Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!


Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах подробно

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле


Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ


HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Лидер действует открыто, босс — за закрытыми дверьми.
Лидер ведёт за собой, а босс управляет.

Теодор Рузвельт

Появление этой рубрике на сайте вызвано не только особой важностью рассматриваемой проблемы управления в садоводческих некоммерческих объединениях, но и вопиющими нарушениями в этой области со стороны председателей правлений. Последние вызывают негативное отношение садоводов к власти и неверие в справедливость, как в СНТ, так и в стране в целом. Людям кажется, что всё делается только против них, что властью имущих всё везде и давно схвачено, и за всё заплачено, а потому нет смыла возражать, а есть смысл влачить своё рабское существование, исходя из принципа "не стоит связываться - себе выйдет дороже".

Те, кто не согласен быть рабом у председателя, пытаются отстаивать свои права всеми доступными способами. Обращаются в правоохранительные органы, органы местного самоуправления граждан, суды. Но очень часто проигрывают. Происходит это по причине незнания основ функционирования садоводческого объединения (СНТ, ДНТ, СНП и т.п.) в соответствии с основным федеральным законом "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" № 66-фз от 15 апреля 1998 г. А это приводит к слабой по своей эффективности доказательной базе при обращении в инстанции. Последние в свою очередь просто отписываются, оставляя жалобы по сути без ответа и принятия законного решения, а суды отказывают в исках, подшивая их в дела без удовлетворения.

Многие садоводы, поднявшие голос против произвола в СНТ, подвергаются гонениям, запугиванию, преследованию со стороны председателя и его слуг. При этом средства для давления выбираются самые простые: отключают электроэнергию, воду, не пускают на территорию СНТ автомобиль, приводят в негодность посадки и т.п. Все эти председательские средства устрашения незаконны изначально. Но председатели придерживаются только одного принципа: "В моём садоводстве я - конституция, и я - власть". Война носит затяжной характер. Другие, глядя на такое развитие событий в отношении соседа, просто сидят тихо на своих садовых участках и даже не пытаются что-то возразить в защиту преследуемого. Такие вот, с позволения сказать, "люди в футляре" тихонько ругают правление на своих дачных кухнях и продолжают добровольное финансирование местных боссов от СНТ.

На самом деле такие войны между защитниками своих прав, а по сути защитниками прав всех садоводов в одном конкретно взятом товариществе происходить не должны при условии правильного понимания всеми смысла управления в СНТ, правильного выстраивания всей цепи: от вынашивания идеи, просчитывания её стоимости, обсуждения, принятия решения и до конечного исполнения.

Безусловно, мы сейчас не рассматриваем и не будем рассматривать происки псевдо правдоискателей, скорее относящихся к категории халявщиков нежели защитников своих прав и прав садоводов. Эти бьются насмерть за своё положение в СНТ, при котором они не лпатят ни за что, а пользуются всем. При этом втихоря, а где-то внаглую, посмеиваются над дураками-садоводами и такими же дураками, засевшими в правлении, которые платили, содержали и продолжают это делать сейчас и будут в будущем, оплачивая работу всех объектов инфраструктуры и имущества общего пользования из своего кармана с целью улучшения и создания условий для ведения садоводства халявщиками. На эту тему в сети есть даже сайты, авторы которых, якобы с точки зрения закона, доказывают справедливое положение халявщика, которого обязаны и должны кормить другие садоводы из числа членов СНТ. Разобраться в этом вопросе очень трудно, т.к. их ссылки на законодательство перемежаются с неправильными выводами, причём частичными, или же искажают вырванные из контекста нормы закона. Как результат в таких СНТ халявщики процветают за счёт безграмотности председателей и правлений, которые проигрывают суды, осознавая в то же время свою правоту. Но, к сожалению, одно только осознание правоты не может победить в суде.

Устранить в СНТ противоречия, идущие от недовольных политикой председателя, как управителя в одном лице, и халявщиков, паразитирующих в объединении, можно только одним способом: организовать управление в объединении таким образом, чтобы эта важнейшая функция была понятна и прозрачна для каждого садовода. В этом случае правление всегда сможет не только спокойно работать на благо людей, но и защитить СНТ от неплательщиков - халявщиков, а если надо, то и от единоличной власти председателя. Кроме того, в таком СНТ быстро развивается инфраструктура и люди тянутся на ПМЖ, переселяясь из своих городских скворечников в дачные дома, ближе к природе.

Определим основные вопросы для этой статьи:

Суть управления в СНТ во взаимосвязи составных частей?
Как должен строиться процесс управления в садоводческом объединении?
Почему сосредоточение власти только в руках председателя (правления) незаконно, и что из этого следует?
Что надо делать садоводам для восстановления законности в управлении СНТ?

Цель: Показать всю цепочку управления садоводческим объединением такой, какой она задумана законодателем и заложена в нормы ФЗ-66 от 15.04.1998 г.

Пора войти в плотный разбор обозначенной темы.

Управление в СНТ во взаимосвязи всех элементов:
общего собрания, правления, председателя

Составные части управления садоводческим объединением

Данная страница содержит в себе прописные истины, которые чётко и однозначно изложены в нашем садоводческом законе № 66-фз от 15.04.1998 г. И казалось бы, что тут непонятного, бери председатель "закон про СНТ" читай и выполняй. Всё у тебя будет хорошо. Но нет. Не получается. Поэтому и появляются недовольные, возникают стихийные бескровные бунты. Председатели в свою очередь пытаются подавить инакомыслящих, что им иногда удаётся. А в большинстве случаев - нет. Причиной таких негативных последствий управления со стороны председателя является не столько сама его личность, хотя это нельзя сбрасывать со счетов, сколько непонимание сути управления в СНТ.

Важно: Управление в СНТ является коллегиальным, начиная с общего собрания, и заканчивая правлением вместе с председателем, возглавляющим этот орган. Председатель правления никогда не был и не будет в одном лице исполнительным и законодательным органом садоводческого некоммерческого объединения. Формула для председателя типа: "В моём СНТ - я конституция!" незаконна.

Не так давно пришлось крепко поспорить с соседом, бывшим в тот момент председателем СНТ. Он неистово доказывал то, что он, как председатель, имеет право принимать решения, не спрашивая у правления разрешения на каждый свой шаг. В пику ему пришлось объяснять, что должность председателя в СНТ сродни должности "свадебного генерала" в том плане, что ни одного мало-мальски важного решения председатель самостоятельно принять не может, если на то нет разрешения правления. Когда наши обоюдные силы в споре иссякли, он пообещал ещё раз глянуть ст. 23 "Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66 от 15.04.98 г. Как и следовало ожидать на следующий день, он признался в своей неправоте и в том, что был поражён тем, что будучи председателем уже не один год, не знал о том, что почти все решения должны в СНТ приниматься коллегиально на заседании правления.

Чтобы раз и навсегда разобраться в ситуации с управлением в СНТ обратимся к Главе 5 "Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан" № 66-фз и выстроим цепочку, согласно которой в объединении может и должно приниматься любое решение.

Следуя логике закона, после обобщения и анализа норм закона получается следующая последовательность:

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ - главный коллегиальный орган, принимающий решения по всем вопросам жизнедеятельности СНТ →

ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления, организующий и выполняющий решения общего собрания →

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган, организующий и выполняющий решения правления, общего собрания, одновременно возглавляющий правление →

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ - контролирующий орган, подотчётен общему собранию, осуществляющий контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СНТ, в т.ч. работой правления и председателя.

С целью выяснения вопроса о том, кто есть на самом деле председатель правления пришлось целый день лопатить Интернет и читать законодательные акты. Вывод один: председатель был, есть и остаётся единоличным исполнительным органом в садоводческом объединении со всеми вытекающими из его правового положения последствиями. Подробно об этом можно прочитать вот здесь: "Председатель в СНТ раб или вор?" Измышления умных и не очень умных юристов, примыкающих к ним знатоков и прочих любопытствующих, по теме СНТ о том, что председатель есть лицо равное свадебному генералу: без прав, без зарплаты, без трудового договора, без обязанностей и т.д., не выдерживают никакой критики и испытаний практикой, как в правововом поле, так и в жизни садоводческих объединений.

Двигаемся дальше. Все обязанности и права органов управления садоводческого объединения изложены в статьях 20 - 23 ФЗ-66, все вопросы по общему собранию вынесены в отдельную рубрику. Нет смысла их повторять или разбирать особенности деятельности правления и председателя. Для этого существуют свои страницы на сайте.

В указанной цепочке "общее собрание - правление - председатель" нет ещё нескольких звеньев. А без них управление в СНТ не работает так, как должно работать. Чтобы всё заработало, немного продлим цепь, подчёркивая тем самым, что, несмотря на главный орган управления СНТ, каким является общее собрание, оно не управляет объединением без кропотливой деятельности правления и председателя. Получится вот такая цепочка:

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган

ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления →

ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ - главный коллегиальный орган

ПРАВЛЕНИЕ - коллегиальный исполнительный орган управления →

ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПРАВЛЕНИЯ - единоличный исполнительный орган →

РЕВИЗИОННАЯ КОМИССИЯ - контролирующий орган, подотчётен общему собранию, осуществляющая контроль за финансово-хозяйственной деятельностью СНТ, в т.ч. работой правления и председателя.

Добавление обоих исполнительных органов управления в представленной последовательности выше общего собрания в итоге даёт нам то, что в любом нормальном объединении правление и председатель играют и должны играть важную роль не только в реализации решений общих собраний СНТ, но и в подготовке и принятии в последующем общими собраниями каких-либо решений. Собрание не является чем-то похожим на сам по себе существующий орган управления. Одним из доказательств такого положения в общей системе управления в СНТ является норма нашего садоводческого закона:

Статья 21. Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)

2. Общее собрание членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрание уполномоченных) созывается правлением такого объединения по мере необходимости, но не реже чем один раз в год. Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) проводится по решению его правления, требованию ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения, а также по предложению органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения.
Внеочередное общее собрание членов такого объединения (собрание уполномоченных) по вопросу о досрочном прекращении полномочий председателя правления соответствующего объединения или досрочном переизбрании членов правления соответствующего объединения может быть проведено при отсутствии решения правления о проведении этого собрания при условии соблюдения установленного настоящей статьей порядка уведомления членов соответствующего объединения о проведении этого собрания. (в ред. Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения обязано в течение семи дней со дня получения предложения органа местного самоуправления или не менее чем одной пятой общего числа членов такого объединения либо требования ревизионной комиссии (ревизора) такого объединения о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) рассмотреть указанные предложение или требование и принять решение о проведении внеочередного общего собрания членов такого объединения (собрания уполномоченных) или об отказе в его проведении. (абзац введён Федеральным законом от 22.11.2000 № 137-ФЗ)

Закон чётко и однозначно даёт ответ на все происки любых зарвавшихся оппозиционеров и прочих желающих сменить власть в СНТ о том: кто может принять решение, организовать и провести собрание. Правление и только правление. Более никто и ничто. Если правление принимает отрицательное решение по организации и проведению собрания, и оно не устраивает людей, то они вправе принудить такое правление выполнить свои прямые обязанности через суд.

Из такой цепочки управления складывается следующая вполне себе демократичная система: председатель правления и члены правления работают напрямую с садоводами, а садоводы со своими проблемами, предложениями приходят к председателю и членам правления. Из этой обоюдной работы и общения правление вместе с председателем вырабатывает предложения, которые выносятся на общее собрание. В свою очередь собрание утверждает эти предложения, если они отвечают нуждам и запросам садоводов. После собрания правление и председатель организуют и выполняют решения общего собрания, состоящее из внесённых ими же предложений. Такой вот замкнутый круг получается. И, заметьте, вполне работоспособный, отвечающий закону.

Вывод: Механизм закона построен таким образом, что председатель правления не может сделать ни одного шага без решения правления, а правление не имеет права принимать решений, не соответствующих, в свою очередь, решениям общего собрания.

На практике не все шаги председателя контролируются правлением, а сделанный вывод не надо воспринимать только так и не иначе. Есть и оговорки. Закон позволяет наделить председателя полномочиями сверх тех, которые зафиксированы в статье 23 "Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66. Такие полномочия фиксируются в Уставе СНТ и обязательно утверждаются общим собранием. Другим вариантом решения вопроса о предоставлении дополнительных полномочий председателю является Трудовой договор, заключённый между избранным председателем и работодателем СНТ в лице правления (статья 22 "Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66). Кроме того, председатель, исполняя обязанности согласно нормам закона, не так уж ограничен в своей самостоятельности, как это пытаются представить аппологеты бесправия руководителя правления в СНТ.

Если описанный механизм полностью и целиком работает так, как это задумано законодателем, т.е. на СНТ, а значит на садоводов, то он соответствует целям и задачам садоводческого объединения, как такового, зафиксированного в статье 1 "Основные понятия" ФЗ-66. Решений, которые бы не были нужны людям в таком СНТ никогда не выносят на общие собрания. Собрания проходят, может быть и шумно, но продуктивно и с пользой для дела, для людей.

Однако часто бывает так, что правление и председатель отрываются от садоводов и начинают жить по своим понятиям, забывая о людях и целях, ради которых создавалось СНТ, избирались органы управления. В таких СНТ рвётся цепочка управления, определённая законом. Почему и когда это происходит? Ответы ниже.

Сосредоточение власти в руках председателя правления СНТ незаконно

Повторимся: механизм закона таков, что председатель правления не может, не имеет права шагу ступить без решения правления. А правление, в свою очередь, не может принимать конкретных шагов без зафиксированного в протоколе и принятого правомочным общим собранием решения. Другими словами, проработанные во всех направлениях задачи развития объектов инфраструктуры и имущества общего пользования садоводческого объединения председатель и правление выносят на общее собрание. Собрание, принимая положительное решение, даёт добро на реализацию поставленных жизнью и потребностями людей целей. Кроме этого, собрание в обязательном порядке определяет предел расходов на эти задачи, которые фиксируются в смете доходов и расходов СНТ.

Если это так, то в объединении большая часть садоводов довольна работой правления и председателя. Выборы новых органов управления происходят регулярно со сменой части управленцев и оставлением другой части от старого состава правления. Это даёт возможность получить не только преемственность в работе, но и исключает первоначальную растерянность членов правления, как это бывает в случае выборов полностью нового состава правления и нового председателя. В таком товариществе любой садовод понимает проблемы, точно знает сколько денег и на какие цели они сдаются, видит результаты работы органов управления. И главное: рядовой член СНТ спит спокойно.

Как же происходит разрыв между председателем и садоводами? Почему в одних СНТ люди удовлетворены состоянием дел в своём объединении, а в другом идут непрекращающиеся разборки и судебные тяжбы? Кто в этих случаях виноват? Если Вы, уважаемый садовод, решили, что сейчас будет заклеймён позором и "повешен", как враг народа, председатель, то глубоко ошибаетесь. Виновно правление садоводческого объединения. Давайте этот тезис попробуем доказать.

Следует обратить внимание на то, что дальнейшие рассматриваемые обстоятельства характерны для многих СНТ. Какие-то объединения уже давно управляются только председателем, какие-то медленно скатываются в болото беззакония, а третьи также медленно выкарабкиваются из тупика, восстанавливая закон и порядок для людей.

В первой части статьи мы разобрались с цепочкой управления садоводческим объединением, заложенной законодателем. Так вот, во всех СНТ, где отсутствует порядок и законность, эта взаимосвязанная и взаимозависимая цепь не работает. Рвётся она на элементе правление. "Как же так," - спросите Вы, - "Ведь собрание избирает самых авторитетных и достойных людей в правление". Всё правильно и верно. Однако авторитетные и достойные садоводы не всегда готовы работать в коллегиальном органе управления объединением. Быть просто хорошим и уважаемым человеком - это здорово, но указанных качеств недостаточно для выполнения обязанностей в процессе управления СНТ. То, что раньше проскакивало в СССР, сегодня не проходит проверку испытаниями на прочность. Рвётся. И поэтому, садоводы должны 10 раз подумать, прежде чем выбирать правление, состоящее исключительно из уважаемых людей, но без необходимых профессиональных навыков и желания работать, а не просиживать штаны.

    Причины, по которым правление не работает, как исполнительный коллегиальный орган управления:

  1. Члены правления не обладают необходимыми знаниями для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с нормами Устава СНТ, ст. 22 "Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" ФЗ-66, других актов законодательства, регулирующих деятельность садоводческих некоммерческих объединений.
  2. Функциональные обязанности правления прописаны в статье 22 ФЗ-66 от 15.04.98 г. и подробно освещены на странице: "Работа правления в СНТ".

  3. Члены правления не имеют достаточного времени для выполнения своих обязанностей в силу загруженности основной работой, удалённостью СНТ от места постоянного проживания, а также редкого посещения объединения и своих индивидуальных земельных участков.
  4. Некоторые члены правление не желают выполнять свои обязанности кроме тех, которые связаны с голосованием по принятию того или иного решения.
  5. Члены правления не желают учиться и осваивать новые для себя функции, связанные с выполнением обязанностей правления.
  6. Члены правления передоверяют исполнение своих прямых обязанностей председателю правления.

Все перечисленные причины, особенно последние две, в комплексе и дают итог в виде сосредоточения всех рычагов власти в руках одного лица, а именно, председателя правления. При этом очень часто получается так, что председатель попадает в ситуацию, когда он сам далёк от осознания того, что выполняет свои функциональные обязанности и обязанности правления в одном лице.

Необходимо подчеркнуть, что не все члены правления отвечают названным недостаткам в равной степени. Один член правления редко бывает на заседаниях, другой отказывается от поручений в силу занятости, третий не знает ни кадровой работы, ни экономической политики, ни бухгалтерского учёта, четвёртый полагает, что он и так всё знает и т.д.

Тем не менее, если в товариществе дело движется к появлению единоличного исполнительного, а позже и законодательного органа, то напрашивается правило, составляющее основу всего беззакония в СНТ:

Правило председателя, как единоличного органа управления:
1. В основу руководства СНТ положены отдельные знания от прежней профессии, отрывочные сведения из других областей знания, права, профессий, несистемный подход к решению проблем СНТ по принципу: "как понимаю и знаю, так делаю и поступаю".
2. Председатель в некоторой степени знает законодательство, обязанности и умеет их использовать в своей работе.
3. Руководство СНТ сводится к выполнению двуединой задачи: решение неотложных вопросов для СНТ и сравнительно честный отъём денег у садоводов для своего кармана под прикрытием первой части задачи.

Естественно, что во всех случаях садоводы будут страдать. И не факт, что в первом случае, председатель сможет лучше работать, чем во втором. В такое недопустимое положение СНТ загнало или загоняет правление. Постепенно передавая свои полномочия председателю, правление попросту превращается в ненужный никому орган, состоящий из свадебных генералов, которые в лучшем случае голосуют по телефону за инициативы председателя, в том числе и незаконные, а в худшем вообще не участвуют ни в каком мало-мальском управлении. И тут уж только по собственной инициативе председатель, желая иногда перестраховаться, ставит членов правления в известность о принятых им решениях. Особенно это касается сбора дополнительных денег с садоводов.

Постепенно, незаметно правление, как коллегиальный орган, из обоймы общего управления в СНТ выпадает. Сначала председатель ещё держит иногда совет с садоводами на общем собрании, речи о правлении уже нет. Его, как орган, никто не вспоминает. А позже отпадает необходимость в организации и проведении общих собраний.

Конец коллегиальности в управлении заканчивается тогда, когда процесс передачи полномочий от правления к председателю в СНТ завершён. И сразу же в объединении начинается новая эпоха правления очередного "монарха", с родом занятий "государь земли СНТ ..." На этом этапе общее собрание председателю тоже не нужно. Принцип работы строится на латании дыр, на которые нельзя закрыть глаза, причём за счёт дополнительных поборов с садоводов и платежам по объектам инфраструктуры и другому общему имуществу, без которых существование СНТ невозможно в принципе в данном конкретном объединении.

Всё! В таком СНТ закону пришёл конец. Ежегодные взносы планируются в голове председателя, примерно. Расчёт включает в себя текущие нужды, остальное планируется на свой карман. При любом раскладе председатель находится вне законной деятельности юридического лица. Охватить весь комплекс решаемых юрлицом проблем один человек просто не в состоянии, даже при условии круглосуточного вкалывания без сна и отдыха. Безусловно в таких условиях добросовестный человек что-то важное пропускает, упрощает, не успевает и т.д. Одновременно в его голове вполне себе законно рождается вопрос: "А насколько моя зарплата адекватна труду?" Ответ будет неутешительным для садоводов. Конечно в средних и больших СНТ председатель просто не может обойтись без бухгалтера, который, выполняя по минимуму свои обязанности, хотя бы собирает бабки с народа. Далее следует нормальное с точки зрения засидевшегося в кресле председателя распределение доходов. Сначала эта сумма не превышает 20 - 30% от всех собираемых в СНТ денег, а далее эта сумма возрастает до 50% и более.

В конечном итоге председатель становится тем лицом, которое не только определяет всю административно-хозяйственную деятельность в СНТ, но и решает за все органы управления все вопросы в товариществе. В таком СНТ часто председатель заявляет: "В моём СНТ я и есть конституция". Управление осуществляется грубо, нагло с попранием всех мыслимых прав садоводов по принципу: "А не будут брать, отключим газ". И отключает всем недовольным: газ, электроэнергию, воду, не пропускает к своему садовому участку, вплоть до организации посторонними лицами прямого вреда несогласным собственникам участков и поджога их домов.

Такое положение, как узурпирование всех органов управления в одном лице незаконно. Нормы ФЗ-66 от 15.04.98 г. однозначно определяют полномочия всех органов управления в СНТ. И эти полномочия нигде не пересекаются. К примеру, общее собрание не имеет права принять на работу электрика, т.к. это функция правления, но собрание утверждает штатное расписание СНТ, согласно которому правление ищет, подбирает и затем принимает электрика на работу по трудовому договору. Однако, правление в силу того, что является коллегиальным исполнительным органом не может издать приказ о приёме электрика на работу и поставить подпись под трудовым договором со стороны СНТ. Эти функции выполняет председатель, как единоличный исполнительный орган. Основанием для таких действий, как раз, и будет решение правления, зафиксированное в протоколе. Обратимся к точным формулировкам закона:

ФЗ-66 от 15 апреля 1998 года, Глава 5 "Управление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями":

Статья 20 "Органы управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением", п.1:

1. Органами управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением являются общее собрание его членов, правление такого объединения, председатель его правления.

Общее собрание, являясь высшим органом управления, "вправе рассматривать любые вопросы деятельности такого объединения и принимать по ним решения". В целях регулирования и распределения функций управления между собранием, правлением и председателем статья 21 определяет исключительную компетентность общего собрания, состоящую из 16 пунктов. А статья 16 "Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" в п. 5 и 6 ограничивает общее собрание в принятии решений:
5. Положения устава садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения не могут противоречить законодательству Российской Федерации и законодательству субъектов Российской Федерации.
6. Решения органов управления садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединением не могут противоречить его уставу.

А вот каким образом закон ограничивает функции правления и председателя:

Статья 22 "Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" (последний абзац):

Правление садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом такого объединения имеет право принимать решения, необходимые для достижения целей деятельности такого объединения и обеспечения его нормальной работы, за исключением решений, которые касаются вопросов, отнесенных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения к компетенции общего собрания его членов (собрания уполномоченных).как юридического лица.

Статья 23 "Полномочия председателя правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" (последний абзац):

Председатель правления садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения в соответствии с уставом такого объединения исполняет другие необходимые для обеспечения нормальной деятельности такого объединения обязанности, за исключением обязанностей, закрепленных настоящим Федеральным законом и уставом такого объединения за другими органами управления таким объединением.

Другими словами, ФЗ-66 чётко и недвусмысленно рапределил все функциональные обязанности между органами управления. При этом логика управления в СНТ выстроена так, что передача и перераспределение управленческих обязанностей между звеньями приводит к нарушению закона и, соответственно, к незаконности всех принимаемых решений.

Важно: Все вольные и невольные попытки передать функции управления, принадлежащие к компетенции общего собрания и правления, председателю правления, прописав их в уставе объединения или путём принятия решения общим собранием, незаконны и могут быть отменены через суд.

Следует помнить, что налоговый орган, регистрирующий устав садоводческого объединения, а также все изменения в нём, никогда не проверяет соответствие документа законодательству РФ, исключая пункты, которые относятся к организационно-правовой форме, наименованию и месту нахождения, предмету и целям деятельности.

У каждого в сознание может засверлить вопрос: "Если узурпация власти председателем незаконна, то почему СНТ не бунтует, никто не бежит в суд, никто не требует никаких срочных действий по восстановлению законности и порядка?" Ответ очень прост и заключается в том, что садоводы по привычке продолжают финансировать объединение, т.к. знают правила игры по целевому использованию своих денежек. Определим это целевое назначение денег СНТ немного не так, как это делает закон в статье 1 "Общие понятия".

Садоводческое некоммерческое объединение создано с тремя целями, для достижения которых необходимо финансирование:
1. Использование своего индивидуального садового участка согласно разрешённому использованию для удовлетворения личных потребностей.
2. Развитие объектов инфраструктуры и имущества общего пользования, призванных обеспечивать выполнение первой цели.
3. Содержание всей инфраструктуры объединения, как вновь созданной, так и доставшейся в наследство вместе с индивидуальными садовыми участками во время создания СНТ для реализации всё той же первой цели.

В очередной раз честность и порядочность наших садоводов подводят их под монастырь. Пока идёт финансирование, крах в СНТ никогда не наступит. Люди безропотно несут деньги в правление, где уже давно никого не бывает за исключением председателя и бухгалтера. На все вопросы у председателя всегда находятся объяснения о необходимости срочного внесения очередной суммы денег, о его исключительной компетентности и работоспособности на благо людей. Он всегда объяснит отсутствие отчётной документации тем, что он один, и больше никто не работает.

В таком СНТ деньги собираются от балды, сумму сборов, точнее поборов, определяет председатель и его сподвижник бухгалтер. Собранные незаконно деньги перераспределяются в карман и на неотложные нужды. Такие нужды включают в себя все платежи по потребляемым коммунальным ресурсам. То что идёт на карман, объясняется растущим воровством и немыслимыми потерями электроэнергии, утечками водопровода, сгоревшими насосами, финансированием охранников, которые ни за что, как потом оказывается, не несут ответственность и т.д. и т.п. При всём при этом никаких оправдательных документов у председателя нет и быть, по определению, не может. Иначе деньги в карман просто не положить.

В большей степени наличию названных и многих других безобразий подвержены СНТ, где есть электроэнергия, водопровод, газоснабжение и прочие блага цивилизации. В них легче спрятать карманные деньги председателя, потому что часть всех платежей исправно вносится СНТ в качестве коммунальных платежей за потребляемые садоводами ресурсы на счета ресурсоснабжающих компаний. О признаках того, как Ваши кровные денежки, сдаваемые на благо развития СНТ и поддержания инфраструктуры, уходят налево подробно расписано на странице: "Приходно-расходная смета некоммерческого садоводческого объединения", поэтому не будем повторяться.

Пути восстановления коллегиального управления в СНТ

Возникает вопрос: "Что делать?" Опустим тупиковый путь, по которому идёт большинство садоводов. Он никуда не приводит и ничего не меняет в СНТ, т.к. связан с принципами: "не связывайся, а то обойдётся себе дороже", "моя хата с краю, ничего не знаю" и пр. Если Вы не желаете бороться за свои права, судиться, покорно сдаёте деньги, давно махнув рукой на законность сего действа, то продолжайте это делать и дальше. И пусть председатель с сотоварищами жирует за Ваш счёт, и уж извините за резкие слова, за счёт таких же дураков, которых ещё очень много в России.

Есть вполне законные способы заставить председателя покинуть своё насиженное место с позором или восстановить законность в объединении.

1 способ: прекратить незаконное финансирование доходной части сметы СНТ. Начать необходимо с себя лично, а потом постепенно подтянуть к этому шагу всех садоводов. Ни один платёж не будет считаться сданным на законных основаниях, если он всесторонне не проработан правлением и не утверждён легитимным общим собранием членов СНТ. Другими словами, если собрание не утвердило приходно-расходную смету и размер членских и иных взносов на очередной финансовый год, если из сметы не видно, как и каким образом формируются членский, а при необходимости, и целевой взносы для каждого конкретного садовода, откуда и как появляются тарифы на коммунальные ресурсы, как рассчитываются потери во внутренних коммунальных сетях СНТ, то любой денежный платёж в кассу товарищества незаконен, как со стороны сдающего, так и со стороны принимающего.

Путь остановки незаконного финансирования кассы СНТ наиболее короткий и действенный. Председатель в складывающихся для него неблагоприятных обстоятельствах будет вынужден попытаться сделать неплательщика изгоем, обрубив ему доступ ко всем благам цивилизации, или восстановить законность в управлении садоводческим объединением. Третий путь, когда председатель уйдёт, хлопнув дверью, добровольно, отказавшись от кормушки, маловероятен.

Следует помнить и знать о том, что все попытки отключить, не пущать, навредить в отношении неплательщика незаконны. У председателя правления в полном соответствии с законом есть только один способ воздействия на неплательщика взносов и платежей. Этот способ - обращение в суд. И зафиксирован он в статье 8, п. 2 "Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке" (в отношении индивидуалов) и ст. 7 "Правомочия садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения", ст. 46 "Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов" ФЗ-66 от 15.04.98 г. для членов СНТ. Кроме того, нормы предусматривающие ответственность членов СНТ за неуплату членских взносов и др. платежей должны быть в обязательном порядке прописаны в уставе объединения согласно требованиям ст. 16 "Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" указанного закона.

Рассмотрим три возможных сценария попыток незаконного воздействия на садовода, отказывающегося платить взносы и платежи, не утверждённые легитимным общим собранием членов СНТ:

Пример 1: Председатель за неуплату членских взносов и платежей исключает садовода из членов СНТ самоличным решением, решением правления или общего собрания. Первые два способа незаконны, т.к. право исключения входит в исключительную компетенцию общего собрания (ст. 21 п. 1 пп. 2 "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)". При этом такие полномочия общее собрание имеет при условии наличия в уставе СНТ пункта об исключении за неуплату взносов и платежей в течение определённого периода (ст. 16 п. 4 "Создание садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения").

Действия исключённого: При условии выполнения всех правовых оснований к исключению со стороны правления, садовод подаёт иск в суд по двум основаниям:
1. Признать незаконными установленные правлением (председателем) взносы и платежи (не было общего собрания, собрание нелегитимно, не было уведомлений о собрании и пр. нарушения, отсутствует приходно-расходная смета, смета экономически не обоснована).
2. На основании признания незаконными членских взносов и платежей, а значит невозможности выполнения членом СНТ обязанностей согласно нормам ст. 19 п. 2 пп. 6 "Права и обязанности члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения" об уплате членских взносов и платежей до момента устранения нарушений закона и Устава, просите суд восстановить Вас в членстве в СНТ.

В случае другого развития событий исключённый действует, как садовод, ведущий индивидуальную садоводческую деятельность. Онованиями для неуплаты взносов и платежей за пользование объектами инфраструктуры и др. имуществом общего пользования СНТ те же плюс обязательное наличие подписанного сторонами Договора о пользовании объектами инфраструктуры и другим имуществом общего пользования СНТ ... Без договора, в котором заитересовано, прежде всего, само СНТ платежи также являются незаконными.

Пример 2: Председатель за неуплату членских взносов отключает участок садовода от электроснабжения, при этом платежи за потребляемую электроэнергию вносятся садоводом своевременно и в полном объёме. Данное решение может быть принято правлением или общим собранием. Все 3 варианта мести СНТ за невнесение незаконных платежей, как Вы уже догадываетесь, незаконны. Нет ни одного законодательного или подзаконного акта в РФ, согласно которым бы устанавливался порядок, когда участок физического лица можно было бы отключить от электроснабжения за долги, не связанные с электроснабжением. Наличие такого положения в уставе СНТ незаконно, даже если оно там есть, т.к. противоречит действующему законодательству РФ. Кроме того, отключение садовода от электроснабжения может осуществлять только электроснабжающая организация по заявке СНТ, аналогично выполняется и подключение. По крайней мере согласование таких действий с ЭСО обязательны.

Если кто-то полагает, что отключение и подключение садоводов к электроснабжению находится исключительно в компетенции СНТ, как управляющей компании, то он глубоко заблуждается. Не надо слушать неграмотных чиновников в ЭСО или таких же садоводов из числа членов правления. Доказательством служит то, что СНТ при несогласованном подключении новых садоводов рано или поздно сталкивается с необходимостью увеличения электрической мощности ТП (своего или электроснабжающей организации). В полном соответствии с нормами Постановления Правительства от 27 декабря 2004 года N 861 "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям". Согласно требованиям этого документа запрашиваемая СНТ электрическая мощность в числе остальных документов должна быть обоснована предоставлением свидетельств о правах собственности каждого подключаемого садовода на земельный участок и на жилой дом (если он есть). Т.о., электроснабжающая организация фактически узаконивает технологическое подключение каждого садовода (физического лица) опосредованно, через сеть СНТ, к своим сетям. А раз так, то только действия ЭСО в отношении отключения или подключения физического лица (садовода) к электроснабжению будут законными. Условие договора, заключаемого между СНТ и садоводом на электроснабжение, в отношении права СНТ отключать садовода от электроснабжения за неуплату (даже потребляемой электроэнергии) незаконно.

Действия отключённого от электроснабжения:
1. Фиксируете факт отключения от электроснабжения.
2. Составляете письменное заявление в органы полиции или прокуратуры о самоуправных действиях председателя. При разборе Вашего обращения ссылки председателя на решение правления или общего собрания убедительного воздействия на правоохранительные органы не вызымеют. Его должны взгреть по полной программе. Если у местных покровителей председателя кишка тонка заставить его соблюдать закон, то можно обращаться выше. Всех он всё равно купить не сможет.
3. Обращаетесь в суд с иском к СНТ о незаконном отключении от электроснабжения с приложением по максимуму документов: об убытках, причинённых незаконными действиями, моральном и материальном ущербах, потраченном времени и деньгах на восстановление своих нарушенных прав, квитанциях об обращении к врачу, выписанных рецептах и т.д. После вынесения решения судом в Вашу пользу в обязательном порядке необходимо рассказать о незаконных действиях председателя, Вашем обращении в суд и об убытках, к-е председатель причинил обществу своими неправомерными действиями, выплатив Вам, как потерпевшей стороне, все судебные и прочие расходы. Процесс будет небыстрым, но зато с возвращением убытков и одержанной моральной победой над беззаконием и председателем. На мой взгляд они того стоят.
4. В порядке самозащиты своих прав (ст. 46 п. 2, пп. 5 ФЗ-66 "Защита прав садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединений и их членов") и ст. 12, часть 1 ГК РФ восстанавливаете электроснабжение своего садового участка, обратившись в специализированную организации или самостоятельно, если есть соответствующее образование и допуск к таким работам. Свои действия фиксируете, сохраняте квитанции об оплате услуг электрика т.п. При этом не надо ждать реакции на Ваши обращения или решения суда согласно действиям по п. 2 или 3. Но! Надо иметь ввиду, что Ваш выход с вилами или ружьём против председателя, членов правления и электрика не будет квалифицироваться, как самозащита Ваших прав. В лучшем случае это будет хулиганство, в худшем уголовное преступление с последствиями не в Вашу пользу.

Самозащита права - инициативное, самостоятельное действие лица по недопущению нарушения гражданского права и по уменьшению последствий данного нарушения. Защита прав самого лица, без обращения в компетентные органы.
Такой способ защиты прав как самозащита права предусмотрен статьей 12 Гражданского кодекса РФ. В соответствии со статьей 14 ГК РФ способы самозащиты права должны быть соразмерны нарушению и не должны выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Пример 3: Председатель дал указание не пускать автомобиль садовода на территорию СНТ. Как правило такое решение выносит сам председатель лично, в некоторых случаях правление. Общее собрание может под одобрительные вопли слуг царя поддержать это решение, но общее собрание вряд ли проголосует за него. Тем не менее, в сложившихся условиях в таких СНТ озвучка на собрании, последующая подделка протокола такими руководителями достаточны для вынесения сурового приказа: "Такого-то в СНТ не пущать. Пусть ходит пешком." Случаев полного отлучения садовода-неплательщика от собственного земельного участка пока ещё в практике не встречалось.
Решение будет во всех случаях незаконным, даже, если оно вынесено для садовода-индивидуала на основании норм ст. 8 п. 2 "Ведение садоводства, огородничества или дачного хозяйства в индивидуальном порядке" ФЗ-66, как решение по лишению права пользоваться объектами инфраструктуры и др. имуществом общего пользования за неуплату взносов и платежей. Но! Надо учесть, что такое решение будет законным при условии оформления СНТ права собственности на землю общего пользования. Но и тут надо внимательно смотреть сам документ о праве собственности. Если земля общего пользования принадлежит садоводам на праве общей собственности с определением доли каждого из собственников или общей собственности без определения доли, то это означает, что запретить проезжать по ЗОП никому нельзя. Объясняется это тем, что в этом случае какие-то доли в собственности принадлежат каждому владельцу индивидуального садового участка. При этом совершенно неважно является собственник членом или не членом СНТ. Ведь потеря членства в СНТ, как общественном объединении, не влечёт за собою потерю доли в собственности. Следствием не членства является всего лишь потеря права управлять этой собственностью путём голосования на общих собраниях, но не права участвовать в работе таких собраний и выработке решения. А по сему пользоваться садоводу своим куском собственности согласно нормам ст. 209 "Содержание права собственности" ГК СНТ запретить не может.
Однако общее собрание может закрепить все земельные участки общего пользования за юридическим лицом. И в этом случае решение об ограничении проезда неплательщику будет законным при условии законности утверждённых общим собранием сметы и размеров взносов и платежей, а также внесения такой запретительной нормы в устав СНТ за неуплату взносов и платежей..

Действия садовода, автомобиль которого не пропускают к индивидуальному садовому участку:
1. Зафиксировать действия охраны либо других лиц, запрещающих въезд в СНТ.
2. Действия аналогичны пункту 2 во втором примере. Основой заявления будут являться данные об отсутствии зарегистрированного права собственности СНТ на ЗОП или, если такое право является общей либо долевой собственностью садоводов.
3. Действия аналогичны пункту 3 во втором примере. Иск составляется на основании наличия права общей собственности или долевой собственности либо отсутствии такого права у СНТ, а также отсутствии принятых легитимным собранием сметы и размеров взносов и платежей.

2. Восстановить коллегиальное управление в СНТ, соответствующее нормам Главы 5 ФЗ-66 от 15.04.98 г. и Уставу объединения. Начать необходимо с создания инициативной группы, которая на основе требований статьи 21 "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)" фактически обяжет, в т.ч. и через суд, организовать и провести внеочередное общее собрание членов СНТ по выборам новых органов управления: правления, председателя и ревизионной комиссии. Все особенности этого процесса, а он не быстрый, а если ещё и с участием суда, то долгий, описаны в рубрике сайта СНТ "Пищевик" "ОБЩЕЕ СОБРАНИЕ". Действовать инициативная группа должна в строгом соответствии с законом, а не на свой страх и риск по принципу нашего человека: "Я законы знаю, не надо меня учить". "Откуда, - позвольте спросить, - такие знания, если даже наш ФЗ-66 человек в глаза не видел?"

Важно: Все усилия инициативной группы по организации и проведению общего собрания с принятием любых решений, минуя решение правление СНТ, являются недействительными на основании норм ст. 21 ФЗ-66. В законе чётко зафиксирована норма, согласно которой решение об организации и проведении общего собрания СНТ принимает правление на своём заседании. Других вариантов нет.

В ходе восстановления коллегиального управления в СНТ главным итогом всей работы инициативной группы на собрании должно быть избрание самого важного рабочего органа СНТ - правления. В составе правления не должно быть людей, обязанностью которых будет только участие в голосовании при принятии того или иного решения. Это неминуемо приведёт к тому, от чего СНТ только что избавилось, а именно, к сосредоточению власти в руках одного председателя. Каждый член правления должен тащить на себе определённый участок работы. Председатель в таких условиях будет выступать в роли организатора работы коллегиального органа и исполнителя проработанных по направлениям деятельности решений. При этом ответственный за направление деятельности в обязательном порядке участвует в выполнении таких решений вместе с председателем. Только в этом случае можно обеспечить 100% работу правления в СНТ без махинаций и "чёрных" денег.

Можно, наконец, подвести итог. Разобравшись с вопросами, поставленными темой в начале страницы, нельзя забывать о том, что детальной проработки по проблемам функциональной деятельности требуют и сами органы управления. Общее собрание уже достаточно освещено на сайте и выделено в отдельную рубрику. На следующей странице попробуем выяснить всё про самую противоречивую фигуру в СНТ, про председателя, которого в одних СНТ ненавидят, а в других носят на руках. Идём по ссылке на страницу: "Председатель СНТ вор или раб?" (в настоящий момент страница существует, но в старом формате. Она интересна, но не вполне отвечает содержанию новой прочитанной Вами страницы сайта. То же самое касается и страницы о правлении СНТ, выборах. Потерпите немного. Готовятся новые редакции страниц. Содержание будет изменено примерно на 80%).


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Анализ веб сайтов  

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика