся указания на необходимость избрания секретаря общего собрания членов СНТ?

Переходим к разбору темы.

Страница 6. ПРЕДСЕДАТЕЛЬ И СЕКРЕТАРЬ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Как всегда, следовало бы начать с норм законодательства. Но нам придётся проанализировать два основных нормативных правовых акта с целью вывода правильной начальной установки для любого общего собрания в СНТ по вопросам выбора председателя собрания и секретаря. Смотрим наш ФЗ-217 от 29.07.17 г.:

Статья 10 "Порядок принятия решения об учреждении товарищества", ФЗ-217 от 29.07.2017 г.

  1. Решение об учреждении товарищества принимается гражданами (учредителями) единогласно на их общем собрании посредством очного голосования.
  2. Перед голосованием по вопросу учреждения товарищества лица, участвующие в собрании, обязаны простым большинством голосов избрать председательствующего на собрании и секретаря собрания.
  3. Решение об учреждении товарищества оформляется в виде протокола собрания, который подписывается председательствующим на собрании, секретарем собрания и учредителями товарищества.
  4. ...

Нам для дальнейшей работы интересны нормы частей 2 и 3 рассматриваемой статьи 10. Обратите внимание на то, что закон чётко ставит перед собранием учредителей задачу избрания секретаря собрания и указывает на обязательную подпись секретаря под протоколом наряду с подписями председателя собрания и всеми учредителями.

При рассмотрении ниже других норм закона необходимость избрания секретаря собрания исчезает. Почему? Можно только предположить то, что учредительное собрание является первым в образуемой (создаваемой) организации. Ещё нет председателя организации, нет правления, нет вообще никаких органов управления, и потому их избрание не может быть автоматически возложено на организатора собрания, т.к. этим организатором являются сами его участники-учредители.

Разберём следующие пять норм из двух статей закона:

Статья 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества", ФЗ-217 от 29.07.2017 г.

    Часть 1, пункт 20:

  1. ) принятие решения об избрании председательствующего на общем собрании членов товарищества;
  2. Норма с одной стороны даёт право каждый раз избирать на собрании председателя общего собрания, а с др. стороны ничего не говорит о необходимости выбора секретаря собрания. Почему? В обычной организации, а СНТ к таким не относится по многим причинам, две из к-х назовём: столкновение разных интересов и материальных возможностей людей под эгидой одной организации и отсутствие какого-либо контроля деятельности СНТ со стороны контролирующих государственных органов. Можно предположить то, что часто это единственный шанс изменить жизнь в садоводстве от принципа «по понятиям» на принцип «по закону». Т.е., избранием председателя и вкупе с ним секретаря (ведь закон не запрещает это делать) возможно выстроить на собрании схему управления, к-я не даст одной стороне протащить те решения, к-е другая сторона не принимает. Скажем по-другому: выбранные органы управления собрания оформят такой протокол и запишут в него такие решения, к-е действительно были приняты или не приняты на текущем собрании. Кроме того, данная норма не даёт возможности закрепления в уставе порядка, к-й бы определял председателем собрания по умолчанию председателя товарищества, что всегда давало бы преимущества ему и его сторонникам.

    Часть 20:

  3. Председательствующим на общем собрании членов товарищества является председатель товарищества, если иное решение не принято этим собранием.
  4. Норма не противоречит п. 20, части 1 данной статьи, где определено то, что собрание имеет право избрать председателя собрания. Если в вашей организации таких предложений не поступило в начале работы собрания, то по умолчанию председателем собрания будет являться председатель товарищества. И он обязан на собрании озвучить это предложение. Если не поступает др. предложений, то за поступившее предложение можно не голосовать на основании этой нормы закона. Эта норма выполнима, если в СНТ нет или почти нет противоречий, к-е не позволяют в условиях противоборства противоположных сторон предупредить нарушения при ведении собрания и оформлении протокола.

    Часть 25:

  5. Решения общего собрания членов товарищества оформляются протоколом с указанием результатов голосования и приложением к нему списка с подписью каждого члена товарищества либо каждого представителя члена товарищества, принявших участие в общем собрании членов товарищества.
    Протокол общего собрания членов товарищества подписывается председательствующим на общем собрании членов товарищества.
    В случае принятия общим собранием членов товарищества решения путём очно-заочного голосования к такому решению также прилагаются решения в письменной форме лиц, указанных в пункте 2 части 24 настоящей статьи.
    В случае участия в общем собрании членов товарищества лиц, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, результаты голосования таких лиц по вопросам повестки общего собрания членов товарищества оформляются по правилам, предусмотренным настоящей частью для оформления результатов голосования членов товарищества.
  6. Данный пункт раскрывает некоторые требования к оформлению протоколов общего собрания в СНТ. Полностью требования к оформлению протоколов общих собраний содержатся в нормах ст. 181.2 Гражданского кодекса. И в этом нет противоречий, как нет каких-то специфических норм ФЗ-217 от 29.07.17 г., к-е бы закрепили правила, в части касающихся председателя, секретаря собрания, др. органов, в корне отличных от норм общего закона. И мы увидим это ниже на странице.

Статья 21. Ведение делопроизводства в товариществе

  1. Ответственным лицом за ведение делопроизводства в товариществе является его председатель. Выписки из документов товарищества и копии документов товарищества должны быть заверены печатью товарищества и подписью председателя товарищества.
  2. Норма для СНТ новая. В 66-фз от 15.04.98 г. никто не отвечал за делопроизводство в товариществе. Обеспечение ведения делопроизводства входило в компетенцию правления. Но обеспечение не есть ответственность. В настоящем законе ответственность за ведение делопроизводства напрямую возложена на председателя. Соответственно, если председатель не занимается решением данного вопроса, то есть основание прекратить полномочия такого председателя досрочно. И отсюда же следует ответственность председателя за правильное и точное оформление протокола общего собрания и его сохранность после собрания. Повлиять на оформление протокола так, как хотелось бы председателю СНТ, но так, как собрание не принимало решения, он не может.

  3. Протоколы общих собраний членов товарищества подписывает председательствующий на общем собрании членов товарищества. Протоколы общих собраний членов товарищества, проводимых в форме заочного голосования, подписывает председатель товарищества.
  4. Норма не запрещает подпись секретаря собрания, к-й фактически составляет протокол и вносит в него все сведения. Но об этом ничего не сказано. Почему? Ответ ниже.

Других норм в 217-ФЗ от 29.07.17 г., касающихся председателя и секретаря собрания, нет. Можно было бы вопрос закрыть. Но такие нормы есть в Гражданском кодексе.

Статья 181.2 "Принятие решения собрания" ГК.

  1. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарём собрания.
  2. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны:
    1. дата, время и место проведения собрания;
    2. сведения о лицах, принявших участие в собрании;
    3. результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
    4. сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
    5. сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.
  3. В протоколе о результатах заочного голосования должны быть указаны:
    1. дата, до которой принимались документы, содержащие сведения о голосовании членов гражданско-правового сообщества;
    2. сведения о лицах, принявших участие в голосовании;
    3. результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;
    4. сведения о лицах, проводивших подсчёт голосов;
    5. сведения о лицах, подписавших протокол.

    Есть необходимость обратить внимание на императивность норм ГК. Подпись секретаря в протоколе должна быть. Других вариантов в законе нет. Таким вариантом могла бы быть следующая оговорка "если иное не предусмотрено законом". В этом случае закон имеет в виду нормы другого специального закона, не обязательно ГК. Но такая оговорка отсутствует.

Как быть в нашем случае? Быть секретарю собрания или не быть. Ответим на этом вопрос с позиций логики построения законодательных актов и, прежде всего, самого ФЗ-217 от 29.07.17 г.:

  1. СНТ является специфическим юридическим лицом, деятельность к-го приемлет много такого, чего в других юрлицах не применяется. Одним из таких отличий является то, что общее собрание членов СНТ могут организовать и провести не только правление, но и ревизионная комиссия или инициативная группа членов СНТ (ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества"). Но и этого мало. Собрание может организовать и провести в садоводстве администрация органа самоуправления. Так гласит закон. А, казалось бы, администрация вообще не имеет никакого отношения к СНТ. И тем не менее - это так. Естественно то, что организатор собрания имеет все полномочия по назначению секретаря собрания и предложениям по выбору председателя собрания, при условии того, что правление отказалось организовать и проводить такое собрание (см. Ст. 17, ч.12 по ссылке).
  2. ГК не разделяет общее собрание по видам организаций с разными организационно-правовыми формами. Если для юрлица предусмотрено общее собрание, как высший орган управления корпорацией, то в нём всегда, что и предписано законом, под протоколом должны ставить подписи председатель и секретарь собрания. 217-ФЗ от 29.07.17 г. в связи со спецификой СНТ, ОНТ предусмотрел два варианта для председателя собрания. Им может быть председатель СНТ или лицо, к-е избирается на собрании, если такое предложение поступает от членов товарищества. Как правило, предложение избрать председателя собрания поступает только в случаях недоверия членов к действующему председателю СНТ. И в этом же случае люди обязательно потребуют избрать и секретаря собрания, чтобы оградить назначенного председателем СНТ секретаря от оформления протокола собрания.
  3. Новый 217-ФЗ от 29.07.17 г., не предусматривая избрание или назначение секретаря собрания в своих нормах, с одной стороны не запрещает это делать собранию, а с другой стороны ссылается на норму: части 2 Статьи 1 "Предмет регулирования настоящего Федерального закона" ГК: Настоящий Федеральный закон определяет особенности гражданско-правового положения некоммерческих организаций, создаваемых гражданами для ведения садоводства и огородничества в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Таким образом, сам секретарь собрания, как явление, как орган общего собрания, законом из СНТ не исключается.

Правило: Нормы 217-ФЗ от 29.07.2017 г. не исключают нормы Гражданского кодекса, а всего лишь дополняют их и развивают в целях конкретизации тех или иных особенностей гражданско-правового положения СНТ, ОНТ. В таком случае:
- норма, касающаяся председателя общего собрания должна исполняться согласно ГК и дополнением к ней нормами ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
- норма для секретаря собрания исполняется согласно требованиям ГК.

Так требует поступать общий закон (ГК) и применение норм специального закона (ФЗ-217 от 29.07.17 г.) к нормам общего закона. Можно ли эти два правила конкретизировать для одного СНТ? Можно и нужно. Для этого есть устав СНТ, ОНТ, к-й дополнит или расширит означенные нормы закона, касающиеся председателя и секретаря общего собрания. Как это можно сделать?

Если в товариществе разработан и принят "Регламент ведения общего собрания в СНТ", а закон это не исключает, то в нём можно установить для председателя собрания какие-то дополнительные требования. Например, председатель собрания может избираться из лиц, не имеющих членства в СНТ, председателем собрания может быть вообще приглашённое лицо. Но, в практическом плане - это всё мышиная возня. Данная "свадебная" должность ровным счётом ничего не даёт садоводам. И вот почему: если в СНТ определена повестка дня собрания, дата, разосланы толковые уведомления, люди пришли на собрание, то временная выборная должность никак не может повлиять на исход собрания. Практически и теоретически это неосуществимо, если только в ходе проведения собрания не будут допускаться процедурные нарушения.

Председатель собрания, повинуясь повестке дня, тупо озвучивает вопросы, даёт слово докладчикам, выступающим, формулирует поступившие варианты решения для каждого вопроса. Сами варианты должны быть высказаны выступающими в обязательном порядке. При забывчивости выступающего высказать предложения, напоминание должно следовать от председателя собрания или даже секретаря, к-й ведёт протокол. Иначе выступления сводятся к пустому сотрясанию воздуха, к-е ни к чему не приводят. Собрание вправе изменить предлагаемые варианты решений по каждому вопросу. В конечном итоге, перед голосованием, все слышат о формулировку принимаемого решения. Секретарь собрания записывает именно это решение, если за него проголосовало большинство участников собрания. При необходимости уточнений собрание может попросить секретаря дополнительно зачитать текст решения, т.к. это наиболее важная часть любого общего собрания - решение и его формулировка. А если всё это так, то не стоит каким-либо образом усложнять процедуру избрания председателя собрания и уточнять эту норму закона в Регламенте. Это ничего не даст. Ведь даже "свой" председатель собрания не сможет проигнорировать то, что было заготовлено неугодным правлением, другой вопрос - решение, которое будет принято собранием. И председатель здесь не при делах, т.к. решение принимается собранием. Идём дальше...

Согласно требованиям закона эту временную (на время собрания) должность председателя собрания может занять любой член садоводства, в том числе и член его правления. Председателем общего собрания товарищества может быть и приглашённый человек со стороны, и собственник садового участка в данном садоводстве не член СНТ. На всё воля членов товарищества. Важно лишь то, чтобы избранный председатель общего собрания умел вести это самое общее собрание. Если садоводы не хотят, чтобы собрание вёл один из законченных ворюг или негодяй, то его не стоит избирать председателем собрания. Если же он сам вызвался вести собрание, то можно предложить и избрать другую кандидатуру. Против всех ведь не попрёшь. Но, повторюсь, никакого ожидаемого эффекта от перемены председателей собрания не будет достигнуто.

Конечный итог любого общего собрания один - оформляется протокол. Затем протокол подписывается председателем и секретарём собрания, заверяется печатью садоводческого объединения. Документ вместе со всеми приложениями подшивается в дело.

Правило: Ответственность председателя и секретаря общего собрания начинается с объявления о наличии кворума общего собрания, продолжается правильными процедурными действиями во время собрания, а заканчивается точным оформлением протокола в соответствии с нормами статьи 181.2 Главы 9.1 "Решения собраний" ГК и принятыми решениями.

Давайте ещё раз обратим внимание на нормы закона, затрагивающие процедурные вопросы:

Статья 181.2. Принятие решения собрания

  1. Решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества.
    Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
  2. При наличии в повестке дня собрания нескольких вопросов по каждому из них принимается самостоятельное решение, если иное не установлено единогласно участниками собрания.
  3. О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарём собрания.
  4. В протоколе о результатах очного голосования должны быть указаны: ...

После появления протокола в деле СНТ за всё остальное при любом раскладе и обстоятельствах отвечает председатель правления. Далее для садоводов важно лишь только то, что было подшито в папку, и каким образом будут сохранены все документы собрания. Ведь решение собрания - основа деятельности любого СНТ, а о председателе собрания уже на следующий день можно забыть. Он лично решение вместо собрания не принимал и отвечать ему не за что.

С секретарём собрания ситуация интереснее. Поэтому занять это кресло может кто угодно. Но это не значит, что секретарь собрания не нужен. Норма о его обязательном наличии закреплена в уже упомянутой статье 181.2 пункт 3 Гражданского кодекса. Поэтому такая должность на время собрания нужна. Наиболее правильным будет назначение секретаря собрания правлением (другим организатором) заранее. Если нет веры такому секретарю, то к нему можно приставить дополнительного секретаря от группы недоверчивых. Пусть их на собрании будет двое (трое ...). Такое обоюдное решение закрепляется голосованием участников собрания.

Не возбраняется после собрания сомневающимся и недоверчивым просмотреть протокол собрания, который лёг в дело СНТ. И вопрос будет закрыт. Если принятое решение и протокол не совпадают, то тогда можно спросить с председателя и с секретаря собрания. А если дело дойдёт до суда, то спрос будет только с председателя СНТ. Ведь он заверял подписи председателя и секретаря собрания под протоколом печатью объединения и должен был проверить то, что написал секретарь на предмет соответствия протокола и принятого садоводами решения.

В конечном итоге, общее собрание может поступать с этими двумя временными выборными должностями так, как ему заблагорассудится, но никакой практической роли эти две должности не играли, не играют и никогда не будут играть в решении судеб СНТ. Главное, чтобы была соблюдена данная процедура, и председатель с секретарём на общем собрании были избраны. И только это требует закон.

Исходя из сказанного, опротестовать решение общего собрания, где была нарушена эта норма закона практически невозможно, так как она не влияет на принятие решения, а только оно важно, и только оно должно опротестовываться в суде. Признать общее собрание членов СНТ недействительным, где председатель не избирался, а назначил сам себя, тоже не удастся. Ведь за решение голосовали члены СНТ, а не один председатель собрания. На этом поставим точку и перейдём к ещё одному важному вопросу по теме: повестка дня общего собрания членов СНТ.

Страница 7. ПОВЕСТКА ДНЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Страница 8. ДОВЕРЕННОСТЬ НА ПРАВО ГОЛОСОВАНИЯ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ

Страница 9. ПРОТОКОЛ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ

Страница 10. КОГО МОЖНО СЧИТАТЬ ЧЛЕНОМ СНТ

Страница 11. КАК ЧЛЕНУ (НЕ ЧЛЕНУ) ПОЛУЧИТЬ ДОСТУП К ДОКУМЕНТАМ СНТ

Страница 12. ПОРЯДОК ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В СУДЕ ДЛЯ ЧЛЕНОВ (НЕ ЧЛЕНОВ) СНТ

Страница 13. ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ В СУД

Страница 14. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ В ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ

Страница 15. ПРОВЕДЕНИЕ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ СНТ В ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЕ





Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

  Анализ веб сайтов

г. Калининград, 2009-2021, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика