Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!

Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Федеральный закон 217-фз от 29.07.2017 г.
"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"

Глава 3. ЧЛЕНСТВО В ТОВАРИЩЕСТВЕ

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества.
Статья 12. Основания и порядок приёма в члены товарищества.
Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе.
Статья 14. Взносы членов товарищества.
Статья 15. Реестр членов товарищества.

  

Статья 11. Права и обязанности члена товарищества

  1. Член товарищества имеет право:
    1. )  в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом и уставом товарищества, получать от органов товарищества информацию о деятельности товарищества и знакомиться с бухгалтерской (финансовой) отчетностью и иной документацией товарищества;
    2. Следует обратить внимание на то, что закон и устав ограничивают получение информации и документации от товарищества. Не все документы подлежат к ознакомлению, как и не вся бухгалтерская документация может контролироваться любым членом организации. Кроме того, то, что названо законом и, соответственно, не может быть запрещено уставом, в перечень документов, подлежащих ознакомлению и копированию по запросу члена, могут быть внесены и др. документы по решению собрания, что закрепляется в уставе. (Подробнее в ч. 3 данной статьи закона).

    3. )  участвовать в управлении делами товарищества;
    4. Управление делами товарищества член СНТ осуществляет путём участия в принятии решений общими собраниями членов товарищества, а также участием в работе выборных органов управления при условии избрания в такие органы управления. Управление может также осуществляться посредством подачи предложений, заявлений в правление, ревизионную комиссию товарищества, к-е рассматриваются установленным порядком (порядок устанавливается уставом) данными органами с принятием решения по существу обращения.

    5. )  добровольно прекратить членство в товариществе;
    6. Настоящий закон не даёт определения СНТ. Однако, в ч. 3 ст. 4 "Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества" закона СНТ отнесено к виду товарищества собственников недвижимости. А раз так, то к рассматриваемой норме о добровольном выходе из товарищества следует применять ст. 123.12 ГК «Основные положения о товариществе собственников недвижимости», где вступление в ТСН, участие и выход из организации закреплены добровольностью объединения граждан в организацию. Именно поэтому выход из членов СНТ является добровольной акцией и подтверждается заявлением члена СНТ, подавшего его в правление. Никакие решения органов управления для подтверждения выхода из членов не нужны (ч. 3 ст. 13 "Основания и порядок прекращения членства в товарищества).

    7. )  обжаловать решения органов товарищества, влекущие гражданско-правовые последствия, в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом;
    8. При использовании данной нормы следует обращать внимание на наступление последствий от принятых решений органами управления: общее собрание, правление, председатель, ревизионная комиссия, к-е напрямую нарушают права члена СНТ. Обжалование может осуществляться в разные инстанции, начиная от органов управления СНТ до суда, прокуратуры, местных органов самоуправления, полиции, ФНС и вышестоящих инстанций названных органов. При обращении с заявлением следует точно знать то, что орган, куда направляется обращение, компетентен в соответствии с законом дать ответ или решить поднимаемую проблему. Для этого целесообразно перед обращением ознакомиться с полномочиями соответствующего органа (учреждения) изложенными в законе, регулирующем его деятельность, иначе вы вместо получения ответа и решения по существу получите отписку или отсылку в др. организацию.

    9. )  подавать в органы товарищества заявления (обращения, жалобы) в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и уставом товарищества.
    10. Обращения и жалобы член СНТ подаёт в соответствии с установленным в организации порядком. Порядок определяется уставом в разделе "Делопроизводство". Это может быть раздельное обращение. Вопрос, адресованный ревизионной комиссии, член СНТ подаёт напрямую в РК. А может быть и так, что все письменные обращения подаются в письменном виде секретарю правления. Затем председатель товарищества направляет заявление в правление или ревизионную комиссию.

  2. Члены товарищества обладают иными правами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  3. Прежде всего, речь в данном пункте идёт о ст. 65.2 "Права и обязанности участников корпорации" ГК, а также о тех нормативных актах, к-е затрагивают и в той или иной степени регулируют гражданско-правовые отношения между гражданами, ведущими садоводство в границах территории ведения садоводства (п. 8 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе") и юридическим лицом в лице СНТ. Например, таким НПА можно назвать ФЗ-218 от 13.07.15 г. «О государственной регистрации недвижимости». При практическом применении норм закона права граждан и юрлица пересекаются в нормах, регулирующих правила межевания земельных участков.

  4. Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона, копии:
    1. )  устава товарищества с внесенными в него изменениями, документа, подтверждающего факт внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц;
    2. Речь в данном пункте идёт о получении в товариществе заверенной председателем копии устава (такую копию можно получить в ФНС за небольшую плату, по ценам 2018 г. - 200 руб.), а также копии свидетельств о внесении изменений в ЕГРЮЛ.

    3. )  бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества, приходно-расходных смет товарищества, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок);
    4. Если СНТ применяет упрощённую бухгалтерскую отчётность, то документами такой отчётности являются: бухгалтерский баланс и отчёт о целевом использовании средств (ст. 6, ч. 4 ФЗ-402 от 06.12.11 г."О бухгалтерском учете", приказ Минфина № 66н от 06.07.10 г., п. 6). Следует добавить то, что в СНТ все денежные средства, поступающие в организацию, являются целевыми со статусом целевое финансирование (Глава 25, ст. 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" Налогового кодекса). Следовательно, члену СНТ при всём его желании никто не обязан предоставлять приходные, расходные кассовые ордера, договоры с поставщиками услуг, подрядчиками и пр. документы. Это дело ревизионной комиссии.

    5. )  заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества;
    6. )  документов, подтверждающих права товарищества на имущество, отражаемое на его балансе;
    7. Имущество товарищества – это то имущество, к-е принадлежит организации на праве собственности согласно ст. 48 "Понятие юридического лица" ГК. У организации не может быть общего имущества, т.к. организация владеет, пользуется и распоряжается им в единственном лице. Всё имущество СНТ должно быть учтено на бухгалтерском балансе, а недвижимое имущество дополнительно должно быть зарегистрировано в ЕГРН согласно ст. 219 "Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество" ГК. Право на такое имущество возникает только с момента его гос. регистрации. Законом, к-й определяет порядок регистрации недвижимого имущества, является ФЗ-218 от 13.07.2015 г. «О государственной регистрации недвижимости». Из этого следует:

      Важно: Документами, подтверждающими права на имущество, и, как следствие, право юрлица осуществлять расходы на данное имущество (а значит собирать взносы и платежи с граждан, в т.ч. с членов организации), являются: бухгалтерский баланс с отражением имущества СНТ и выписки (свидетельства) о подтверждении права собственности на недвижимое (движимое) имущество.

    8. )  протокола собрания об учреждении товарищества, протоколов общих собраний членов товарищества, заседаний правления товарищества и ревизионной комиссии товарищества;
    9. Обратить внимание следует на то, что норма говорит о протоколах и …, а не о выписках из документов. Это важно, т.к. часто председатели СНТ сознательно отказывают в выдаче копий протоколов, что мешает защищать нарушенные гражданские права в суде. Почему так? Потому что копия протокола всегда может быть сравнима с оригиналом. Подделка протокола уже невозможна, если только она не произведена до выдачи копии протокола. Данную проблему можно устранить только правильно организованным в СНТ делопроизводством. Выписка из протокола может быть сделана с отличиями от оригинала и не содержать важных моментов необходимых в судебном процессе.

    10. )  финансово-экономического обоснования размера взносов;
    11. По своей сути, применимо к СНТ, следует рассматривать ФЭО в виде приходно-расходной сметы с приложениями, к-е бы раскрывали статьи расходов и заложенные в такие расходы денежные средства на реализацию. Др. словами, в СНТ должна быть сухая, без пояснений приходно-расходная смета с приложением к ней локальных смет по реализуемым проектам и статьям расходов или одна смета, раскрывающая все расходы так, чтобы у члена СНТ не возникало вопросов, откуда взялись взносы, и почему именно такие размеры взносов заложены в смету. Следует также учитывать то, что расходы на создаваемое или приобретаемое имущество должно учитывать ФЭО расходов, включающих в себя все расходы: от материальных, до зарплат, налогов, канцелярских и телефонных расходов и пр. расходов согласно локальной смете по конкретному объекты (имуществу). В ФЭО должны быть обоснованы не только расходы, но и заложены экономическая целесообразность, источники финансирования и выгоды от реализации проекта. Безусловно и то, что ФЭО проектов, приходно-расходной сметы обязательно должны доводиться до членов СНТ заблаговременно или, как минимум, на общем собрании.

    12. )  иных предусмотренных настоящим Федеральным законом, уставом товарищества и решениями общего собрания членов товарищества внутренних документов товарищества.
    13. Закон не содержит закрытого списка документов, к-е должны быть исполнены, разработаны или обязательно присутствовать в ходе деятельности СНТ. Документом, к-й определяет необходимый перечень, является устав товарищества и решение общего собрания.

  5. Плата, взимаемая товариществом за предоставление копий документов, указанных в части 3 настоящей статьи, не может превышать затраты на их изготовление. Предоставление копий указанных документов ревизионной комиссии (ревизору), органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления муниципального образования по месту нахождения территории садоводства или огородничества, судам и правоохранительным органам осуществляется бесплатно в соответствии с их запросами в письменной форме.
  6. Расчёт платы за копирование материалов основан на ФЭО таких расходов и должен исходить из характеристик копировального устройства, расхода электроэнергии, работы персонала по копированию и оформлению копии надлежащим образом (прошивка, заверение, регистрация в журнале исходящих документов, оформление приходного кассового ордера, справки для бухгалтера о количестве копий и размера листов и др. составляющих.

  7. Члены товарищества имеют право в течение тридцати дней с момента подачи заявления о предоставлении выписки из реестра членов товарищества в правление товарищества получать указанные выписки, заверенные в порядке, установленном статьей 21 настоящего Федерального закона.
  8. Реестр членов СНТ включает разные сведения, поэтому предоставление их в полном виде члену СНТ не нужно. Как правило, выписка нужна для уведомления членов СНТ о реализации членом СНТ своего права на обращение в суд за защитой своих прав (ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК) или уведомления о созыве общего собрания членов СНТ. В этом случае из реестра нужна выписка, к-я содержит не полные сведения, а только ФИО, номер участка, адрес места жительства или адрес эл. почты. При отказе выполнить требования члена СНТ о предоставлении выписки из реестра членов, член товарищества имеет право подать иск в суд о защите своих прав, нарушении данной нормы закона и принуждении правления к выдаче сведений или написать жалобу в прокуратуру на нарушение своих прав со стороны СНТ, не выполнении обязанностей председателя, как члена товарищества, "не нарушать права членов товарищества".

    Кроме того, есть необходимость в случае отказа выдать документы поднять вопрос о целесообразности нахождения председателя и правления на своих местах. Если выбранные органы на выполняют требования закона и устава, то есть смысл убрать такие органы и выбрать новые. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы со 100% уверенностью предположить то, что сокрытие информации от членов СНТ является следствием других более серьёзных нарушений в товариществе, связанных с деньгами.

  9. Наряду с обязанностями, предусмотренными гражданским законодательством для членов некоммерческой корпоративной организации, член товарищества обязан:
  10. Обязанности членов корпоративной организации прописаны в ч. 4 ст. 65.2 "Права и обязанности участников корпорации" ГК.

    1. )  не нарушать права других членов товарищества и лиц, осуществляющих ведение садоводства или огородничества на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, без участия в товариществе;
    2. Необходимо обратить внимание на то, что речь в данном пункте идёт о нарушении прав членов товарищества, к-е названы в этой же статье 11, ч. 1 - 5 настоящего закона. Правильным будет отделять права гражданина, к-е регулируются ГК и др. нормативными правовыми актами от прав члена СНТ, а также прав граждан, ведущих садоводство в границах СНТ без участия в товариществе.

    3. )  своевременно уплачивать взносы, предусмотренные настоящим Федеральным законом;
    4. Речь в данном пункте идёт о взносах. Никакие другие платежи не названы. Взносы платят исключительно члены СНТ. Граждане, ведущие садоводство в границах СНТ без участия в товариществе не платят взносы. Их платежи находятся в рамках гражданско-правового договора между СНТ и каждым таким гражданином. Закон по непонятной причине не раскрывает суть правоотношений между такими гражданами и СНТ, ограничиваясь ссылкой на др. НПА в ст. 1 и 2 (см. Главу 1 "Общие положения").
      Что это за взносы членов и каковы цели, на которые они сдаются, определены в ст. 14 "Взносы членов товарищества" закона.

      Важно: В статье 14 "Взносы членов товарищества" нет ни одного указания на то, что СНТ принимает взносы на обеспечение нужд граждан и за потребление ими коммунальных ресурсов, а также содержание или создание имущества, к-е принадлежит или будет принадлежать гражданам. Все взносы прямо и непосредственно связаны с расходами юридического лица и на нужды юридического лица.

    5. )  исполнять решения, принятые председателем товарищества и правлением товарищества, в рамках полномочий, установленных настоящим Федеральным законом или возложенных на них общим собранием членов товарищества;
    6. Данный пункт предписывает каждому члену СНТ выполнять решения двух органов управления: председателя и правления. Следует различать самодурство в таких решениях и решения, принимаемые в рамках полномочий данных органов управления (ст. 18 "Правление товарищества", ст. 19 "Председатель товарищества" закона). Нельзя считать, что возложенные на правление или председателя дополнительные полномочия должны быть исполнены членами СНТ, т.к. ч. 7 ст. 16 "Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)" ограничивает эти возможности компетенцией данных органов. Т.о., обязательное исполнение решений председателя и правления по вопросам, относящимся к их компетенции обязательны для членов СНТ и наоборот.

    7. )  соблюдать иные обязанности, связанные с осуществлением деятельности в границах территории садоводства или огородничества, установленные законодательством Российской Федерации и уставом товарищества.
    8. Нужно понимать то, что устав товарищества может устанавливать обязанности для членов СНТ, к-е в законе не обозначены, но к-е входят в компетенцию органов управления. Иные обязанности касаются не членских отношений, а гражданско-правовых и регулируются другими НПА. Соответственно, данная норма обращена не к членам СНТ, а скорее к гражданам, ведущим садоводство в границах садоводства без участия в СНТ. Следовательно, норма написана некорректно и в такой формулировке её не стоит включать в устав. Примером исполнения обязанности, к-я не касается членов СНТ, является уплата земельного налога правообладателем индивидуального садового участка. Обязанность регулируется НК и не связана с членством в СНТ. Др. словами, обязанности члена должны быть связаны с СНТ, как юридическим лицом, и с его имуществом. В границах садоводства находится не только названное имущество юрлица, но и имущество др. лиц, к уставу юрлица и его членам, отношения не имеющим. Соответственно, напрашивается вот такая формулировка: "..., связанные с осуществлением деятельности членов в границах территории садоводства или огородничества, связанные с имуществом СНТ, установленные законодательством Российской Федерации и уставом товарищества".

Статья 12. Основания и порядок приёма в члены товарищества
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)

  1. Членами товарищества могут являться исключительно физические лица.
  2. Прием в члены товарищества осуществляется на основании заявления правообладателя садового или огородного земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества, которое подается в правление товарищества лично либо посредством почтового отправления (заказным письмом) для его последующего рассмотрения правлением товарищества.
    (часть 2 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  3. Норма императивно устанавливает одни правила игры: гражданин – собственник садового (огородного) земельного участка должен подать заявление на вступление в члены СНТ, если он этого пожелает. Это заявление рассматривается на ближайшем заседании правления СНТ в течение 30 дней. Обратите внимание на то, как норма изложена. В ней нет ни одного намёка на возможность непринятия собственника садового земельного участка, находящегося в границах садоводства, в члены СНТ. А те причины, по к-м правление не может, а должно отказать в приёме в члены СНТ изложены в ч. 9 настоящей статьи закона.

    Важно: Согласно закону в члены товарищества вступает гражданин, а не его имущество. Участок - это всего лишь условие для вступления в члены СНТ. При этом гражданин может иметь не один участок в границах данного садоводства. Обладатель двух, трёх ... участков на общем собрании членов товарищества имеет только один голос.

  4. В члены товарищества могут быть приняты собственники или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладатели садовых или огородных земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества.
  5. В части 11 перечислены категории граждан - обладателей другого вещного права на земельные участки, отличные от права собственности. При этом праве собственником земли являются государство или муниципальные органы самоуправления.

  6. Правообладатель садового или огородного земельного участка до подачи заявления о вступлении в члены товарищества вправе ознакомиться с его уставом.
  7. В заявлении, указанном в части 2 настоящей статьи, указываются:
    1. )  фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) заявителя;
    2. )  адрес места жительства заявителя;
    3. )  почтовый адрес, по которому заявителем могут быть получены почтовые сообщения, за исключением случаев, если такие сообщения могут быть получены по адресу места жительства;
    4. )  адрес электронной почты, по которому заявителем могут быть получены электронные сообщения (при наличии);
    5. 1) номер телефона для связи с заявителем, по которому в том числе может быть направлено сообщение, включая короткое текстовое сообщение;
      (п. 4.1 введен Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ);
    6. )  согласие заявителя на соблюдение требований устава товарищества.
  8. К заявлению прилагаются копии документов о правах на садовый или огородный земельный участок, расположенный в границах территории садоводства или огородничества.
  9. По сути в частях 5 и 6 перечислены те сведения, к-е необходимы для внесения данных в реестр членов СНТ. Кроме того, в заявлении должно быть обозначено согласие гражданина на обработку предоставляемых персональных данных в соответствии с ФЗ-152 от 27.07.2006 г. «О персональных данных». (Образец заявление на вступление в члены СНТ).

  10. Рассмотрение правлением товарищества заявления, указанного в части 2 настоящей статьи, осуществляется в срок, не превышающий тридцати календарных дней со дня подачи такого заявления.
    (часть 7 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  11. Правление рассматривает заявление на своём ближайшем заседании. После проверки заявления и предоставленных документов правление принимает решение о приёме в члены СНТ. Решение оформляется протоколом. Выписка из протокола должна быть выдана члену СНТ для хранения вместе с выданной книжкой садовода, если такая предусмотрена уставом. Вместо книжки может быть иной документ о вступлении в члены. Но он обязательно должен быть. Чтобы исключить ошибки при написании заявления следует просто разработать формализованный бланк, к-й вручать кандидату на вступление, где гражданину требуется только вписать свои персональные данные и приложить копию документов.

  12. Днём приема в члены товарищества лица, подавшего указанное в части 2 настоящей статьи заявление, является день принятия соответствующего решения правлением товарищества.
    (часть 8 в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ) .
  13. Норма важна с точки зрения определения даты начала платежей взносов в СНТ. Дата приёма в члены СНТ и дата начала платежей совпадают.

    Важно: До принятия решения правлением о приёме в члены СНТ нет законных оснований для платежей членских взносов со стороны гражданина. Также НЕТ законных оснований для приёма взносов со стороны бухгалтера СНТ.

    Правило не запрещает гражданину, имеющему садовый участок в границах садоводства, платить платежи по гражданско-правовому договору управления до даты приёма в члены СНТ. Датой начала таких платежей служит дата оформления права собственности на земельный участок в границах садоводства и дата заключения договора управления с СНТ.

  14. В приобретении членства товарищества должно быть отказано в случае, если лицо, подавшее указанное в части 2 настоящей статьи заявление:
    1. )  было ранее исключено из числа членов этого товарищества в связи с нарушением обязанности, установленной пунктом 2 части 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, и не устранило указанное нарушение;
    2. Т.е., член СНТ не платил членские взносы и продолжает не платить. Именно на эту норму ссылается данный пункт закона.

    3. )  не является собственником или в случаях, установленных частью 11 настоящей статьи, правообладателем земельного участка, расположенного в границах территории садоводства или огородничества;
    4. По этой причине закон определил обязательным требованием при вступлении в члены СНТ или при заключении с СНТ договора управления предъявление гражданином документов о праве на индивидуальный земельный участок.

    5. )  не представило документы, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;
    6. Др. словами гражданин, написавший заявление о приёме в члены СНТ, должен подтвердить документально условие, согласно к-му он может быть членом СНТ, т.е. является собственником недвижимости (садового (огородного) земельного участка).

    7. )  представило заявление, не соответствующее требованиям, предусмотренным частью 5 настоящей статьи.

  15. 1. Отказ в приобретении членства товарищества по иным основаниям, кроме указанных в части 9 настоящей статьи, не допускается.
    (часть 9.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  16. Закон не предусматривает никаких других оснований для отказа гражданину, имеющему участок в границах садоводства, в приёме в члены организации. Это означает то, что правление СНТ не может произвольно отказать в приёме. Принятие другого отличного от приёма решения будет означать нарушение прав гражданина на участие в организации по основаниям, отсутствующим в законе. Такое решение, как минимум, оспоримо в суде или ничтожно согласно п. 3 ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК.

     В оригинальной версии закона на сайте ГД в тексте ч. 9.1 явно допущена опечатка. Написано "..., кроме указанных в части 8 настоящей статьи,..." Должно быть "..., кроме указанных в части 9 настоящей статьи,..."

  17. У членов реорганизованной некоммерческой организации, созданной гражданами для ведения садоводства или огородничества до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, членство в товариществе возникает со дня государственной регистрации товарищества, созданного в результате реорганизации указанной некоммерческой организации. При этом принятие решения о приеме в члены товарищества не требуется.
  18. Норма соответствует ГК, к-й определяет порядок смены организационно-правовой формы для юридического лица. Этот порядок предусматривает процедуру реорганизации (ст. 57 – 60.2 ГК). Однако для садоводческих организаций, имеющих сегодня организационно-правовую форму «СНТ» («ОНТ») реорганизация не требуется (Глава 9, ч. 1 - 5 ст. 54 "Переходные положения"). Настоящим законом с 01.01.2019 г. данные организации признаются СНТ, являющимися видом товарищества собственников недвижимости (ч. 3 ст. 4 "Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества").

  19. В случае, если садовые или огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах территории садоводства или огородничества, принадлежат гражданам на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо эти земельные участки предоставлены гражданам в аренду, право участия в товариществе осуществляют данные землевладельцы, землепользователи и арендаторы земельных участков. При этом для приобретения такими гражданами членства в товариществе принятие каких-либо решений органов государственной власти или органов местного самоуправления не требуется.
  20. Т.е., указанные владельцы земельных участков вступают в члены СНТ на тех же основаниях, что и собственники садовых (огородных) земельных участков в границах садоводства. Следует обратить внимание, что вступить в члены СНТ не могут арендаторы, к-е арендуют участок у собственника – гражданина (не путать с арендой земли по договору с муниципальным образованием). А такие формы владения участками возможны и встречаются по договорённости между гражданами. Соответственно, нет и оснований для платежей в СНТ со стороны таких граждан ни взносов, ни платежей по договору управления. Все вопросы по платежам должны решаться с правообладателем земельного участка.

  21. У лиц, указанных в части 11 настоящей статьи, членство возникает в порядке, предусмотренном настоящей статьёй.
  22. Каждому члену товарищества в течение трёх месяцев со дня приёма в члены товарищества председателем товарищества выдаётся членская книжка или другой заменяющий её документ, подтверждающий членство в товариществе. Форма и содержание членской книжки или другого заменяющего её документа, подтверждающего членство в товариществе, устанавливаются решением общего собрания членов товарищества.
  23. Отличие данной нормы от аналогичной нормы 66-фз от 15.04.1998 г. в том, что документ, подтверждающий членство в СНТ, выдаёт не правление, а председатель. Тем самым, ответственность сужена законом до единоличного органа управления (председатель СНТ), а не размывается на коллегиальный исполнительный орган (правление СНТ).

Статья 13. Основания и порядок прекращения членства в товариществе

  1. Членство в товариществе может быть прекращено добровольно или принудительно, а также в связи с прекращением у члена товарищества прав на принадлежащий ему садовый или огородный земельный участок либо в связи со смертью члена товарищества.
  2. Следует обратить внимание на три момента, к-е определены данной нормой закона:

    1. Членство может быть прекращено добровольно самим членом СНТ по письменному заявлению.
    2. Принудительно членство прекращается исключительно по решению общего собрания.
    3. Членство прекращается автоматически согласно нормам ч. 9 данной статьи закона (передача права собственности на участок др. лицу, смертью правообладателя) и ст. 17, ч. 2 ГК. При этом нельзя поспешно делать отметки в реестре членов и исключать их из списка, если в СНТ не предоставлены документы нового собственника на участок, старого собственника о продаже участка или свидетельство о смерти правообладателя. Др. словами основанием для автоматического исключения из списка членов служит документ-основание, а не устные заявления граждан.

  3. Добровольное прекращение членства в товариществе осуществляется путем выхода из товарищества.
  4. Членство в товариществе в связи с выходом из товарищества прекращается со дня подачи членом товарищества соответствующего заявления в правление товарищества. При этом принятие решения органами товарищества о прекращении членства в товариществе не требуется.
  5. Порядок оформления выхода следующий: председатель СНТ рассматривает заявление члена о добровольном выходе из членства и пишет на заявлении указание секретарю (ответственному за ведение реестра членов) и бухгалтеру внести соответствующие изменения в реестр, др. документах СНТ, где упоминается о членстве гражданина, например, это может быть лицевой счёт.

  6. Членство в товариществе прекращается принудительно решением общего собрания членов товарищества со дня принятия такого решения или с иной даты, определенной данным решением, в связи с неуплатой взносов в течение более двух месяцев с момента возникновения этой обязанности, если более продолжительный срок не предусмотрен уставом товарищества.
  7. В отличие от 66-фз от 15.04.98 г. (основания устанавливались уставом) настоящий закон устанавливает только одно основание для исключения из членов организации. Норма конкретизирована. Если в уставе, решении собрания не определены конкретные сроки уплаты взносов, то взносы должны быть уплачены до 1 января следующего за расчётным года. Просрочка на 2 месяца, т.е. 1 марта следующего года, позволяет правлению ставить вопрос об исключении из членов по основаниям п. 4 настоящей статьи.

  8. Председатель товарищества не позднее чем за месяц до дня проведения общего собрания членов товарищества, на котором планируется рассмотреть вопрос об исключении члена товарищества, направляет данному члену товарищества предупреждение о недопустимости неисполнения обязанности, указанной в пункте 2 части 6 статьи 11 настоящего Федерального закона, содержащее рекомендации по устранению нарушения исполнения этой обязанности, заказным письмом с уведомлением о вручении по указанным в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу электронной почты (при наличии), по которому данным членом товарищества могут быть получены электронные сообщения.
  9. Весьма странная норма в части, касающейся обязательности направления уведомления о рассмотрении вопроса об исключении из членов, почтовым заказным письмом и по адресу электронной почты. Современные сервисы позволяют направлять электронные письма с уведомлением о получении и прочтении и такое излишнее расходование средств товарищества непонятно.
    Тем не менее, норма существенно облегчает организации избавление от балласта, когда член потерял связь с СНТ. В то же время члену даётся возможность узнать об исключении и принять участие в собрании либо исправить ситуацию, заплатив взносы.

  10. Член товарищества должен быть проинформирован в порядке, установленном частью 13 статьи 17 настоящего Федерального закона, о дате, времени и месте проведения общего собрания членов товарищества, на котором должен быть рассмотрен вопрос об исключении его из числа членов товарищества.
  11. Решение общего собрания членов товарищества о принудительном прекращении членства в товариществе может быть обжаловано в судебном порядке.
  12. Невыполнение правлением СНТ ч. 5, 6 настоящей статьи со стороны правления позволяет члену СНТ оспорить решение собрания и 100% выиграть суд, восстановив своё членство, защитив свои права.

  13. В случае исключения члена товарищества в порядке, установленном частью 4 настоящей статьи, в течение десяти дней с момента вынесения указанного в части 7 настоящей статьи решения ему по указанным в реестре членов товарищества адресу места жительства и адресу электронной почты (при наличии), по которому данным членом товарищества могут быть получены электронные сообщения, направляется копия такого решения, а также уведомление, в котором указываются:
    1. )  дата проведения общего собрания членов товарищества, на котором было принято решение об исключении члена товарищества;
    2. )  обстоятельства, послужившие основанием для прекращения членства в товариществе;
    3. )  условия, при выполнении которых исключенный из числа членов товарищества гражданин может быть принят в товарищество вновь после устранения нарушения, послужившего основанием для принудительного прекращения его членства в товариществе.

    Норма однозначно защищает члена СНТ от произвола правления и принятия собранием одиозных решений, т.к. требует отточенных формулировок согласно закону. Тем не менее, выполнение указанных требований статьи закона вряд ли чем-то может помочь бывшему члену, если СНТ выполнило все остальные нормы.

  14. В связи с прекращением у члена товарищества прав на садовый или огородный земельный участок или вследствие смерти члена товарищества членство в товариществе прекращается в день наступления соответствующего события. Решение общего собрания членов товарищества в связи с указанным обстоятельством не принимается.
  15. Норма не означает того, что правление и председатель ничего не делают и никак не отражают прекращение членства в СНТ. Всё оформляется согласно имеющимся документам о наступившем в отношении члена событии и порядку определённому уставом. Копии документов хранятся в деле СНТ.

  16. Бывший член товарищества в течение десяти календарных дней со дня прекращения прав на садовый или огородный земельный участок обязан уведомить в письменной форме об этом правление товарищества с предоставлением копий документов, подтверждающих такое прекращение.
  17. Норма на самом деле невыполнима. Обязанность установлена, а мера ответственности фактически не определена.

  18. В случае неисполнения требования, установленного частью 10 настоящей статьи, бывший член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием у правления товарищества информации о прекращении его членства в товариществе.
  19. Норма ответственности расплывчата, противоречит ч. 9 данной статьи. Взыскать расходы возможно только через суд. Единственной зацепкой в данном направлении может послужить гражданско-правовой договор управления, к-й должен быть заключён между СНТ, как юридическим лицом, в период членства в СНТ (см. комментарий к ч. 2 ст. 4 "Организационно-правовая форма некоммерческой организации, создаваемой гражданами для ведения садоводства или огородничества" закона). При этом договором определены сроки его действия, порядок продления, прекращения, а также платежи по договору для членов СНТ и для граждан, ведущих садоводство в границах территории садоводства, без участия в СНТ. В случае непрекращения договора своевременно одной из сторон, ответственность возлагается на данную сторону. Суд на 99% будет на стороне СНТ.

Статья 14. Взносы членов товарищества

  1. Взносы членов товарищества могут быть следующих видов:
    1. членские взносы;
    2. целевые взносы.
  2. Обязанность по внесению взносов распространяется на всех членов товарищества.
  3. Членские взносы вносятся членами товарищества в порядке, установленном уставом товарищества, на расчетный счет товарищества.
  4. Подчеркнём императивность данной нормы. Никакие платежи не вносятся в кассу товарищества, исключая отдельные, и то с целью ускорения получения услуги. Например, оплата изготовления копий запрашиваемых документов. Чёрные кассы и воровство при данном порядке практически исключаются, т.к. все движения по счёту отражаются в истории движения денежных средств СНТ в банке.

    Если в СНТ продолжают иметь место сборы денег вне расчётного счёта, то граждане должны иметь ввиду то, что в большинстве случаев под маркой "так дешевле" правление собирает деньги, в том числе, на свой карман. Проверить эти факты, доказать воровство денежных средств в этих случаях не получится, т.к. отсутствует должный учёт и контроль. Выхода всего два из данной ситуации: смена вороватых правления и председателя или прекращение платежей вне расчётного счёта.

    Есть необходимость обратить внимание на то, что при применении данной нормы закона возникает "как бы противоречие" с нормой ст. 861 ГК, где определено то, что граждане имеют право производить расчёты, не связанные с предпринимательской деятельностью с использованием наличных денег и без ограничения суммы, или безналичным расчётом. Однако, следует помнить о том, что ФЗ-217 от 29.07.17 г. относится к специальным законам. Поэтому его нормы являются приоритетными по отношению к нормам ГК. Ответственность за неисполнение данной нормы предусмотрена КоАП, т.к. именно для СНТ установлен случай, где обязательно должна применяться контрольно-кассовая техника:

    КоАП РФ Статья 14.5. Продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники

    2. Неприменение контрольно-кассовой техники в установленных законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники случаях - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной четвертой до одной второй размера суммы расчета, осуществленного без применения контрольно-кассовой техники, но не менее десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трех четвертых до одного размера суммы расчета, осуществленного с использованием наличных денежных средств и (или) электронных средств платежа без применения контрольно-кассовой техники, но не менее тридцати тысяч рублей.
    (часть 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

    3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, в случае, если сумма расчетов, осуществленных без применения контрольно-кассовой техники, составила, в том числе в совокупности, один миллион рублей и более, - влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц - административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
    (часть 3 введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 290-ФЗ)

    Следует добавить ещё один важный момент. Внесение взносов (членских и целевых), а также платежей граждан, имеющих участки в границах садоводства, и не являющихся членами СНТ, осуществляется исключительно на основании договора управления имуществом, к-е заключаются аналогично договору между собственниками квартир в многоквартирном доме и ТСЖ (УК) (ст.162, ФЗ-188 от 29.12.2004 г.) Данные средства должны направляться на финансово-хозяйственную деятельность СНТ, к-я обозначена целями создания организации СНТ. В этом случае согласно ст. 251, части 2 Налогового кодекса такие средства признаются целевым финансированием, направленным на уставную деятельность и не подлежат обложению налогом. Страшилки о значительном увеличении взносов и платежей с 01.01.2019 г., о к-х рассказывают различные знатоки на просторах Интернета следует воспринимать, как сказки людей не знакомых с основами права. При этом СНТ обязано вести раздельный учёт по доходам и расходам организации.

    В КоАП есть другие нормы, согласно к-м СНТ может быть привлечено и правлекается к административной ответственности:

    КоАП РФ Ст. 15.1 Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов.

    1. Нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, -

    влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырёх тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
    (в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ)

  5. Периодичность (не может быть чаще одного раза в месяц) и срок внесения членских взносов определяются уставом товарищества.
  6. Периодичность внесения взносов будет характеризоваться наличием ИОП, к-е находится в управлении СНТ. Для одних товариществ достаточно установить расчётным периодом год, для других квартал или месяц. Важно то, что периодичность возложена законом на устав, а не на решения правления или председателя.

  7. Членские взносы могут быть использованы исключительно на расходы, связанные:
    1. )  с содержанием имущества общего пользования товарищества, в том числе уплатой арендных платежей за данное имущество;
    2. В норме содержится прямое указание на то, что членские взносы идут на содержание имущества товарищества, как юридического лица. При этом данное имущество находится в общем пользовании граждан. И это условие единственное, что отличает имущество общего пользования (ИОП) товарищества от просто имущества товарищества. При этом ИОП и имущество товарищества принадлежат юридическому лицу на праве собственности и согласно ст. 48 "Понятие юридического лица" ГК являются обособленным имуществом СНТ. Условия пользования ИОП организации определяются смешанным гражданско-правовым договором управления в к-м предусмотрены условия пользования. Членские вносы идут также на расходы, связанные с арендой СНТ имущества, принадлежащего др. лицам, если СНТ подписаны договоры аренды, и принято соответствующее решение общего собрания об аренде.

    3. )  с осуществлением расчетов с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение на основании договоров, заключенных с этими организациями;
    4. Исходя из нормы, следует то, что СНТ, как организация, в своих интересах и для своих нужд, заключает такие договоры с ресурсоснабжающими организациями. Таким договором может быть предусмотрено электроснабжение здания правления. Законодательством РФ исключены платежи членских взносов за потребление гражданами, являющимися членами товарищества, электроэнергии и др. ресурсов для их личных потребностей, не связанных с членскими правами и обязанностями. Данные платежи осуществляются на основе публичных договоров, к-е заключаются напрямую между гражданами и коммерческими организациями, предоставляющими такие услуги или ресурсы.

    5. )  с осуществлением расчетов с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров, заключенных товариществом с этими организациями;
    6. Мусор согласно ст. 4 ФЗ-89 24.06.98 г. (ред. 13.07.15 г.) принадлежит собственнику. Права на мусор определяются согласно нормам ГК. Отсюда следует то, что мусор образует СНТ, как юридическое лицо, и граждане-собственники садовых земельных участков. Передача права собственности осуществляется только в рамках публичного договора. Такой договор СНТ, как некоммерческая организация, с гражданами заключить не может. Поэтому в норме закона речь идёт только о мусоре юридического лица. Как правило, таким мусором является офисный мусор. А договор должен быть заключён согласно закону с региональным оператором или оператором по сбору и вывозу ТКО. Оператором СНТ, как НКО, также быть не может согласно тому же ФЗ-89 от 24.06.98 г. Следовательно, СНТ не имеет права заниматься платежами граждан за сбор и вывоз мусора, принадлежащего гражданам, образующимся на их садовых земельных участках. Подробно в статье "Твёрдые коммунальные отходы в СНТ, ТСН". Это не исключает сбор денег в составе членских взносов на вывоз мусора, к-й образует само товарищество, как юридическое лицо.

    7. )  с благоустройством земельных участков общего назначения;
    8. Решение принимается на собрании членов и граждан, ведущих садоводство без участия в товариществе.

      Нужно добавить: при условии оформленного права собственности СНТ на земельные участки общего назначения и наличия на таком участке площадки для сбора и вывоза мусора согласно закону обязанность по содержанию такой площадки возложена на собственника (п. 13 Постановления Правительства № 1156 от 12.11.2016 г. "Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" (вместе с «Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами»)").

    9. )  с охраной территории садоводства или огородничества и обеспечением в границах такой территории пожарной безопасности;
    10. Норма весьма странная в свете норм ГК (ст. 209 "Содержание права собственности", 210 "Бремя содержания имущества"), к-е определяют исключительную ответственность собственника за содержание своего имущества, к-м являются индивидуальные садовые земельные участки.

      Следует пояснить то, что охрана территории ведения гражданами садоводства не входит в компетенцию СНТ, как юрлица. СНТ не частная охранная контора и не имеет права заниматься охраной без получения соответствующей лицензии на частную детективную и охранную деятельность (ФЗ-2487-1 от 11.03.92 г. «О частной детективной и охранной деятельности в РФ»). Нанятые сторожа охраной имущества самого товарищества, ни, тем более, граждан заниматься не могут, не имеют права. Это деньги, к-е выбрасываются на ветер, т.к. никто за сохранность имущества не отвечает.

      Важно: Охранять имущество СНТ могут только частные охранные предприятия по договору между СНТ и таким предприятием.
      Охранять имущество граждан, по совместительству являющихся членами товарищества, может то же охранное предприятие по договору между таким предприятием и гражданином.

      Если отсутствуют такие договоры между гражданином и частным охранным предприятием, то кроме нарушения закона, люди получают вместо охраны их личного имущества фикцию, за которую платят немалые деньги. При этом охранное предприятие не несёт ответственности за конечный результат.

      Аналогично решается вопрос о пожарной безопасности: если у СНТ нет имущества, нет в собственности участков земли общего пользования (или у граждан на праве общей долевой собственности), то собирать деньги на обеспечение пожарной безопасности через СНТ, как организацию, противозаконно.

      Следует учитывать то, что за пожарную безопасность своих индивидуальных садовых участков каждый собственник отвечает сам лично. СНТ, как юрлицо, к обеспечению пожарной безопасности не своего имущества не имеет никакого отношения.

    11. )  с проведением аудиторских проверок товарищества;
    12. Такие проверки не относятся к деятельности ревизионной комиссии товарищества, поэтому включение данных расходов в членские взносы должно быть основано исключительно на решении общего собрания членов.

    13. )  с выплатой заработной платы лицам, с которыми товариществом заключены трудовые договоры;
    14. Минимальные расходы СНТ на трудовые договоры должны включать в себя выплату зарплаты председателю, как единоличному органу управления, согласно ст. 273 – 275 Трудового кодекса. Также организация должна предусмотреть в своём штате бухгалтера в соответствии с требованиями ФЗ-402 от 06.12.2011 г. "О бухгалтерском учёте" ст. 6, 7. Вместо содержания штатного бухгалтера возможно заключение гражданско-правового договора об оказании услуг по ведению бухучёта сторонней организацией. В таком договоре следует особо выделить меры ответственности организации перед СНТ за взаимоотношения с ФНС и др. организациями, касающимися налоговой и др. отчётности.

      Следует понимать факт того, что на халяву никто пластаться в интересах собственников земельных участков не станет. Не те времена. И за работу, любую работу нужно платить. А постоянная работа может быть оплачена только по трудовому договору. Если у людей нет желания оплачивать работу СНТ, а у самого товарищества отсутствует имущество, то лучше ликвидировать организацию, чем изображать бурную деятельность организации на благо неизвестных лиц с многочисленными нарушениями в вопросах трудовых договоров, "Трудового кодекса РФ" (ФЗ-197 от 30.12.2001 г.) и бухгалтерского учёта.

    15. )  с организацией и проведением общих собраний членов товарищества, выполнением решений этих собраний;
    16. В число таких расходов могут включаться аренда помещения для проведения собрания и другие расходы. Обязательной компонентой расходов на организацию собрания является изготовление и направление необходимых материалов к собранию вместе с уведомлением о дате, месте, повестке дня собрания почтовым отправлением или на адрес электронной почты. В этой связи СНТ может значительно сократить расходы на организацию и проведение собраний, если будет иметь в реестре членов СНТ все адреса электронных почтовых ящиков граждан, включая адреса граждан, имеющих участки в границах садоводства, без участия в товариществе.

    17. )  с уплатой налогов и сборов, связанных с деятельностью товарищества, в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
    18. Данные расходы планируются в составе взносов не как дополнительные, непредвиденные платежи, а как часть обязательных к уплате налогов и сборов на недвижимое имущество, налогов на зарплату персонала и т.д. При этом уплата налогов не может быть возложена на физическое лицо, с к-м товарищество заключило трудовой или гражданско-правовой договор. Перекладывание такой ответственности может быть возложено только на юридическое лицо или ИП, если это предусмотрено условиями договора между СНТ и указанными лицами.

  8. Целевые взносы вносятся членами товарищества на расчетный счет товарищества по решению общего собрания членов товарищества, определяющему их размер и срок внесения, в порядке, установленном уставом товарищества, и могут быть направлены на расходы, исключительно связанные:
  9. Следует обратить внимание на аналогичное в ч. 1 данной статьи решение: Целевые взносы вносятся только через расчётный счёт юридического лица. Все платежи в кассу юрлица исключаются.

    1. )  с подготовкой документов, необходимых для образования земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в целях дальнейшего предоставления товариществу такого земельного участка;
    2. Данная норма закрепляет правило: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Т.е. кому нужна земля, тот и должен платить деньги. Т.о., муниципальные органы самоуправления устраняются от расходов на данные работы, перекладывая их на организацию, к-я, по идее, согласно нормам ст. 123.12 ГК не должна создаваться до того, как у граждан не появится общее имущество и решение о передаче его в управление такой организации. Естественно, что такие взносы являются организационными и вносятся один раз за всю историю данной конкретной территории садоводства и товарищества.

    3. )  с подготовкой документации по планировке территории в отношении территории садоводства или огородничества;
    4. То, что включает в себя подготовка документации изложено в комментарии к п. 8 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе". Данная документация связана с образованием конкретной территории садоводства. Однако эти расходы затронут и старые объединения, где до сих пор нет ни межевых планов территории садоводства, ни планов застройки, ни границ участков, как индивидуальных садовых земельных участков, так и участка ЗОП.

    5. )  с проведением кадастровых работ для целей внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о садовых или огородных земельных участках, земельных участках общего назначения, об иных объектах недвижимости, относящихся к имуществу общего пользования;
    6. Норма написана корректно для случая выполнения комплексных кадастровых работ при образовании территории садоводства. Для случаев, когда часть участков в садоводстве имеют все необходимые сведения в ЕГРН, такие комплексные работы нецелесообразны. В то же время забота каждого собственника о своём объекте недвижимости регламентируется ст. 209 "Содержание права собственности" и 210 "Бремя содержания имущества" ГК. Т.о., собственник сам должен заключать договор о проведении необходимых кадастровых работ в отношении своего участка и получать необходимые документы с результатом таких работ. Заключение большого количества таких индивидуальных договоров в границах одной территории садоводства может удешевить стоимость договора, но снимет с людей необходимые расходы на посредника в лице СНТ, которое ни за что не отвечает, а деньги собирает, в том числе, себе на карман.

    7. )  с созданием или приобретением необходимого для деятельности товарищества имущества общего пользования;
    8. Норма написана некорректно, т.к. товарищество, как юридическое лицо не может фактически иметь ИОП, несмотря на данную формулировку закона. Такое имущество юрлицу не нужно. Исходя из целей создания СНТ (первый абзац ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" закона), товарищество может приобрести (создать) имущество, к-е будет в общем пользовании граждан. При этом такое имущество ошибочно, «по колхозному» называется ИОП, являясь на самом деле обособленным имуществом юрлица. Имущество юрлица априори не может быть ИОП, т.к. в противном случае это имущество в пользовании неопределённого круга лиц и бесплатно. Тем более то, что определение ИОП (п. 5 и 6 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе") определяют такое имущество, как ИОП используемое гражданами – собственниками земельных участков. Основанием для пользования таким имуществом являются гражданско-правовой договор между СНТ и гражданином. Договор ограничивает такое пользование условиями.

    9. )  с реализацией мероприятий, предусмотренных решением общего собрания членов товарищества.
    10. Норма мутная и не даёт ответа на вопрос: «А что это за мероприятия?» Ответ следует искать в нормах, к-е определяют исключительную компетенцию общего собрания членов (ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества").

  10. В случаях, предусмотренных уставом товарищества, размер взносов может отличаться для отдельных членов товарищества, если это обусловлено различным объемом использования имущества общего пользования в зависимости от размера садового или огородного земельного участка и (или) суммарного размера площади объектов недвижимого имущества, расположенных на таком земельном участке, или размера доли в праве общей долевой собственности на такой земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества.
  11. Норма частично не соответствует закону, в частности ГК (ст. 209, 210, 244 – 249). При ближайшем рассмотрении нормы следует определиться с самим ИОП (п. 5 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе"). Об имуществе какого лица или лиц идёт речь. Если не принимать во внимание некорректную формулировку о возможности наличия у юрлица ИОП, то исходя из того, что норма определяет взносы членов СНТ, закон имеет ввиду имущество СНТ, к-е находится в общем пользовании граждан. Пользование имуществом юрлица гражданами может быть оформлено исключительно гражданско-правовым договором. При этом предметом договора служит всего две составляющие:
    - юрлицо предоставляет своё обособленное имущество в пользование;
    - пользователь пользуется имуществом и платит за это плату.
    Включение в такой договор имущества физического лица, не имеющего отношения к предмету договора, противоречит самому существу правоотношений.

    Следующий момент связан с принципом образования СНТ, к-й основан не на имуществе граждан, к-е являются членами этой организации, а на членстве. Т.е., в СНТ вступает гражданин (ст. 12 "Основания и порядок принятия в члены товарищества" закона), а не его имущество. Права гражданина на садовый (огородный) участок - это всего лишь условие для вступления в члены, но не основание для расчёта взносов. А если это так, то какое отношение имущество гражданина имеет к членским и целевым взносам, к-е предназначены для, обратите внимание, содержания исключительно имущества СНТ и деятельности юридического лица?

    Третий момент: Размер взносов не ставится в зависимость от порядка и объёма использования ИОП. Если речь идёт о поставках ресурсов (например, воды – ст. 31 настоящего закона), то тогда платежи делятся на две части: платёж за ресурс (чем больше потратил, тем больше заплатишь) и содержание системы водоснабжения. В последней составной платежа, не понятен подход, когда одни члены будут платить больше за содержание водопровода, а др. меньше. Хотя всё может быть решено посредством установленной единой платы за единицу ресурса, куда будут включены все затраты юрлица (добыча, содержание, эксплуатация системы). В любом случае за содержание имущества платит собственник, т.е. юридическое лицо. И для договоров управления между СНТ и гражданами не могут быть установлены разные размеры платежей за пользование имуществом организации.

    Последнее. Ставить расположенные на земельном участке гражданина объекты недвижимости в зависимость от размера взносов - это настоящий юридический ляп наших депутатов и разработчиков закона. Как и каким образом можно обосновать больший размер взносов для участка, где есть дом, и участка, где дома нет, закон не отвечает. Нормы данной статьи, определяющие цели внесения взносов, также не дают ответа на этот вопрос. Тем более, что в рассматриваемой статье идёт речь исключительно об СНТ, его имуществе и задачах, к-е решаются юридическим лицом. Каким образом дом на индивидуальном участке и баня связаны с обособленным имуществом юрлица, обладающим правом собственности на него, непонятно.

    Единственное, что следует отметить в части 7 данной статьи, соответствующее закону, так это последнее утверждение о зависимости размера взносов от доли в праве на общую долевую собственность гражданина на участок земли общего пользования и другое имущество общего пользования, которые на таком участке ЗОП расположены. Заметим также, что специально или по незнанию, в закон разработчиками ничего не включено, что бы определяло порядок создания ИОП. А ведь именно способ создания, кто (какие лица), в каком размере внесли средства на создание (приобретение) имущества, те лица и будут в размере права на долю в общем имуществе платить за его содержание при условии регистрации права собственности этого имущества на граждан. И снова возникает та же проблема: не может быть так, что имущество общего пользования создано и зарегистрировано на СНТ (на юридическое лицо), а платежи граждан за его использование отличаются по размеру. Так не бывает. При этом следует не складывать в один ящик пользование имуществом организации и использование коммунальных ресурсов для личных потребностей на своих индивидуальных земельных участках.

  12. 1. Указываемые в уставе товарищества правила определения размера взносов должны предусматривать порядок расчета размера взносов в виде текстового описания и (или) формулы расчета.
    (часть 7.1 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  13. 2. Плата, предусмотренная статьей 5 настоящего Федерального закона, рассчитывается в порядке, установленном уставом товарищества для определения размера взносов.
    (часть 7.2 введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
  14. Следует учитывать условия для выработки правил определения размеров взносов и платы для не членов (данные правила обязательно вносятся в устав СНТ согласно п. 9, ч. 1, ст. 8 "Устав товарищества):

    1. В каждом СНТ и в границах территории садоводства могут быть и, как правило. существуют разные виды имущества общего пользования, к-е принадлежат разным лицам на разных правах собственности.

    2. Разные права собственности диктуют разный подход к обязанности содержания данного имущества со стороны собственников. Под собственниками имеются ввиду СНТ, как юрлицо, и граждане, владеющие имуществом на праве общей долевой собственности. О принципах расчётов см. п. 3 и 4.

    3. Имущество общего пользования, принадлежащее СНТ, диктует общий для всех членов и не членов принцип расчёта взноса на содержание данного вида имущества, т.к. пользование таким имуществом осуществляется всеми гражданами на равных условиях.
    - Если пользование имуществом поддаётся подсчёту объемов пользования, то плата может определяться за единицу такого пользования. Например, СНТ добывает и раздаёт воду всем желающим собственникам участков по сстеме водопровода. При условии установки у каждого пользователя счетчика воды возможно в ед. объёма использованной воды включить ивестиционную составляющую ежегодного содержания системы водоснабжения. При этом сумма содержания системы будет напрямую зависеть от стоимости 1 куб. метра воды. Также следует учитывать и общий средний объём потребления. В противном случае можно ошибиться с получением необходимой суммой расходов на содержание.
    - Если в системе водоснабжения отсутствуют приборы учёта, то логично определять размер платы за воду для пользователей на основе размера садового земельного участка. Чем больше участок, тем больше плата на содержание. Справедливости в таком подходе нет и никогда не будет. Но иного пути в данном случае не существует.
    - Если в садоводстве ЗУОН принадлежит СНТ, то плата на содержание улиц и проездов должны быть одинаковой для всех собственников садовых земельных участков, т.к. права на пользование землёй общего назначения согласно закону одинаковы для всех и ничем не могут быть ограничены (ч. 5 ст. 24 "Особенности образования, предоставления земельных участков общего назначения, использования имущества общего пользования").

    4. Имущество общего пользования, принадлежащее гражданам на праве общей долевой собственности, однозначно диктует принцип оплаты в зависимости от доли в праве на такое имущество (ст. 249 "Расходы по содержанию имущества, находящегося в долевой собственности" ГК). Данный принцип содержания сохраняется в случае передачи имущества в общей долевой собственности по договору в управление в СНТ.

  15. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утверждённых общим собранием членов товарищества.
  16. Приходно-расходная смета товарищества, исходя из целей создания организации, должна включать в себя расходы на содержание самой организации, к-е включают, в т.ч., расходы на содержание имущества, находящееся в общем пользовании граждан, а также расходы на управление имуществом граждан, переданным в СНТ по договору управления.

    К каждой статье расходов должны прилагаться локальные сметы, обосновывающие расходы по данному направлению. Т.е., в смете товарищества и приложениях должны быть ответы на простой вопрос, например: «Почему на канцелярские расходы запланировано 10000 руб, а не 1000 руб.», - и должен быть понятный расчёт потребностей юрлица, включающий стоимость материалов, сопутствующие расходы. Ответ, типа: «Мы считали канцелярские расходы», - а никаких подсчётов на бумаге нет, людей сегодня не должен устраивать.

  17. Уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
  18. Следует обратить внимание на норму. Это важно. Порядок взимания и размер пеней может быть прописан только в уставе. Решение собрания, правления, председателя по данным вопросам нелегитимны, т.е., ничтожны. При этом договор управления между гражданами, передавшими имущество в пользование юрлицу, может содержать свои условия по оплате пеней. К этому решению могут быть причастны общее собрание членов и граждан, ведущих садоводство без участия в товариществе, при выработке условий такого договора, к-й в своей основе должен быть одинаков для всех сторон. Устав и такой договор вещи разные и никак не взаимодействуют. Первичным всегда в таком споре будет договор.

  19. В случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.
  20. Решение суда - это единственный способ взыскать долги по неуплаченным взносам. Никаких других мер закон не определяет. Соответственно, включение таких других мер в устав, решение собрания, правления или председателя являются противозаконными, не подлежащими к применению.

Статья 15. Реестр членов товарищества

  1. Не позднее одного месяца со дня государственной регистрации товарищества в соответствии с уставом товарищества председателем товарищества или иным уполномоченным членом правления товарищества создается реестр членов товарищества и осуществляется его ведение.
  2. Норма регулирует ситуацию, когда гражданами создано (образовано) новое юридическое лицо.

    Для действий, к-е должны были совершить все СНТ, к-е действовали до 01.01.2019 г. в старых организационно-правовых формах или без организационно-правовой формы (согласно требованиям ФЗ-99 от 05.05.14 г. все СНТ (и др. садоводческие объединения, к-е определены 66-фз от 15.04.98 г.)) обязаны были пройти реорганизацию, выбрав себе одну из ОПФ, к-е обозначены в ст. 50 ГК или ликвидироваться, действующим может остаться видоизменённый реестр членов СНТ.

    Тем более, что в очередной раз, ГД допустила юридический ляп, к-й заключается в том, что ст. 54 настоящего закона введена норма по к-й организации, действующие, якобы, в ОПФ «СНТ» с 01.01.19 г. автоматически согласно этой норме, приобретают ОПФ «СНТ, как вид ТСН». Всё было бы верно, но ОПФ «СНТ» не существует по нормам 99-фз от 05.05.2014 г. с 01.09.2014 г. Т.о., получается по версии ст. 54 настоящего закона и ГК так, что юридические лица, к-е действуют сегодня без ОПФ, вдруг приобретают новую ОПФ только на том основании, что они имели когда-то ОПФ "СТ" (до вступления в силу 66-фз от 15.04.1998 г.) или «СНТ» согласно ст. 1 и 4 ФЗ-66 от 15.04.98 г. Так, видимо, и следовало бы написать в статье 54 настоящего закона. Но написано так, как написано. А организации садоводов должны в очередной раз смириться с тем, что их "женили" без их участия. Произошло это по простой причине: наши СНТ в РФ в основном по законам не живут. И никто не контролирует исполнение ими нормативных правовых актов.

    А раз так, то не стоит в очередной раз объяснять то, что законом, в т.ч. ГК, чётко и недвусмысленно описана, установлена и успешно применяется процедура смены ОПФ для любого юрлица. Эта процедура называется реорганизация юридического лица в виде преобразования. Но почему-то для СНТ это неприменимо. Так считают наши законодатели. Пояснений к этому утверждению нет. Есть только догадки. А СНТ остаётся исполнять нормы ст. 1 - 5 ст. 54 "Переходные положения" и ни о чём не думать.

  3. Обработка персональных данных, необходимых для ведения реестра членов товарищества, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством о персональных данных.
  4. Обработка персональных данных осуществляется согласно ФЗ-152 от 27.06.2006 г. «О персональных данных». Закон позволяет предоставлять данные реестра членам СНТ по их письменному запросу (ч. 5 ст. 11 "Права и обязанности члена товарищества"). Данные предоставляются в виде выписки и согласно заявленным членом СНТ целям обработки. Наиболее вероятными запросами, к-е в большинстве случаев будут исчерпывающими, являются запросы о предоставлении данных для необходимой связи с другими членами СНТ в случаях, установленных законом. Т.е., такие данные включают ФИО члена организации, при необходимости номер участка, почтовый или электронный адрес. Телефон в подавляющем большинстве случаев не нужен. Непредоставление данных реестра любому члену СНТ по его запросу является нарушением прав членов и подлежит защите через суд или прокуратуру.

  5. Реестр членов товарищества должен содержать данные о членах товарищества, указанные в части 5 статьи 12 настоящего Федерального закона, кадастровый (условный) номер земельного участка, правообладателем которого является член товарищества (после осуществления распределения земельных участков между членами товарищества).
  6. Если данный пункт разобрать одновременно с нормами п.п. 19, 25 ст. 17 настоящего закона, где речь идёт об обязательном участии в общем собрании более, чем 50% членов СНТ от общего количества состоящих в списках членов (реестре членов товарищества) для установления правомочности собрания, то возникает необходимость приложения к протоколу выписки из реестра членов СНТ. Без реестра определить правомочность собрания невозможно.

  7. Член товарищества обязан предоставлять достоверные сведения, необходимые для ведения реестра членов товарищества, и своевременно информировать председателя товарищества или иного уполномоченного члена правления товарищества об их изменении.
  8. А что будет, если данные не предоставлены своевременно? Такой член СНТ не сможет в суде (в самой организации) отстаивать свои права на участие в управлении организацией посредством работы в общем собрании членов и принятии решений. Такой вариант возможен при условии надлежащего направления уведомления о дате, месте и повестке дня собрания в адрес члена СНТ.

  9. В случае неисполнения требования, установленного частью 4 настоящей статьи, член товарищества несет риск отнесения на него расходов товарищества, связанных с отсутствием в реестре членов товарищества актуальной информации.
  10. Очень интересная норма, к-я будет хорошо работать в случае, если член СНТ остаётся членом организации, а его персональные данные изменились. В этом случае СНТ может взыскать с нерадивого члена свои расходы, к-е связаны, например, с направлением такому члену товарищества уведомлений, др. информации по прежнему адресу.

    Весьма призрачная перспектива взыскать расходы с члена СНТ, включая взносы, если гражданин передал право собственности на земельный участок в границах садоводства др. лицу и не сообщил об этом. Почему?

    Процедура обращения в суд включает направление претензионного письма о неуплате взносов и платежей. Если гражданин при получении письма ответит тем, что он уже не собственник с определённой даты, то СНТ, т.о., получает официально право исключить гражданина из реестра членов. При этом оснований для взыскания долгов не возникает. Апеллирование в суде к тому, что СНТ уже запланировало расходы, и они должны быть оплачены членом СНТ, т.к. организация не знала о том, что он уже не член в течение определённого срока, как-то малоубедительны. Но ведь узнали, пусть и с опозданием. Тем более, что норма ч. 9 ст. 13 "Основания и порядок прекращения членства в товариществе" устанавливает прямую зависимость прекращения членства с датой передачи права собственности на участок другому лицу, не связывая это с датой информировании правления бывшим членом о данном событии (передаче права на участок).

  11. В отдельный раздел реестра членов товарищества в порядке, установленном настоящей статьей, могут быть внесены сведения о лицах, указанных в части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, с согласия таких лиц.
  12. Норма декларативная и, собственно, не особо нужная. И вот почему. В любом случае отношения между гражданами, ведущими садоводство без участия в товариществе, оформляются гражданско-правовым договором, в к-м указываются персональные данные стороны договора в лице гражданина и реквизиты товарищества, как юрлица. Те же самые персональные данные предусмотрены для предоставления и ведения реестра членов СНТ (ч. 5 ст. 12 "Основания и порядок принятия в члены товарищества").

    Запретить СНТ, как стороне договора, иметь отдельный список всех необходимых данных физлиц, с к-ми товарищество имеет гражданско-правовые договоры управления имуществом, невозможно и фактически противоречит существу гражданско-правовых отношений.


< Предыдущая: Глава 2 II Следующая: Глава 4 >


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика