О новых материалах >>>
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Экономист – это человек, который говорит о непонятных ему вещах таким образом, что невеждой чувствуете себя вы.
Герберт Прокноу, американский финансист, писатель
1897 – 1998 г.г.
Финансово-экономическое обоснование размеров взносов и платежей в СНТ
Вам, уважаемые господа-товарищи садоводы, приходила когда-нибудь в голову крамольная мысль о том, что при оглашении представителем правления отчёта, акта ревизионной комиссии или приходно-расходной сметы на очередной финансовый год, вы просто ничего не понимаете? Или можно определить ваши ощущения по-другому: отдельные цифры вам понятны, а связать их в единую стройную систему, объясняющую, что и откуда взялось, куда и почему ушло, не получается. Тем более, не получается это сделать на слух. А было такое, когда на ваш уточняющий и шибко неудобный для правления вопрос, в ответ раздавалось шипение рядом стоящих или сидящих садоводов, или председатель успокаивал вас окриком: "Не мешайте вести собрание?" Скорее всего, каждый садовод может подтвердить такие случаи. Объяснение таким эксцессам как раз и дал Г. Прокноу.
Рассматриваемая проблема финансово-экономического обоснования (далее - ФЭО) взносов и платежей из той же оперы. Никто не знает, как должно быть. Никто не понимает, что это за зверь такой и с чем его едят. Поэтому каждое товарищество в лучшем случае трактует ФЭО так, как понимает. А в худшем случае попросту не рассматривает на собраниях этот вопрос, считая лишним элементом в деятельности СНТ. Беда в том, что законность принятия собранием решения по размерам взносов и платежей не членов товарищества не ставится в зависимость от утверждения ФЭО. Другими словами, если общее собрание приняло решение о взносах и платежах, но не утвердило финансово-экономическое обоснование их размеров, то суд не сможет принять решение о незаконности такого решения. Максимум, что можно сделать, это пересмотреть с помощью суда размер взносов и платежей, предложив суду обоснованные расчёты или своё ФЭО. И то решение суда будет рекомендательным, заменить ФЭО СНТ суд не может. Но признать его не соответствующим закону можно.
В ходе работы над материалом данной страницы было изучено много разных статей, примеров финансово-экономических обоснований, к-е применяются в различных организациях, учреждениях, министерствах по экономическим проектам, в Государственной Думе. включая приказы отдельных ведомств. Вывод из таких изысканий один: какого-либо одного системного подхода к этому понятию нет. Вероятно, его и не будет. Поэтому в статью 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.2017 г. понятие и обязанность для СНТ (ОНТ) утверждать финансово-экономическое обоснование взносов членов СНТ и платежей не членов внесено, но никоим образом не раскрывается и не поясняется. Обошли эту тему в своих комментариях к новому 217-ФЗ от 29.07.17 г. А.И. Бутовецкий и Е.Л. Ковалёва, к-е являлись одними из тех, кто разрабатывал закон.
Тем не менее, несмотря на то, что выбора у СНТ нет, проблема с ФЭО есть. И её нужно решать. В ходе изложения материала страницы мы подробно разберём пример финансово-экономического обоснования для энского виртуального товарищества и ответим на следующие вопросы:
Что означает термин "финансово-экономическое обоснование"?
В каких случаях можно и нужно
обращаться в суд с целью отмены решения общего собрания членов СНТ об установлении размера взносов и платежей? Как это связано с утверждением собранием финансово-экономического обоснования взносов и платежей?
Из каких частей, разделов состоит ФЭО размера взносов и платежей в СНТ?
Как практически составить ФЭО размера взносов и платежей на конкретных примерах?
Какая зависимость существует между ФЭО размера взносов и платежей и приходно-расходной сметой СНТ?
Ответы на поставленные вопросы попробуем найти в изложенном ниже материале в следующих разделах:
- ФЗ-217 от 29.07.17 г. о финансово-экономическом обосновании размеров взносов и платежей.
- Практическое применение норм ФЗ-217 от 29.07.17 г. при подаче иска в суд о признании незаконными размеров взносов и платежей.
- Практическое работа по финансово-экономическому обоснованию размера целевых взносов и платежей в СНТ.
- Практическая работа по финансово-экономическому обоснованию размера членских взносов и платежей в СНТ.
Некоторые выводы и положения в тексте намеренно повторяются с целью подчеркнуть их архиважность во всей системе финансово-хозяйственной деятельности любого СНТ. Если в вашем товариществе делается не так, то есть повод признать действия СНТ по определению размеров взносов и платежей незаконными.
1. ФЗ-217 от 29.07.17 г. о финансово-экономическом обосновании размеров взносов и платежей.
Отметим следующее: речь в статье идёт о финансово-экономическом обосновании размеров взносов, всех их видов, для членов товарищества и размеров платежей для граждан - собственников садовых земельных участков в границах садоводства, к-е членами товарищества не являются.
Традиционно для начала разберёмся с терминологией. Весьма странно то, что понятие ФЭО впервые для садоводов ввёл 217-ФЗ от 29.07.2017 г. (ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества"), но законодатель никак не объяснил этот термин в статье закона, специально посвящённой определением основных используемых нормативным актом терминов. Т.е., статья 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" никаких пояснений "финансово-экономическому обоснованию" не даёт. Следовательно, этот вопрос в силу каких-то высших соображений нам не нужно знать. Но, похоже законодатель ошибается. И не первый раз. По идее, ответ должен звучать так: вопрос ФЭО сознательно не раскрыт. Причин может быть много. Нет никакого смысла думать о существующем заговоре в Кремле или в Государственной Думе. Не стоит валить всё на председателей СНТ, к-е лоббировали свои интересы при разработке закона. Весьма вероятно объяснение очень простое:
Именно так, а не иначе, были сработаны нормы закона по причине того, что условия в сегодняшних садоводствах очень разные. Настолько разные, что привести термин к единому определению, допустим, возможно, а вот практическое исполнение будет кардинально отличаться в каждом СНТ. Как это провести нормами через закон, не знает никто. А может никто и не думал. И не думают уже давно, ещё со времени принятия ФЗ-66 от 15.04.98 г. Этот закон был выдан Государственной Думой в пользование гражданам в момент, к к-му он уже устарел лет так 5 - 7 тому назад.
Однако, перейдём к нормам нашего нового садоводческого закона, расставив их непоследовательно, в ином порядке. Без них дальнейшие рассуждения будут непонятны.
Статья 18. Правление товарищества.
7. К полномочиям правления товарищества относятся:
15) подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Другими словами ФЭО это не чёрт из табакерки, к-й появляется на общем собрании или в счёте члена СНТ (не члена) на оплату взносов (платежей) внезапно. Это вполне определённое законом и уставом полномочие постоянно действующего исполнительного органа товарищества, к-е обязано подготовить до общего собрания документ, названный законом "финансово-экономическое обоснование взносов и платежей". Проект ФЭО не является документом, пока его не утвердит собрание.
Статья 17. Компетенция общего собрания членов товарищества
1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся:
22) утверждение финансово-экономического обоснования размера взносов, финансово-экономического обоснования размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона;
Исключительность компетенции общего собрания заключается в том, что без рассмотрения и утверждения ФЭО взносов и платежей такой документ не становится обязательным для исполнения ни председателем товарищества, ни его правлением. Следовательно, отсутствие ФЭО не даёт оснований правлению устанавливать размер взносов и платежей. Если собрание данный вопрос не рассматривало и не утверждало ФЭО взносов и платежей, то взносы и платежи, к-е граждане сознательно оплачивают, являются не взносами, а добровольными пожертвованиями в пользу СНТ. Фактически они незаконны. Тем не менее, важно учитывать то, что отсутствие ФЭО взносов и платежей не является основанием считать решение собрания, утвердившего взносы и платежи, ничтожным. Парадокс, но так устроен 217-ФЗ от 29.07.17 г.
Почему так? А потому что основания для признания решения общего собрания ничтожным изложены в ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК. Там нет той нормы, к-ю можно было бы привязать к ФЭО в качестве основания для ничтожности.
Статья 11. Права и обязанности члена товарищества.
3. Члены товарищества имеют право знакомиться и по заявлению получать за плату, размер которой устанавливается решением общего собрания членов товарищества, заверенные в порядке, установленном статьёй 21 настоящего Федерального закона, копии:
6) финансово-экономического обоснования размера взносов;
В этой норме содержится чёткое указание на то, что ФЭО является отдельным документом, к-й должно рассмотреть и утвердить общее собрание СНТ. В противном случае получить ФЭО взносов и платежей невозможно. Копия может сниматься только с документа, а не с обсуждения или пояснений председателя, внесённых в протокол общего собрания. Протокол собрания ФЭО не является.
Статья 14, часть 5 ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
8. Размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы товарищества и финансово-экономического обоснования, утверждённых общим собранием членов товарищества.
Эта норма указывает на то, что размер взносов и платежей не может быть утверждён собранием без ФЭО и приходно-расходной сметы СНТ, а также то, что это два разных документа. Как быть, если правление втюхает, а собрание утвердит взносы и платежи без их ФЭО и без приходно-расходной сметы? Ответ разберём ниже на странице.
Вывод: Размер взносов членов и платежей не членов СНТ может быть определён исключительно на основании двух документов, к-е представляются правлением в виде проектов общему собранию членов СНТ для рассмотрения и утверждения. Такими документами являются приходно-расходная смета и финансово-экономическое обоснование размеров взносов и платежей СНТ. Размер взносов и платежей логически вытекает из указанных документов и не может быть установлен произвольно.
2. Практическое применение норм ФЗ-217 от 29.07.17 г.
при подаче иска в суд о признании незаконными размеров взносов и платежей.
- Можно ли признать решение общего собрания по утверждению размеров взносов и платежей ничтожным, если не было утверждено ФЭО размера взносов и платежей?
Для ответа на вопрос нужно обратиться к нормам ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК. Ответ будет "Да", если вопрос утверждения размера взносов и платежей не внесён в повестку дня собрания заранее или собрание не имело установленный уставом и законом кворум. Других оснований нет.
Обратите внимание: Общее собрание СНТ, как правило, не выделяет в отдельный вопрос повестки дня "Утверждение размеров взносов и платежей". И это происходит, несмотря на то, что ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г. прямо таки просит сделать именно так. Поэтому многие СНТ не заморачиваются этой "просьбой", а утверждение размера взносов и платежей фактически происходит при рассмотрении и утверждении приходно-расходной сметы товарищества. Это допустимо. Если буквально следовать норме закона, то доказать в суде незаконность взносов и платежей в случае отсутствия в повестке дня такого отдельного вопроса можно, но сложно.
Закон не связывает отсутствие в повестке дня собрания вопросов утверждения приходно-расходной сметы и ФЭО размеров взносов с ничтожностью принятия решения по размерам взносов членов и платежей не членов СНТ. Сформулируем другими словами. Если собрание не утвердило приходно-расходную смету и (или) ФЭО размеров взносов и платежей, но утвердило сами взносы и платежи, то такое решение не является ничтожным. Точку ставить рано.
- Из содержания статей 18, 17, 11, 14 ФЗ-217 от 29.07.17 г. (представлены выше на странице) можно и нужно сделать вывод о том, что размер взносов и платежей сам по себе не появляется в повестке дня собрания. Ему предшествует большая работа правления и, как результат, вынесение на рассмотрение и утверждение сметы и ФЭО. Если эти два документа или один их них не рассмотрены собранием и не утверждены, а взносы и платежи собрание утверждает по своей глупости, то решение становится действительным, но оспоримым по основаниям ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК.
Аналогичные выводы делают авторы Комментария к новому закону "О ведении гражданами садоводства и огородничества" кандидаты юридических наук А. Бутовецкий и Е. Ковалёва
В комментируемом законе понятие "обоснование" обрело документальный вид. Так, в соответствии с ч. 8 комментируемой статьи 14 размер взносов определяется на основании приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования, утверждённых решением общего собрания. Приобретая характер документа в виде решения общего собрания, финансово-экономическое обоснование может быть оспорено в судебном порядке, как и любое иное решение, порождающее гражданско-правовые последствия для участников сообщества садоводов и огородников.
Значение финансово-экономического обоснования и приходно-расходной сметы подчёркивается и ещё рядом положений Закона № 217-ФЗ, в частности устанавливающих, что:
1). для его утверждения необходимо квалифицированное большинство (не менее двух третей голосов членов товарищества);
2). по вопросу его утверждения могут также голосовать граждане, ведущие садоводство и огородничество без участия в товариществе;
3). по вопросу его утверждения проведение заочного голосования не допускается;
4). решение общего собрания об утверждении финансово-экономического обоснования размера взносов является обязательным не только для членов товарищества, но и для граждан, ведущих садоводство и огородничество без участия в товариществе.
Что это всё значит и как можно этим воспользоваться? Товарищество должно и обязано исполнять требования закона и ежегодно (может быть другой период времени, установленный уставом) предоставлять общему собранию на утверждение приходно-расходную смету и финансово-экономическое обоснование размеров взносов членов и платежей не членов СНТ. Если ФЭО размера взносов и платежей не рассматривались собранием, то есть реальная возможность признать взносы и платежи на очередной финансовый год незаконными через суд.
- Последний случай тот, когда на собрание представлены приходно-расходная смета и ФЭО. Возникает вопрос: "А как должны выглядеть эти документы?" Ответа на него нет и, наверное, не будет. Никакими нормативными актами формы таких документов не установлены. Ориентация правления должна быть на обычаи делового оборота. Под таким названием существует это понятие в Гражданском кодексе:
Статья 5. Обычаи
1. Обычаем признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской или иной деятельности, не предусмотренное законодательством правило поведения, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
2. Обычаи, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2012 N 302-ФЗ)
Но чаще наши горе-правители делают документы по своему разумению. Так, как им заблагорассудится, не заморачиваясь на поиск приемлемых вариантов, форм и объяснений. Поэтому под названием приходно-расходная смета и ФЭО председатели правления СНТ часто подсовывают собранию бред сивой кобылы. На свою беду и голову наши сограждане не хотят вникать в эти документы и бездумно утверждают этот бред правления, а себе подписывают приговор. Главное ведь для таких наших сограждан в садоводстве редиску выращивать и картошку копать. А это позволяет продолжать неизменяемую десятилетиями практику сравнительно честного отъёма денег у садоводов на решение личных проблем председателя и членов правления вкупе с бухгалтером. Изменить этот беспредел могут только сами граждане.
В случае несогласия с бредом, к-й был утверждён общим собранием, гражданину остаётся только один путь - идти с иском в суд. Одержать победу в суде будет невероятно сложно, как раз по причине того, что форма ФЭО размера взносов и платежей не установлена. А судье разбираться в самой сути документа вряд ли захочется. Тем более, что форма и содержание документа по разумению судьи могут выглядеть невероятно экзотично. Проще, конечно, согласиться с теми формами и видами ФЭО, к-е в суд будут представлены правлением. А это будет на 100% некий бред с заголовком ФЭО.
Тем не менее, есть зацепка для истца. Она заключается в следующем правиле:
Правило 1: Гражданин, обратившийся в суд по причине оспаривания приходно-расходной сметы и ФЭО размеров взносов и платежей должен убедить суд в том, что проблема не состоит в отказе от платы, как таковой в пользу СНТ. Проблема состоит в устранении через признание судом незаконности схемы содержания СНТ вне оказания им работ и услуг по содержанию, созданию имущества общего пользования. Законная схема заключается в том, что данное имущество зарегистрировано на праве собственности за СНТ или находится в управлении по договору управления между СНТ и собственниками имущества - гражданами (ст. 123.12 ГК и ст. 7 ФЗ-217 от 29.07.17 г.)
Соответственно, СНТ требует от граждан оплаты за проделанную им работу и услуги по содержанию своего или чужого (т.е. граждан, может быть арендованное у ОМСУ) имущества, а также за приобретение (создание) нового имущества общего пользования для СНТ.
Есть ли в вашем СНТ такое управление имуществом? Вопрос открытый. Ответ на него могут дать сами садоводы. Основанием подозревать СНТ в мошенничестве (ст. 159, часть 3 УК) как раз будет подсунутый собранию бред вместо ФЭО и приходно-расходная смета, включающая в себя массу расходов, к-е законом не предусмотрены.
В том, что мошенническая схема вольно или невольно существует в большей части товариществ, нет никаких сомнений. Пусть председатели не обижаются. Это правда, к-я не всем нравится. Но, она на то и правда. Однако, наша страница сейчас не про это, а про финансово-экономическое обоснование взносов и платежей. Поэтому пробуем всё же прийти к какому-то более-менее понятному определению и образцу этого документа. Далее будет стоять задача внедрения его в вашем СНТ. Начнём с определения:
- Финансово-экономическое обоснование проекта –
- это документ, к-й раскрывает технические расчёты, произведённые с целью наглядно показать эффективность расходов товарищества на очередной период финансово-экономической деятельности в отношении имущества, в т.ч., приобретаемого или создаваемого.
В свою очередь эффективность расходов включает в себя их минимизацию, экономию, а также оптимизацию работ и услуг товарищества по управлению имуществом общего пользования, находящегося в границах садоводства.
В ФЭО могут и должны быть обоснованы все расходы товарищества в соответствии с приходно-расходной сметой.
Правило 2: Сборы денежных средств на расходы, к-е не предусмотрены приходно-расходной сметой, не имеющие финансово-экономического обоснования, не утверждённые общим собранием в составе названных документов являются незаконными и не порождают никаких гражданско-правовых последствий для граждан в части исполнения ими требований о внесении таких платежей на расчётный счёт СНТ (часть 2, Ст. 181.1 "Основные положения" ГК).
Иначе говоря, сдавать деньги на цели, не определённые общим собранием в составе приходно-расходной сметы и без финансово-экономического обоснования, незаконно. Выполнять такие требования со стороны правления садоводам не нужно. Хитрость наших правлений в сборе таких денег заключается в том, что они, в случае поднятия шума несогласными, всегда обосновывают такие сборы добровольностью их внесения Это упрощённый подход к проблеме, к-й часто применяют СНТ и сами граждане, если до этого додумаются. Разберём примеры:
Пример 1: Допустим общее собрание приняло решение перенести границы индивидуальных садовых участков, отступив 1 метр внутрь участков, с целью расширения проездов. Такое решение ничтожно, т.к. оно не входит в компетенцию общего собрания, установленного нормами ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г. Несмотря на то, что решение принято большинством собственников садовых земельных участков, оно может ими не исполняться согласно норме части 3 ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК. Принцип добровольности исполнения такого решения никто не отменял. Если вы считаете возможным отдать энное количество своих метров от участка, то отдавайте. Это ваше право, но никак не обязанность. Кроме этого, не забудьте оформить эти метры в Росреестре. Иначе так и будете платить за них земельный налог. Оформление будет стоить вам денег. По некоторым предложениям в Калининграде это 10000 руб. В Москве будет больше. Если всё устраивает, то можно играть в игру "битый не битого везёт".
Пример 2: Общее собрание установило размер взносов, определив сумму 10000 руб. в год с члена (не члена) СНТ. Это решение принято согласно компетенции общего собрания (п. 21, ч. 1, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) В лучшем случае правление вносит данную сумму в доходную часть приходно-расходной сметы, но "забывает" эту сумму обосновать. В таком случаях есть явное нарушение закона. Но закон никак не связывает это нарушение с ничтожностью принятого решения по самой сумме взносов в 10000 руб. На практике в суде это звучит примерно так: "Собрание решение о размере взносов приняло, и вы обязаны исполнять решение общего собрания". Несмотря на отсутствие ФЭО и невнесение данных в приходно-расходную смету СНТ по размеру взносов, вам придётся платить за весь этот беспредел, если только вы не опротестуете решение в установленные законом сроки (ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК).
Как быть, если признать такое решение по размеру взносов и платежей ничтожным нельзя? Очень просто. Следует оспаривать решение через суд. При этом следует понимать, что прямой связи между нормами пунктов 17, 21, 22 части 1 Статьи 17 закона нет. Как это понимать? А так, как мы только что рассмотрели в примере 2. Размер взносов собрание определило, а сметы и ФЭО нет. Решение нужно исполнять, если только его не признать незаконным через суд. Беда ФЗ-217 от 29.07.17 г. в том, что судья будет выносить решение на основании вот этих норм:
ГПК РФ Статья 67. "Оценка доказательств", ФЗ-138 от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 24.04.2020)
- Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
- Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
- Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
- Результаты оценки доказательств суд обязан отразить в решении, в котором приводятся мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
- При оценке документов или иных письменных доказательств суд обязан с учётом других доказательств убедиться в том, что такие документ или иное письменное доказательство исходят от органа, уполномоченного представлять данный вид доказательств, подписаны лицом, имеющим право скреплять документ подписью, содержат все другие неотъемлемые реквизиты данного вида доказательств.
- При оценке копии документа или иного письменного доказательства суд проверяет, не произошло ли при копировании изменение содержания копии документа по сравнению с его оригиналом, с помощью какого технического приёма выполнено копирование, гарантирует ли копирование тождественность копии документа и его оригинала, каким образом сохранялась копия документа.
- Суд не может считать доказанными обстоятельства, подтверждаемые только копией документа или иного письменного доказательства, если утрачен и не передан суду оригинал документа, и представленные каждой из спорящих сторон копии этого документа не тождественны между собой, и невозможно установить подлинное содержание оригинала документа с помощью других доказательств.
При такой постановке дела в судебном процессе предпочтение в принятии решения отдаётся судье. А его внутреннее убеждение может тупо противоречить нормам закона. И, тем не менее, решение будет таким, каким его представляет не закон, а сам судья. Можно долго и безуспешно спорить о правильности этих норм ст. 67 ГПК, но можно точно сказать: нормы прописаны правильно.
Лучше оправдать 10 виновных, чем осудить одного невиновного.Екатерина Великая
Исходя из закона, в гражданском процессе сторона, считающая вынесенное решение несправедливым, имеет право на исправление ошибки через апелляционную, кассационную инстанции, вплоть до Верховного суда РФ. Другой вопрос в том, что не каждый гражданин пойдёт до конца в отстаивании своего понимания справедливости. А надо бы всегда идти до конца.
Вернёмся к нашему примеру. Никто не сможет предугадать, к какому судье попадёт ваш иск. Как судья определит своё решение, на основании каких норм и какого убеждения. Ведь на истца можно смотреть по-разному. Как на халявщика в одном случае. Или как на лицо, к-е не против платить взносы на основании буквального строгого и точного исполнения закона (вспоминаем нормы ч. 8 ст. 14 "Взносы членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) Закон, как раз предписывает определять размер взносов и платежей не из головы председателя или из воздуха, а согласно приходно-расходной смете и ФЭО. И, собственно, в нашем рассматриваемом случае признание судом решения по размерам взносов и платежей в СНТ без их отражения в приходно-расходной смете и отсутствии ФЭО будет единственно справедливым. В противном случае получается так, что суд делает виновными граждан, обязывая платить деньги в СНТ, невзирая на то, что законность в таких платежах хромает на все ноги. Можно сказать иначе: суд оправдывает одного виновного, осуждая 10 невиновных.
Чтобы суд склонился в сторону справедливого принятия решения, а не смотрел на истца, как бык на красную тряпку, нужно соблюдать определённые правила поведения и, как минимум, грамотно составлять иск и другие документы, нужные в процессе. Подробнее об этом вот здесь: "Порядок обжалования решения общего собрания в суде для членов (не членов) СНТ". Но даже при соблюдении всех правил гарантии в том, что вы получите справедливое решение в суде первой инстанции, нет никакой. Тогда нужно идти дальше и исправлять те ошибки, к-е были допущены на судебном процессе первой инстанции.
3. Практическая работа по финансово-экономическому обоснованию размера целевых взносов и платежей в СНТ.
Определение самого понятия ФЭО мы уже рассмотрели выше на этой странице, а теперь разберём две разных формы ФЭО. Первая форма будет для целевого взноса, вторая - для членского. Они друг от друга отличаются. Связано это с целями, к-е решают эти два вида взносов в СНТ согласно ст. 14 "Взносы членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. А перед тем ещё одно важное отступление:
Есть такой "Обзор судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утверждённый Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 2 июля 2014 года. Что нам здесь нужно? Вот эта фраза из раздела 2.2 Обзора: Представляется, что с учётом такого правового регулирования и исключительного права общего собрания членов садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения на установление размера членских и иных взносов (статья 21 названного федерального закона - ФЗ-66 от 04.15.98 г.) необходимо соблюдение со стороны общего собрания принципа равноправия при определении размеров членских взносов. При этом размер членских взносов не может устанавливаться произвольно, а должен иметь финансовое обоснование. Несмотря на то, что ФЗ-66 уже не действует, сам вывод Верховного Суда актуален и применяется при рассмотрении гражданских дел в судах регионов РФ.
Поясним этот вывод другими словами. Размер взноса должен быть определён на основе статей из расходной части сметы СНТ и экономически обоснован правлением. Т.е., принцип, когда ФЭО делается вот так: всего участков 100. Членов - 100. Расходы в год составляют 500 000 руб. Считаем взнос: 500000/100=5000 руб. с члена (не члена), - не применим. Он незаконен, т.к. не отвечает на вопросы: "А почему 500 000 руб. расходы? Почему не 700 000 или не 200 000 руб.? Т.е. каждую статью расхода в расходной части сметы правление обязано обосновать. Обоснованию подлежит расход СНТ, а не доход. В свою очередь доход СНТ рассчитывается так, как это только что показано.
Права собственности на имущество общего пользования:
- Необходимо отметить следующий момент: ФЭО целевого взноса готовится правлением СНТ после принятия решения общим собранием о создании или приобретении какого-либо имущества. Т.е., сначала садоводы решают, что им это нужно, и только после этого правление начинает проработку вопроса о создании, а не наоборот.
- Подводный камень 1. Собственники садовых земельных участков должны принять решение каждый индивидуально и затем общее: в чью собственность будет передано или оформлено вновь создаваемое имущество. Зачем это делать? А затем, что сам процесс создания такого имущества в случае оформления его прав на СНТ, как на юридическое лицо, будет отличаться от процесса оформления прав граждан на это же имущество в общую долевую собственность.
- Подводный камень 2. Фактически закон никак не разделил имущество общего пользования (ИОП) по признакам его принадлежности (праву собственности) СНТ или гражданам. Если исходить из всех действий, к-е предшествуют появлению ИОП, принадлежащего СНТ, то тогда есть смысл разбирать ФЭО целевого взноса на общем собрании с привлечением к решению не членов товарищества, как того требует закон (ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества").
- Подводный камень 3. Если собственники решили, что ИОП будет принадлежать им на праве общей долевой собственности, то кроме норм ГК по такому имуществу, следует учитывать то, что СНТ согласно ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. не предназначено для создания ИОП. Для управления, распоряжения, пользования - да, для создания - нет. В то же время закон "как бы не запретил СНТ этим заниматься". Как быть? В настоящее время в вопросах создания ИОП накопилось столько нарушений со стороны товариществ, что распутать клубок нарушений часто не под силу самим садоводам. Да и вопрос так никто не ставит. Тем не менее, нормативный правовой акт, к-й 100% решает вопрос о создании имущества для граждан с передачей его после создания и ввода в эксплуатацию, называется ФЗ-39 от 25.02.99 г. "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений". Надувательство происходит по причине того, что со стороны инвесторов, то бишь граждан, никто не читает сам закон. Читает ли его председатель СНТ? А кто его знает? Надуть можно в любом случае: прочитав, и не читая закон. Выход из последнего утверждения есть всегда. Если граждане решили так, что создаваемое ими (инвесторами) имущество будет принадлежать им, то следует выбирать подрядчика на исполнение работ из числа компаний, к-е не есть СНТ. Каждый из инвесторов должен заключить с подрядчиком договор инвестирования (см. подробности в самом тексте закона).
Финансово-экономическое обоснование целевого взноса для создания (приобретения) ИОП в собственность СНТ:
В качестве примера разберём ФЭО строительства объекта электросетевого хозяйства СНТ. При этом примем, как состоявшийся факт, предварительное рассмотрение и принятие решения общим собранием членов (не членов) СНТ с поручением правлению о проработке ФЭО и сметы расходов на создание ОЭСХ с последующим технологическим присоединением к сетям сетевой организации.
Исходные условия: организационно-правовая форма юрлица: ТСН (СНТ - вид ТСН), территория садоводства установлена, документация по планировке имеется, количество участков 200, членов 200 человек.
- Цель проекта по ОЭСХ и его этапы:
В этом экономическом пункте необходимо пояснить: какой проект нужен садоводам и СНТ (права собственности будут оформлены на юрлицо), какие задачи он будет решать и какую выгоду принесёт гражданам и СНТ. Этот пункт должен быть раскрыт как можно подробнее, ведь именно от него зависит, будет ли собрание принимать решение по такому проекту и финансировать его за счёт целевого взноса.
Правление должно пояснить: проект будет затрагивать всех собственников садовых участков или только тех, кто этого пожелает. В первом случае получаемая от сетевой компании мощность на ОЭСХ должна будет учитывать все садовые зем. участки и среднюю мощность 7,5 или 9 кВт. Как правило, такой мощности достаточно для средней полосы РФ. Во втором случае, в последующем появятся желающие электрифицировать оставшиеся участки. Как будет согласно закону решаться вопрос о дополнительных целевых взносах в ОЭСХ и какие расходы будут оплачивать вновь подключающиеся к проекту. При этом, первоначальный проект будет дешевле, т.к. мощность впрок сетевая организация не может выделить согласно закону. Следовательно, при увеличении мощности придётся менять часть оборудования ОЭСХ. Это дополнительные вложения в ОЭСХ. И вновь подключающимся придётся платить дополнительные расходы. При этом уже подключившиеся ничего оплачивать не станут. Также необходимо пояснить, как будет выстроена система электроснабжения для граждан, для СНТ (имущество СНТ, требующее электроэнергии) в соответствии с законом. Кто на каком основании и куда будет платить деньги за потребляемую электроэнергию.
Кроме того, следует обозначить то, что проект будет разделён на 2 этапа: первый включает проект энергоснабжения на все энергопринимающие устройства СНТ и самих граждан, второй - непосредственное создание объекта электросетевого хозяйства. На втором этапе строительство объекта ведёт подрядчик - специализированная организация. в т.ч. это может быть сетевая организация, на первом этапе проект энергоснабжения, включающий документальное оформление технологического присоединения всех потребителей и договоров энергоснабжения выполняют сетевая организация, СНТ, сами граждане и энергоснабжающая организация. На обоих этапах идёт финансирование проекта из целевых взносов. При этом сначала делается сам проект энергоснабжения согласно последовательности, определённой законом. Подробности на странице: Договор технологического присоединения энергопринимающих устройств собственников садовых земельных участков в границах садоводства с 01.01.2019 г.
Архиважно давать все разъяснения с опорой на постановления правительства № 861 от 27.12.2004 г. и № 442 от 04.05.2012 г. Если в этом нашем случае или любом другом проекте по созданию какого-то другого вида имущества СНТ в интересах его последующего общего использования гражданами, ФЭО опускает вопросы соответствия НПА, то следует знать, что людей в 100% случаев сознательно или нет, но кинут на деньги, а стоимость проекта возрастёт в разы в ходе его реализации.
- Способ реализации:
В данном пункте нужно обозначить пути достижения цели проекта и описать, какой способ для этого выбран. Нужно обязательно показать в сравнении выбранный путь с альтернативными и обосновать, почему именно выбранный путь являются наиболее эффективным. Также в этом пункте необходимо привести описание выбранных технических решений.
Для объяснения способа создания ОЭСХ СНТ должно разъяснить в ФЭО следующие моменты: показать на схеме точку присоединения ОЭСХ СНТ к сетям сетевой организации, общую длину ЛЭП до границы СНТ, протяжённость линий внутри садоводства, необходимость приобретения понижающего трансформатора; компанию - подрядчика, к-я будет осуществлять строительство объекта, показать сметную стоимость проекта, включающую в себя этапы строительства и этапы оформления документов технологического присоединения. Показать возможные альтернативные сметы других подрядчиков, а также возможные другие способы подключения к сетям сетевой организации, если таковые в вашей местности существуют. Рассмотреть общую стоимость или сравнить с предлагаемым вариантом по этапам, характеристикам объекта и его составных частей. Аналогично необходимо расписать весь процесс подготовки документального проекта энергоснабжения: участия СНТ, граждан, сетевой и энергосбытовой организаций в проектировании системы электроснабжения в садоводстве.
В данном пункте должны быть подробно расписаны все технические решения. Т.е., в ФЭО нужно включить описание всех технических характеристик ОЭСХ по всей его протяжённости, по частям (фидерам), по оборудованию, по обоснованию технических характеристик. Например, объяснить, почему при подключении нужно ставить понижающий трансформатор именно такой мощности, а не другой, как согласно нормам считается общая требуемая для СНТ и граждан мощность. Кабель какой марки, сечения, длины будет использоваться на всех отрезках линии, какое дополнительное оборудование будет установлено и с какой целью, какие ЭПУ для граждан будут установлены. Как предлагается решить вопрос о разных мощностях присоединяемых ЭПУ граждан в соответствии с их потребностями. Как технически исполненная техническая сторона проекта системы электроснабжения будет оформляться документально. Какие этапы оформления придётся пройти. В какие сроки фактически граждане получат электроэнергию на свои участки. Когда произойдёт окончание проекта и возможные пути развития всей системы в дальнейшем.
- Экономические данные:
В этом пункте подробно расписываются все расходы по проекту, начиная от проектирования системы энергоснабжения, процесса её создания и заканчивая подачей электроэнергии на СНТ и участки граждан. Также экономические данные включают в себя все этапы и сроки сдачи целевого взноса, по частям или целиком. Необходимо указать размер начальных вложений, а также размер и сроки вложений по этапам. Информация должна быть подкреплена экономическими расчётами всех этапов реализации проекта системы энергоснабжения садоводства.
По своей сути, это описание всех расходов по смете и по этапам, сроки внесения средств (целевого взноса). Пункт должен показать сколько будет стоить проект строительства, стоимость материалов, стоимость доставки их к месту строительства, стоимость работ по строительству. На этапе проектирования системы энергоснабжения (документальный проект) нужно показать стоимость проекта в проектной организации (несколько вариантов таких предложений), стоимость технологического присоединения, стоимость работы СНТ по проекту, подготовке документов для технологического присоединения ЭПУ граждан, стоимость вводных устройств. Показать что именно входит в работу СНТ, организаций подрядчиков по строительству и проектированию системы энергоснабжения. По своей сути, сначала выполняется проект энергоснабжения садоводства в виде комплекта документов. Затем он согласуется с сетевой компанией. И только после этого можно и нужно начинать строить сам ОЭСХ.
- План выполнения:
В этом пункте следует обосновать минимальные и максимальные сроки завершения проекта, а также описать объём трудовых и финансовых затрат на его реализацию со стороны персонала СНТ. Для понимания садоводами весь проект разбивается на этапы осуществления. закупку оборудования, его доставку, установку и настройку, обучение персонала и начало поставки электроэнергии). Провести анализ каждого из них. Нужно также описать все факторы, которые могут создать задержку в реализации проекта или ускорить её. Указать все обязанности сотрудников. Указать, сколько людей нужно для осуществления проекта, и какие задачи будут у каждого из них. Кроме того, обосновать необходимость каждого сотрудника для выполнения поставленной задачи. Прогнозы эффективности и оценка привлекательности для инвесторов вычисляются на основе экономических данных.
Пример: Срок реализации проекта 3 года. С учётом возможных задержек 5 лет. Пояснить, что это за задержки и с чем они могут быть связаны. На первом этапе СНТ собирает документы для подачи заявки в сетевую организацию (СО) на технологическое присоединение всех ЭПУ СНТ и граждан в границах садоводства. Сдаётся целевой взнос целиком или частично. Второй этап: подача заявки в СО, заключение договора технологического присоединения и получение технических условий. Третий этап выполнение ТУ: проектирование и строительство ОЭСХ. Четвёртый этап: подача уведомления в СО о выполнении ТУ, проверка исполнения ТУ со стороны СО, подготовка СО документов технологического присоединения, выдача их СНТ и гражданам. Пятый этап: подготовка заявок от СТ и граждан на заключение договора энергоснабжения с энергосбытовой организацией. Получение договоров. Одновременно решение вопроса об оформлении права собственности СНТ на ОЭСХ в Росреестре и внесение всех характеристик объекта в ЕГРН. Шестой этап: через год после ввода всех ЭПУ в эксплуатацию подготовка обращений на перерасчёт потерь электроэнергии по среднему потреблению электроэнергии каждым ЭПУ. Седьмой этап: при необходимости передача ОЭСХ на баланс и в собственность СО.
- Выводы и рекомендация общему собранию:
В этом пункте должны быть сформулированные выводы о качестве подготовки проекта системы энергоснабжения и рекомендация собранию: принять проект или отправить его на доработку для поиска более эффективных решений.
Целесообразно делать так, чтобы над проектом системы энергоснабжения садоводства работали одни лица (участники), а над ФЭО другие. Этот принцип разделения не предусматривает строго очерченные рамки работы по проекту одних и недопуска к его деталям других. Работа проводится совместно, так, чтобы при подготовке ФЭО не пришлось непосвящённым вникать во все тонкости и нюансы заново. Но это позволит участникам разработки проекта высказать своё мнение, даже если оно не единогласно принято на заседании правления и рабочей группы проекта (если последняя выбиралась собранием), а также иметь лицам, разрабатывающим ФЭО, высказать недостатки проекта, если их не удаётся решить. Иначе ФЭО получится таким, что его недостатки будут от общего собрания намеренно скрыты.
Из всего изложенного при подготовке любого финансово-экономического обоснования размера целевого взноса вытекает правило:
Финансово-экономическое обоснование размера целевого взноса должно всегда содержать в себе ответ на вопрос: "Почему размер взноса равен указанной в статье расходов сметы СНТ такой сумме, а не какой-то иной сумме"? Целевой взнос всегда должен быть обоснован экономически, т.е. правилами реализации проекта, и финансово - стоимостью проекта с указанием всех источников финансирования.
При этом проект должен соответствовать целям, установленным для целевых взносов ст. 14 "Членские взносы членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.
4. Практическая работа по финансово-экономическому обоснованию размера членских взносов и платежей в СНТ.
Все расходы СНТ по членским взносам чётко и однозначно регламентированы нормами ст. 14 "Взносы членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Они же определяют все статьи расходов приходно-расходной сметы по разделу «Доходная часть "Членские взносы"». Другими словами расходная часть сметы должны быть из двух основных разделов: "Расходы по членским взносам" и "Расходы по целевым взносам". Можно эти разделы обозвать иначе. Но предлагаемый вариант понятен всем. Задача этого подзаголовка страницы не разобрать все расходы по всем статьям содержания имущества СНТ, зарплат персонала по трудовым договорам, прочих расходов СНТ, а показать на примерах ФЭО обоснование того или иного расхода. Итак, давайте разберёмся с двумя видами (статьями) расходов сметы.
Финансово-экономическое обоснование зарплаты председателя СНТ:
Исходные условия: Садоводство включает в себя 250 садовых земельных участков и участок земли общего назначения. Земли садоводства имеют категорию "земля с/х назначения". Расстояние до районного центра 25 км. Членов СНТ 200 человек. 50 человек не члены СНТ. Имущество: территория проездов - в собственности СНТ, ОЭСХ - зарегистрирован в собственность СНТ. 100 садовых участков подключены к электроснабжению. Технологическое присоединение ЭПУ граждан выполнено опосредованно через сеть СНТ. Документы имеются у каждого потребителя. Все имеют прямые договоры с энергосбытовой организацией. Мусор вывозится с площадки, принадлежащей ОМСУ. Площадка находится за пределами границ садоводства. Все собственники имеют прямые договоры по обращению с ТКО с региональным оператором. Условия и имеющееся имущество в собственности СНТ приведены с целью показать то, что работа председателя должна быть связана с нормами закона, с управлением имуществом, ст. 123.12 ГК и ст. 7 ФЗ-217 от 29.07.17 г., а не выдуманными обязанностями и задачами, к-е закону не соответствуют.
- Условия оплаты труда председателя СНТ, включаемые в трудовой договор:
- Ежемесячный должностной оклад работника составляет 13000 рублей.
Почему 13000 руб.? В Калининграде МРОТ, установленный для области с 01.01.2020 г. составляет именно эту сумму. Если председатель имеет только эту работу, т.е., она является для него основной, то менее этой суммы он получать не может. Если председатель работает по совместительству, то это обязательно отмечается в приказе о приёме на работу (смотрите шаблон Приказа о приёме председателя СНТ на работу). Оплата труда в этом случае рассчитывается согласно отработанному времени в СНТ по совместительству и может быть меньше МРОТ. Также основанием для меньшей оплаты труда будет служить установление неполного рабочего времени (ст. 93 Трудового кодекса, ФЗ-197 от 30.12.2001 г.) Например, если рабочее время председателю установлено согласно трудовому распорядку в СНТ в среду и в воскресение по 4 часа, а также в другие рабочие дни недели по 3 часа (дополнительное время для работы с документами, правлением, членами СНТ, поездки в город, банк и т.д.), то общее рабочее время составит 20 часов. ТК требует 40 часовой рабочей недели. В этом случае зарплата будет составлять 6500 руб. Т.е., 50% от МРОТ.
Во всех случаях подтверждением отработанного времени будет заполненный табель рабочего времени. Он же является основанием для бухгалтера для начисление заработной платы.
Может ли для среднего СНТ зарплата председателя быть больше МРОТ? Может, если общее собрание утвердит для этой должности трудовые функции (они - трудовые функции прописываются затем в трудовом договоре, к-й заключается СНТ с председателем, см. раздел 4.1 договора) и должностную инструкцию. В этих документах обосновывается объём выполняемой работы и её квалификация. Сравнение труда председателя, требующего соответствующей подготовки и квалификации, не идёт в сравнение с трудом рабочего, копающего траншеи или собирающего урожай земляники на поле. Именно поэтому председатель получает зарплату больше, чем работник, к-й в течение 40-часовой рабочей недели копает траншеи (неквалифицированный труд). Это относится и к нашему случаю, когда председатель должен за неполную рабочую неделю получать больше денег. Условием другого, большего расчёта зарплаты является исполнение обязанностей, а не их имитация. Если в вашей организации не утверждены трудовые функции, нет трудового договора, должностной инструкции, не ведётся делопроизводство, учёт рабочего времени и т.д., то оснований платить больше 6500 руб. нет. Ведь в этих условиях председатель исполняет только те трудовые функции, к-е ему определены в ст. 19 "Председатель товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. На исполнение этих функций хватит 2 - 5 часов в неделю.
Исходя из всего изложенного, общему собранию с учётом всех нюансов предлагается утвердить должностной оклад с повременной оплатой труда. Для управленческой работы председателя установить какую-либо другую форму оплаты труда не представляется возможным.
- Заработная плата выплачивается работнику в рублях путём перечисления на банковскую карту работника.
Данное условие позволяет производить безналичныый расчёт и соответствует условиям, при к-х все платежи должны осуществляться через банк. Однако, может быть и так, что зарплату сотрудник потребует выплачивать наличными деньгами. Данный вопрос решается с ведома и по просьбе работника. Как он решит, так и должно быть, согласно нормам ТК.
- Должностной оклад выплачивается работнику каждые полмесяца за фактически отработанное время на основании табеля учёта рабочего времени: за первую половину месяца - 16 числа, за вторую половину - 1 числа следующего месяца.
Важное условие, к-е соответствует требованиям ТК. По другому нельзя. И дело даже не в том, что в СТ это требование, как правило, не исполняется, а в том, что оно должно быть прописано так, а не иначе. Разница есть лишь в возможности установления других дат выплаты зарплаты и аванса.
- Работодателем работнику могут устанавливаться премии, надбавки и другие выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в размере, порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и локальными нормативными актами Работодателя.
В случае выплаты минимальной зарплаты председателю, и не только, согласно решению общего собрания можно устанавливать стимулирующие выплаты. Например, можно установить выплаты-премии при реализации проекта энергоснабжения по этапам, к-й рассмотрен во второй части статьи на этой странице.
- С суммы заработной платы и прочих начислений работника Работодатель удерживает налог на доходы физических лиц.
Рассмотрим подробнее по состоянию на 01.01.2020 года. Согласно закону СНТ выплачивает за председателя НДФЛ - 13% от размера зарплаты. СНТ также обязано платить социальные взносы: в ПФР - 22%, в ФСС - 5,1%, ФОМС - 2,9%. Итого получается 43%.Сумма набегает немалая, если при этом ваш председатель фактически ничего не делает, кроме получения зарплаты, за все его бездействие садоводы платят немалую сумму государству, к-я потом отражается на его пенсии в сторону пусть и минимального, но повышения.
- Выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации.
- Удержания из заработной платы работника производятся только в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами.
Кто может лишить председателя зарплаты или иной выплаты? Ответ однозначен. Никто. Аналогичное правило действует для любого работника, к-й работает в СНТ по трудовому договору. А вот лишить председателя премии, той, к-я утверждена решением общего собрания за успешное или досрочное выполнение проекта по системе энергоснабжения может само собрание в случае нарушений сроков или по любой другой причине, к-я собранием и определяется при утверждении всего проекта.
- Должностная инструкция председателя СНТ:
Должностная инструкция председателя правления СНТ является одним из элементов ФЭО зарплаты, т.к. она определяет квалификацию председателя согласно занимаемой им должности, его должностные обязанности, права, условия работы и ответственность перед товариществом.
Общее собрание при утверждении инструкции визуально или на слух получает всю информацию о деятельности председателя, к-я заключается не только в приёме членов СНТ в избушке правления и сборе членских взносов, но включает ещё многие вопросы, к-е должны решаться в СНТ. Кроме обязанностей инструкция содержит требования к квалификации, знаниям руководящих документов по управлению юрлицом, действующего законодательства в области садоводческих некоммерческих организаций, права председателя.
- Трудовой договор СНТ с председателем СНТ:
Трудовой договор председателя согласно закону должен быть утверждён общим собранием или может входить составной частью в другой локальный правовой акт СНТ, например, в положение об оплате труда в СНТ, к-й также утверждается собранием. Договор входит в ФЭО аналогично п. 2 таблицы по этим же причинам.
Нужно ли иметь положение об оплате труда в СНТ? ТК не содержит такой обязательной нормы. Тем не менее, если в СНТ формы оплаты труда установлены разные, например, председатель имеет повременную оплату труда, а электрик - сдельную, то такой внутренний акт необходим. Целесообразно иметь локальный нормативный акт в случаях, когда в СНТ существует выплата премий, других стимулирующих выплат для сотрудников.
Таким образом ФЭО зарплаты председателя СНТ будет складываться из содержания перечисленных локальных нормативных актов СНТ и подробных условий оплаты труда. Аналогично делается обоснование для всех работников СНТ, имеющих с СНТ трудовые договоры.
ФЭО обоснование других договоров, гражданско-правового характера будут складываться на основе условий договора и стоимости услуги (работы) на рынке. Безусловно, что такие ФЭО должны соответствовать расходам, включённым в расходные статьи приходно-расходной сметы СНТ.
Финансово-экономическое обоснование содержания участка земли общего назначения, занятого под проезды (улицы):
Разберём только один вид услуги по благоустройству (содержанию) участка земли общего назначения. Эта услуга скашивания травы в летний период. Услуги по обрезанию деревьев, уборка мусора и снега рассматривать не будем. Все они ничем не отличаются друг от друга по содержанию ФЭО.
Важно: СНТ не имеет права собирать средства с граждан, если земля, занятая под проездами и улицами, не является имуществом СНТ оформленным на праве собственности (др. вещном праве на товарищество) или данная земля не передана товариществу в управление гражданами собственниками данной земли по договору управления. Заключение договора для данного случая обязательно согласно ГК.
- Стоимость услуги скашивания травы:
В Калининграде по состоянию на лето 2020 г. стоимость скашивания травы с одной сотки составляет от 100 до 150 руб. Это предложение рынка. Берём среднюю стоимость 125 руб.
Ширина скашиваемой части на проезде в СНТ
Правлению СНТ следует делать расчёт с опорой на среднюю рыночную стоимость, т.к. СНТ может заключить договор на оказание услуги скашивания травы в садоводстве с любым желающим оказать такую услугу членом или не членом товарищества.
- Расчёт объёма работ:
Смотрите рисунок справа (рисунок можно увеличить, щёлкнув по нему мышкой): Ширина скашиваемой части данного проезда 2,4 метра. Сам проезд шириной 4 - 4,5 метра. Следовательно, погонный метр будет по площади равен 2,4 м². Площадь скашиваемой части проезда длиной 100 метров будет равна 240 м². Т.е. имеем на эту длину 2,4 сотки или в рублях 2,4 сотки х 125 руб. = 300 руб. Далее рассчитываем площадь скашиваемой травы по всем проездам и улицам в СНТ и выходим на конечный результат.
Сумма расходов по данному виду работ СНТ по содержанию земли общего назначения будет входить составной частью в размер членских взносов в СНТ. К этой сумме следует добавить расчёты по скашиванию травы за сезон (количество раз), а также работы по очистке от снега зимой, обрезание ветвей деревьев и уборку мусора. Всё вместе будет составлять размер части членского взноса по содержанию или за работу СНТ по благоустройству ЗУОН.
- Обоснование необходимости и целесообразности выполнения услуги по скашиванию травы на земле общего назначения в садоводстве:
Обязательство СНТ вытекает из норм Решения Городского Совета депутатов Калининграда № 161 от 20.05.2015 г. "Правил благоустройства территории Городского округа город Калининград", пункты ....
Дополнительные условия и сведения по обязательству СНТ и собственников садовых земельных участков содержать ЗУОН и прилегающую к участку территорию можно увидеть на странице ЛИКБЕЗ-6, ответ на вопрос 15.
- План по cкашиванию травы на участке земли общего назначения:
Данный пункт по сути заменяет план выполнения (реализации). Он включает в себя количество или интервал скашивания травы на земле общего назначения, порядок организации, исполнения и контроля за работами, порядок оплаты услуги исполнителю.
В данном пункте целесообразно включить в ФЭО шаблон разработанного договора между СНТ и исполнителем на оказание услуг скашивания травы.
В таком ключе правление обязано готовить финансово-экономическое обоснование членских и целевых взносов с разбивкой по каждой статье расходов приходно-расходной сметы на финансовый год. Статья сметы расходов также, если это вытекает из реалий и существа расходов, должна иметь ФЭО по направлениям.
Подведём итоги и ещё раз обозначим связи между разными понятиями, присутствующими в ФЗ-217 от 29.07.17 г.: целевыми и членскими взносами, приходно-расходной сметой, ФЭО.
- Финансово-экономическое обоснование размера взносов и платежей - это отдельный документ, к-й утверждается общим собранием членов СНТ при участии в голосовании не членов товарищества (п. 22, ч. 1, ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г.)
Документ готовится правлением СНТ (п.15, ч. 7, ст. 18 ФЗ-217 от 29.07.17 г.) и содержит всю необходимую поясняющую (экономическую, финансовую) информацию по каждому пункту, по каждой статье расходов товарищества, по каждому виду взносов (членские отдельно от целевых), отражённых в приходно-расходной смете СНТ на финансовый год.
- Приходно-расходная смета СНТ - это отдельный документ СНТ, включающий в себя все виды (статьи) расходов товарищества на финансовый год, каждый из к-х имеет финансово-экономическое обоснование взаимосвязанный с ФЭО.
Смета утверждается общим собранием членов СНТ. Не члены СНТ не принимают участие в голосовании по данному вопросу повестки дня.
Смета состоит из двух разделов: приходной и расходной частей. Расходная часть сметы всегда равна приходной части.
Приходно-расходная смета готовится правлением СНТ (п. 17, ч. 1, ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г.)
- Размер взносов определяется на основании их финансово-экономического обоснования и приходно-расходной сметы.
Общее собрание утверждает размер и сроки внесения взносов (п. 21, ч. 1, ст. 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г.), исходя из их ФЭО и приходно-расходной сметы СНТ (п. 8, ч. 5, ст. 14 ФЗ-217 от 29.07.17 г.)
При рассмотрении данного вопроса повестки дня в голосовании принимают участие не члены СНТ, собственники садовых земельных участков в границах садоводства.
- Размер взносов и платежей, утверждённых общим собранием при отсутствии надлежаще подготовленных и обосновывающих взносы приходно-расходной сметы и финансово-экономического обоснования согласно п. 1 незаконны и оспоримы через суд в соответствии с нормами ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК.
- Размеры взносов и платежей, утверждённые общим собранием при отсутствии у СНТ, как юридического лица, в собственности или на другом вещном праве имущества в пользовании граждан - собственников садовых земельных участков в границах садоводства или имущества, находящегося в управлении у СНТ согласно договору между юрлицом и собственниками такого общего долевого имущества, ничтожны согласно ч. 3 ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" и ч. 1 ст. 181.3 "Недействительность решения собрания" ГК.
Внесение таких взносов и платежей фактически являются добровольным пожертвованием средств на нужды лиц, совершающих экономическое преступление под маской заботы о садоводах со стороны СНТ.
В случае поступления от садоводов новой информации, изменения норма закона и др. обстоятельств данная страница сайта может быть дополнена или изменена в будущем. На этой оптимистичной ноте закончим тему финансово-экономического обоснования размера взносов и платежей в СНТ.
В виде бонуса вам предоставляется реальное финансово-экономическое обоснование проекта по вопросам электроснабжения в СНТ "Пищевик" так, как этого требует п. 71 Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 г. Все нюансы по ФЭО смотрите на отдельной странице: «Финансово-экономическое обоснование проекта по переводу ЭПУ граждан на прямые договоры энергоснабжения с ОАО "Янтарьэнергосбыт"».
|
Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.
Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:
Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
|