Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Действующая редакция ФЗ-66 от 15.04.98 г.
В закон внесены все дополнения и изменения, в т.ч. вступившие в силу согласно ФЗ-337 от 03.07.2016 г. Скачайте! Бесплатно!

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Закон вступает в силу с 01.01.19 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утрачивает силу. Скачайте! Бесплатно!

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-66 от 15.04.98 г. с изменениями по 14.04.2008 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-66 от 15.04.98 г. с изменениями по 30.06.2006 г.
Издание расширенное, дополненное. Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь

Все на выборы правления 
СНТ

Выборы органов управления в СНТ
Организация правомочных выборов

Прописка в СНТ
Как получить регистрацию без суда

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ О членских, целевых, вступительных и других взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Калининград




HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Федеральный закон 217-фз от 29.07.2017 г.
"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"

Глава 5. ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ САДОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ
И ОГОРОДНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЪЕКТОВ
КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА САДОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ

Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков, земельных участков общего назначения

  1. Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
  2. Основными статьями ЗК, к-ми руководствуются администрации муниципальных образований, являются ст. 39.3, ч. 2 п. 3; ст. 39.5 п. 3 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г.) Предоставление земельных участков осуществляется путём издания правового акта о передаче земельных участков общего назначения и садовых земельных участков в собственность СНТ, как юридического лица, и в собственность гражданам соответственно. При этом, предоставление земли общего пользования в собственность СНТ осуществляется бесплатно, а гражданам - за плату. Постановление администрации является тем документом (правовым актом), на основании к-го названные лица (СНТ и граждане) могут зарегистрировать право собственности на предоставленные им участки земли. До регистрации права собственности земельные участки продолжают оставаться собственностью муниципального образования. Т.о., постановление администрации является правоустанавливающим документом, но не подтверждает права собственности до регистрации права в ЕГРН (ст. 219 ГК; ч. 5 ст. 1 (о регистрации права собственности) ФЗ-218 от 13.07.2015 г.) Из изложенного вытекает простое правило, основанное на названных нормах закона:

    Правило: Собственником недвижимости (земельного участка, жилого дома) признаётся лицо (юридическое или физическое) при условии регистрации права собственности на недвижимое имущество, оформленное в установленном законом порядке в ЕГРН через МФЦ или офисы Росреестра. Выписка из ЕГРН является единственным подтверждением права собственности лица (юридического или физического) на объект недвижимости.

    Подробно о подтверждении права собственности на недвижимость в статье: "Свидетельство о регистрации права на садовый земельный участок, жилой дом, жилое строение, гараж с 1 января 2017 г."

  3. Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
  4. Закон не устанавливает порядок распределения земельных участков, указывая лишь на инструмент распределения и конечное решение, к-е принимается общим собранием СНТ. Сам порядок определяется общим собранием (по жребию, путём лотереи, др. путём.) Важно лишь то, что решение о порядке распределения земельных участков должно быть отражено в протоколе общего собрания во избежание судебных разборок в будущем. Кроме того, рассматриваемая ч. 2 статьи закона работает только для вновь образуемых СНТ (ОНТ), к-м выделяется земля для организации и ведения садоводства (огородничества).

  5. Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
  6. Закон не устанавливает обязательности в предоставлении садовых земельных участков бесплатно. Как правило, участки предоставляются гражданам за плату. Отдельные случаи предоставления участков бесплатно указаны в Главе V.1 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г) и местных нормативных актах органов самоуправления. О таких нормативных актах органов самоуправления можно узнать на официальном сайте администрации или в комитете муниципального имущества и земельных ресурсов муниципального образования.

Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, особенности строительства объектов капитального строительства

  1. Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
    (в редакции Федерального закона от 03.08.18 г. № 340-фз)
  2. Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (ст. 1 Градостроительного кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)

    Предельные размеры земельных участков определяются решениями местных органов самоуправления. В каждом регионе могут быть разные предельные размеры садовых и огородных участков. При этом в решениях указываются как максимальный размер предоставляемых земельных участков, так и минимально возможный.

  3. Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
    (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 340-ФЗ)
  4. Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)

    Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.) Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)

    Несмотря на то, что сами правила землепользования и застройки устанавливаются решением местных органов самоуправления, никто не отменяет нормы ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" в части, разрешающей строительство капитальных жилых домов и жилых строений на садовых земельных участках. На участках с видом разрешенного использования "для огородничества" строительство капитальных зданий и сооружений не допускается.

  5. Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
  6. Жилой дом согласно п. 1 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" имеет право на существование и строительство на садовом земельном участке. Для регистрации права собственности на жилой дом владелец должен выполнить все требования, предъявляемые законом к объектам капитального строительства, в т.ч. к жилым домам. Требования к жилому дому изложены в п. 9 – 32 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 г. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/), порядок признания дома жилым в этом же постановлении, п. 42 – 52).

  7. В целях обеспечения устойчивого развития территории садоводства или огородничества, в том числе установления границ такой территории, установления границ земельных участков, включая земельные участки общего назначения, установления границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, включая объекты капитального строительства, относящиеся к имуществу общего пользования, осуществляется подготовка документации по планировке территории. Подготовка документации по планировке территории садоводства или огородничества осуществляется в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований настоящей статьи. Документация по планировке территории, подготовленная в отношении территории садоводства или огородничества, до её утверждения должна быть одобрена решением общего собрания членов товарищества. Подготовка и утверждение проекта планировки территории в отношении территории огородничества не требуются. Установление границ огородных земельных участков и образование огородных земельных участков и земельных участков общего назначения в границах территории огородничества осуществляются в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
  8. Подробно о документации по планировке территории садоводства см. комментарий к ст. 3, п. 8 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе".

    По поводу этой нормы необходимо сказать о том, что обязательность подготовки документации по планировке территории связана с тем, что садовые земельные участки и земля общего назначения может использоваться согласно нормам закона для капитального строительства (ст. 3, п. 1 настоящего закона). Документы планировки позволят не только определить нормы и правила застройки для данной территории садоводства, но и требовать соблюдение данных норм и правил всеми собственниками земельных участков, включая СНТ.

    Также отметим и тот факт, что для территории огородничества документация по планировке территории ограничивается межевым планом территории, т.к. капитального строительства такие земельные участки не предполагают, только временные без капитального фундамента строения и сооружения.

    Каждый гражданин, собственник садового земельного участка вправе бесплатно запросить градостроительный план своего земельного участка в администрации муниципального образования при условии того, что его участок имеет установленные в соответствие с законом границы, координаты поворотных точек внесены в ЕГРН, а права на недвижимость оформлены. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что участок прошёл процесс межевания и для него разработан градостроительный план или он будет разработан по вашему запросу. При этом разработанная документация по планировке территории садоводства может отсутствовать в силу разных причин.

    А нужен ли градостроительный план земельного участка? Если полагать то, что нет, не нужен, то это будет ошибкой. Строительство капитального объекта на садовом земельном участке с нарушением норм градостроительного плана может привести к отказу в регистрации такого объекта и к признанию возведённого строения (дома) незаконным с вынесением решения о сносе. Разве для этого начинается стройка, чтобы потом снести объект, причём за деньги собственника участка?

    Нужно дополнительно сказать о том, что отсутствие документации по планировке территории садоводства (для старых СНТ такое вполне реально существует) может создать препятствия для выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка. Придётся несколько раз писать письма в администрацию, обращаться с заявлениями на нарушение гражданских прав в прокуратуру. Заметим, что результат всегда будет в пользу заявителя. Градостроительный план своего участка собственник получит в любом случае и при любом раскладе. Закон на стороне гражданина. Вопрос только во времени и степени настойчивости заявителя.

  9. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, включаются земельные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

    1. )  находятся в собственности учредителей товарищества;
    2. Норма предполагает порядок создания организации, при к-м все собственники садовых земельных участков в границах территории садоводства, для к-й разрабатывается и заказывается документация по планировке, являются учредителями СНТ. Т.е. в ЕГРЮЛ будут внесены все данные о собственниках всех садовых земельных участков, к-е в ходе образования СНТ стали учредителями, т.е., образовали юридическое лицо.

    3. )  составляют единый, неразрывный элемент планировочной структуры или совокупность элементов планировочной структуры, расположенных на территории одного муниципального образования.
    4. По своей сути закон называет территории уже образованных СНТ, до вступления в силу настоящего закона. Данные территории объединены не только общей внешней границей компактно расположенных земельных участков с единым видом разрешенного использования земли (участка), но и общими для всей планировочной структуры проездами, проходами, названием улиц и проездов, наименованием самой территории садоводства, например, СНТ «Пищевик», СНТ «Ромашка» и т.д.

  10. В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, наряду с земельными участками, указанными в части 5 настоящей статьи, включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам, площадью не менее двадцати и не более двадцати пяти процентов суммарной площади садовых или огородных земельных участков, включаемых в границы территории садоводства или огородничества.
  11. В этой части статьи есть важная норма. Выделим её отдельно. «В границы территории садоводства или огородничества при подготовке документации по планировке территории для товарищества включаются в качестве земельных участков общего назначения земли и (или) земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам и юридическим лицам». Т.е. норма предполагает, что земельные участки общего назначения могут быть не в собственности юридического лица или физических лиц. А чьи это участки, и почему так звучит норма? Законодатель, скорее всего, имел в виду участки земли общего назначения в границах населённых пунктов. Особенности принадлежности земельных участков к данной категории заключаются в том, что участки с видом разрешённого использования «земля общего пользования» не подлежат приватизации согласно нормам ст. 85, ч. 12 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г.) Такие участки являются участками для неограниченного пользования лиц (ст.262 "Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок" ГК; а также ст. 1, п. 12 Градостроительного кодекса (ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)).

    Кроме того, данная норма предусматривает размер земельных участков общего назначения, к-й рассчитывается в пределах от 20% до 25% от суммарного размера всех садовых земельных участков в собственности граждан в границах садоводства.

  12. В границы территории садоводства или огородничества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки, включение которых в границы территории садоводства или огородничества не допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  13. Норма фактически повторяет основные принципы земельного законодательства (ст. 1 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г.)) Например, нельзя включать в границы территории садоводства земли лесного фонда или земли водоохранной зоны.

  14. Установление границ территории садоводства или огородничества, в результате которого может быть ограничен или прекращён свободный доступ с иных земельных участков к территориям общего пользования или к земельным участкам общего пользования, расположенным за пределами таких границ, не допускается.
  15. Норма определяет принцип установления границ садоводства. Границы садоводства не могут закрыть доступ к земельным участкам общего назначения для собственников других земельных участков, к-е в границы садоводства не входят. Т.е. земельные участки общего назначения не могут быть переданы в границы садоводства, если граждане – собственники других инд. земельных участков не смогут свободно, без ограничений иметь доступ к своим земельным участкам.

  16. При подготовке документации по планировке территории для товарищества, созданного в соответствии с пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, в границы территории садоводства или огородничества запрещено включать земельные участки, принадлежащие лицам, не являющимся учредителями товарищества, за исключением случая, установленного частью 6 настоящей статьи.
  17. Норма устанавливает правило, согласно к-му в границы садоводства могут быть включены садовые земельные участки только тех граждан – собственников таких земельных участков, к-е создали организацию (СНТ). Если часть граждан – собственников садовых земельных участков отказалась создавать СНТ, то их участки в границы садоводства включать запрещено. Норма важна с точки зрения свободы выбора для граждан – собственников индивидуальных земельных участков: создавать или не создавать СНТ. Исключением являются земельные участки общего назначения, к-е не могут передаваться в собственность ни гражданам, ни юрлицу (СНТ) или при определённых условиях могут не передаваться в собственность данных лиц по основаниям закона, например, участки земли общего назначения населённых пунктов.

    В противовес данному пункту в границы садоводства в соответствии с ч. 5 этой статьи закона можно включать все участки, к-е представляют собой элемент единой неразрывной планировочной структуры в границах одного муниципального образования. И эта указанная в ч. 6 данного пункта 9 норма фактически разрешает то, что якобы запрещено.

    На практике норма рассматриваемого пункта может быть выполнена только для компактно расположенных садовых (огородных) земельных участков, к-е можно физически отделить от создаваемой территории садоводства. Например, это проезд (улица), имеющие общую границу с садовыми участками, и к-е имеют внешнюю границу с территорией, не входящей в состав садоводства. Др. словами, есть возможность отрезать земельный выдел. При этом все участки, находящиеся в таком земельном выделе, должны иметь границы, к-е бы позволяли владельцам пользоваться своими участками без прохода через территорию садоводства.

  18. Садовый земельный участок и огородный земельный участок могут быть включены в границы только одной территории садоводства или огородничества.
  19. Согласно норме один и тот же индивидуальный садовый земельный участок не может быть одновременно включён в границы разных территорий садоводства,

  20. Садовые и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населённых пунктов или из земель сельскохозяйственного назначения.
  21. Норма устанавливает всего 2 категории земли, из которых могут быть образованы садовые или огородные участки. Подробно обо всех категориях земли в ст. 7 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 26.10.2001 г.)

  22. Установление границ территории садоводства или огородничества не является самостоятельным основанием для придания такой территории статуса населённого пункта. Включение территорий садоводства или огородничества в границы населённого пункта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  23. Норма подтверждает то, что образование садоводства, его границ, присвоение адресов садовым земельным участкам, строительство и регистрация жилых домов (коттеджей) не является основанием считать данную территорию населённым пунктом, типа коттеджный посёлок. То, что в народе называется "коттеджным посёлком" посёлком на самом деле не является.

    Однако в границах населённого пункта территория садоводства имеет все права территории; такие же, как и для жителей населённого пункта. СНТ, как организация, является лишь выбранной гражданами формой управления их общим имуществом. Она не заменяет и не подсиживает органы самоуправления граждан. Обязанности муниципального образования в полной мере распространяются и на территорию садоводства согласно нормам ФЗ-131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Не исключены данные обязанности органов самоуправления и на территориях садоводств, расположенных за границами населённых пунктов на землях сельскохозяйственного назначения, но также в пределах границ муниципального образования. Попытки местных органов самоуправления и отдельных горе-руководителей в СНТ (ОНТ) представить садоводов (огородников) некими "колхозными образованиями" неверны, вредны для развития садоводства, нарушают принципы и правила местного самоуправления, ведут к нарушениям законодательства в данной сфере, а также в смежных отраслях права.


< Предыдущая: Глава 4 II Следующая: Глава 6 >





Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта.
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, инфраструктура СНТ.

  Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2018, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика