Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах подробно

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Калининград



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Ничто и никогда не строится в срок и в пределах сметы.

Закон Хеопса

Нет невыполнимой работы для человека, который не обязан делать её сам.

Закон Вейлера

Эта страница не имела шансов на своё рождение, если бы в один из дней 2013 года один из садоводов, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность в СНТ "Пищевик", не решил подвергнуть сомнению условия предлагаемого ему для подписания Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования в СНТ (ссылка ведёт к новому договору). Пока правление и садовод пытались услышать и понять друг друга, дело дошло до судебного разбирательства, которое длилось более полугода. Причин на такое долгое приведение обеих сторон к общему знаменателю несколько, но речь на странице пойдёт не о них, а об общих принципах составления приходно-расходной сметы в некоммерческом садоводческом товариществе. Конечно, тут же возникает вопрос: "Есть ли связь между членами СНТ, индивидуалами и сметой?" На первый взгляд - нет. А между тем, как взаимосвязь между этими тремя составляющими прямая. Выбросить ни один из элементов нельзя. СНТ существует только за счёт целевых поступлений граждан. Как правило, других источников финансирования нет. И если в СНТ одни платят взносы, а другие нет, то налицо постоянное недофинансирование объединения. А это ведёт к невыполнению планов по содержанию и развитию инфраструктуры, к обогащению одних за счёт других, к нарастанию социальной напряжённости в СНТ. Разве может быть нормальной ситуация, когда одни постоянно, из года в год платят взносы и платежи, финансируя все намечаемые общими собраниями мероприятия, другие - не платят, а пользуются плодами все без исключения и в одинаковой мере? Естественно, что такое положение не нормально. И его пытаются выправить. Результат пока плачевный, к сожалению, не в пользу СНТ.

На просторах всемирной сети есть множество решений судов, и до сих пор выкладываются свежие, где судьи принимают сторону халявщиков, абсолютно не желающих платить в СНТ взносы в таком же размере, в каком платят члены товариществ. У председателей часто опускаются руки от такой несправедливости. Есть ли выход из создавшегося, очень опасного для будущего существования садоводческих товариществ положения? Есть.

Несмотря на все попытки садоводов, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность, уйти от платежей в СНТ и взвалить на плечи остальных садоводов содержание всей инфраструктуры садоводческого объединения, достичь "заветной" цели халявщикам всё же не получиться. Законодательство РФ против такой халявы.

Решение данной проблемы лежит там, где его никто не ищет. Штудируя горы страниц в Интернете по проблемам договоров о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования в СНТ, ничего найти не удавалось, кроме решений судов, принимающих ту или другую сторону: СНТ или индивидуала, самих вариантов договора очень сомнительного качества с кучей пунктов, не соответствующих нормам законодательства, и форумов, где до сих пор воюют садоводы, заинтересованные лица и просто примкнувшие без надежды на успех той или иной стороны. Ругать в этой ситуации суды нет смысла, т.к. они ничего никому не доказывают, а всего лишь рассматривают те доказательства, которые приводят стороны в судебных заседаниях. Критиковать остальных и лезть в полемику - нет смысла. Они ещё не нашли истины, а тратить время попусту - накладно..

А при чём здесь смета и эта страница? А при том, что именно приходно-расходная смета определяет размер членских и целевых взносов для члена СНТ и размер взносов и платежей согласно нормам ФЗ-66, статье 8 "Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке" для садовода-индивидуала. Размер взносов меняется из года в год, причём в большую или меньшую сторону. Всё зависит от решения общего собрания, утверждающего затраты. которые СНТ готово потратить в очередном году на те или иные цели. Если смета составлена правильно и соответствует законодательству РФ, то индивидуал просто не сможет выбросить из неё тот или иной платёж, взнос. И это господа-товарищи садоводы: члены СНТ и не члены - справедливо, как в социальном плане, так и в правовом.

Обозначим для себя главные вопросы вокруг и около приходно-расходной сметы:

Где законодательно определена необходимость составления сметы для СНТ?
Как составить смету, чтобы она была понятна и прозрачна для всех граждан в СНТ?
Почему член СНТ и гражданин, ведущий индивидуальную садоводческую деятельность, должны и обязаны платить одинаковые взносы?
Какая взаимосвязь между расходами СНТ на ремонт дорог общего пользования, зарплатой председателя и канцелярскими расходами, где это закреплено законодательно?
Есть ли какие-либо особенности составления приходно-расходной сметы в СНТ?

Давайте разбираться, господа-товарищи садоводы! Халява не должна пройти в садоводческом объединении!

Приходно-расходная смета садоводческого некоммерческого товарищества

Понятие сметы в СНТ

Для начала определимся с терминологией и привяжем это к садоводческому товариществу.

Приходно-расходная смета - это индивидуальный документированный финансовый план поступления и расходования денежных средств на финансирование расходов садоводческого объединения граждан.

После изучения бесчисленного множества страниц Интернета, связанных с понятием смета, можно сделать один вывод: для некоммерческой организации, а тем более, для СНТ требований к составлению финансового плана доходов и расходов не существует. Поэтому каждое СНТ на необъятных просторах России творит этот план по принципу: кто во что горазд. При этом огромное число наших товариществ вообще не озадачиваются разработкой сметы, рассмотрением её на правлении и последующим утверждением на общем собрании, чего требуют нормы нашего ФЗ-66 от 15.04.98 г., изложенные в главе 5 "Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями".

В этих случаях чаще всего происходит волюнтаристское личное решение председателя, который сам назначает сумму взносов на очередной год, исходя из двух по его мнению понятий, они же главные задачи:

  1. Сбор денег в карман председателя, и дорвавшейся до власти кучки подозрительных лиц, приближённых к нему.
  2. Сбор денег на коммунальные платежи.

Такое СНТ живёт и существует по понятиям. Если с первым сбором всем и так всё ясно и понятно, то со вторым есть необходимость дать небольшое пояснение: сборы на коммунальные платежи нельзя не собирать, иначе отключат электроэнергию, воду и прочие блага, если они в СНТ есть. Речь об установленных на законодательном уровне тарифах при этом не идёт, т.к. и в этом случае часть сборов идёт в карман. А иначе и быть не может.

Возникает вопрос: "А чем этот беспредел может грозить СНТ?" Ответ однозначен: при условии сдачи садоводами взносов без утверждённой собранием сметы такие денежные средства считаются нецелевыми и подлежат изъятию в бюджет. Осуществляет такую рейдерскую операцию налоговая инспекция. Целесообразность обращения садоводов с такой просьбой в налоговый орган на мой взгляд сомнительна.

Спустя год жизни в СНТ по понятиям председателя Ваше юридическое лицо перестанет существовать. Налоговый орган, если юридическим лицом не сдаётся никакая финансовая отчётность в течение года, вычёркивает такую организацию из государственного реестра юридических лиц. Происходит это на основании норм 129-ФЗ от 08.08.2001 года:

О ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Статья 21.1. Исключение юридического лица, прекратившего свою деятельность, из единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа (введена Федеральным законом от 02.07.2005 N 83-ФЗ)

  1. Юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (далее - недействующее юридическое лицо). Такое юридическое лицо может быть исключено из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
  2. При наличии одновременно всех указанных в пункте 1 настоящей статьи признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - решение о предстоящем исключении).
  3. Решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трёх дней с момента принятия такого решения. Одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц (далее - заявления), с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления.
  4. Заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении. В случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке.

Если этого ещё не произошло, то вариант развития сюжета может быть другим. Предположим инспектор приедет в Вашу Тмутаракань и даже застанет председателя и компанию на месте. Скорее всего денег в кассе не будет. А если и будут, то наложение штрафных санкций и изъятие денег в бюджет государства обернётся новой бедой. Председатель срочно соберёт садоводов и долго будет орать, что какая-то сволочь настучала в налоговую, что в результате у СНТ изъяли нажитые его непосильным трудом деньги. А поэтому надо ещё сдавать деньги, т.к общество не может существовать без денежных средств: отключат свет, газ, воду и т.д. И садоводы, как овцы, снова потянут эту лямку, безропотно сдавая деньги, помогая строить шикарные коттеджи, покупать новые автомобили и прочие маленькие радости для маленькой компании правителей. Причём следует заметить, что легче это делать в больших СНТ. Там, где труднее собрать общее собрание, где правление дальше от садоводов, чем должно быть, где протолкнуть незаконное решение проще, пользуясь безразличием людей.

Обращение садоводов в правоохранительные органы не прокатит, т.к. доказать то, что председатель складывает деньги в карман трудно, почти невозможно. На языке закона это должно звучать, как завладение властью с корыстной целью присвоения чужих денежных средств. Попробуйте обосновать! Получается то, что садоводы добровольно отдают свои кровные деньги председателю на сомнительного рода деятельность, которая никем и ничем не подтверждена и не регламентирована. А так как, деньги передаются в правление индивидуально каждым, то и предъявлять претензии надо каждому садоводу. В этой ситуации председатель всегда выкрутится, объяснив куда ушли деньги конкретного садовода. А то, что нет отчётных документов - беда, большая беда, но привлечь за это к ответственности нельзя. В карман ни-ни - всё ушло на благо людей! Попробуйте опровергнуть, если не принимали эти деньги сами, и не тратили их.

Взрыв в таком СНТ наступит. Может быть скоро, может быть не очень скоро. Для кардинального изменения положения в таком СНТ следует действовать только в рамках правового поля, в полном соответствии с нормами Главы 5 ФЗ-66 от 15.04.98 г. и рекомендациями, изложенными на сайте на страницах рубрики "Общее собрание в СНТ. Все беды от собрания".

До этого момента с точки зрения налогового законодательства сдавать деньги в правление СНТ, когда отсутствует приходно-расходная смета, когда нет бухгалтерской отчётности, когда председателя никто не выбирал - преступно, точно также, как и правлению принимать деньги от садоводов на не утверждённые собранием цели. Помните? Финансирование у нас - целевое. А это значит, что такие цели должны быть утверждены общим собранием.

Однако забудем о плохом. Будем считать, что в Вашем СНТ такого безобразия нет. Вернёмся к смете. Ведь неправильно сработанная смета тоже ведёт к безобразиям, например: выходу членов СНТ из объединения и растущим неплатежам садоводов. В конечном итоге такое СНТ развалится, если сами же садоводы не исправят ситуацию через единственный механизм, определённый законом, через общее собрание. Решив эту проблему, можно восстановить нормальную законную деятельность СНТ, как юридического лица. И, как вы уже догадываетесь, начинать необходимо со сметы.

Следует учитывать, что нормальное функционирование садоводческого объединения не заканчивается приходно-расходной сметой и не ею начинается. Есть множество других задач и функций, которые необходимо планировать, организовывать и выполнять. Это и утверждение нормального рабочего Устава СНТ, и регламентов по видам деятельности, и других рабочих документов, и ежедневная работа правления в объединении, и работа с садоводами, а также работа с банком, налоговыми органами, подрядчиками и т.д. Однако важность наличия в любом СНТ правильной сметы объясняется тем, что без неё невозможно на законном основании собирать и расходовать денежные средства, вести управленческую и хозяйственную деятельность.

Правила составления расходной части сметы СНТ

Работа по разработке приходно-расходной сметы начинается с формирования расходной, т.е. затратной части. Здесь действует только одно главное правило, применимое для садоводческих объединений:

Основное правило приходно-расходной сметы СНТ: Садоводческое объединение с помощью установленного механизма управления (общее собрание, правление, председатель) организует и развивает инфраструктуру в границах территории СНТ. При этом целевые средства граждан, затрачиваемые объединением в текущем отчётном периоде на инфраструктуру, равны целевым средствам, поступающим в виде взносов и платежей.

При нарушении данного правила СНТ перестаёт быть некоммерческой организацией и попадает под штрафные санкции налоговых органов за неуставную деятельность.

На этапе разработки сметы всю работу тянет на себе колегиальный орган СНТ: правление и председатель. Постепенно в работу включаются и члены СНТ. Все мероприятия по разработке и последующему утверждению сметы растягиваются на 2 - 3 месяца. При этом товариществу можно использовать график Ганта, подготовленный специально для СНТ для контроля за работой коллегиального органа товарищества председателем.

Последовательность работы, изложенная в общем виде на странице, вполне пригодна для любого СНТ, где правление думает о развитии инфраструктуры и минимизации расходов людей. Правила не подходят для СНТ, где правление озабочено вопросом пополнения своих карманов деньгами садоводов. Отличия таких товариществ от нормальных в том, что председатели в первую очередь формируют доходную часть сметы, не думая о расходной. Главное в таком случае - не перегнуть палку, не завысить размер взносов, не довести народ до открытого бунта и прямого неподчинения. Причиной того, что это у них получается, является то, что в таких СНТ уже есть какие-то блага: электроэнергия, как минимум. А далее, всё очень просто: "Не будут брать - отключим газ". На основе этой фразы из "Бриллиантовой руки" и формируют смету председатели в товариществах. Следует также заметить, что смета, как таковая, им и не нужна. И практика показывает, что во многих СНТ общих собраний по утверждению сметы не бывает. Есть некий финансовый план по пополнению карманов и передаче платежей за коммунальные услуги сторонним организациям.

Варианты разработки правлением расходной части сметы в СНТ:
  1. После проведения заседания правления, на котором распределяются роли членов правления по подготовке предложений в расходную часть сметы, следует плотное общение с садоводами, которые предлагают: что необходимо сделать в СНТ по развитию и совершенствованию инфраструктуры в очередном году, кому это можно поручить, какой выбрать источник финансирования. Из этого общения правление и компонует будущую работу органов управления товарищества, включая общее собрание, как главного органа управления по статьям расходов.
  2. Правление разрабатывает предложения по расходной части сметы, исходя из необходимого перечня работ, проводимых в СНТ в течение текущего года, решений предыдущих общих собраний, а также поступивших в течение года предложений от садоводов.

Следует заметить, что в нормальном садоводческом объединении правление всегда использует оба варианта выработки предложений для общего собрания по расходной части сметы.

Правило "законного отъёма денег у садоводов":
- если в Вашем садоводческом объединении правление годами не озабочивается разработкой и утверждением приходно-расходной сметы СНТ на очередной год, заменяя эту работу, в лучшем случае, оглашением на нелегитимном, без кворума, общем собрании размеров взносов, а в худшем, собрания вообще не проводятся;
- если садоводы не знают куда, на какие цели, в каком размере, почему в таком размере, а не ином, идут средства;
- если никто и никогда не даёт садоводам квитанции (корешки к приходным кассовым ордерам) и садовод никогда нигде не расписывается в сдаче денег;
- если на вопросы о расходовании средств садоводам не даётся вразумительного объяснения с документальным подтверждением;
- если ревизионная комиссия состоит из "своих" или вообще не работает, а актов проверки никто никогда не видел,

то такое СНТ согласно требованиям налогового законодательства стоит вне закона. Финансирование в нём является незаконным.
Сдаваемые садоводами под видом взносов и платежей деньги без утверждения собранием сметы является ни чем иным, как деньгами, добровольно передаваемыми на благо председателя и его сподвижников. Вернуть такие деньги законным путём фактически невозможно.

но, продолжим о хорошем. Итак, расходная часть сметы скомпонована. Чтобы приступить к её вёрстке нам необходимо определиться с некоторыми особенностями и понятиями. Дело в том, что в сети множество вариантов приходно-расходных смет. Почти все они подразумевают правильное расходование средств СНТ, но в них во всех есть один недостаток: по каждой конкретной работе или услуге, выполняемой СНТ для садоводов, отсутствует раскладка по себестоимости. Другими словами садовод смотрит на смету, видит статью расходов, но не видит её полной стоимости и стоимости составных частей. Разберём на примере:

Пример 1: В 2013 году общее собрание членов СНТ "Пищевик" утвердило приходно-расходную смету для объединения. Согласно смете на ремонт дорог общего пользования была запланирована сумма в 90000 рублей (350 руб. с одного участка). Далее по смете были другие статьи расходов, в т.ч. зарплата председателя (8000 руб./месяц), канцелярские расходы: 10000 руб. и другие. Остановимся на этих трёх позициях. Сыр-бор начался после того, как один из индивидуалов заявил, что он не желает содержать чужую организацию, платить зарплату председателю, покупать товариществу бумагу, чернила и пр. Это дескать не его проблемы, а проблемы юридического лица, т.е. СНТ. А он к этому не имеет никакого отношения. Именно на этой основе строят свои доказательства в судах господа индивидуалы, они же - халявщики, живущие за счёт других. Они же, халявщики, выкладывают абсурдные с точки зрения социальной справедливости и закона статьи и целые сайты, которые учат других новоявленных халявщиков путям и способам борьбы с "дураками- садоводами", содержащими их за свой счёт. Объясним неправомерность этих утверждений чуть ниже. А сейчас остановимся на том, что по этим трём позициям сметы ни один садовод не видит себестоимости работы под наименованием ремонт дорог общего пользования. Как это?

Пример 2: Садовод-индивидуал, он же халявщик приходит в хлебный магазин и покупает буханку хлеба. Стоимость её в магазине составляет 30 руб. Однако наш герой заявляет: "Господа, мне дела нет до содержания Вашего директора, охранника, уборщицы, пачки бумаги, которая ушла на накладные, ведомости, чеки и пр. А по сему я плачу за вашу буханку 20 рублей, остальное меня не касается". Что Вы, уважаемый садовод, думаете по поводу реакции сотрудников магазина. Правильно, думаете: нашего героя вынесут из магазина без буханки хлеба и ещё поддадут под зад для ускорения. Халява не пройдёт. Ни один суд не встанет на сторону халявщика.

Вопрос: Почему в первом случае суд встанет на сторону индивидуала, а во втором - на сторону магазина?

Ответ: СНТ не использует те нормы закона для доказательства своей правоты в суде, которые объясняют все вопросы расходов в любой организации, занятой производством, реализацией услуг, имущественных прав и т.п. Кроме того, смета в СНТ, как правило, составляется таким образом, что из неё легко вычленить не понравившиеся индивидуалу статьи расходов по причине отсутствия между ними видимой связи. Суд эту связь тоже не видит, потому что сосредотачивается на доказательствах, предъявляемых сторонами процесса. А со стороны СНТ эти доказательства, исходя из первого примера, никогда не будут убедительными.

Нормы законодательства, определяющие доходы и расходы для любой организации, завода, банка, включая СНТ, заложены в Главе 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса РФ, часть 2 (введена в действие 110-ФЗ от 6 августа 2001 г.)

"А причём здесь прибыль, налогообложение и Налоговый кодекс?" - спросите Вы, уважаемый. Почти то же самое спросил судья на очередном судебном заседании, когда сторона ответчика высказалась в плане того, что доказательства о том, что граждане, ведущие индивидуальную садоводческую деятельность на территории СНТ, обязаны платить взносы в том же размере, что и члены СНТ, изложены в Налоговом кодексе РФ. Причём вопрос у судьи вырвался невольно, без подготовки и обдумывания, сразу после прозвучавшего заявления. А затем судья, подумав, добавил: "Ну что же, попробуйте строить свою позицию согласно Налоговому кодексу. Посмотрим, что у вас получится".

Аналогично реакции судьи подняли шум председатели и бухгалтеры калининградских СНТ, когда на форуме садоводов области выступавший представитель налоговой службы сказал о доходах в СНТ. "У нас нет доходов в СНТ!" - орали многие. Позволим себе не согласиться с представителями садоводческих объединений. Статья 247 "Объект налогообложения" НК определяет: Прибылью для российских организаций являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведённых расходов. Доходы и расходы определяются в соответствии с главой 25 НК. Из этого следует только то, что в СНТ есть доходы и есть расходы. А вот прибыли в СНТ нет, т.к. это противоречит природе некоммерческой организации. Нормы 25 главы расставляют всё по своим местам, в том числе доходы и расходы СНТ.

Однако вернёмся к расходной части сметы. Красной тряпкой, раздражающей садоводов-индивидуалов, является заработная плата председателя, бухгалтера-кассира и других работников СНТ, работающих по трудовым договорам, установленная статьёй 1 ФЗ-66, в части, где даётся определение членских взносов. Именно эту часть расходов не хотят оплачивать индивидуалы, считая это содержанием чужой для них организации. Насколько это утверждение верно, мы ещё с Вами разберём. Давайте рассмотрим эту проблему с точки зрения налогового законодательства.

Согласно статье 252 НК "Расходы. Группировка расходов":

Во-первых, расходами признаются документально подтверждённые, экономически обоснованные затраты, понесённые СНТ.

Следует помнить, что никак не может быть признан подтверждённым расход, когда председатель и бухгалтер не могут показать документы, где правильно списаны денежные средства садоводов. Никак экономически нельзя обосновать затраты, которые несут садоводы, к примеру, в связи с воровством электроэнергии или 50% потерь электроэнергии в сети.

Во-вторых, документально подтверждёнными расходами являются затраты, подтверждённые документами и оформленные в соответствии с законодательством.

В-третьих, расходы в зависимости от их характера и деятельности налогоплательщика (читай СНТ) подразделяются на расходы, связанные с производством и реализацией, и внереализационные расходы.

Следует обратить внимание на то, что в СНТ не бывает других расходов. Это важно для понимания механизма работы СНТ и составления приходно-расходной сметы. Добавим, что в природе организаций, учреждений, заводов, ВУЗов и прочих нет других расходов, кроме как расходов на производство и реализацию.

Расходы, связанные с производством и реализацией.

Расходы, связанные с производством и реализацией применимо к СНТ и согласно статье 253 "Расходы, связанные с производством и реализацией" НК, включают в себя:

  1. Расходы, связанные с выполнением работ, оказанием услуг, приобретением и (или) реализацией товаров (работ, услуг, имущественных прав) садоводов.
  2. Расходы на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.
  3. Расходы на обязательное и добровольное страхование.
  4. Согласно нормам статьи 263 "Расходы на обязательное и добровольное имущественное страхование" НК расходы на обязательное и добровольное страхование включаются в состав прочих расходов, т.е. в следующий пункт 4.

  5. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией.

В свою очередь расходы по производству и реализации подразделяются на:

  1. Материальные расходы (статья 254 НК).
  2. Содержание статьи НК объёмно, поэтому, основываясь на норме статьи 252, п. 4.2 НК, СНТ вправе самостоятельно определять соотнесение тех или иных расходов с соответствующей группой затрат. К примеру, чистка русла ручья может быть отнесена к затратам на благоустройство имущества общего пользования или к затратам на мероприятия, связанные с природоохранным назначением, или к мероприятиям, связанным с пожарной безопасностью. Скашивание травы на обочинах дорог, вырубка деревьев и кустарников, мешающих проезду по дорогам, может в равной степени быть отнесена к благоустройству территории общего пользования, к обслуживанию и содержанию дорог общего пользования, к обеспечению пожарной безопасности, к содержанию ЛЭП. Другими словами, достаточно сложно отнести те или иные затраты юридического лица к какому-то одному конкретному виду (объекту) имущества общего пользования.

  3. Расходы на оплату труда (статья 255 НК).
  4. Статья 255 НК содержит практически все выплаты так или иначе связанные с заработной платой первонала СНТ. Применяя нормы статьи, следует внимательно читать содержание, чтобы не получалось так, что вместо премии бухгалтер выписывает себе, к примеру, материальную помощь. А на деле документа, оправдывающего такую выплату, не существует. Выявление такой ошибки может привести к штрафам со стороны налоговых органов.

  5. Суммы начисленной амортизации (статья 256 НК).
  6. В соответствии с нормами ст. 256 п. 2 НК имущество, полученное в качестве целевых поступлений (а ими признаются взносы садоводов), и используемое для некоммерческой деятельности, не подлежит амортизации. Не подлежат амортизации также земля, др. объекты природопользования, материально-производственные запасы, товары, объекты незавершенного капитального строительства, ценные бумаги, финансовые инструменты срочных сделок.

  7. Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (статья 264 НК).
  8. Содержание статьи 264 включает в себя 5 пунктов и множество подпунктов. Не все расходы, отнесённые к данной статье применимы для СНТ. Многие прочие расходы могут иметь место в садоводческих объединениях. Но они скорее будут относиться к экзотическим расходам. Примером могут служить представительские расходы согласно п. 2 данной статьи. Полностью исключить их нельзя, т.к. вполне может возникнуть ситуация, когда на базе СНТ надо будет вести переговоры с какой-нибудь конторой в целях будущего сотрудничества по реализации планов садоводов.

Приведённые статьи Налогового кодекса с разбивкой по направлениям дают нам чёткое представление о том, как правильно и понятно для садоводов, в унифицированной для всех СНТ форме, нужно и можно спланировать расходы в садоводческом объединении. Разберём на примере:

Пример 3. Теоретически и практически в любом СНТ ежегодно садоводы тратят деньги на ремонт дорог общего пользования. На эти цели в 2015 году запланировано потратить согласно п. 2.1.1.2 приходно-расходной сметы СНТ "Пищевик" 91000 рублей. В эту сумму входят только материальные затраты СНТ. Они включают в себя приобретение щебня, песка, доставку его в объединение, выравнивание участка дороги, подсыпку песка и щебня на ремонтируемое полотно. В эти же материальные расходы включена оплата по договорам с подрядчиками по доставке песка и щебня, а также непосредственно работ подрядчика по ремонту дороги.

Согласно смете стоимость работ отнесённых на ремонт дорог по смете составляет 66,5% от суммы всех материальных затрат СНТ в 2015 г. Однако сам по себе ремонт дорог не произойдёт и никогда не происходил. Для выполнения работ председатель или член правления (зависит от решения правления или общего собрания) находят подрядчика, председатель и бухгалтер согласно решению правления заключают с подрядчиками договоры подряда. Далее организуется доставка материала, оповещение садоводов (при необходимости) о временном закрытии участка для проезда. В период работы правление организует контроль за ходом ремонта. После завершения составляется акт выполненных работ. Правление принимает работу у подрядчика. Бухгалтер осуществляет оплату согласно договору по акту выполненных работ. В заключение бухгалтер списывает потраченные денежные средства на данный вид работ, в т.ч. часть денег фонда оплаты труда и часть прочих расходов товарищества.

В такой интерпретации при наличии локальной сметы и документов, подтверждающих списание денег, садоводу, ревизионной комиссии и всем желающим можно легко разобраться в себестоимости ремонта дороги. Она включает в себя затраты на материалы, на оплату договоров, на оплату труда юридического лица (СНТ), на оплату прочих расходов.

Из примера вытекает то, что работа сама по себе в садоводческом объединении не делается. Её надо запланировать, собрать денежные средства, организовать, выполнить. Другими словами, в каждой тонне щебня, высыпанного на дорогу, есть доля труда всего юридического лица, который оплачивается из фонда оплаты труда, и есть доля понесённых этим юридическим лицом прочих расходов (канцелярские товары, работа оргтехники, служебные поездки председателя, услуги телефонной связи, консультационные услуги и т.д.)

Аналогичная картина складывается в СНТ по унифицированному составу всех видов работ, услуг, реализации имущественных прав садоводов:

  • материальные расходы,
  • фонд оплаты труда,
  • прочие расходы.

Правило формирования расходной части сметы СНТ: Все работы, услуги, реализуемые имущественные права садоводов, заложенные в расходную часть приходно-расходной сметы, должны в свою очередь иметь локальную смету, включающую в себя в обязательном порядке:
- материальные расходы;
- фонд оплаты труда;
- прочие расходы.

Локальная смета составляет себестоимость конкретной работы, услуги, реализуемого имущественного права.

Сумма всех локальных смет составит расходную часть приходно-расходной сметы в СНТ.

Исходя из правила, садоводческое объединение точно может просчитать необходимые затраты по каждой работе. Суммировав их, получится точная сумма затрат по всей смете. А ведь именно из них потом и определится размер взносов. Чаще всего правления не занимаются тщательным планированием затрат. Поэтому фонд оплаты труда и прочие расходы определяются от балды, что в свою очередь неоправданно завышает размер взносов садоводов. В нашем конкретном примере на вопрос садовода: "А сколько я должен заплатить за ремонт дорог?" - ответ будет точным и быстрым. Необходимо лишь взять локальную смету: сумму себестоимости работы разделить на 1500 соток, находящихся в собственности у всех садоводов, и умножить на количество соток, находящихся в собственности спросившего садовода. Результат и будет ответом на поставленный вопрос.

Расходную часть сметы целесообразно разделить на 2 направления в полном соответствии с нормами статьи 253 "Расходы, связанные с производством и реализацией" НК и статьи 1 "Общие понятия" ФЗ-66:

  1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии (НК ст. 253 пп. 1.2)
  2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП (НК ст. 253 пп. 1.1)

Первая часть расходов есть ничто иное, как членские взносы и взносы садоводов-индивидуалов, а вторая часть - целевые взносы членов СНТ и садоводов-индивидуалов.

На этом формирование расходной части сметы не заканчивается. У нас остались 2 раздела, без которых в СНТ не обойтись.

Внереализационные расходы.

В состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и реализацией. К таким расходам относятся согласно нормам ст. 265 "Внереализационные расходы" НК, в частности:

Статья 265 "Внереализационные расходы" довольно объёмна. В перечень включены только те расходы, которые железобетонно имеют место или могут его иметь в СНТ. Полный текст статьи можно увидеть, пройдя по ссылке на справочную страницу сайта.

  1. Расходы на содержание переданного по договору аренды (лизинга) имущества (садовые участки, автомобильная и другая техника, др.)
  2. Расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в т.ч. проценты по налогам и сборам, установленным правительством РФ.
  3. Расходы на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, на списание нематериальных активов, а также расходы на ликвидацию объектов незавершенного строительства и иного имущества, монтаж которого не завершён (расходы на демонтаж, разборку, вывоз разобранного имущества), охрану недр и другие аналогичные работы (демонтаж старой ЛЭП).
  4. Судебные расходы и арбитражные сборы.
  5. Расходы в виде признанных должником (т.е. СНТ) или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств, а также расходы на возмещение причинённого ущерба (только по решению суда).
  6. Расходы на услуги банков, включая услуги, связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке, предусмотренном статьей 46 настоящего Кодекса, с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентами, в том числе систем "клиент-банк" (банковское обслуживание счетов СНТ).
  7. Расходы на проведение собраний участников, в частности расходы, связанные с арендой помещений, подготовкой и рассылкой необходимой для проведения собраний информации, и иные расходы, непосредственно связанные с проведением собрания.

К внереализационным расходам также приравниваются:

- убытки в виде недостачи материальных ценностей в производстве и на складах в случае отсутствия виновных лиц, а также убытки от хищений, виновники которых не установлены. В данных случаях факт отсутствия виновных лиц должен быть документально подтвержден уполномоченным органом государственной власти;
- потери от стихийных бедствий, пожаров, аварий и других чрезвычайных ситуаций, включая затраты, связанные с предотвращением или ликвидацией последствий стихийных бедствий или чрезвычайных ситуаций.

Расходы, не учитываемые в целях налогообложения.

В СНТ в обязательном порядке в смете должны быть предусмотрены расходы, которые согласно нормам статьи 270 "Расходы, не учитываемые в целях налогообложения" НК не учитываются в налогообложении. К таким расходам в садоводческом объединении будут относиться расходы:

  1. В виде пени, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со статьей 176.1 настоящего Кодекса, а также штрафов и других санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения указанных санкций
  2. На СНТ, к примеру, может быть наложен штраф за несоблюдение правил пожарной безопасности, санитарного законодательства и др.

  3. В виде имущества (включая денежные средства), переданного комиссионером, агентом и (или) иным поверенным в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или иному аналогичному договору, а также в счёт оплаты затрат, произведённой комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключённых договоров
  4. Для СНТ это могут быть платежи за коммунальные услуги, потребляемую электроэнергию, воду, газ, причём СНТ обязательно заключает агентский договор с гражданином на осуществление таких платежей. Садовод платит, к примеру, 1000 руб. за потреблённую электроэнергию, включая внутренние потери в сети, а СНТ перечисляет согласно условиям агентского договора 1000 рублей в оплату за потребленную электроэнергию на счёт электроснабжающей организации. 1000 руб. пришло, 1000 руб. ушло. Налог равен 0.

  5. В виде сумм добровольных членских взносов (включая вступительные взносы) в общественные организации, сумм добровольных взносов участников союзов, ассоциаций, организаций (объединений) на содержание указанных союзов, ассоциаций, организаций (объединений).
  6. Для СНТ это взнос на содержание Союза садоводов Калининградской области). Этот же взнос может квалифицироваться и как консультационные услуги согласно нормам ст. 264, где идёт речь о прочих расходах.

  7. В виде стоимости имущества, переданного в рамках целевого финансирования в соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 251 настоящего Кодекса.
  8. Для СНТ это членские и целевые взносы садоводов.

  9. В виде расходов на любые виды вознаграждений, предоставляемых руководству или работникам помимо вознаграждений, выплачиваемых на основании трудовых договоров (контрактов).
  10. В виде премий, выплачиваемых работникам за счет средств специального назначения или целевых поступлений.
  11. Для СНТ это премии работникам, садоводам из специального фонда или взносов садоводов.

  12. В виде сумм материальной помощи работникам.
  13. На компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов сверх норм таких расходов, установленных Правительством Российской Федерации.
  14. Постановление правительства РФ № 92 от 08.02.2002 г.

  15. В виде платы государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление сверх тарифов, утверждённых в установленном порядке.
  16. Речь идёт о том, что тарифы за нотариальные действия могут быть выше установленных государственных расценок.

  17. В виде представительских расходов в части, превышающей их размеры, предусмотренные пунктом 2 статьи 264 настоящего Кодекса.
  18. Размер представительских расходов установлен соответствующим постановлением КМ РФ. Если эти размеры превышают установленные, то они планируются по этой статье.

Просуммировав все позиции по обеим частям расходной части сметы:

1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии;
2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП)

- мы получим конечную себестоимость всех работ, услуг, реализации имущественных прав садоводов в течение следующего года.

Для выделения размера членского взноса необходимо общую сумму по первой части разделить на количество соток, находящихся в собственности у садоводов, и умножить полученный результат на количество соток, находящихся в собственности у каждого конкретного садовода. У кого-то это будет 6 соток, у кого-то 8 и т.д.

Аналогично надо поступить и для 2 части сметы с целью определения размера целевого взноса. Отличия в размере взносов могут быть в том случае, если не все садоводы участвуют в создании нового объекта инфраструктуры. Тогда размер взноса будет зависеть от числа участников или другого принципа, установленного общим собранием участников проекта, например вклад (доля) каждого в проекте равны, или зависит от протяжённости трассы (водопровода, газопровода) по участку участника проекта, или как-то ещё по-другому.

Общая схема расходной части сметы выглядит вот так:
  1. Расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией, ремонтом, техническим обслуживанием ИОП, поддержание его в исправном (актуальном) состоянии (НК ст. 253 пп. 1.2).
    1. Материальные расходы (НК ст. 254)
    2. Расходы на оплату труда (НК ст. 255)
    3. Прочие расходы (НК ст. 264)
    4. Непредвиденные расходы по п. 1 Сметы.
    5. В свою очередь данный пункт будет состоять из перечня конкретных работ, услуг, каждая из которых включается в общую смету на основании локальной сметы. Локальная смета состоит из тех же 4 пунктов: материальные расходы, фонд оплаты труда, прочие расходы, непредвиденные расходы. Причем пункты 2, 3, 4 соотносятся с материальными расходами пропорционально. Т.е., если материальные затраты конкретной работы составили 20% от всех таких затрат СНТ, то фонд оплаты труда на эту работу тоже будет 20% от всего фонда.

  2. Расходы, связанные с реализацией работ, оказанием услуг, имущественных прав граждан, созданием, приобретением ИОП (НК ст. 253 пп. 1.1)
    1. Материальные расходы (НК ст. 254)
    2. Расходы на оплату труда (НК ст. 255)
    3. Прочие расходы (НК ст. 264)
    4. Непредвиденные расходы по п. 2 Сметы

    Итого: расходы по производству и реализации по п. 1 и 2 сметы: ... руб.

  3. Внереализационные расходы (НК ст. 250)
  4. Расходы, не учитываемые при налогообложении (НК ст. 270)
  5. Итого: Расходы по всем пунктам сметы: ... руб.

На практике работа с расходной частью сметы происходит так:
Правление собирает в одну кучу весь перечень работ, услуг, включая локальные сметы, всего того, что планируется сделать в СНТ в очередном году.
Перечень разбрасывается по статьям расходов в соответствии с нормами налогового законодательства, главы 25, части 2 НК.
Из расходов расчитываются размеры взносов по приходной части.
Верстается окончательный документ. Всё. Смета готова.
Смета утвердается на общем очном собрании.

Этот путь совсем не похож на путь, по которому идут многие садоводческие объединения: сначала формируется список разделов сметы (административные расходы, общехозяйственные расходы, расходы на содержание инфраструктуры и т.д.) В эти разделы запихиваются непонятно по каким причинам и основаниям расходы, регламентированные разными статьями расходов, определённых Налоговым кодексом. Само собою разумеется, что сметой занимается бухгалтер, который к ней по идее не должен подпускаться. В свою очередь бухгалтер в Налоговый кодекс не заглядывает, т.к. он уже ... дцать лет отработал по специальности и не Вам его учить. После утверждения такой сметы люди не видят точную стоимость работ, не понимают на какие цели и сколько уходит их денег, не хотят платить взносы. Особенно в этом преуспевают индивидуалы, поддерживаемые судами. А правление в свою очередь не может понять причин растущих неплатежей членов СНТ, не знает способа, как заставить платить индивидуалов.

Механизм управления имуществом общего пользования

Перед тем, как перейти к приходной части сметы необходимо всё же вернуться к взносам членов СНТ и граждан, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность на своих участках в пределах СНТ, и не желающих оплачивать работу юридического лица, т.е. СНТ, направленную во благо садоводов, не взирая на их членство. Такие люди полагают, что преступно содержать чужое юридическое лицо, к которому они не имеют никакого отношения.

Ниже мы разберём нормы законодательства, заложенные в ФЗ-66, и объясняющие взаимосвязь любого садовода, занимающегося на своём участке выращиванием редиски и яблок, с инфраструктурой его родного СНТ. А перед этим подчеркнём, что, проанализировав схему расходной части сметы СНТ, Вы никогда не найдёте пункт "содержание юридического лица". Такого пункта Налоговый кодекс не предусматривает. Зато из сметы замечательно просматривается, что СНТ занято исключительно технической эксплуатацией инфраструктуры, поддержанием её в рабочем состоянии, оказанием в связи с этой главной задачей услуг, а также созданием и развитием объектов и имущества общего пользования в пределах норм нашего 66-фз. Поэтому деньги садоводы платят за работу на них юридического лица, а не за то, что есть никому не нужный "колхоз", который заставляет бедных людей его содержать.

Согласно Главе 3 "Зонирование территории и предоставление садовых, огородных и дачных земельных участков" ФЗ-66 от 15.04.98 г. и земельному законодательству органы местного самоуправления определяют зоны наиболее благоприятные для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства, исходя из климатических условий и развития социальной, инженерно-транспортной инфраструктур, а также минимальных ограничений для использования земельных участков.

Далее органы местного самоуправления составляют списки желающих (обратите внимание: никто насильно в "колхоз" не загоняет) получить садовые участки, и на их основе рассчитывают размер выделяемого под садоводство земельного участка. Причём расчёт включает в себя нормы предоставления индивидуальных участков с учётом территории общего пользования для размещения имущества общего пользования.

После всех согласований, списков и прочих нужных дел соответственно статье 14, п. 4 ФЗ-66 земельный участок предоставляется СНТ в общую собственность. После проведения межевания, утверждения проекта организации и застройки, вынесения его в натуру индивидуальные земельные участки предоставляются членам СНТ в собственность; участки общего пользования предоставляются СНТ, как юрлицу, в собственность. Правоустанавливающим документом при этом является решение органа самоуправления, например, постановление мэрии № 334 от 07.03.1995 г. и постановление мэрии № 2232 от 07.08.2002 г. для Пищевика.

Многие нехорошие люди, включая юристов и индивидуалов, в судебных заседаниях хором кричат, что земля общего пользования не находится в общей совместной собственности членов СНТ, т.к. она до сих пор не оформлена в эту самую собственность в соответствии с нормами ФЗ-122 от 21.07.97 г., а значит она до сих пор в ведении органов самоуправления. Однако это не так. Постановления мэрии для Пищевика являются правоустанавливающими документами. И именно на этом основании, не зарегистрированная сегодня собственность, в любой момент может быть зарегистрирована. До этого момента земля общего пользования всё равно является собственностью СНТ. Орган самоуправления этой землёй не распоряжается. Кроме того, есть статья 6 пункт 1 этого же 122 Федерального закона, которая подтверждает "права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей". И именно на основании постановлений, получив индивидуальные выписки, садоводы зарегистрировали права собственности на свои индивидуальные участки, а само СНТ этого просто ещё не сделало, но может сделать в любой момент.

Из всех этих важных дел нам важно то, что земля общего пользования с самого начала предоставлена в общую совместную собственность СНТ. А это предполагает то, что она в равной мере принадлежит всем садоводам. Обратите внимание - о членстве в СНТ и его связи с землёй общего пользования в нашем ФЗ-66 речи не идёт. Связь здесь несколько другая.

В нашем мире ничто не делается бесплатно, а тем более не даётся бесплатно. Предоставив садоводам индивидуальные земельные участки в собственность, государство в лице органов самоуправления и на основании законодательства рассчитало и выделило землю общего пользования по вполне понятным причинам: на этой земле располагается и будет в будущем располагаться имущество общего пользования садоводов, неограниченный доступ к которому имеют все собственники индивидуальных садовых участков. Однако этим имуществом надо не только пользоваться и владеть, но и поддерживать его рабочее состояние, развивать, создавать новые объекты. Сами по себе граждане этого сделать не смогут. Именно поэтому, одновременно с выделением земли для СНТ и для садоводов создаётся механизм управления землёй и всем имуществом общего пользования. Таким механизмом и является СНТ, как юридическое лицо. А инструментами управления юридического лица согласно главе 5 ФЗ-66 являются общее собрание, правление, председатель и другие органы. Обратите внимание на то, что нормы ФЗ-66 нигде не запрещают участие садовода (члена и индивидуала) в работе общего собрания, а для члена СНТ - это, вообще, обязанность.

Важно: Анализ решений общих собраний в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан показывает прямую или косвенную взаимосвязь каждого пункта решения с объектами инфраструктуры или имуществом общего пользования. Других решений в СНТ просто не бывает ни практически, ни теоретически.

В связи с тем, что садоводческое объединение является некоммерческой организацией, то оно существует только за счёт целевых поступлений граждан, как членов, так и индивидуалов. Других источников финансирования, как правило, нет.

Вернёмся к смете. Из наших рассуждений вытекает один большой вопрос к садоводам, которые ведут индивидуальную садоводческую деятельность в СНТ:
- если все решения общего собрания направлены на содержание и развитие имущества общего пользования,
- если весь перечень работ, услуг, реализация имущественных прав, заложенные в расходную часть сметы СНТ, направлены на содержание и развитие имущества общего пользования,
- если каждая работа, услуга, реализация имущественного права по смете составлена с учётом требований налогового законодательства,

то на каком таком основании индивидуал позволяет себе вычеркивать из сметы расходы на оплату труда и другие расходы юридического лица?
Господа-товарищи садоводы! Налоговый кодекс против таких вольных действий с нормами законодательства!

Правила составления приходной части сметы СНТ

Приходная часть сметы намного проще и быстрее верстается, т.к. согласно налоговому законодательству основой для формирования целевых поступлений граждан в некоммерческой организации является затратная (расходная) часть сметы сформированная по себестоимости работ, услуг, реализации имущественных прав. Другими словами садоводы должны в очередном отчётном периоде собрать ровно столько денежных средств, сколько готовы потратить, и на те цели, которые экономически обоснованы и просчитаны в локальных сметах. На практике такое случается крайне редко. То стоимость какого-то вида работы выросла за 6 месяцев к моменту, когда товарищество, наконец, собралось её осуществить, то тарифы на электроэнергию выросли, то должники не заплатили текущие взносы и пр. аналогичные проблемы. Они были, есть и будут. И от этого не уйти, как бы мы не стремились. Тем не менее, давайте разберём приходную часть сметы, ухватив её за рога:

Общая схема приходной части сметы выглядит вот так:
    Целевые поступления граждан:

  1. Техническая эксплуатация ИОП, объектов инфраструктуры
    1. Членские взносы членов СНТ (НК ст. 251 п. 2.1)
    2. Взносы по договорам с индивидуалами (НК ст. 251 п. 2.1)
  2. Создание, приобретение, модернизация, реконструкция ИОП
    1. Целевые взносы членов СНТ (НК ст. 251 п. 2.1)
    2. Целевые взносы по договорам с индивидуалами (НК ст. 251 п. 2.1)
  3. Внереализационные доходы (НК ст. 250)
  4. Неиспользованные средства по предыдущей смете (НК ст. 251 п. 2.1)
  5. Другие поступления согласно Главе 8, статье 4, п. 2 ФЗ-66 от 15.04.98 г., НК ст. 251 п. 2, 3
  6. Итого: приходная часть: ... руб.

По первому и второму пунктам ни у кого не должно возникать вопросов. Взносы рассчитываются согласно затратной (расходной) части сметы, равные для членов СНТ и для садоводов, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность. Принцип расчёта общее собрание устанавливает самостоятельно, сообразуясь с размерами участка (участков), находящихся в собственности каждого садовода.

Пункт четвёртый включает в себя неиспользованную в текущем году сумму собранных взносов и платежей. Причиной неосвоения средств может являться недостающая сумма взносов должников или другие причины: возросшие цены, отмена решения собрания по какому-то запланированному виду работ и т.п. Так как, согласно статье НК 251 "Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы" эти взносы, пусть даже заплаченные позже в виде задолженности, никак по-другому нельзя квалифицировать, то они всё равно останутся взносами и налогом не облагаются. Утверждая смету, собрание эту сумму переносит на следующий год и использует по назначению на те мероприятия, которые не были выполнены.

Подробнее остановимся на внереализационных доходах, которые облагаются налогом на прибыль организаций. Для садоводческих объединений такими доходами согласно нормам статьи 250 "Внереализационные доходы" могут быть:

  1. В виде признанных должником или подлежащих уплате должником на основании решения суда, вступившего в законную силу, штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм возмещения убытков или ущерба.
  2. Конкретизируем. Для СНТ это могут быть доходы в виде пени при возврате долга от злостного неплательщика взносов, как членских, так и целевых, по решению суда. Такими доходами будет считаться начисленная на долг пеня, а не сам долг. Этими доходами будет та же пеня, признанная должником и оформленная, к примеру двусторонним актом: с одной стороны СНТ, с другой - должник. На практике таким документом может быть Соглашение о порядке погашения задолженности гражданина перед СНТ "Пищевик".

  3. В виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счёта, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам (особенности определения доходов банков в виде процентов устанавливаются статьей 290 настоящего Кодекса).

По пункту пятому сметы, главное, чтобы такие целевые поступления были израсходованы только на те цели, на которые они поступили в качестве помощи садоводческому объединению. Причём налоговые органы требуют документально подтверждённые доказательства целевого использования таких средств. В противном случае они квалифицируются как внереализационные доходы на основании п. 14 статьи 250 НК и с них должен уплачиваться налог на прибыль организаций.

Особенности компоновки и утверждения приходно-расходной сметы в СНТ

Вариант правильной с точки зрения Налогового кодекса приходно-расходной сметы садоводческого объединения Вы можете увидеть вот здесь: "Приходно-расходная смета СНТ ""Пищевик"" на 2015 год, утверждена решением общего собрания 28.09.2014 г., протокол № 9" (в формате Excel-2010. Смета в формате Excel-2003 здесь: Смета-2015 г.) В неё заложены формулы, автоматически выводящие итоговые и расчётные цифры.

1. При составлении окончательного документального проекта сметы следует первым поставить раздел: приход, вторым - расход.

Несмотря на обратный порядок формирования сметы, который рассмотрен в статье, следует всё же в самом документе придерживаться норме, которая определена законом. А 66-фз смету рассматривает только как приходно-расходную: сначала приход, потом расход. Сначала собираем бабки, только потом тратим их.

2. Разделы и подразделы сметы могут быть скомпонованы и по другому, но они должны соответствовать нормам налогового законодательства в отношении доходов и расходов организации, изложенным в главе 25 НК.

Речь идёт о том, что многие СНТ группируют доходы и расходы, особенно расходы, иначе. Флаг им в руки. Так можно, а в некоторых случаях нужно. Но следует помнить, что любая статья расходов по производству и реализации должна состоять из материальных расходов, фонда оплаты труда и прочих расходов. Только в таком виде работа, услуга, реализация имущественного права имеет право на жизнь. И только в таком виде они, в свою очередь, запрещают любому халявщику выбрасывать из состава затрат ненужные по их ошибочному мнению затраты юридического лица в виде труда сотрудников и прочих расходов, связанных с производством и реализацией. Речь в данном случае идёт об административных, общехозяйственных и других расходах, которые почему-то очень любят бухгалтеры. Особенно они любимы индивидуалами - легко выбросить и забыть. А вот в налоговом кодексе административных и общехозяйственных расходов почему-то нет?!

3. Расходы и доходы СНТ по отдельным видам (объектам) инфраструктуры, участие в создании которых принимали не все садоводы в СНТ, следует учитывать отдельными разделами в смете.

Не учесть, к примеру, расходы по эксплуатации, содержанию ЛЭП; расходы по модернизации отдельных веток линии электропередач; финансирование этих расходов со стороны участников проекта электрификации (их в нашем СНТ 85 человек, а собственников участков 230), в бухгалтерии было бы нарушением налогового и бухгалтерского законодательства. Приём денег у потребителей электроэнергии по агентским договорам и платежи в электроснабжающую организацию, учтённые в бухгалтерском учёте, но отсутствующие в смете, также были бы нарушением законодательства.

Естественно, что в этом случае членские взносы садовода, не имеющего электроснабжения на участке, и садовода с электрифицированным участком будут различаться в сторону увеличения ежегодного платежа со стороны последнего.

4. Локальные сметы по каждому виду работ, услуг, реализации имущественных прав должны храниться вместе с общей приходно-расходной сметой.

Если локальные сметы не делать, как того требует законодательство, то тогда очень трудно, порой невозможно объяснить садоводам на собрании: почему та или иная работа стоит столько, а не больше или меньше. В этом плане работа по разработке локальных смет ложится на плечи правления, которое выступает в роли экспертов по оценке стоимости всех составных частей расходов по каждой локальной смете. Правильно поставленная работа правления по локальным сметам всегда миниминизирует себестоимость работы. А сама локальная смета всегда сможет разрешить сомнения любого садовода, а также экономически обоснует размер расходов СНТ, соотнесённых с этой работой.

Период разработки и утверждения приходно-расходной сметы в СНТ последний квартал текущего года. Переносы недопустимы.

Запланировать все мероприятия до начала очередного отчётного периода, т.е., до Нового года садоводы не только могут, но и должны. Помех в этом нет. Однако часто бухгалтер, не вполне владеющий своей профессией (в СНТ это встречается очень часто), поднимает шум, т.к. до наступления Нового года невозможно вывести остатки по долгам и отдельным видам работ. Позволим себе не согласиться с этим мнением. Задолженность садовода по взносам за текущий год возникает только 1 января следующего года. Так установлено налоговым законодательством. Долги за прежних 3 года (срок исковой давности по СНТ-шным делам) бухгалтер знает уже в начале текущего года. И если они не погашены должником, то ничего к началу 4-го квартала не изменится. Кроме того, правление всегда точно знает: будут выполнены те или иные работы, оставшиеся в наследие от прежней сметы за последние 3 месяца этого года или нет. Исходя из сказанного, данные проблемы не больше, чем фикция.

Во многих маленьких и средних садоводческих объединениях трудно собрать членов СНТ на общее собрание: арендовать помещение для собрания - дорого, собраться в СНТ на улице - погода не позволяет. Поэтому попытки собрать садоводов осенью проваливаются. Бывает так, что приходно-расходная смета утверждается только весной, во время майских праздников. Нарушение? Да! Тем не менее, лучше немного нарушить, чем не собирать собрание вообще. Конечно следует учитывать и тот факт, что зимой многие работы по благоустройству попросту невозможно осуществить. А значит сему быть. Не утверждённой этой осенью сметой СНТ уже руководствуется с началом Нового года, а утверждает её позже. Главное это заложить в смету то, что хотят садоводы и то, что есть в решениях других собраний в качестве уже утверждённых предложений и мероприятий.

Подведём итог. На этой странице мы разобрались с одним из важнейших условий поддержания нормальной жизнедеятельности садоводческого объединения. Если Вы, уважаемый садовод, разобрались в смете и в том, как её сформировать, то Вам станет ясной и понятной почти вся рубрика "Организация бухгалтерского учёта, налоги в СНТ, руководящие документы". Из этого всего вытекает только то, что необходимо приложить усилие и сделать так, как велит закон. В результате в СНТ садоводы будут всегда видеть организацию, призванную решать их проблемы. В таком СНТ быстро исчезнут индивидуалы и неплатежи. Хотя решение проблем с неплатежами может быть лежит совсем в другой плоскости, в той же, где лежат и неплатежи в многоквартирных домах. Однако закрывать тему рано. С членскими и целевыми взносами особых проблем нет: платежи поступают, суды принимают решения по неплательщикам в пользу СНТ. А вот с взносами садоводов, ведущих индивидуальную садоводческую деятельность, проблемы остаются. Чтобы их решать быстрее, давайте разберёмся с вопросом: "Порядок заключения "Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования" между садоводческим объединением и гражданином, ведущим садоводство в индивидуальном порядке" и всем тем, что может стоять рядом. Тем более, что одних только норм Гражданского кодекса в части, касающейся заключения договоров, для нашего объединения типа СНТ явно недостаточно.


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту
5254 7706 5143 2866
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика