Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах подробно

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Ничто и никогда не строится в срок и в пределах сметы.

Закон Хеопса

Нет невыполнимой работы для человека, который не обязан делать её сам.

Закон Вейлера

ФЗ-217 от 29.07.2017 г.Эта страница не имела шансов на своё появление, если бы в один из хмурых дней 2013 года некий гражданин, ведущий садоводческую деятельность на своём садовом земельном участке без членства в СНТ "Пищевик", не решил подвергнуть сомнению условия предлагаемого ему для подписания Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования в СНТ (Этого договора составленного по нормам ФЗ-66 от 15.04.1998 г. уже нет. Указанная ссылка приведёт вас к новому договору, к-й сделан по требованиям ФЗ-217 от 29.07.17 г.)

Вернёмся к гражданину. Фамилию называть не будем. Для нашей статьи это не так важно. Вообще не важно.

Итак, СНТ не захотело слушать доводы товарища. Он же гражданин. Он же садовод. Дело дошло до суда, который длился более полугода. Причин долгого разбирательства несколько. Но речь на странице пойдёт не о них, а о принципах составления приходно-расходной сметы в садоводческом некоммерческом товариществе. Тем более, что за каждым юридическим лицом всегда стоят чьи-то деньги. СНТ - контора некоммерческая, но без денег она существовать не может. Если бы Остап Бендер жил сегодня, то он 100% был бы председателем нескольких СНТ и имел несколько сравнительно честных способов отъёма денег у доверчивых граждан. Причём эти деньги граждане приносили бы ему на блюдце с голубой каёмкой сами. Беда в том, что несут, несут из года в год. И никаких изменений, помощи в борьбе с произволом пока что на горизонте не видно. Однако, ближе к делу.

Кто финансирует СНТ, чтобы у него штаны не падали? Правильный ответ - граждане, имеющие садовые земельные участки в границах территории садоводства. Как правило, других источников финансирования у товарищества нет. Разовые денежные или иные материальные вливания (подарки) в отдельных СНТ со стороны государства и "прочих разных шведов" не имеют статистической значимости. Поэтому, если в СНТ одни платят взносы, а другие нет, то налицо постоянное недофинансирование юрлица. А это всегда ведёт к систематическому невыполнению планов по содержанию и развитию имущества общего пользования в границах садоводства. Такая ситуация не является нормальной.

Новый ФЗ-217 от 29.07.2017 г. не дал СНТ никаких новых инструментов, кроме суда (он был и ранее), для взыскания с граждан долгов по взносам и платежам. Ну, разве что только решил некоторые проблемы, связанные так или иначе с деньгами, более понятно, прозрачно и умно, прописав соответствующие правила. Однако, закон не смог решить проблем, к-е возникают в садоводствах между СНТ и собственниками земельных участков в связи с множеством условий, влияющих на деятельность конкретного товарищества, как юрлица, из-за разных видов собственности на землю, на имущество, из-за разного количества членов в СНТ, отсутствия профессиональной подготовленности председателей и членов правлений и, как ни странно, бесконтрольности со стороны государственных и местных органов власти за деятельностью СНТ.

Решение всех названных проблем лежит там, где его никто не ищет. Одно из них скрыто в основательно, скрупулёзно проработанной и утверждённой приходно-расходной смете СНТ. Именно приходно-расходная смета определяет размер членских и целевых взносов для члена товарищества, размер платежей для не членов, даёт финансово-экономическое обоснование расходов.

Добавим, размер взносов и платежей меняются из года в год в большую или меньшую сторону. Эти колебания зависят от решения общего собрания, утверждающего затратную часть сметы в виде расходов, которые СНТ готово потратить в очередном году на те или иные цели. Если приходно-расходная смета составлена правильно и соответствует требованиям законодательства РФ, реальным затратам, то собственник садового земельного участка (член или не член) просто не сможет выбросить из неё тот или иной платёж, к-е в целом составляют членский и целевой взносы (платежи не членов). Это - справедливо, как в социальном плане, так и в правовом.

Итак, приходно-расходная смета и её составные части на странице в вопросах:

Где законодательно определена необходимость составления сметы для СНТ?
Как составить смету, чтобы она была понятна и прозрачна для всех собственников земельных участков в границах территории садоводства?
Почему член СНТ и гражданин, ведущий садоводческую деятельность без участия в товариществе, должны и обязаны платить одинаковые взносы и платежи?
Какая взаимосвязь между расходами СНТ на благоустройство земель общего назначения, зарплатой председателя и канцелярскими расходами? Где это закреплено законодательно?
Есть ли какие-либо особенности составления приходно-расходной сметы в СНТ?

Страница включает в себя следующие подразделы:

  1. Понятие приходно-расходной сметы в СНТ.
  2. Расходная часть сметы СНТ.
  3. Приходная часть сметы СНТ.
  4. Приходно-расходная смета СНТ. Компоновка и утверждение.

Поехали, начинаем разбираться, господа-товарищи! Страница большая по объёму, наберитесь терпения, вооружитесь карандашом. Можно распечатать, чтобы вдумчиво прочитать на досуге, если есть такая возможность. После изучения материала многое в этом СНТ-шном документе будет понятным. А главное понятным станет, как применить полученные знания в вашем СНТ.

Приходно-расходная смета садоводческого некоммерческого товарищества

1. Понятие приходно-расходной сметы в СНТ

Для начала определимся с терминами и привяжем их к садоводческому некоммерческому товариществу.

Приходно-расходная смета - это индивидуальный документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств утверждённый общим собранием членов для обеспечения финансово-хозяйственной деятельности садоводческого некоммерческого товарищества граждан в определённом периоде времени.

В ходе изучения бесчисленного множества материалов из сети Интернет, связанных с понятием смета, можно сделать один вывод: для некоммерческой организации, а тем более для СНТ, каких-либо требований к формализованному составлению финансового плана доходов и расходов не существует. Поэтому каждое СНТ на необъятных просторах России творит этот план по принципу: кто во что горазд. А часть товариществ вообще не озадачиваются разработкой приходно-расходной сметы, рассмотрением её на правлении и последующим утверждением на общем собрании, чего требуют нормы ФЗ-217 от 29.07.2017 г., изложенные в ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" и ст. 18 "Правление товарищества".

В этих случаях чаще всего происходит волюнтаристское личное решение председателя, который сам назначает сумму взносов на очередной финансовый год, исходя из обязательного выполнения двух задач:

  1. Сбор денег в карман председателя и группы поддерживающих его лиц.
  2. Сбор денег на обеспечение оплаты коммунальных услуг, к-е на самом деле таковыми не являются в силу особенностей договоров между СНТ и соответствующими ресурсоснабжающими организациями.

В таком СНТ жизнь, точнее финансово-хозяйственная деятельность протекает по понятиям. С первой целью сборов всем и так всё ясно и понятно. А вот со вторым есть необходимость дать небольшое пояснение. Деньги на оплату коммунальных ресурсов нельзя не собирать. Иначе СНТ просто отключат от электроэнергии, воды и прочих благ, если они в садоводстве есть. При этом мы речи об установленных на законодательном уровне ценах и тарифах не ведём. Почему? Да потому что часть сборов не должна, но идёт в карман. А иначе и быть не может! Если вместо индивидуальных платежей собственников по индивидуальным договорам за поставленные коммунальные ресурсы на свои счета соответствующих ресурсоснабжающих организаций, люди платят в СНТ, то они всегда будут платить больше, чем нужно согласно закону и правилам. Особенно это характерно для тех СНТ, где граждане платят не на счёт товарищества в банк, а по старинке в кассу налом, что напрямую противоречит требованиям частей 3 и 6 ст. 14 "Взносы членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.

Возникает законный вопрос: "А чем этот беспредел может грозить СНТ?" Ответ неоднозначен. Казалось бы, такое СНТ должно и нужно наказать рублём. На то есть соответствующие статьи закона. Например, при условии сдачи гражданами участниками СНТ взносов без утверждённой собранием сметы такие денежные средства считаются нецелевыми и подлежат изъятию в бюджет. Осуществляет такую операцию по изъятию средств налоговая инспекция. Но, без решения суда это действо со стороны ФНС сомнительно. Что касается вынесения судом решения в пользу признания всей суммы сданных денег в СНТ гражданами нецелевым финансированием, то это маловероятно. Способов, методов, причин, возможностей выкрутиться из ситуации у СНТ немало. И наоборот, способов железобетонно обвинить товарищество в нарушениях закона, связав это с отсутствием приходно-расходной сметы всего один. Это норма п. 17, ч. 1, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества". Помним о том, что подача такого иска по своей сути, если вдруг судья примет решение о наказании товарищества, накажет самих истцов и остальных членов. Т.е., такая идея - это очень нездоровая идея. Мало того, упомянутая норма закона одарила общее собрание членов товарищества правом утверждать приходно-расходную смету, но нигде не прописала такой обязанности. Это важный вывод! Мы его ещё проговорим ниже на странице.

Бывают случаи, когда СНТ не сдаёт бухгалтерскую отчётность в ФНС. Спустя год такое СНТ налоговая служба может вычеркнуть из реестра ЕГРЮЛ без решения суда как недействующую организацию. До недавнего времени существовал сравнительно простой способ ликвидации недействующего СНТ, однако, после государство ввело дополнительные препятствия для действий ФНС по исключению таких юрлиц из реестра. Они призваны защитить права участников (членов) СНТ в случаях, когда нерадивое правление вкупе с председателем фактически не ведёт никакой финансово-хозяйственной деятельности в течение года и более по разным на то причинам. Поэтому небольшая Статья 21.1 ФЗ-129 от 08.08.2001 г., текст к-й умещался в 4-х пунктах, сегодня превратилась в полновесных 7. А сами правила исключения СНТ из ЕГРЮЛ в законе выделены в отдельные специальные нормы. Смотрим, вникаем в правила, прикидываем, что вам подходит, а что лучше не трогать до каких-то лучших времён:

"О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ", ФЗ-129 от 08.08.2001 г.

Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ, в ред.)

  1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчётности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
  2. Юрлицо "может быть исключено", не означает того, что это должно обязательно произойти. Для этого должны быть соблюдены несколько условий.

  3. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении) и вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись.
    (в ред. Федерального закона от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
    Решение о предстоящем исключении не принимается при наличии у регистрирующего органа сведений, предусмотренных подпунктом "и.2" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
    (абзац введён Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
  4. Пункт "и.2" - сведения о возбуждении дела о банкротстве в отношении юрлица.

  5. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трёх дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления возражений против предстоящего исключения с указанием адреса, по которому могут быть направлены данные возражения. Не позднее одного рабочего дня, следующего за днём публикации указанного решения, на официальном сайте регистрирующего органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещаются сведения о предстоящем исключении.

    В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган недействующим юридическим лицом, кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

    В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения против предстоящего исключения могут быть направлены в регистрирующий орган кредиторами недействующего юридического лица или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

    В случае принятия решения о предстоящем исключении в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива такое юридическое лицо может направить в регистрирующий орган заявление, предусмотренное пунктом 3.1 настоящей статьи.
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
  6. 1.  В случае, если решение о предстоящем исключении принято в отношении некоммерческой организации в организационно-правовой форме товарищества собственников недвижимости или потребительского кооператива, регистрирующий орган в течение трех дней с момента принятия такого решения помимо совершения действий, указанных в пункте 3 настоящей статьи, направляет такому юридическому лицу, а также лицу, имеющему право без доверенности действовать от имени такого юридического лица (в том числе по адресу электронной почты такого юридического лица при наличии указанных сведений в едином государственном реестре юридических лиц), уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности. Уведомление о принятии решения о предстоящем исключении и о возможности направления в регистрирующий орган заявления при продолжении осуществления таким юридическим лицом уставной деятельности должно содержать сведения о порядке и сроках направления заявления таким юридическим лицом с указанием адреса, по которому может быть направлено заявление.
    (п. 3.1 введён Федеральным законом от 14.04.2023 N 126-ФЗ)
  7. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным пунктом 1 или подпунктами "а" - "в" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.

    В предусмотренном пунктом 3.1 настоящей статьи случае заявление может быть направлено или представлено в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем три месяца со дня направления регистрирующим органом уведомления о принятии решения о предстоящем исключении.

    В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
    (п. 4 в ред. Федерального закона от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
  8. Предусмотренный настоящей статьей порядок исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц применяется также в случаях:

    а) невозможности ликвидации юридического лица ввиду отсутствия средств на расходы, необходимые для его ликвидации, и невозможности возложить эти расходы на его учредителей (участников);
    б) наличия в едином государственном реестре юридических лиц сведений, в отношении которых внесена запись об их недостоверности, в течение более чем шести месяцев с момента внесения такой записи;
    в) принятия арбитражным судом судебного акта о возвращении заявления о признании должника банкротом, поданного федеральным органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам (далее - уполномоченный орган), в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, или судебного акта о прекращении производства по делу о банкротстве, возбужденного по заявлению уполномоченного органа, в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;
    (пп. "в" введен Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
    г) наличия оснований, предусмотренных пунктом 4 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма".
    (пп. "г" введён Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
    (п. 5 введён Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
  9. К случаям исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц по основаниям, предусмотренным подпунктами "а" - "г" пункта 5 настоящей статьи, также применяются положения пунктов 2 и 3 статьи 64.2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
    (п. 6 введён Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ)
  10. В случае принятия решения о предстоящем исключении по основаниям, предусмотренным подпунктом "г" пункта 5 настоящей статьи, возражения, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, с приложением документов, подтверждающих обоснованность данных возражений, могут быть направлены или представлены в регистрирующий орган способами, указанными в пункте 6 статьи 9 настоящего Федерального закона, в срок не позднее чем шесть месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В таком случае решение об исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается.
    (п. 7 введён Федеральным законом от 02.11.2023 N 519-ФЗ)

Если СНТ пока ещё не вычеркнули из ЕГРЮЛ, то вариант развития сюжета может быть другим. Предположим, инспектор приедет в вашу Тмутаракань и даже застанет председателя и компанию на месте. Скорее всего, денег в кассе не будет. А если и будут, то наложение штрафных санкций и изъятие денег в бюджет государства обернётся новой бедой. Председатель срочно соберёт садоводов и долго будет орать, что какая-то сволочь настучала в налоговую, что в результате у СНТ изъяли нажитые его непосильным трудом деньги. Однако давайте тормознём. Это сказочный вариант. Никто не приедет. Тем более не приедет налоговик. У него полно других дел по юрлицам, где воруют миллионами. Что государству СНТ, где прибыль отсутствует, а наполнение в бюджет идёт только от зарплат персонала СНТ? И. да, ворует деньги только председатель и некоторые сопричастные лица. А деньги-то чьи? Ваши сограждане. Налоговикам это совсем не интересно. Но, будем считать, это не о вашем СНТ идёт речь.

Обращение граждан в правоохранительные органы не прокатит, т.к. доказать то, что председатель не утверждает приходно-расходную смету, чтобы складывать деньги в карман трудно, почти невозможно. На языке закона это должно звучать, как "завладение властью с корыстной целью присвоения чужих денежных средств". Попробуйте обосновать, приложив к своим словесам документы, сиё доказывающее! Получается так, граждане добровольно отдают свои кровные деньги председателю на сомнительного рода деятельность, которая никем и ничем не подтверждена, не регламентирована. Так как, деньги передаются в СНТ индивидуально каждым, то предъявлять претензии надо каждому собственнику участка. В этом случае председатель всегда выкрутится и объяснит, куда ушли деньги конкретного члена товарищества, на какие нужды, и почему нет отчётных документов. Беда, если сказать коротко. Но привлечь за это к ответственности нельзя. В карман ни-ни - всё ушло на благо людей! Попробуйте опровергнуть, если не принимали эти деньги и не тратили их сами лично.

Рано или поздно, но в таком СНТ взорвётся. Для кардинального изменения положения в таком товариществе следует действовать только в рамках правового поля, в полном соответствии с нормами ФЗ-217 от 29.07.2017 г. и рекомендациями, изложенными на сайте СНТ "Пищевик". Другими ресурсами пользоваться не возбраняется.

До этого момента с точки зрения налогового законодательства сдавать деньги в СНТ, когда отсутствует приходно-расходная смета, когда не ведётся бухгалтерская отчётность, когда председателя никто не выбирал, и имеются другие распространённые нарушения - преступно. Также преступно принимать деньги от граждан на цели не утверждённые приходно-расходной сметой.

Однако забудем о плохом. Будем считать, что в вашем СНТ такого безобразия нет. Вернёмся к смете. Ведь правильно разработанная приходно-расходная смета напрямую связана с прозрачностью доходов и расходов в товариществе, а также с законной финансово-хозяйственной, экономической деятельностью юридического лица.

Но, всегда и везде есть свои нюансы. СНТ это не исключение из правил для всех юридических лиц, а лицо, имеющее особенности, что отражено в отдельном специальном законе, к-й стоит в правовой иерархии выше всех других законов в части, касающейся СНТ ОНТ.

Одна из особенностей такова: норма п. 17 ч. 1 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" повествует о праве (полномочии) общего собрания утверждать приходно-расходную смету СНТ на определённый период времени. Но закон не содержит норм, к-е бы обязали, заставили общее собрание это сделать. Скажем по-другому. Право утвердить смету у собрания есть, а обязанности такой нет. Это означает только то, что приходно-расходной сметы может не быть от слов "совсем нет". Это часто происходит в небольших СНТ. Собранию достаточно принять решение о размере членских взносов и сроках их внесения на счёт товарищества. А без этого решения юрлицо существовать не может. Ну, разве что это будет фантомное СНТ. Оно как бы есть, а на самом деле его нет. Но все вокруг будут считать, что есть.

Исходя из сказанного, будем считать так: нормальное функционирование садоводческого товарищества с утверждённой общим собранием приходно-расходной сметой позволяет на законном основании собирать и расходовать денежные средства, вести управленческую и хозяйственную деятельность на территории садоводства. Задача граждан собственников садовых земельных участков состоит в том, чтобы заставить правление разработать и представить им на утверждение смету. Далее СНТ расходует средства, основываясь на статьях расходов, определённых приходно-расходной сметой, а не занимается отсебятиной от имени председателя и бухгалтера СНТ. Председатель знает, что нужно делать - принцип неверный.

2. Расходная часть сметы СНТ

Разработка любой приходно-расходной сметы в СНТ всегда начинается с формирования расходной, т.е. затратной части. Здесь действует только два главных правила, применимых для каждого садоводческого некоммерческого товарищества:

1-е правило для приходно-расходной сметы СНТ: Расходы юрлица, типа СНТ, ОНТ (ТСН) имеют два направления (цели):
- расходы на содержание имущества общего пользования, расположенного в границах территории садоводства (членские взносы);
- расходы на создание (приобретение) имущества общего пользования в границах территории садоводства (целевые взносы).

В процессе расходования средств на обозначенные цели СНТ также требует расходов на содержание себя любимого (работники товарищества на зарплатах или гражданско-правовых договорах, содержание здания правления, расходы на делопроизводство, связь, налоги, суды, и т.п.) - членские взносы.

2-е правило для приходно-расходной сметы СНТ: Расходы СНТ должны быть равны доходам, поступающим от членских, целевых взносов членов и платежей не членов.

При нарушении второго правила СНТ перестаёт быть некоммерческой организацией и попадает под штрафные санкции налоговых органов за неуставную деятельность.

Итак, когда ясны цели, тогда понятно, что и как планировать в СНТ на очередной текущий год или иной период.

На этапе разработки сметы всю работу тянет коллегиальный исполнительный орган СНТ: правление и его председатель (п. 9, ч. 7 ст. 18 "Правление товарищества). В эту работу можно и нужно подключать отдельных членов СНТ, к-е имеют компетенции в тех или иных видах работ, услуг, деятельности товарищества. Все мероприятия по разработке и последующему утверждению сметы могут растягиваться на 1 - 3 месяца. При этом товариществу можно использовать график Ганта, подготовленный специально для СНТ для контроля председателем за работой группы по разработке сметы товарищества.

Последовательность работы, изложенная в общем виде на странице ниже, вполне пригодна для любого СНТ, где правление думает о содержании имущества общего пользования и минимизации расходов людей.

Но, ничего не подходит и не выполняется, где правление или часть правления и работники СНТ озабочены вопросами сравнительно честного отъёма денег у собственников садовых земельных участков.

Пример 1: в неком СНТ зряплата трёх сотрудников (председатель, делопроизводитель, бухгалтер) и граждан по гражданско-правовым договорам (т.е не трудовым договорам) составляет 500000 руб. в год. Затраты на благоустройство земель общего назначения, линию электропередач составляет 200000 руб. в год. Плюсуем сюда судебные, канцелярские, бухгалтерские (это не зарплата бухгалтера), содержание домика правления и т.п. расходы СНТ. Допустим это 100000 руб. Итого: зрЯплата и содержание СНТ - 600000 руб. Расходы на содержание имущества общего пользования, что непосредственно идёт на пользу людям - 200000 руб. Всего затраты: 800000 руб.

Вопросы: Зачем нужно такое СНТ, в к-м расходы на него больше расходов на нужды людей в 3 раза? Зачем нужно СНТ, если на вложенные 4 рубля, вы получаете отдачу на 1 рубль. Контора-то у вас получается убыточной. А должно быть хотя бы так: вложили 4 рубля, отдача 2 рубля, а лучше 3. Помним о том, что эти 3 рубля не прибыль. Это деньги, к-е вложены в имущество общего пользования, а не в зряплату.

Как можно и нужно вывести ваше СНТ на чистую воду? Как правильно квалифицировать расходы товарищества в плане: у вас больше расходы на людей, чем расходы на СНТ?

Ответ в вашей СНТ-шной приходно-расходной смете. Из документа нужно выделить три группы расходов.

  1. Группа расходов на содержание (создание, приобретение) имущества общего пользования.
  2. Группа расходов на оплату коммунальных ресурсов, если до настоящего времени граждане платят в СНТ вместо оплаты счетов ресурсоснабжающих организаций по индивидуальным договорам энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и пр. Исключением из этой группы расходов будет только оплата ТКО (твёрдые коммунальные расходы). Так решило государство! За ТКО собственники, не проживающие постоянно в садоводствах в своих жилых домах, платят в СНТ. А те, кто постоянно живут в домах на территории садоводства, платят региональному оператору по индивидуальному договору за услугу по обращению с ТКО.
  3. Группа расходов на зарплату персоналу и непосредственное содержание деятельности СНТ.

Если жить не по понятиям, а по закону, то группы расходов под номером 2 в СНТ быть не должно. Исключение, как мы уже выяснили, ТКО для дачников, не проживающих постоянно в границах территории садоводства. После сравнения сумм по группам расходов выводы делайте сами: кого и что вы содержите в СНТ на свои деньги, какую пользу несёт вам товарищество и какое соотношение ваших личных затрат на СНТ, на вашу пользу.

Подчеркнём: в ненормальном СНТ действует практика, когда ежегодно вносимые гражданами денежные средства никак не отражаются на имуществе общего пользования. Зряплата платится ежемесячно, а дела не делаются. Поэтому вся деятельность скатывается к выбиванию денег из собственников садовых земельных участков. У тех, кто пытается сопротивляться, деньги отнимаются через суд.

Впрочем, давайте о хорошем. Итак, расходы на предстоящий период подготовлены. Чтобы приступить к вёрстке сметы необходимо определиться с некоторыми особенностями и понятиями. Дело в том, что в сети множество вариантов приходно-расходных смет. Почти все они подразумевают правильное расходование средств СНТ, но в них во всех есть один недостаток: по каждой конкретной работе или услуге, выполняемой СНТ для граждан, отсутствует раскладка по себестоимости. Другими словами вы видите приходно-расходную смету, видите статьи расходов, но не понимаете, откуда взялись цифры, сколько стоят работы и услуги, их составные части. А на вопросы людей председатель всегда отвечает, правлению нужно верить на слово или что-то несёт несуразное, но уверенно.

Важное замечание: Нормативные правовые акты не содержат прямых указаний на форму и содержание сметы. Каждое юрлицо разрабатывает и утверждает смету расходов по своему разумению и внутренним правилам. Последние, как правило, в СНТ отсутствуют.

Тем не менее, есть Налоговый кодекс. Есть правила бухгалтерского учёта, к-е регламентируются ФЗ-402 от 06.12.2011 г. "О бухгалтерском учёте". Если внимательно изучить соответствующие нормы данных документов, то СНТ вполне по силам выработать форму (шаблон) приходно-расходной сметы и заложить в устав основные разделы и составные части главного финансового документа. На всё про всё нужны только воля общего собрания и материалы данной страницы.

Приступим к разбору расходов в СНТ:

Доходы и расходы любой организации: завода, банка, ВУЗа, администрации органов самоуправления, в том числе СНТ, заложены в Главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, Часть 2 (введена в действие 110-ФЗ от 6 августа 2001 г.)

"А причём здесь прибыль, налогообложение и Налоговый кодекс?" - спросите вы. Почти то же самое спросил судья на очередном судебном заседании, когда сторона ответчика высказалась в плане того, что доказательства о том, что граждане, ведущие садоводческую деятельность в границах территории садоводства без участия в товариществе, обязаны платить платежи в том же размере, что и взносы членов СНТ, изложены в Налоговом кодексе РФ. Вопрос судьи вырвался невольно, без подготовки и обдумывания, сразу после прозвучавшего заявления. А затем судья, подумав, добавил: "Ну что же, попробуйте строить свою позицию согласно Налоговому кодексу. Посмотрим, что у вас получится".

Среди "специалистов" в области СНТ до сих пор бытует мнение о том, что в товариществе нет доходов. Однако, это не так. Открываем НК Статью 247 "Объект налогообложения" НК определяет: Прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. Доходы и расходы определяются в соответствии с Главой 25 НК. Из этого следует только то, что в СНТ есть доходы, и есть расходы. А вот прибыли в СНТ нет, т.к. это противоречит природе некоммерческой организации. Нормы Главы 25 расставляют всё по своим местам, в том числе доходы и расходы СНТ.

Вернёмся к расходной части сметы. Красной тряпкой, раздражающей граждан, является заработная плата председателя, членов правления, бухгалтера-кассира, ревизионной комиссии и других работников СНТ, работающих по трудовым договорам. Заметим, все перечисленные лица и их условия труда утверждаются решением общего собрания членов товарищества. Каждому работнику, внесённому в штатное расписание, условия труда утверждаются отдельно. Не списком, не индивидуально (работник так не хочет, хочет иначе), а согласно штатной должности. Поэтому, нечего пенять на кого-то, если вы сами на собрании не утвердили размер зарплат и другие условия своим решением. Рассмотрим эти расходы с точки зрения налогового законодательства.

Согласно статье 252 НК "Расходы. Группировка расходов":

Во-первых, расходами признаются документально подтверждённые, экономически обоснованные затраты, понесённые СНТ.

Следует помнить, что никак не может быть признан подтверждённым расход, когда председатель и бухгалтер не могут показать документы, где правильно списаны денежные средства товарищества. Никак экономически нельзя обосновать затраты, которые несут граждане, к примеру, в связи с воровством электроэнергии или 50% потерь электроэнергии в сетях.

Во-вторых, документально подтверждёнными расходами являются затраты, подтверждённые документами и оформленные в соответствии с законодательством.

Расходные документы - это не некие бумажки, сработанные наспех на коленке, а вполне себе установленные указаниями Банка России, постановлениями Госкомстата РФ формализованные документы, к-е используются всеми юрлицами в бухгалтерском, статистическом и прочих учётах.

В-третьих, расходы в зависимости от их характера и деятельности налогоплательщика (читай СНТ) подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, а также внереализационные расходы.

Обратите внимание: В СНТ не бывает других расходов. Это важно для понимания механизма всей деятельности СНТ и приходно-расходной сметы, как инструмента планирования в финансово-хозяйственной жизни. Добавим, в практике организаций, учреждений, заводов, ВУЗов и прочих юрлиц нет других расходов, кроме как расходов, связанных с производством и реализацией.

1. Расходы, связанные с производством и реализацией

Расходы, связанные с производством и реализацией применимо к СНТ и согласно статье 253 "Расходы, связанные с производством и реализацией" НК, включают в себя:

  1. Расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав) граждан.
  2. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
  3. Расходы на обязательное и добровольное страхование.
  4. Согласно нормам статьи 263 "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование" НК расходы на обязательное и добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, т.е. в следующий пункт 4.

  5. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В свою очередь расходы, связанные с производством и реализацией подразделяются на:

  1. Материальные расходы (статья 254 НК).
  2. Содержание статьи НК объёмно, поэтому, основываясь на норме статьи 252, ч. 4 НК, СНТ вправе самостоятельно определять соотнесение тех или иных расходов с соответствующей группой затрат. Например, чистка русла ручья может быть отнесена к затратам по благоустройству имущества общего пользования или к затратам на мероприятия, связанные с природоохранным назначением, или к мероприятиям, связанным с пожарной безопасностью. Скашивание травы на обочинах дорог, вырубка деревьев и кустарников, мешающих проезду по дорогам, может в равной степени быть отнесена к благоустройству территории общего назначения, к обслуживанию и содержанию территории общего назначения, к обеспечению пожарной безопасности, к содержанию ЛЭП. Другими словами, достаточно сложно отнести те или иные затраты юридического лица к какому-то одному конкретному виду (объекту) имущества общего пользования.

  3. Расходы на оплату труда (статья 255 НК).
  4. Статья 255 НК содержит практически все выплаты так или иначе связанные с заработной платой персонала СНТ. Применяя нормы статьи, следует внимательно читать содержание, чтобы не получалось так, что вместо премии бухгалтер выписывает себе, к примеру, материальную помощь. А на деле документа, оправдывающего такую выплату, не существует. Выявление такой ошибки может привести к штрафам со стороны налоговых органов.

  5. Суммы начисленной амортизации (статья 256 НК).
  6. В соответствии с нормами ст. 256 п. 2 НК имущество, полученное в качестве целевых поступлений (а ими признаются все взносы граждан), и используемое для некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. Не подлежат амортизации также земля, др. объекты природопользования, материально-производственные запасы, товары, объекты незавершённого капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.

  7. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (статья 264 НК).
  8. Содержание статьи 264 включает в себя 6 частей и множество подпунктов. Не все расходы, отнесённые к данной статье, применимы для СНТ. Многие прочие расходы могут иметь место в садоводческих товариществах. Но они скорее будут относиться к экзотическим расходам. Примером могут служить представительские расходы согласно ч. 2 данной статьи. Полностью исключить их нельзя, т.к. вполне может возникнуть ситуация, когда на базе СНТ надо будет вести переговоры с какой-нибудь конторой в целях будущего сотрудничества по реализации планов граждан на приобретение (создание) объекта общего пользования.

Приведённые статьи Налогового кодекса с разбивкой по направлениям дают нам представление о том, как правильно и понятно для граждан, в унифицированной для всех СНТ форме, можно и нужно спланировать расходы в СНТ. Разберём на примере:

Пример 2. Теоретически и практически в любом СНТ ежегодно собственники участков тратят деньги на благоустройство земельных участков общего назначения (ЗУОН) (иначе - ремонт дорог общего пользования, если на языке граждан). Допустим, на эти цели в 2025 году запланировано потратить согласно п. 2.1.1.2 приходно-расходной сметы СНТ "Пищевик" 150000 рублей. В эту сумму входят только материальные затраты СНТ. Они включают в себя приобретение щебня, песка, доставку его в садоводство, выравнивание участка ЗУОН, подсыпку песка и щебня на ремонтируемые участки. В эти же материальные расходы включена оплата по договорам с подрядчиками, к-е доставляют песок и щебень, а также непосредственно работа подрядчика по благоустройству.

Согласно смете стоимость работ отнесённых на благоустройство ЗУОН по смете составляет больше половины от суммы всех материальных затрат СНТ в 2025 г. Однако сам по себе ремонт ЗУОН не произойдёт и никогда не происходил. Для выполнения работ председатель или член правления (зависит от решения правления или общего собрания) находят подрядчика, председатель и бухгалтер согласно решению правления заключают с подрядчиками договоры подряда. Далее организуется доставка материала, оповещение собственников участков (при необходимости) о временном закрытии участка для проезда. В период работы правление организует контроль за ходом ремонта. После завершения составляется акт выполненных работ. Правление принимает работу у подрядчика. Бухгалтер осуществляет оплату согласно договору по акту выполненных работ. В заключение бухгалтер списывает потраченные денежные средства на данный вид работ, в т.ч. часть денег фонда оплаты труда и часть прочих расходов товарищества.

В такой интерпретации при наличии локальной сметы и документов, подтверждающих списание денег, гражданину, ревизионной комиссии и всем желающим можно легко разобраться в себестоимости ремонта ЗУОН. Смета включает в себя затраты на материалы, на оплату договоров, оплату труда юридического лица (СНТ), оплату прочих расходов.

Из примера вытекает то, что работа сама по себе в садоводческом товариществе не делается. Её надо запланировать, собрать денежные средства, организовать, выполнить. Другими словами, в каждой тонне щебня, высыпанного на участок ЗУОН, есть доля труда всего юридического лица, который оплачивается из фонда оплаты труда, и есть доля понесённых этим юридическим лицом прочих расходов (канцелярские товары, работа оргтехники, служебные поездки председателя, услуги телефонной связи, консультационные услуги и т.д.)

Аналогичная картина складывается в СНТ по унифицированному составу всех видов работ, услуг, реализации имущественных прав граждан:

  • материальные расходы,
  • фонд оплаты труда,
  • прочие расходы.

Правило формирования расходной части сметы СНТ: Все работы, услуги, реализуемые имущественные права собственников садовых земельных участков, заложенные в расходную часть приходно-расходной сметы, должны в свою очередь иметь локальные сметы, включающие в себя:
- материальные расходы;
- фонд оплаты труда;
- прочие расходы.

Локальная смета составляет себестоимость одной или нескольких конкретных работ, услуг, реализуемых имущественных прав.

Сумма всех локальных смет составляет расходную часть приходно-расходной сметы СНТ.

Исходя из правила, садоводческое некоммерческое товарищество может и просчитывает все необходимые затраты по каждой статье расходов. Суммировав их, получается точная сумма затрат по всей смете. Из затрат вытекает размер взносов и платежей не членов.

Чаще всего правление не занимается тщательным планированием затрат. Поэтому фонд оплаты труда и прочие расходы определяются от балды, что в свою очередь неоправданно завышает размер взносов членов СНТ. В нашем конкретном примере на вопрос гражданина: "А сколько я должен заплатить за ремонт дорог?" - ответ будет точным и быстрым. Необходимо взять локальную смету и сумму себестоимости работы. Далее, разделить сумму на количество участков, находящихся в собственности у всех граждан. Результат и будет ответом на поставленный вопрос.

Этот вариант расчёта подходит для СНТ "Пищевик", т.к. ЗУОН принадлежит гражданам на праве общей долевой собственности в равных долях, а именно, по 50 м² на каждого собтсвенника без выделения в натуре (Постановление мэрии г. Калининграда № 334 от 07.03.95 г., Постановление мэрии № 2232 от 07.08.2002 г.) Соответственно, в вашем, ином варианте расчёт и формула могут быть другими. Это зависит от прав собственности на ЗУОН в вашем садоводстве.

Расходную часть сметы целесообразно разделить на 2 направления в полном соответствии с нормами статьи 253 "Расходы, связанные с производством и реализацией" НК и статьи 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" ФЗ-217:

  1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии (НК ст. 253 ч. 1, п. 2)
  2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП (НК ст. 253 ч. 1, п. 1)

Первая часть расходов есть не что иное, как членские взносы и платежи граждан без участия в товариществе, а вторая часть - целевые взносы членов СНТ и платежи граждан без участия в товариществе.

На этом формирование расходной части сметы не заканчивается. У нас остались 2 раздела, без которых в СНТ не обойтись.

2. Внереализационные расходы

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К таким расходам относятся согласно нормам ст. 265 "Внереализационные расходы" НК, в частности:

Статья 265 "Внереализационные расходы" довольно объёмная. В перечень включены только те расходы, которые железобетонно имеют место или могут его иметь в СНТ. Полный текст статьи можно увидеть, пройдя по ссылке на справочную страницу сайта.

  1. Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (садовые участки, автомобильная и другая техника, др.)
  2. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в т.ч. проценты по налогам и сборам, установленным правительством РФ.
  3. Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, а также расходы на ликвидацию объектов незавершённого строительства и иного имущества, монтаж которого не завершён (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы (демонтаж старой ЛЭП).
  4. Судебные расходы и арбитражные сборы.
  5. Расходы в виде признанных должником (т.е. СНТ) или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причинённого ущерба (только по решению суда).
  6. Расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьёй 46 настоящего Кодекса, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк" (банковское обслуживание счетов СНТ).
  7. Расходы на проведение собраний участников, в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания.

К внереализационным расходам также приравниваются:

- убытки в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтверждён уполномоченным органом государственной власти;
- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

3. Расходы, не учитываемые в целях налогообложения

В СНТ в обязательном порядке в смете должны быть предусмотрены расходы, которые согласно нормам статьи 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК не учитываются в налогообложении. К таким расходам в садоводческом некоммерческом товариществе будут относиться расходы:

  1. В виде платежей в целях возмещения ущерба, пеней, штрафов, санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций;
    (в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 318-ФЗ, от 02.07.2021 N 305-ФЗ)
  2. На СНТ, например, может быть наложен штраф за несоблюдение правил пожарной безопасности, санитарного законодательства и др.

  3. В виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счёт оплаты затрат, произведённой комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключённых договоров.
  4. Для СНТ это могут быть платежи за коммунальные услуги, потребляемую электроэнергию, воду, газ, причём СНТ обязательно заключает агентский договор с гражданином на осуществление таких платежей. Гражданин платит, например, 1000 руб. за потреблённую электроэнергию, включая внутренние потери в сети, а СНТ перечисляет согласно условиям агентского договора 1000 рублей в оплату за потреблённую электроэнергию на счёт электроснабжающей организации. 1000 руб. пришло, 1000 руб. ушло. Налог равен 0.

  5. В виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений).
  6. Для СНТ это взнос на содержание Союза садоводов Калининградской области. Этот же взнос может квалифицироваться и как консультационные услуги согласно нормам ст. 264, где идёт речь о прочих расходах.

  7. В виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса.
  8. Для СНТ это членские и целевые взносы членов (платежи не членов).

  9. В виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
  10. В виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
  11. Для СНТ это премии работникам, гражданам из специального фонда или взносов членов.

  12. В виде сумм материальной помощи работникам, если иное не предусмотрено настоящей главой;
    (в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 N 158-ФЗ, от 21.11.2022 N 443-ФЗ).
  13. На компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации.
  14. Постановление Правительства РФ № 92 от 08.02.2002 г.

  15. В виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утверждённых в установленном порядке.
  16. Речь идёт о том, что тарифы за нотариальные действия могут быть выше установленных государственных расценок.

  17. В виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные пунктом 2 статьи 264 настоящего Кодекса.
  18. Размер представительских расходов установлен соответствующим постановлением правительства РФ. Если эти размеры превышают установленные, то они планируются по этой статье.

Просуммировав все позиции по обеим частям расходной части сметы:

1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии;
2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП),

- мы получим конечную себестоимость всех работ, услуг, реализации имущественных прав граждан в течение следующего года.

Для определения размера членского взноса необходимо общую сумму по первой части разделить на количество членов и не членов СНТ (или количество соток, находящихся в собственности у граждан, или долей в праве на ИОП) и умножить полученный результат на соответствующее число, к-е для каждого товарищества определяется исходя из прав собственности СНТ или граждан на каждый вид (объект) имущества общего пользования.

Аналогично необходимо поступить для 2 части сметы с целью определения размера целевого взноса. Отличия в размере взносов могут быть в том случае, если не все граждане участвуют в создании нового объекта общего пользования. Тогда размер взноса (платежа) будет зависеть от числа участников или другого принципа, установленного общим собранием участников проекта, например вклад (доля) каждого в проекте равны, или зависит от протяжённости трассы (водопровода, газопровода) по участку участника проекта, или как-то ещё по-другому.

Общая схема расходной части сметы выглядит вот так:
  1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии (НК ст. 253 ч. 1, п. .2).
    1. Материальные расходы (НК ст. 254)
    2. Расходы на оплату труда (НК ст. 255)
    3. Прочие расходы (НК ст. 264)
    4. Непредвиденные расходы по п. 1 Сметы.
    5. В свою очередь данный пункт будет состоять из перечня конкретных работ, услуг, каждая из которых включается в общую смету на основании локальной сметы. Локальная смета состоит из тех же 4 пунктов: материальные расходы, фонд оплаты труда, прочие расходы, непредвиденные расходы. Причём пункты 2, 3, 4 соотносятся с материальными расходами пропорционально. Т.е., если материальные затраты конкретной работы составили 20% от всех таких затрат СНТ, то фонд оплаты труда на эту работу тоже будет 20% от всего фонда.

  2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП (НК ст. 253 ч. 1, п. 1)
    1. Материальные расходы (НК ст. 254)
    2. Расходы на оплату труда (НК ст. 255)
    3. Прочие расходы (НК ст. 264)
    4. Непредвиденные расходы по п. 2 Сметы

    Итого: расходы по производству и реализации по п. 1 и 2 Сметы: ... руб.

  3. Внереализационные расходы (НК ст. 250)
  4. Расходы, не учитываемые при налогообложении (НК ст. 270)
  5. Итого: Расходы по всем пунктам сметы: ... руб.

На практике работа с расходной частью сметы происходит так:

Правление собирает в одну кучу весь перечень работ, услуг, включая локальные сметы, всего того, что планируется сделать в СНТ в очередном году.
Перечень разбрасывается по статьям расходов в соответствии с нормами налогового законодательства (Глава 25, Часть 2 НК).
Из расходов рассчитываются размеры взносов по приходной части.
Верстается окончательный документ. Всё. Приходно-расходная смета готова.
Далее приходно-расходная смета утверждается на общем очном собрании членов СНТ.

Обозначенный на странице вариант работы с приходно-расходной сметой совсем не похож на тот, по которому действует большинство СНТ в РФ. Там сначала формируется список разделов сметы (административные расходы, общехозяйственные расходы, расходы на содержание инфраструктуры и т.д.). В другом случае берётся за основу старая приходно-расходная смета. Безусловно, это отчасти верно. В разделы сметы запихиваются непонятно по каким причинам и основаниям расходы, регламентированные разными статьями расходов, к-е определены Налоговым кодексом. И вот это всё выдаётся общему собранию на утверждение.

Да, сметой, конечно же, занимается бухгалтер, который к ней по идее и без неё не должен подпускаться. Это прямая обязанность правления (п. 9, ч. 7 ст. 18 "Правление товарищества"). Вопреки этому бухгалтер, уверовавший в силу своей исключительности, в Налоговый кодекс не заглядывает. Он же ... дцать лет отработал по специальности и не вам его учить. Знакомый вариант? Скорее "да", чем "нет". После утверждения такой приходно-расходной сметы люди не понимают, почему так, а не иначе, почему столько, а не больше или меньше, наконец, нет ответа на вопрос - куда уходят их деньги. А вы думаете, почему народ такой сякой? Почему они не платят взносы? Причина одна. Граждане чувствуют, что их бессовестно раскручивают на деньги. А понять, как и в каком случае не могут. Вот люди и не платят взносы (платежи для не членов).

На этом разбор расходной части сметы пока закончим и перейдём к разбору её приходной части.

3. Приходная часть сметы СНТ

Приходная часть сметы намного проще и быстрее верстается, т.к. согласно налоговому законодательству основой для формирования целевых поступлений граждан в некоммерческой организации является затратная (расходная) часть сметы, сформированная по себестоимости работ, услуг, реализации имущественных прав. Другими словами граждане должны в очередном отчётном периоде собрать ровно столько денежных средств, сколько готовы потратить; и на те цели, которые экономически обоснованы и просчитаны в локальных сметах. На практике такое случается крайне редко. То стоимость какого-то вида работы выросла за 6 месяцев к моменту, когда товарищество, наконец, собралось её осуществить, то тарифы на электроэнергию выросли, то должники не заплатили текущие взносы и пр. аналогичные проблемы. Они были, есть и будут. И от этого не уйти, как бы мы, вы не стремились. Тем не менее, давайте разберём приходную часть сметы, ухватив её за рога:

Общая схема приходной части сметы выглядит вот так:
    Целевые поступления граждан:

  1. Техническое содержание (эксплуатация в отдельных случаях) объектов, имущества общего пользования в границах территории садоводства:
    1. Членские взносы членов СНТ (НК ст. 251 ч. 2, п. 1)
    2. Платежи граждан не членов СНТ (НК ст. 251 ч. 2, п. 1)
  2. Создание, приобретение, модернизация, реконструкция объектов, имущества общего пользования в границах территории садоводства:
    1. Целевые взносы членов СНТ (НК ст. 251 ч. 2, п. 1)
    2. Платежи не членов СНТ (НК ст. 251 ч. 2, п. 1)
  3. Внереализационные доходы (НК ст. 250)
  4. Неиспользованные средства по предыдущей смете (НК ст. 251 ч. 2, п. 1)
  5. Другие поступления согласно Статье 26 ФЗ-217 от 29.07.17 г., НК ст. 251 ч. 2, 3
  6. Итого: приходная часть: ... руб.

По первому и второму пунктам ни у кого не должно возникать вопросов. Взносы рассчитываются согласно затратной (расходной) части сметы, равные для членов СНТ и для граждан собственников садовых земельных участков, ведущих садоводческую деятельность без участия в товариществе. Принцип расчёта общее собрание устанавливает самостоятельно, сообразуясь с правами собственности граждан и (или) СНТ на виды имущества (объекты) общего пользования, находящегося в границах территории садоводства.

Пункт четвёртый включает в себя неиспользованную в текущем году сумму собранных взносов и платежей. Причиной неосвоения средств может быть недостающая сумма взносов должников или другие причины: возросшие цены, отмена решения собрания по какому-то запланированному виду работ и т.п. Так как, согласно статье НК 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" - это взносы, пусть даже заплаченные позже в виде задолженности, никак по-другому нельзя квалифицировать, то они всё равно останутся взносами и налогом не облагаются. Утверждая смету, собрание эту сумму переносит на следующий год и использует по назначению на те мероприятия, которые не были выполнены.

Подробнее остановимся на внереализационных доходах, которые облагаются налогом на прибыль организаций. Для садоводческих некоммерческих товариществ такими доходами согласно нормам статьи 250 "Внереализационные доходы" могут быть:

  1. в виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба;
    (п. 3 в ред. Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ)
  2. Конкретизируем. Для СНТ это могут быть доходы в виде пени при возврате долга от злостного неплательщика взносов, как членских, так и целевых, по решению суда. Такими доходами будет считаться начисленная на долг пеня, а не сам долг. Этими доходами может быть та же пеня, признанная должником и оформленная, например, двусторонним актом: с одной стороны СНТ, с другой - должник. На практике таким документом может быть Соглашение о порядке погашения задолженности гражданина перед СНТ "Пищевик".

  3. В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счёта, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьёй 290 настоящего Кодекса).

По пункту пятому сметы, главное, чтобы такие целевые поступления были израсходованы только на те цели, на которые они поступили в качестве помощи садоводческому некоммерческому товариществу. Причём налоговые органы требуют документально подтверждённые доказательства целевого использования таких средств. В противном случае они квалифицируются как внереализационные доходы на основании п. 14 статьи 250 НК и с них должен уплачиваться налог на прибыль организаций:

  1. в виде использованных не по целевому назначению имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, которые получены в рамках благотворительной деятельности (в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований), целевых поступлений, целевого финансирования, за исключением бюджетных средств. В отношении бюджетных средств, использованных не по целевому назначению, применяются нормы бюджетного законодательства Российской Федерации.

    Налогоплательщики, получившие имущество (в том числе денежные средства), работы, услуги в рамках благотворительной деятельности, целевые поступления или целевое финансирование, по окончании налогового периода представляют в налоговые органы по месту своего учёта отчёт о целевом использовании полученных средств в составе налоговой декларации по налогу.
    (в ред. Федеральных законов от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 29.11.2012 N 206-ФЗ)

4. Приходно-расходная смета СНТ. Компоновка и утверждение

Вариант правильной с точки зрения Налогового кодекса приходно-расходной сметы СНТ можно увидеть вот здесь: "Приходно-расходная смета СНТ ""Пищевик"" на 2025 год, утверждена решением общего собрания 28.09.2024 г., протокол № 9" (в формате Excel-2010) В неё заложены формулы, автоматически выводящие итоговые и расчётные цифры. Там же есть расчёты по взносам с сотки (базовый - 6 соток), с участка (с члена), а под сметой формула с расчётом взноса с сотки.

Порядок использования сметы СНТ "Пищевик" в своём товариществе как шаблона:

  1. Все расходы по смете могут быть вставлены в пустые незаполненные строки документа. При этом формулы автоматически заполнят все связанные ячейки.
  2. Если строк не хватает, то их можно вставлять в разделы расходной части сметы (строки с чёрным и зеленым цветами). При этом следует в такую новую строку подставить формулы аналогично формулам из верхней существующей строки или нижней. Формулы автоматически подставляются в ячейки новой строки, если потянуть за крестик, к-й расположен в ячейке с существующей формулой справа внизу. Нажимаете кнопку мышки и, не отпуская кнопку, тянете крестик на ячейку, где должна быть вставлена формула. Отпускаете кнопку. Получаете новую строку с функциями ранее существующей строки с формулами. Заполняете данные по наименованию строки, расходам и финансово-экономическому обоснованию.
  3. Если в СНТ права на имущество общего пользования (на отдельные виды такого имущества) зарегистрированы в общую долевую собственность на граждан в равных долях или на СНТ, то используем стандартную цифру из ячеек "6 соток". Это означает, доли в праве равны, следовательно, членский взнос на содержание данного вида имущества, затраты из фонда оплаты труда и прочие связанные с видом имущества расходы равны для всех членов, не членов СНТ. Если доли в праве не равны, то расчёт делается с учётом этой доли в праве по формуле, к-я расположена ниже под сметой. Для расчётов доли в праве и подстановки данных в формулу можно использовать информацию со страницы "Доля в праве на имущество общего пользования в границах территории садоводства".
  4. В шаблоне сметы расчёты сделаны с учётом следующих исходных данных: 1500 соток в собственности граждан (сумма площадей садовых земельных участков), всего садовых участков в садоводстве 230, членов СНТ - 167 чел., не членов - 63 чел. Соответственно, при использовании шаблона в формулах необходимо сделать поправки согласно вашим данным.

1. При составлении окончательного документального проекта сметы следует первым поставить раздел: приход, вторым - расход.

Несмотря на обратный порядок формирования сметы, который рассмотрен в статье, следует всё же в самом документе придерживаться нормы, которая определена законом. Так ФЗ-217 от 29.07.2017 г. смету рассматривает только как приходно-расходную: сначала приход, потом расход. Сначала собираем деньги, только потом их тратим.

2. Разделы и подразделы сметы могут быть скомпонованы по-другому, но они должны соответствовать нормам налогового законодательства в отношении доходов и расходов организации, изложенным в Главе 25 НК.

Многие СНТ группируют доходы и расходы, особенно расходы, иначе. Флаг им в руки и по главной улице садоводства с оркестром! Так можно, а в некоторых случаях нужно. Но следует помнить, что любая статья расходов, связанная с производством и реализацией, а других в природе не бывает, должна состоять из материальных расходов, фонда оплаты труда и прочих расходов. Только в таком виде работа, услуга, реализация имущественного права граждан имеет право на жизнь. И только в таком виде они, в свою очередь, запрещают любому халявщику выбрасывать из состава затрат ненужные по их ошибочному мнению расходы юридического лица в виде труда сотрудников и прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Речь в данном случае идёт об административных, общехозяйственных и других расходах, которые почему-то очень любят бухгалтеры. Как пример для иного вида сметы можно использовать страницу "Основные нарушения в СНТ, выявляемые ревизионными комиссиями, ФНС, прокуратурой, полицией на соответствие деятельности уставным целям". Нас там интересует подраздел 2. В нём имеется точная таблица, к-я включает в себя все виды расходов и доходов, к-е могут быть и бытуют в финансово-хозяйственной деятельности любого СНТ.

3. Расходы и доходы СНТ по отдельным видам (объектам) имущества общего пользования, участие в создании которых принимали не все члены и не члены СНТ, следует учитывать отдельными разделами в смете.

Не учесть, например, расходы по содержанию ЛЭП; расходы по модернизации отдельных веток линии электропередач; финансирование этих расходов со стороны участников проекта электрификации в бухгалтерии было бы нарушением налогового и бухгалтерского законодательства.

Естественно, что в этом случае членские взносы гражданина, не имеющего электроснабжения на участке, и гражданина с электрифицированным участком будут различаться в сторону увеличения ежегодного взноса (платежа) со стороны последнего.

4. Локальные сметы по каждому виду работ, услуг, реализации имущественных прав должны храниться вместе с общей приходно-расходной сметой.

Если локальные сметы не делать, как того требует законодательство, то тогда очень трудно, порой невозможно объяснить гражданам на собрании: почему та или иная работа стоит столько, а не больше или меньше. В этом плане работа по разработке локальных смет ложится на плечи правления, которое выступает в роли экспертов по оценке стоимости всех составных частей расходов по каждой локальной смете. Правильно поставленная работа правления по локальным сметам всегда минимизирует себестоимость работы. А сама локальная смета всегда сможет разрешить сомнения любого члена или не члена СНТ, а также экономически обоснует размер расходов, соотнесённых с этой работой.

Период разработки и утверждения приходно-расходной сметы в СНТ - последний квартал текущего года. Переносы недопустимы.

Запланировать все мероприятия до начала очередного отчётного периода, т.е., до Нового года правление не только может, но и должно. Помех в этом нет. Однако часто бухгалтер, не вполне владеющий своей профессией (в СНТ это встречается очень часто, а правильнее сказать так: вместо бухгалтера сидит бабушка, исполняющая его обязанности), поднимает шум, т.к. до наступления Нового года невозможно вывести остатки по долгам и отдельным видам работ. А причём здесь расходы СНТ на очередной год? Задолженность гражданина по взносам за текущий год возникает только 1 января следующего года. Так установлено налоговым законодательством. Следовательно, все долги за прежних 3 года (срок исковой давности по СНТ-шным делам в гражданском или мировом судах) бухгалтер знает уже в начале текущего года. И если они не погашены должником, то ничего к началу 4-го квартала не изменится. Кроме того, правление всегда точно знает: будут выполнены те или иные работы, оставшиеся в наследие от текущей, прежней сметы за последние 3 месяца этого года или нет. Исходя из сказанного, данные проблемы не больше, чем способ обратить на себя внимание и поднять престиж бухгалтера в товариществе.

Во многих маленьких и средних садоводческих товариществах трудно собрать членов СНТ на общее собрание: арендовать помещение для собрания - дорого. Собраться в садоводстве на улице - погода не позволяет. Поэтому попытки провести собрание членов товарищества осенью проваливаются. Бывает так, что приходно-расходная смета утверждается только весной, во время майских праздников. Нарушение? Да! Тем не менее, лучше нарушить, чем не собирать собрание вообще. Конечно, следует учитывать и тот факт, что зимой многие работы по благоустройству попросту невозможно осуществить. Неутверждённой текущей осенью сметой СНТ правление предпочитает руководствоваться с началом Нового года, а утверждает её собрание позже. Главное заложить в смету то, что люди хотят и то, что уже есть в решениях других общих собраний в качестве утверждённых предложений и мероприятий. Правильно так делать или нет? Закон молчит по данному поводу. С одной стороны, если приходно-расходная смета не утверждена, то должен быть объявлен шатдаун, как в США. Т.е., зряплата персоналу не платится, финансирование работ и услуг не осуществляется. Полагаю, такой подход имеет право на существование и он правильный. Почему? Да, потому что работа правления заключается в том, чтобы собрание по утверждению главных документов состоялось вовремя. Если эта работа не выполнена, то почему люди должны платить за невыполненную работу свои деньги? Решать должен каждый сам.

Подведём итог. На этой странице мы разобрались с одним из важнейших рабочих документов СНТ, к-й призван поддерживать нормальную деятельность товарищества. Если вы вникли в особенности сметы СНТ, в том, как её сформировать, то вам станет ясной и понятной почти вся рубрика "Организация бухгалтерского учёта, налоги в СНТ, руководящие документы". Из этого всего вытекает только то, что необходимо приложить некоторые усилия в вашем СНТ и сделать так, как требуется и показано на странице. Главное, чтобы этим усилиям не мешали в правлении товарищества, чтобы сам председатель был заинтересован в разработке понятного, прозрачного документа, призванного решать проблемы людей, а не пополнять карманы горе-правителей. К сожалению, встречаются случаи, когда больше думают о кармане, чем о людях. И эти случаи не редкость. Хотелось бы, чтобы они были исключены во всех товариществах. А статья сайта вам в помощь.


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2025, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика