Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах подробно

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ

Калининград



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Король умер. Да здравствует король!

Садоводческие некоммерческие организации
(товарищества, партнёрства, потребительские кооперативы) после 01.09.2014 г.

 Поводом для написания данной статьи послужило вступление с 01.09.2014 г. в действие Федерального закона № 99 от 05.05.2014 года, который внёс изменения в Главу 4 Часть 1 Гражданского кодекса РФ. Его можно было бы и не заметить, но он круто развернул деятельность садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих товариществ граждан из русла не вполне понятной деятельности названных юридических лиц к чётко очерченной деятельности новых объединений - товариществ собственников недвижимости. Согласно афоризму можно сказать о том, что СНТ 1 сентября 2014 г. умерло, а родилось новое ТСН.

Как всегда, законодатель принял закон, который из-за отсутствия мало-мальски значимой и разъяснительной информации в данной области, не позволяет большинству садоводов понять механизм и правильно осуществить переход от садоводческого некоммерческого товарищества (СНТ) к товариществу собственников недвижимости (ТСН).

Интернет ограничился переписыванием закона в разных форматах без всяких объяснений. Поэтому, кто как понял, тот так и поступил, и поступает. А большинство затаилось и ждёт от ГД, органов власти, Федеральной налоговой службы разъяснений. А они не торопятся и, похоже, ничего объяснять не будут. В законе всё уже написано, надо только исполнять его нормы. В нашей Калининградской области наше СНТ "Пищевик" первым спохватилось и уже в сентябре 2014 г. внесло изменения в соответствии с требованиями нового закона в свой устав и наименование (подробно об этом ниже). Результат таких действий оказался отрицательным. То есть, перейти от СНТ к ТСН с первой попытки не удалось. В пику нашей активности областной Союз садоводов, наоборот, посоветовал сидеть тихо и ни в коем случае не регистрировать ТСН, чтобы не разрушать садоводческое объединение. Других объяснений из Союза по вопросу: "Как и почему не надо выполнять закон?" - не последовало.

Однако, как бы там ни было, а отрицательный результат и отсутствие внятных объяснений - это тоже результат. И он заставил искать решение вопроса во второй раз. Оно было найдено с помощью Андрея Францева, инженера-теплотехника из Москвы, который помог понять суть изменений в законодательстве о СНТ и, конечно, материалов Интернета по данной проблематике. Решение оказалось несложным, можно даже сказать простым. Все нормы, объясняющие правила перехода от СНТ к ТСН, изложены в нашем ФЗ-66 от 15.04.98 г. и новой Главе 4 части 1 ГК. Но мы, садоводы, их просто не видим в силу разных причин, в числе которых наша некомпетентность и недостаток времени для изучения всех особенностей СНТ, урегулированных различными законами и постановлениями правительства. Для многих людей эта тема всегда останется за семью печатями недоступной для понимания.

Именно поэтому применение норм, названных выше законов, в отношении СНТ - ТСН вызвало в сети, на садоводческих форумах, сайтах немало словесных баталий. И мало где бойцы нашли истину, которая бы ясно и понятно объяснила любому председателю правления, членам СНТ - как правильно, с наименьшими потерями, последовательно и с первого раза осуществить переход от СНТ к ТСН.

Информация этой страницы нашего сайта как раз и призвана расставить все точки на "i", разрисовать всю последовательность работы правления по смене организационно-правовой формы. Заодно разобраться и с вопросом: "А надо ли торопиться в смене СНТ на ТСН? Ведь 99-фз не требует немедленного действия, а значит это неприятное занятие можно оттянуть на годы...!" Вот только - можно ли?

Рассмотрим следующие вопросы, которые очень важны для выработки быстрого и правильного подхода к этой непростой задаче в жизни каждого садоводческого объединения:

Что из себя представляет переход от СНТ к ТСН с точки зрения Гражданского кодекса и ФЗ-66 от 15.04.98 г. "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"? Что при этом происходит, или что должно произойти? Надо ли спешить со сменой организационно-правовой формы?
Как не надо осуществлять переход от СНТ к ТСН, и что из этого получается?
Каков правильный механизм перехода от СНТ к ТСН, какой должен быть результат после регистрации юридического лица?

Содержание страницы состоит из трёх частей, которые призваны ответить на поставленные вопросы. Приступим к разбору полётов.

1. Организационно-правовая форма (ОПФ) юридического лица,
внесение изменений в учредительные документы.

Не откроем никому секрет, если внесём утверждение о том, что все юридические лица имеют определённую организационно-правовую форму, к примеру: хозяйственное товарищество, производственный кооператив, общественная организация, товарищество собственников недвижимости, некоммерческое партнёрство, потребительский кооператив.

Содержание статьи приведено в соответствие действующему законодательству, ссылки на ОПФ здесь и ниже, а также все особенности образования и деятельности юридических лиц отвечают нормам Главы 4 "Юридические лица" Части 1 ГК РФ в редакции, вступившей в силу с 01.09.2014 г. Ранее действовавшие ОПФ юридических лиц упоминаются только в отношении садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан.

С даты вступления в действие (01.09.2014 г.) Главы 4 Части 1 ГК (99-фз от 05.05.2014 г.) все юридические лица на территории РФ должны создаваться только в тех организационно-правовых формах, которые предусмотрены для этого кодексом. Другими словами список ОПФ для юридических лиц закрытый. И в нём нет места для СНТ (а также для огороднических и дачных некоммерческих товариществ). Проверим верность этого предложения на норме закона:

ГК, часть 1 Глава 4 "Юридические лица"

Статья 48. Понятие юридического лица.

2. Юридическое лицо должно быть зарегистрировано в едином государственном реестре юридических лиц в одной из организационно-правовых форм, предусмотренных настоящим Кодексом.

Норма статьи требует регистрации создаваемого юридического лица только в указанных в Главе 4 организационно-правовых формах.

Гражданский кодекс предусматривает много различных организационно-правовых форм. Большинство из них нас, садоводов, абсолютно не интересуют, как не интересовали и раньше. Без изменений остался и характер деятельности садоводческих объединений граждан. Он как был некоммерческим, так им и остался. Обратимся к тем ОПФ, которые нам интересны и предусмотрены для граждан, имеющих на праве собственности либо на другом законном основании земельные участки с разрешённым использованием для садоводства:

Глава 4, Статья 50. Коммерческие и некоммерческие организации

    3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах:

  1. потребительских кооперативов, к которым относятся в том числе жилищные, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы, общества взаимного страхования, кредитные кооперативы, фонды проката, сельскохозяйственные потребительские кооперативы;
  2. ассоциаций (союзов), к которым относятся в том числе некоммерческие партнёрства, саморегулируемые организации, объединения работодателей, объединения профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленные, нотариальные и адвокатские палаты;
  3. товариществ собственников недвижимости, к которым относятся в том числе товарищества собственников жилья;

Что всё это значит? Как эти организационно-правовые формы должны применяться на практике? Каким образом должны быть выстроены действия садоводческих, огороднических и дачных объединений после 1 сентября 2014 года? Давайте разбираться в том, что с этим всем делать дальше.

Выводы по новым организационно-правовым формам садоводческих объединений:

  1. Садоводческие, огороднические и дачные потребительские кооперативы фактически не претерпели изменений. Такие ОПФ были предусмотрены и ранее ст. 4 п. 1 "Формы садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений" ФЗ-66 от 15.04.1998 г. Это значит только то, что такие кооперативы продолжают существовать и в новых условиях.
  2. Cадоводческие, огороднические и дачные некоммерческие партнёрства также не претерпели изменений. И они продолжают существовать дальше.
  3. СНТ (садоводческие, огороднические и дачные) перестали существовать. Главой 4 Гражданского кодекса такая организационно-правовая форма не предусмотрена. Значит в новых условиях после вступления в силу № 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ поставлены вне закона.

Не следует считать, что вся деятельность СНТ после 1 сентября является незаконной. Согласно нормам ст. 3 п. 8 99-фз от 05.05.2014 г. к СНТ, СНП, ДНТ применяются положения Главы 4 ГК о товариществах собственников недвижимости. Это означает то, что деятельность СНТ до приведения их в соответствие новой ОПФ: товарищество собственников недвижимости является законной, если не противоречит новому Гражданскому кодексу. Но! Не всё так однозначно и просто.

ВАЖНО: СНТ, как садоводческое объединение граждан, вопреки мнению многих садоводов, никем (Государственной Думой, Правительством РФ, чиновниками) не уничтожено и такой задачи никто никогда не ставил.
С целью приведения законодательства о садоводческих объединениях граждан к нормам новой Главы 4 Части 1 Гражданского кодекса ФЗ- 99 от 05.05.2014 г. предписывает изменить организационно-правовую форму большинства садоводческих объедиенний с СНТ на ТСН (товарищество собственников недвижимости) либо другую ОПФ, разрешённую законом.

Итак, мы убедились, что потребительские кооперативы и некоммерческие партнёрства продолжают существовать и далее. Можно было бы успокоиться и ничего не делать. Но спокойной жизни для этих ОПФ Гражданским кодексом не обещано. По сравнению со старой Главой 4 в новую внесено столько всего нового, что не затронуть сегодняшнее безбедное существование кооперативов и партнёрств, а точнее их уставную деятельность, невозможно.

Некоторые нововведения из Главы 4 ГК для потребительских кооперативов, некоммерческих партнёрств и товариществ собственников недвижимости:

  1. Определена ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица (дополнительная статья 53.1).
  2. Внесены значительные изменения в порядок реорганизации, ликвидации, создания юридических лиц.
  3. Кооперативы и партнёрства отнесены к корпоративным организациям (ст. 65.1), в связи с чем определены права и обязанности участников (ст. 65.2), особенности управления в корпорации (ст. 65.3).
  4. Появилась необходимость создания единоличного исполнительного органа (ст. 65.3 п. 3).
  5. Корпоративным некоммерческим организациям посвящён целый 6 параграф, чего в старом кодексе не было.
  6. Особенности потребительских кооперативов раскрыты в двух статьях вместо одной (ст. 123.2 и 123.3).
  7. Некоммерческие партнёрства отнесены в группу ассоциаций и союзов, тем самым изменив цели и задачи садоводческих некоммерческих партнёрств (ст. 123.8).
  8. Особенности создания, содержания уставов, основ управления, прав и обязанностей членов ассоциаций и союзов представлены отличными от подобных в 66-фз (123.9 - 123.11).

С 01.09.2014 г. 4 Глава ГК прямо предусматривает обязательность руководства новыми нормами закона до приведения в соответствие всех нормативно-правовых актов РФ в соответствие новым требованиям. Будут ли при этом внесены изменения в наш 66-фз, пока неизвестно.

№ 99-фз от 05.05.2014 г. Статья 3.

  1. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).
  2. Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):
    1. ) к потребительским обществам, жилищным, жилищно-строительным и гаражным кооперативам, садоводческим, огородническим и дачным потребительским кооперативам, обществам взаимного страхования, кредитным кооперативам, фондам проката, сельскохозяйственным потребительским кооперативам - о потребительских кооперативах (статьи 123.2 и 123.3);
    2. ) к некоммерческим партнёрствам, объединениям работодателей, объединениям профессиональных союзов, кооперативов и общественных организаций, торгово-промышленным, нотариальным и адвокатским палатам - об ассоциациях (союзах) (статьи 123.8 - 123.11);
    3. ) к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14);

Вывод: С целью приведения деятельности садоводческих объединений в соответствие нормам и требованиям новой Главы 4 ГК следует, как минимум, внести изменения в уставы всех садоводческих, огороднических и дачных объединений (в т.ч СНТ, но о них отдельный разговор ниже).

№ 99-фз от 05.05.2014 г. Статья 3.

7. Учредительные документы, а также наименования юридических лиц, созданных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) при первом изменении учредительных документов таких юридических лиц.
Изменение наименования юридического лица в связи с приведением его в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) не требует внесения изменений в правоустанавливающие и иные документы, содержащие его прежнее наименование.
Учредительные документы таких юридических лиц до приведения их в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) действуют в части, не противоречащей указанным нормам.

Важно: СНТ и ТСН - это организационно-правовая форма, а "Пищевик", "Ромашка" и пр. - это наименование юридического лица. И то и другое содержится в уставе юридического лица. Однако смена наименования не влечёт за собой смену организационно-правовой формы.

Естественно многие садоводы уже читали 4 Главу ГК и возразят, что дескать никаких сроков не установлено, можно и дальше жить припеваюче, не заботясь о последствиях. Можно, но последствия наступят быстрее, чем объединение и его органы управления озаботятся работой связанной с изменениями устава. Так как наши садоводческие объединения никому не нужны кроме нас (садоводов), то следует предвидеть возможные последствия такого безответственного отношения к своим учредительным документам. Политика выжидания ничего не изменит, а вскоре может принести беду. Это больше похоже на мину замедленного действия или на ружьё в пьесе, которое висит на стене с начала спектакля. Рано или поздно мина взорвётся, а ружьё выстрелит. В роли мины или ружья сейчас выступает Глава 4 Гражданского кодекса.

Следует знать, что процедура приведения учредительных документов юридических лиц в соответствие нормам Главы 4 ГК для разных организационно-правовых форм юридических лиц разная, поэтому и сроки для разных юридических лиц и процедур установлены законом различные.

К примеру для наших условий, садоводческому кооперативу будет достаточно 1 - 2 месяцев, а то и меньше, а процедура перехода от СНТ к ТСН потребует больше усилий и большего объёма работы, а значит, и большего срока. Хотя всё очень относительно, и больше связано с субъективным фактором, т.е. с расторопностью председателей правления, чем с самой процедурой.

Необходимость скорейшего приведения учредительных документов в соответствие законодательным актам:

  1. Цели и задачи, решаемые садоводческими объединениями должны чётко соответствовать тем целям и задачам, которые прописаны в законе.
  2. Данную проблему можно решить путём анализа норм 99-фз, норм 66-фз и устава, который поможет выявить несоответствие целей и задач объединения прописанных в учредительном документе. Фактически уставная деятельность объединений по-старому приводит их во внеправовое поле. Уставом определены одни задачи, а новым законом другие. Обязанности и права членов определены согласно 66-фз, а новые обозначены в Главе 4. К примеру, появилось право члена объединения оспорить решение общего собрания, нарушающего его законные права и интересы, но это право можно применить не во всех случаях. Есть свои особенности, к-х нет в 66-фз. Незнание их, отсутствие их в уставе может привести к тому, что один вредный член СНТ отменит нужное и необходимое всем решение общего собрания.

  3. Учредительные документы должны соответствовать нормам закона.
  4. Учредительным документом является только устав объединения. Если его нормы не соответствуют действующему законодательству, то такой устав перестаёт работать. На основе анализа и выявленных несоответствий закону по шаблону старого устава правление (группа лиц, юрид. контора) пишут новый устав, к-й затем предлагается для ознакомления членам объединения. После внесения всех правок правление готовит общее собрание, где и утверждается новый устав.

  5. Изменения, связанные с приведением в соответствие закону учредительных документов, должны быть зарегистрированы в установленном порядке.
  6. Устав начинает действовать после регистрации соответствующих изменений в гос. регистрирующем органе. Для садоводческих объединений - это инспекция ФНС.

Последствия неприведения учредительных документов в соответствие Главе 4 ГК:

  1. Объединение может быть исключено из ЕГРЮЛ за нарушения законодательства.
  2. Если председатель правления и члены правления никогда и ничего не делают в соответствии с нормами закона, если в объединении нет никаких отчётных документов, нет официальных сделок, нет, в конце концов, никакого бухгалтерского учёта, общих собраний и т.п., то в таком садоводстве никто и ничего не заметит. Это будет до той поры, когда люди заметят, что их деньги самым наглым образом ежегодно перекочёвывают в карман правления и лиц приближённых к местному фюреру. Но будет поздно. Потом объединение придётся создавать заново. Мало того, исключённое из ЕГРЮЛ СНТ не имеет права совершать ни одной сделки, заключать официальные договоры, вести какую-либо переписку, работать с банками через свой счёт (несуществующего юр. лица) и т.д. Ведь по сути такого юридического лица нет, нет правления, нет председателя, нет общего собрания. Есть только собственники земельных участков и всё!

    Следует также помнить, что следствием исключения СНТ из ЕГРЮЛ может стать отключение объединения от энергоснабжения, воды и пр. радостей цивилизации. Объяснение простое: нет юридического лица (СНТ), к-е было, являлось второй стороной по договору с ресурсоснабжающими организациями.

  3. ИФНС за допущенные нарушения может и обязано наложить штрафы на юрлицо и руководителя.
  4. Попробуйте догадаться с одного раза: "Кто будет оплачивать эти штрафы?" Правильный ответ: "Садоводы". А им это нужно? И если инициативной группе дело поставить правильно, то есть смысл сместить с трона такое руководство, возместив ущерб принесённый объединению за счет виновных лиц. Кстати, в Главе 4 ГК есть и ответственность руководства за допущенные ими нарушения.

  5. Уставная деятельность садоводческих объединений из-за повсеместного невыполнения требований закона всеми ответственными за это лицами, органами приводит к ничтожности всех решений, сделок, операций, сборов взносов и платежей и т.д.
  6. Однажды садоводческие объединения уже переживали времена, когда на месте садоводческих товариществ в отсутствие проведения процедуры реорганизации вдруг объявились садоводческие некоммерческие товарищества. Происходило это в период вступления в действие 66-фз от 15.04.1998 г. И сегодня у образовавшихся тогда СНТ до сих пор нет никаких прав на имущество с/т. Сейчас это может повториться, а завтра вновь образовавшиеся ТСН останутся без созданного их предшественниками СНТ-шного имущества. Это не сразу будет обнаружено. Но через некоторое время люди это узнают и вполне могут заявить, что не будут оплачивать взносы за то, чего нет в объединении.

    Исходя из названия этого пункта может быть ситуация, когда любое решение, действие, сделка, защита прав СНТ в суде, банке, гос. учреждении, организации будут признаны незаконной деятельностью. Причина одна: СНТ, как ОПФ, не существует в РФ с 01.09.2014 г. А значит все подписи под документами, связанные с СНТ, не будут соответствовать закону.

  7. Могут начаться открытые "боевые действия" с регистрирующими органами (ИФНС) и прокуратурой.
  8. Инициатором развязывания боевых действий может быть кто или что: СНТ, ИФНС, прокуратура, члены СНТ, журналисты, граждане, ведущие индивидуальную садоводческую деятельность, союз садоводов области и т.д. Инициирование произойдёт на фоне неисполнения садоводческим объединением норм 99-фз, отсутствия контроля за этим процессом со стороны конкретной ИФНС и надзора над этим процессом прокуратуры. При любом раскладе в ходе боевых действий наиболее пострадавшей стороной будет СНТ и немножко ИФНС. Начатая война бумерангом пройдётся по всем организационно-правовым формам садоводческих объединений, отсиживающихся в кустах.

Из всего сказанного вытекают два направления дальнейших действий по приведению учредительных документов в соответствие нормам 4 Главы Гражданского кодекса:

1. Для и потребительских кооперативов - с учётом норм для указанных ОПФ необходимо срочно разработать новую редакцию устава, утвердить его на общем собрании членов объединения и зарегистрировать устав в инспекции Федеральной налоговой службы.

2. Для садоводческих некоммерческих товариществ, некоммерческих партнёрств - с учётом норм 99-фз необходимо провести процедуру реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования и процедуру реорганизации партнёрства в ассоциацию или союз.

В Интернете вокруг СНТ и ТСН развернулись настоящие словесные бои. Юристы и не юристы, любопытствующие, председатели и члены СНТ не на шутку спорят по вопросу: "А надо ли проводить реорганизацию, а не проще ли малыми средствами и малой кровью просто переработать устав и зарегистрировать его в установленном порядке в ИФНС?" Якобы вот же в законе написано (99-фз от 05.05.2014 г. ст. 3 п. 7 - см. выше), что не надо никаких сложностей, законодатель специально упростил процедуру для СНТ.

Для дачи правильного ответа мы просто должны для себя уяснить: с 01.09.2014 года СНТ (ОНТ, ДНТ), как организационно-правовых форм на территории РФ, больше не существуют. Вместо них Главой 4 ГК введена новая организационно-правовая форма ТСН (товарищество собственников недвижимости). Старые формы и новая не тождественны, их определения отличаются априори:

Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество -
- некоммерческая организация, учреждённая гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства (далее - садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение).
Товариществом собственников недвижимости признаётся -
добровольное объединение собственников недвижимого имущества (... садоводческих, огороднических или дачных земельных участков), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для достижения иных целей, предусмотренных законами.

В случае с СНТ - ТСН меняется организационо-правовая форма. Это важно. Смотрим Статью 39 п. 1 нашего 66-фз: Реорганизация садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (слияние, присоединение, разделение, выделение, изменение организационно-правовой формы) осуществляется в соответствии с решением общего собрания членов такого объединения на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и других федеральных законов. Статью пока никто не отменял. Она действует, но определённый ею порядок реорганизации для СНТ уже устарел и не соответствует нормам ГК в его нынешней редакции. Однако к приведённой цитате из 66-го закона по вопросу реорганизации это не имеет отношения. Отсюда следует:

Вывод: В ходе приведения учредительных документов в соответствие нормам 99-фз от 05.05.2014 г. СНТ необходимо провести процедуру реорганизации в форме преобразования, порядок которой определён Главой 4 Гражданского кодекса РФ и 129-фз от 08.08.2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Другой проецедуры законом не предусмотрено.

Сменить организационно-правовую форму путём внесения изменений в устав СНТ не получится. Уже есть практический пример "Пищевика" (ниже). Давайте разбираться дальше.

Порядок внесения изменений в учредительные документы юридического лица.

Для начала описания всей процедуры внесения изменений в учредительные документы юридического лица обратимся к нормам закона:

№ 66-фз от 15.04.98 г. Статья 16 п. 3

Учредительным документом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения является устав, утверждённый общим собранием учредителей некоммерческого объединения.

Аналогично изложена данная норма и в Гражданском кодексе:

ГК, Часть 1, Глава 4, Статья 52 "Учредительные документы юридических лиц" п. 1

1. Юридические лица, за исключением хозяйственных товариществ, действуют на основании уставов, которые утверждаются их учредителями (участниками).

То есть, других учредительных документов в садоводческом объединении нет и никогда не было. Протокол учредителей об образовании объединения учредительным документом не является.

Последовательность приведения учредительных документов в соответствие законодательству рассматривается во второй части статьи сайта для садоводческих (огороднических, дачных) некоммерческих потребительских кооперативов. Для этих ОПФ следует поступать так, как изложено на странице. По этому же пути двигалось СНТ "Пищевик", поэтому все действия расписаны на примере СНТ. Та же последовательность определена для ПК.

По результатам всех проведённых мероприятий в "Пищевике" "СНТ", как организационно-правовая форма, не изменилась, так и оставшись "СНТ". Именно такой результат и нужен потребительским кооперативам, в ходе приведения их учредительных документов к нормам 4 Главы ГК.

Последовательность работы органов управления в садоводческом объединении:

  1. Принятие решения правлением.
  2. В протоколе заседания правления должны быть отражены сроки подготовки и ответственные лица за подготовку новой редакции устава объединения. Этими лицами могут быть кто угодно, в т.ч. юридическая контора. Следует только помнить о том, что все конторы ставят перед собой цель - заработать деньги, а не добросовестно исполнить договор. Бывают исключения. О сроках не говорим. Поэтому, если результатом работы юридической конторы будет проект устава с грамматическими ошибками, то не факт, что в тексте не будет правовых ошибок. Другими словами, после юристов целесообразно будет заново сверить весь текст с нормами Главы 4 Гражданского кодекса.

    В этой ситуации лучшим выходом будет поручение группе из 2 - 3 членов СНТ, включая члена (членов) правления, разработать проект устава, а уж затем отдать его на проверку соответствия текста нормам закона в юридическую контору или хорошему юристу, заключив соответствующий гражданско-правовой договор.

    В любом случае координатором работы над проектом устава должен быть председатель правления.

  3. Подготовка проекта нового устава.
  4. В СНТ "Пищевик" над проектом устава работал один человек, он же администратор этого сайта. В устав были внесены все правки, которые касаются новых недавно вступивших в силу законодательных актов, а именно, трёх новых федеральных законов, внёсших изменения в части 1 и 4 Гражданского кодекса РФ, в Земельный кодекс РФ и ФЗ-66 от 15.04.98 г. (№ 100-фз от 07.05.13 г., № 99-фз от 05.05.14 г. и 171-фз от 23.06.14 г. "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации").

    Все указанные законодательные акты можно найти в Интернете, 66-фз с внесёнными правками можно скачать по ссылке: действующая редакция 66-фз от 15.04.98 г. (бесплатно).

    Недостатки этой работы выразились в том, что не все требования новых нормативно-правовых актов были учтены в проекте устава для ТСН. Старый устав СНТ, который больше соответствовал типовому уставу садоводческих объединений ещё времён СССР, был заменён новым, отвечающим целям и задачам СНТ, но не отражающим все реалии Главы 4 Гражданского кодекса для товарищества собственников недвижимости. Не учтена также и группа в которой сегодня находится ТСН среди других организационно-правовых форм юриических лиц. А к этой группе причислены и товарищества собственников жилья. Значит уставы ТСЖ и новой ОПФ "товарищество собственников недвижимости" должны быть, если не идентичны, то во многом похожими.

    Вполне возможно, что при условии более активного участия в этой работе со стороны членов СНТ, устав мог бы быть доработан в лучшую сторону, но этого не произошло. На этом этапе все причастные к этой деятельности на 100% были уверены в правильности и полноте проделанной работы в целях подготовки к переходу от СНТ к ТСН.

  5. Организация и проведение общего собрания членов объединения.
  6. На заседании правления СНТ проект устава был рассмотрен и рекомендован для утверждения общему собранию членов СНТ. Были определёны дата и повестка дня очередного общего собрания членов СНТ.

    В означенную в объявлении дату согласно уведомлениям членов СНТ состоялось общее собрание, где устав был принят в новой редакции. Председателю правления было поручено зарегистрировать устав, читай "изменения в учредительных документах", в инспекции ФНС г. Калининграда.

  7. Подготовка документов для государственной регистрации изменений в учредительных документах объединения.
  8. Процедура регистрации изменений в учредительных документах юридического лица абсолютно не сложная и не требует специальных знаний. Если у вас в объединении совсем плохо по части образования председателя (др. членов), то последний может оформить доверенность на любого человека либо юридическую контору. Просто это будет стоить некоторое количество дополнительных денег для членов СНТ. В течение 1 - 2 недель в зависимости от разгильдяйства исполнителя, ваше объединение уже будет щеголять новым уставом.

    Для выполнения всех действий по регистрации изменений в учредительных документах согласно (п. 1 ст. 17 № 129-фз от 08.08.2001 г.) необходимы:

    • действующий председатель правления, сведения о котором внесены в реестр сведений о юридическом лице (ЕГРЮЛ), т.е. его полномочия в настоящий момент с момента проведения последних выборов общим собранием членов СНТ, ещё не истекли;
    • две копии устава, ничего прошивать и скреплять не нужно, печать на титульном листе ставить не нужно (если меняется наименование объединения);
    • протокол общего собрания членов объединения об утверждении устава;
    • заявление о регистрации изменений в учредительных документах юридического лица по форме Р-13001. Форма должна быть заполнена от имени председателя правления (лица по доверенности) и заверена нотариально.
    • Программу для подготовки документов по регистрации юридических лиц, внесением изменений в учредительные документы, изменений в сведения о юр. лицах с функцией автоматического заполнения необходимых форм и других форм (регистрация нового председателя, как лица, имеющего право действовать от имени юр. лица без доверенности, реорганизация объединения, смена адреса и др.), требующих внесения изменений в ЕГРЮЛ можно скачать по выделенной в данном комментарии ссылке.

  9. Государственная регистрация изменений в учредительных документах.
  10. Все документы председатель сдаёт в ИФНС по месту нахождения исполнительного органа садоводческого объединения (либо лица, имеющего право действовать без доверенности от имени юр. лица), предъявив свой паспорт, удостоверяющий личность. Согласно нормам ст. 9 129-фз от 08.08.2001 г. документы можно отправить почтой или в электронном виде. В последнем случае необходимо будет предварительно оформить и получить на юридическое лицо, его представителя (председателя) цифровую подпись.

    Срок регистрации установлен 8 статьёй уже названного закона и не превышает 5 рабочих дней с даты сдачи документов. После завершения государственной регистрации председатель получает в ИФНС одну копию зарегистрированного устава. А ИФНС вносит запись об изменении в сведения о юридическом лице в государственный реестр юридических лиц. На этом процедура завершается.

Выписка из ЕГРЮЛ на СНТ "Пищевик"
по состоянию на 29.12.2014 г.

Важно! В ходе описываемой процедуры внесения изменений в учредительные документы юридического лица и изменений в сведения о юридическом лице организационно-правовая форма не изменяется.

Вот такую процедуру проделали в СНТ "Пищевик", получив в результате вместо СНТ "Пищевик" новое объединение с новым наименованием: Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Пищевик", в точности выполнив требования п. 7 статьи 3 99-фз от 05.05.2014 г. и п. 2 ст. 123.12 4 Главы ГК в части, касающихся нового устава СНТСН Пищевик" и смены наименования объединения.

Каково же было удивление, когда по подсказке Андрея Францева, мы увидели выписку из ЕГРЮЛ, сформированную на СНТ "Пищевик", скачанную с сайта ФНС. До этого времени все в Пищевике были уверены, что у нас новая организационно-правовая форма. А на поверку оказалось то, что ничего не изменилось (см. копию выписки 7-я строка таблицы), несмотря на изменение наименования юридического лица.

Соответственно любой член и не член любого юридического лица, любое физическое лицо может бесплатно воспользоваться сервисом и увидеть сведения, внесённые в Единый государственный реестр юридических лиц на сайте ФНС РФ. В том числе убедиться и в том, что ваше объединение ещё живо и не исключено из реестра за различные нарушения, одним из которых является сокрытие движения денежных средств и отсутствие бухгалтерского учёта, и как следствие несдача отчетности в налоговый орган. Сведения об ОПФ объединения можно получить бесплатно и вот здесь: Каталог организаций России. В последнем случае ресурс прямо указывает на организационно-правовую форму юридического лица.

До сих пор многие садоводческие объединения, существующие в организационно-правовой форме - СНТ считают, что для выполнения норм 99-фз вполне достаточно слегка изменить устав товарищества, наименование и всё - вы уже в "дамках", т.е. в ТСН. При этом время терпит. Пример Пищевика явно доказывает обратное. Полемику по этому вопросу можно прочитать на форуме в теме: Права и обязанности уполномоченных (обсуждение вопроса смены ОПФ начинается с поста от 11.01.2015 г.) Таким, с позволения сказать, доверчивым лицам, упрощённо понимающим смысл замены одной организационно-правовой формы на другую, есть возможность напомнить наше общее прошлое, как после вступления в силу 66-фз "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" на месте садоводческих товариществ вдруг, минуя процедуру реорганизации, появились садоводческие некоммерческие товарищества. Т.е. быстро, дёшево и сердито одна организационно-правовая форма заменилась на другую. И всё бы ничего, если в с/т ничего не было бы создано.

А если было создано имущество, в том числе и имущество общего пользования, то возникает вопрос: "Как и каким образом без определённой ГК процедуры СНТ стало правоприёмником от С/Т?" Ответа нет ни у кого. Отсюда вывод: имущество с/т до сих пор не имеет законного собственника и остаётся бесхозным. Несмотря на то, что этим имуществом сейчас пользуется и распоряжается СНТ, тем не менее это не подтверждается документами по правопреемству.

Сегодня закрыть этот вопрос можно, воспользовавшись нормами ст. 234 "Приобретательная давность" части 1 ГК. На движимое имущество достаточно подтвердить факт добросовестного владения и пользования имуществом в течение 5 лет и можно считать его своим. На недвижимое имущество требуется уже 15 лет, решение суда, подтверждающее добросовестное, открытое, непрерывное владение и пользование, а также обязательная государственная регистрация права собственности.

Так вот такая же ситуация, как и в 1998 году сложилась и сейчас. Если СНТ не осуществит процедуру реорганизации СНТ в ТСН согласно требованиям законодательства, то в очередной раз имущество СНТ не сможет перейти законно под юрисдикцию ТСН. Соответственно, имущество общего пользования, принадлежащее членам СНТ, не будет законно передано в управление ТСН. В свою очередь это вызовет последствия, о которых догадайтесь сами.

Смена организационно-правовой формы СНТ на ТСН
путём реорганизации в форме преобразования.

Ну, что ж, давайте разбираться с реорганизацией. Все причины, последствия, нормы закона, требующие именно процедуры реорганизации для СНТ, уже были рассмотрены выше по тексту страницы. Итак:

Реорганизация СНТ в форме преобразования -
- это изменение организационно-правовой формы юридического лица - с СНТ на ТСН. В процессе реорганизации путём преобразования СНТ прекращает свою деятельность с передачей всех прав и обязательств вновь созданному в новой организационно-правовой форме юридическому лицу - ТСН .

В реорганизации любого юридического лица есть свои особенности, нюансы, подводные камни. Разберёмся сначало с ними, в части касающихся СНТ и ТСН.

    Особенности реорганизации путём преобразования:

  • Выбор организационно-правовой формы:
  • Может возникнуть вопрос о возможности провести реорганизацию СНТ, преобразовав его в потребительский кооператив. Косвенно это подтверждается нормами Главы 4 ГК, введённой в действие 99-фз от 05.05.2014 г. Так в статье 3 в первой части пункта 8 и пп. 6 сказано о том, что "Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона к созданным до дня его вступления в силу юридическим лицам соответственно применяются нормы главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона):" и далее "к товариществам собственников жилья, садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим товариществам - о товариществах собственников недвижимости (статьи 123.12 - 123.14)".

    Дополнительно открываем норму закона, которая называет те ОПФ, в которые может реорганизоваться ТСН:

    Статья 123.12. Основные положения о товариществе собственников недвижимости.

    4. Товарищество собственников недвижимости по решению своих членов может быть преобразовано в потребительский кооператив.

    Из этих норм можно сделать три вывода:

    1. При условии того, что к СНТ применяются нормы 4 Главы ГК, касающиеся товариществ собственников недвижимости, то и преобразование СНТ в ТСН является наиболее правильной и целесообразной целью для бывших СНТ.
    2. Вполне возможно, что есть возможность реорганизации СНТ в садоводческий потребительский кооператив, если основываться на том, что СНТ до смены ОПФ руководствуются в своей деятельности нормами закона, в части касающихся товариществ собственников недвижимости.
    3. СНТ может превратиться в ассоциацию или союз, если перед этим проведёт процедуру ликвидации СНТ, а затем после её окончания - вторую процедуру образования ассоциации. Но путь это долгий и достаточно непредсказуемый, т.к. перед объединением обязательно встанет вопрос: "А что делать с имуществом? Как его сохранить?" Правильнее согласно закону его надо ликвидировать, продать, передать и т.д. И не факт, что оно в том же порядке вернётся в новую организацию, т.к. право преемственности в случае ликивидации отсутствует. Значит придётся каким-то образом смухлевать перед кредиторами, должниками, ИФНС и другими обязательствами СНТ перед третьими лицами и самими участниками СНТ. Вопрос: "Зачем это всё нужно, если можно обойти все эти неприятности проще и предсказуемо?"

    При образовании ТСН следует помнить о требовании Главы 4 ГК и статьи 16 п. 2 66-фз от 15.04.98 г. о том, что количество учредителей в товариществе должно быть не менее 3-х человек. В то же время при проведении процедуры реорганизации это не имеет значения, т.к. решение по всем вопросам принимается общим собранием членов СНТ, а после завершения реорганизации все члены СНТ, даже те, кто не присутствовали на общем собрании становятся членами ТСН. Учредители каких-то особых прав перед остальными членами СНТ не имеют.

  • Смена наименования юридического лица:
  • Согласно норме ст. 123.12 Главы 4 ГК устав товарищества собственников недвижимости должен содержать сведения о его наименовании, включающем слова "товарищество собственников недвижимости". К сочетанию ТСН можно и нужно добавлять индивидуальное наименование, которое заключается, как правило, в кавычки, например: ТСН "Пищевик". Смешение двух организационно-правовых форм не допускается. Нельзя назвать вновь образуемое юридическое лицо вот так: Некоммерческое партнёрство "ТСН Пищевик". Вместе с тем возможен и такой вариант, когда бывшее СНТ смешивает старую форму и новую, например: СНТСН "Пищевик" - Садоводческое некоммерческое товарищество собственников недвижимости "Пищевик". Другой вопрос - это идентификация юридического лица для третьих лиц. Садоводы привыкнут к новому названию, а вот те, кто контактируют с объединением нередко будут путаться.

    Есть в 66-фз норма, определяющая необходимость использования в наименовании указание на характер деятельности юридического лица: "Садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму и характер его деятельности и соответственно слова "некоммерческое товарищество", "потребительский кооператив", "некоммерческое партнёрство". Старая редакция Гражданского кодекса не разграничивало "товарищества" на коммерческие и некоммерческие, поэтому закон и требовал обязательного указания на некоммерческий характер деятельности СНТ. В настоящее время такая ОПФ, как ТСН может быть только некоммерческой организацией, поэтому обязательность выполнения нормы из 66-фз для ТСН отпадает.

    Остался невыясненным вопрос с садоводством и определением "садоводческое". Если исходить из прямого определения "ТСН признаётся добровольное объединение собственников недвижимого имущества (в нескольких жилых домов, дачных домов, садоводческих, огороднических или дачных земельных участков...), созданное ими для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), ... находящимся в их общей собственности или в общем пользовании..., то можно сделать вывод о том, что садоводство, как цель создания ТСН, отсутствует. В подавляющем большинстве ещё существующих в РФ садоводческих объединений юридическое лицо не занимается садоводством. Этим обязаны и должны заниматься собственники индивидуальных земельных участков, т.к. эти участки имеют разрешённый вид использования - "садоводство". Само юридическое лицо к садоводческой деятельности не имеет никакого отношения, выполняя лишь функции управляющей компании, аналогично ТСЖ, и то с очень большой натяжкой.

    Вывод: Наименование для реорганизуемого СНТ может быть в одном варианте: Товарищество собственников недвижимости "Пищевик", что однако не исключает навороты типа: садоводческое (огородническое, дачное), некоммерческое.

    Если есть желание запутать противника, то эти навороты необходимо обязательно использовать. Нужно ли это объединению - решать органам управления, включая общее собрание членов.

  • Юридический адрес объединения (место нахождения постоянно действующего исполнительного органа - п. 2 ст. 54 "Наименование, место нахождения и адрес юридического лица" ГК):
  • В ходе реорганизации можно изменить юридический адрес объединения. Для этого необходимо данный вопрос рассмотреть на общем собрании членов СНТ в числе прочих вопросов по реорганизации. При этом документы на государственную регистрацию подаются в ту налоговую инспекцию, где объединение стояло на учёте до реорганизации. После завершения всей процедуры ИФНС перенаправит документы объединения (ТСН) по его новому месту нахождения.

    Правило: Согласно норме ст. 54 место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путём указания населённого пункта (муниципального образования).

    Для ТСН "Пищевик" местом нахождения будет являться г. Калининград. Никаких улиц, домов и т.д. не указывается. Это не адрес, а место нахождения органа ФНС (опять же не адрес УФНС), в к-м произведена регистрация юрлица и где находится его регистрационное дело.

    В случае с СНТ "Пищевик" место нахождения и юридический адрес правления, как постоянно действующего исполнительного органа, меняться не будут, они остаются прежними, первый - это г. Калининград, второй привязан к земле общего пользования, к-я осталась после межевания общего участка и разделения его на индивидуальные садовые участки и ЗОП. Здание правления находится на участке ЗОП, в нём работает постоянно действующий исполнительный орган. Если в другом случае постоянно действующего исполнительного органа нет, то указывается адрес др. органа или лица, уполномоченных действовать от имени объединения.

    Юридический адрес от почтового фактически ничем не отличается и обязательно вносится в Единый государственный реестр юридических лиц. При этом следует помнить о следующих нормах закона:

    Статья 54 "Наименование, место нахождения и адрес юридического лица" ГК.

    3. В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

    Юридическое лицо несёт риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.

    Важно знать: Юридический адрес (почтовый адрес) постоянно действующего органа юридического лица не обязательно вносить в устав организации. СНТ, ТСН могут менять свой юридический и фактический адрес в границах места нахождения хоть ежегодно или чаще. Но сведения обязательно вносятся в ЕГРЮЛ по форме Р14001.

    Но это не всё. Есть некоторые моменты, к-е обязательно следует учитывать при выборе юридического адреса для юрлица.

      В качестве юридического адреса можно и нужно использовать:

    • адрес фактического места жительства одного из учредителей (налоговый орган может отказать в регистрации по месту жительства);
    • Права не регистрировать по месту жительства у налогового органа нет (ФЗ-129 от 08.08.2001 г.) И отказ можно оспорить в прокуратуре или в суде. Но, следует учитывать минусы такой регистрации. Когда у садоводческого объединения возникают проблемы, а даже, если и не возникают, то не только корреспонденция будет приходить по адресу места жительства, но и кредиторы, налоговики и пр. Не найдя там постоянно действующего исполнительного органа, у СНТ могут возникнуть проблемы согласно статье 170.1 "Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета" УК РФ. Нужны ли такие проблемы? Решайте сами. Особенно это касается учредителей и председателей.

    • адрес арендованного помещения;
    • адрес помещения, находящегося в собственности одного из учредителей юридического лица либо самого юридического лица;
    • юридический адрес - адрес помещения, который будет указан в документах организации, заявлении о государственной регистрации и регистрационном деле организации, но фактически организация по такому адресу никогда не будет располагаться.

    Юридический адрес - это адрес, к-й можно указывать в качестве места нахождения организации (постоянно действующий исполнительный орган) при условии, что у организации есть документы, подтверждающие это место нахождения. Другими словами, юридический адрес: г. Калининград, ул. Волоколамская, СНТ "Пищевик" не является юридическим адресом, т.к. адрес не привязан к капитальному строению и земельному участку в данном конкретном случае. И наоборот, если здание правление имеет собственника с оформленными документами либо документы об аренде помещения, то тогда юрлицо может использовать такой адрес, как юридический адрес СНТ (ТСН).
    Чтобы такой юридический адрес (в первом варианте для Пищевика) появился следует задекларировать помещение, где находится правление садоводческого объединения, оформить право собственности на недвижимость, а затем получить на него адрес.

    Фактический адрес - это адрес, по которому реально находится юридическое лицо, документация, работает постоянно действующий рабочий орган.

    Почтовый адрес - адрес, по которому почта (ответственное лицо) будет доставлять всю коррепонденцию, приходящую на юридический адрес, по месту фактического нахождения организации.

    Предоставлять в ИФНС (регистрирующий орган) при выполнении процедуры реорганизации, внесении изменений в сведения о юридическом лице и др. действиях, сведения (документы), подтверждающие юридический адрес, закон не требует (Статья 12 № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Но!

    Следует очень иметь ввиду: Председатель ТСН (СНТ), заполняющий и подписывающий регистрационную форму для внесения изменений в реестр юридических лиц, может быть привлечён к ответственности согласно ст. 170.1 Уголовного кодекса РФ за обман регистрирующего органа.

    Статья 170.1. Фальсификация единого государственного реестра юридических лиц, реестра владельцев ценных бумаг или системы депозитарного учета.
    (введена Федеральным законом от 01.07.2010 N 147-ФЗ)

    1. Представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, или в организацию, осуществляющую учет прав на ценные бумаги, документов, содержащих заведомо ложные данные, в целях внесения в единый государственный реестр юридических лиц, в реестр владельцев ценных бумаг или в систему депозитарного учета недостоверных сведений об учредителях (участниках) юридического лица, о размерах и номинальной стоимости долей их участия в уставном капитале хозяйственного общества, о зарегистрированных владельцах именных ценных бумаг, о количестве, номинальной стоимости и категории именных ценных бумаг, об обременении ценной бумаги или доли, о лице, осуществляющем управление ценной бумагой или долей, переходящих в порядке наследования, о руководителе постоянно действующего исполнительного органа юридического лица или об ином лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, либо в иных целях, направленных на приобретение права на чужое имущество, -

    - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трёхсот тысяч рублей, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет со штрафом в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
    (в ред. Федерального закона от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

  • Приём в члены СНТ (ТСН), исключение из членов объединения:
  • Во время проведения процедуры реорганизации не допускается приём в члены СНТ (исключение из членов) общим собранием участников. Эти вопросы необходимо решить до реорганизации или уже после её завершения.

  • Обязательность уведомления кредиторов:
  • С 01.09.2014 г. уведомление кредиторов садоводческого объединения в случае реорганизации в виде преобразования не нужно. Данная норма закреплена в статье 58 п. 5 Главы 4 ГК. Такое положение по всей видимости связано с тем, что процедура реорганизации путём преобразования предполагает автоматическое правопреемство прав и обязанностей реорганизуемого объединения от СНТ к ТСН и при этом не возникает сомнения в правопреемстве от старого юридического лица к новому.

  • Составление и утверждение общим собранием членов передаточного акта:
  • По данному вопросу есть два противоположных мнения.

    Первое мнение основывается на том, что согласно новым нормам ст. 58 "Правопреемство при реорганизации юридических лиц" Главы 4 ГК, введённой в силу с 01.09.2014 г., составление и утверждение общим собранием членов СНТ передаточного акта не требуется для случая реорганизации в виде преобразования. Это подтверждается и практикой ИФНС-46 по г. Москва. Аналогичная практика уже есть в Екатеринбурге.

    Второе мнение основано на нормах 129-фз от 08.08.2001 г. статьи 14 "Документы, представляемые при регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации" п. 1 пп."д": "1. При государственной регистрации юридического лица, создаваемого путём реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:...д) передаточный акт или разделительный баланс;..." Это же подтвержадется и статьёй 59 ГК:

    ГК Глава 4, Статья 59. Передаточный акт. (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 N 99-ФЗ)

    1. Передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт.
    2. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
      Непредставление вместе с учредительными документами передаточного акта, отсутствие в нем положений о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица влекут отказ в государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации.

    Дополнением к последнему мнению служит то обстоятельство (утверждение), что 129-фз, как специальный закон по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей является приоритетным по отношению к нормам ГК.

    Но здесь есть одно "но". Обратимся к норме 99-фз от 05.05.2014 г., который ввёл в действие 4 Главу ГК:

    Статья 3:

    4. Впредь до приведения законодательных и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат положениям Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

    Исходя из этого следует всё же считать приоритетными нормы ГК. Тем более, что требование статьи 14 Закона "О гос. регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в любом чтении и трактовке носит общий характер. Т.е. статья применяется для всех видов реорганизации: слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования. В свою очередь разные пути реорганизации требуют разных документов. Для одних видов нужен разделительный баланс, для других - передаточный акт. К тому же разделительный баланс в нормах Главы 4 в новой редакции не упоминается.

    Ещё одним аргументом в пользу отсутствия необходимости в составлении передаточного акта при реорганизации в форме преобразования является разная редакция указанной нормы в старой Главе 4 и новой Гражданского кодекса:

    Глава 4 Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц (редакция до 01.09.2014 г.)

    5. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида (изменении организационно-правовой формы) к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным актом.

    Глава 4 Статья 58. Правопреемство при реорганизации юридических лиц (новая редакция после 01.09.2014 г.)

    5. При преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.

    Элементарный анализ этих двух пунктов даёт нам следующую картину:

    • из новой редакции исчез "передаточный акт";
    • подчёркнуто обстоятельство об автоматическом переходе прав и обязанностей от СНТ к ТСН в отношении третьих лиц (юридических и физических);
    • изменяются только права и обязанности для членов бывшего СНТ, ставших в ходе реорганизации членами ТСН, что естественно при изменении организационно-правовой формы юридического лица;
    • необходимость составления передаточного акта в новой редакции сохранилась только для реорганизации в формах разделения и выделения, разделительный баланс вообще исчез из текста статьи.

    Как поступить в этой ситуации, каждое объединение должно решить самостоятельно. При любом раскладе составление, утверждение и представление передаточного акта вместе с остальными документами для регистрации реорганизованного юридического лица не будет являться основанием для отказа от такой регистрации ИФНС.

    При непредставлении передаточного акта в числе прочих документов и требовании о нём ИФНС, можно воспользоваться аргументами, изложенными на странице, для доказательства своей правоты и правомерного отсутствия в ваших документах акта.

    Важно помнить: Отсутствие необходимости составлять и утверждать передаточный акт не служит основанием для невыполнения правлением работы по подготовке к передаче, последующему переходу и принятию на баланс имущества СНТ и имущества общего пользования, как СНТ, так и находящегося в собственности членов СНТ. На всё перечисленное должны быть не только опись, но и документы. Т.е., нельзя виртуально передать то, чего не было по документам в СНТ. К примеру, нет оформленных документов на скважину и глубинный насос - значит их нельзя передать из СНТ в ТСН, нет оформленных документов на ЛЭП (правильнее ЭПУ - электропринимающее устройство) - значит ЛЭП нельзя передать. Нет оформленной земли общего пользования в собственности СНТ - значит её нельзя передать в ТСН.

Процедура реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования:

  1. Принятие решения коллегиальным исполнительным органом (правлением) о подготовке реорганизации.
  2. В законе право принятие решения о реорганизации юридического лица предоставлено общему собранию участников и больше никому для организационно-правовой формы СНТ, в т.ч. и для всех остальных ОПФ садоводческих, огороднических и дачных объединений. Поэтому непосредственное решение о реорганизации будет приниматься на общем собрании. Это однако ни в коем случае не избавляет правление СНТ от принятия предварительного решения по подготовке объединения к реорганизации в форме преобразования. Решение оформляется протоколом, к-й определяет мероприятия, ответственных и сроки исполнения:

    • разработка нового устава для ТСН (самый сложный и трудоёмкий процесс);
    • подготовка документов по делопроизводству;
    • подготовка документов на имущество объединения, в т.ч. ИОП;
    • уточнение списка членов СНТ;
    • При необходимости приём новых членов производится до проведения общего собрания по реорганизации. С этой целью необходимо провести ещё одно общее собрание. Если не получается, то такое собрание проводится уже после завершения процедуры реорганизации. Допустимо в один день провести два собрания. Не думаю, что этим объединение нарушит закон.

    • подготовка общего собрания членов объединения.

  3. Принятие решения о реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования.
  4. Решение ... об утверждении устава в новой редакции, ..., о его ... реорганизации, ... принимаются общим собранием членов такого объединения (собранием уполномоченных) большинством в две трети голосов (ст. 21 п. 2 ФЗ-66 от 15.04.98 г.), от числа членов СНТ, присутствующих на общем собрании при условии наличия кворума.

    Повестка дня общего собрания по реорганизации имеет некоторые особенности и в неё должны быть включены следующие вопросы в той постановке и последовательности, в какой они перечислены ниже:

    • О реорганизации СНТ "..." в форме преобразования в ТСН "...".
    • О наименовании и месте нахождения ТСН.
    • Об утверждении устава ТСН "...".
    • Об избрании правления ТСН "...".
    • Об избрании председателя ТСН "...".
    • Одним из пунктов решения по этому вопросу должно быть поручение председателю товарищества подготовить и представить документы в ИФНС для государственной регистрации реорганизации в форме преобразования СНТ ... в ТСН.

      Обратите внимание, что в ТСН избирается председатель товарищества, а не председатель правления. Это разные права и обязанности, разная ответственность (п. 2 ст. 123.14 "Особенности управления в товариществе собственников недвижимости") в отличие от председателя правления СНТ.

    • Об избрании ревизионной комиссии ТСН "..."

    Кроме того, следует учитывать требования ст. 181.2 "Принятие решения собрания" Главы 9.1 Гражданского кодекса к правилам написания протокола общего собрания. Образцы написания протоколов по всем правилам полного протокола и краткого протокола общих собраний можно увидеть по ссылкам.

    Следует обратить внимание на то, что в образцах протоколов есть записи о лице (лицах), проводивших подсчёт голосов, и лицах, голосовавших против принятия решения и потребовавших внести об этом запись в протокол.

  5. Регистрация реорганизации СНТ в ТСН в форме преобразования.
  6. После общего собрания председатель ТСН готовит и представляет в налоговую инспекцию следующие документы:

    1. Заявление по форме Р12001, заверенную нотариально.
    2. По ссылке можно скачать Программу автоматической подготовки документов для государственной регистрации.

      При заполнении поля формы "ОКВЭД" следует выбрать: Управление недвижимым имуществом, код 70.32.

    3. Протокол общего собрания о реорганизации.
    4. Устав создаваемого в процессе реорганизации юридического лица - 2 экз.
    5. Копии не прошиваются, не подписываются, печать не ставится. Оформление титульного листа устава см. по ссылке.

    6. Документ об уплате госпошлины за регистрацию в размере 4000 рублей.
    7. В соответстии с нормой ст. 3 п. 12 ФЗ-99 от 05.05.2014 г. "при регистрации изменений учредительных документов юридических лиц в связи с приведением этих документов в соответствие с нормами главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) государственная пошлина не взимается".

    8. Документы на юридический адрес создаваемого юридического лица (рекомендуется, но не обязательно).
    9. По окончании срока регистрации налоговый орган, осуществляющий регистрацию выдаёт председателю ТСН Свидетельство о прекращении деятельности реорганизуемого юридического лица - СНТ, Свидетельство о создании в процессе реорганизации нового юридического лица ТСН. Председатель также получит уведомление о снятии с налогового учёта и Свидетельство о постановке на налоговый учёт, а также Устав нового юридического лица - ТСН.

  7. Изготовление печати и открытие расчётного счёта реорганизованного объединения.
  8. Трудностей для этого этапа никаких нет. Председатель берёт необходимые по перечню, определяемому банком, документы, едет в банк и переофомляет счёт. Перед этим заказывает новые печати в любой из контор, к-е этим занимаются.

На этом процедуру приведения учредительных документов и наименования садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан в соответствие нормам новой Главы 4 ГК, введённой в действие 99-фз от 5 мая 2014 года, можно считать законченной. Далее работаем по новому, с новыми целями и задачами объединения.


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика