Ваш полис ОСАГО здесь Что такое СНТ?
Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Выборы органов управления СНТ Решения судов по СНТ Ликвидация правовой безграмотности Cтроим жилой дом Всё о взносах в СНТ "Дачная амнистия" Заставьте правление СНТ Правила пользования земельным участком Ограничение прав собственности на землю Налог на землю
|
|||||
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях. "Наказанием за гражданскую пассивность является власть злодеев." Платон - древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля Выборы органов управления и контроля в СНТВыборы всегда и везде вызывают особый интерес участвующих в них людей. Причём проявляется он как со стороны выбирающих, так и со стороны тех, кого выбирают. Впрочем, последние - это самые заинтересованные в исходе выборной компании лица. Те кто в результате процедуры придут к власти в СНТ, те и будут определять всю последующую деятельность внутри организации и за её пределами. От того, кто и как будет участвовать в выборных мероприятиях со стороны избирателей, зависит текущее и последующее положение членов данного товарищества. Они могут попасть в надёжные и цепкие руки негодяев, способные к выкачиванию денег из карманов доверившихся им людей, либо это будут адекватные грамотные руководители, работающие на благо людей, следующие требованиям закона при принятии управленческих решений. Выборы органов управления в СНТ важная составляющая страница жизни юрлица. Процесс выборов, проведённый от начала до конца, фактически определяет всю финансово-хозяйственную деятельность товарищества в период времени, к-й лежит между выборами. Это означает следующее: достаточно проследить и поучаствовать в отчётно-выборном собрании, чтобы понять, как члены СНТ и само юрлицо взаимодействуют друг с другом, какие нарушения допущены и будут допускаться в последующем. Важно подчеркнуть, хозяйствование на садовом земельном участке должно приносить максимум пользы собственнику, а работы и услуги СНТ иметь максимальную отдачу для обеспечения этой пользы каждому владельцу земли. Чтобы реализовать эту задачу, нужно принимать активное участие в выборах органов управления и контроля, понимать, что происходит в вашем СНТ. Что можно предпринять или изменить в ходе процедуры выборов руководящих органов юридического лица. Исходя из практики, можно выделить три варианта деятельности председателя, правления и ревизионной комиссии в любом СНТ: 1. Если в товариществе руководящие органы выполняют свои обязанности в соответствии со своими компетенциями согласно требованиям закона; если выборы председателя, членов правления и ревизионной комиссии СНТ проводятся с учётом преемственности, т.е. состав руководящих органов обновляется примерно на 50%; если граждане сами активно участвуют в выборах органов управления; если в садоводстве имеется имущество общего пользования в виде объектов недвижимости, к-е имеют собственника с регистрацией права в ЕГРН, то вам несказанно повезло. Развалить такое СНТ или подменить законную деятельность незаконной имитацией такой деятельности практически невозможно. 2. Если в вашем товариществе в органы управления и контроля избирают, кого не попадя, по принципу "лишь бы не меня"; если уже выбранное руководство не обладает знаниями и необходимыми для управления юрлицом компетенциями, приобретёнными в процессе наработки жизненного опыта ещё до СНТ; если на отчётно-выборное собрание кворум набирается с большим трудом или его вовсе никогда не бывает, то вам не повезло. Лучшим выходом из такого положения будет ликвидация СНТ и дальнейшее самостоятельное ведение хозяйственной деятельности на своих садовых земельных участках без юрлица, т.к. помощи и работы от него люди всё равно никогда не получат. 3. Если в вашем товариществе засели злодеи, которые пролезли в руководящие органы с целью набивания своих карманов; если вы фактически не можете получить никакой информации о финансово-хозяйственной деятельности СНТ; если, пусть и не с вашим участием, товарищество не вылезает из судов по различным явным и неявным нарушениям закона; если всеми правдами и неправдами руководство в СНТ уже многие годы не меняется, то вам в этом случае очень не повезло. Вариантов преодолеть злодеев, заменив их компетентными органами управления, много. Путь, к-й вам предстоит пройти, неимоверно сложный. Ведь злодеи не собираются никуда уходить и отказываться от халявных денег. Но, кто-то должен решить проблемы в вашем СНТ. Если не вы, не поддерживающие вас люди, то кто? Если ответа нет, то продолжайте платить деньги во благо злодеев. Если ответ есть, то дерзайте. Всё в конечном итоге получится. Нужно только запастись терпением, включить мозги, выключить эмоции, засучить рукава и работать на себя и на людей. Страница сайта http://cnt-pischevik.ru. ставит перед нами несколько вопросов, к-е ниже разобраны по полочкам. Каждому вопросу предложено то или иное решение, основанное на практическом опыте и нормах закона, применяемых в разных СНТ: Какие особенности выборов в органы управления и контроля в соответствии с требованиями закона необходимо учитывать в СНТ ? Информация имеет своей целью подготовить членов садоводческого некоммерческого товарищества к выборам органов управления и контроля в СНТ. Максимально разъяснить ещё до выборов, что предстоит делать, почему надо делать именно так, а не иначе во всех случаях, когда вас не устраивают существующие руководители товарищества и предлагаемый из них же или других лиц очередной состав злодеев или неучей. То есть, это страница о выборах органов управления СНТ, о вариантах проведения собрания так, чтобы, не нарушив положений ФЗ-217 от 29.07.2017 г. "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", всё же провести его, избрав законные легитимные органы управления в условиях возможного отсутствия кворума для принятия решений. Вам предлагаются для изучения следующие разделы по теме:
Отметим следующее, данная страница сайта СНТ "Пищевик" не пересказывает содержание других статей и материалов, несмотря на то, что все они тесно переплетены и невольно могут выскочить повторения. Эта статья призвана разобрать некоторые тонкости выборов органов управления и контроля в СНТ, т.к. они имеют свою специфику, отличную от многих иных юридических лиц, включая иные виды ТСН. Приступаем к разбору первого вопроса. 1. Закон № 217-ФЗ от 29.07.2017 г. о выборах органов управления и контроля в СНТ.Норм, которые бы однозначно и подробно устанавливали и регулировали правила организации, проведения выборов органов управления и контроля в садоводческом некоммерческом товариществе, на самом деле немного. Тем более странным кажется явление, когда даже эти небольшие по объёму и пониманию правила нарушаются в СНТ со стороны органов управления. Причин тому много. На этой странице мы разберёмся с ними комплексно без вытаскивания в некую сводную структуру типа таблицы. Поехали... Первое упоминание о выборах органов управления СНТ находим вот здесь: Статья 10. Порядок принятия решения об учреждении товарищества
Сегодня вновь образованных товариществ немного. Ещё меньше будет СНТ, к-е ещё только собираются создавать. Подавляющее большинство были учреждены давно, ещё во времена СССР. Тем не менее, норма ст. 10 интересна тем, что она указывает на обязательность избрания органов управления: председателя СНТ, членов правления и органа контроля (ревизионной комиссии) во время первого общего собрания, на к-м фактически создаётся юридическое лицо. Иные органы управления и контроля не предусмотрены законом. Нет никакой необходимости плодить структуры внутри организации, к-е потом будут исполнять функции органов управления, установленные законом. Основными нормами, определяющими состав органов управления и контроля в СНТ, является другая статья закона. На её содержании остановимся подробнее: Статья 16. Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)
Высший орган управления никто не создаёт и не выбирает. Он существует сам по себе с момента регистрации СНТ в ЕГРЮЛ и до даты ликвидации юридического лица. При этом закон ФЗ-217 от 29.07.17 г. ограничил нормы ст. 65.3 "Управление в корпорации" ГК только одним высшим органом управления - общим собранием. Никакие съезды, конференции, уполномоченные в СНТ не могут быть выбраны и использованы в качестве высшего органа организации. Нигде не сказано о том, почему установлено минимальное количество членов СНТ равное 7 человекам. Если считать и одновременно размышлять, основываясь на иных нормах закона, то 217-ФЗ от 29.07.17 г. установлены некоторые количественные ограничения, например, количество членов правления. Это 3 члена (ч. 3 ст. 18 "Правление товарищества"). Из них один является председателем СНТ и председателем правления. Так сказать, два в одном. Также должны быть обязательно, как минимум, ревизоры СНТ, не входящие в правление. Их число установлено законом в 3 человека. Член ревизионной комиссии не может быть председателем товарищества. Все органы вместе составляют 6 человек. На вопрос: "Почему в СНТ должно быть не менее 7 человек?" - ответа нет. С таким же успехом можно было принять правило о минимуме в 6 членов товарищества. Эта норма устанавливает одни правила игры в органы СНТ. Никаких иных комиссий, советов, комитетов и прочих бездельников в товариществе не создаётся и не может быть создано. Нормы части 3 ст. 65.3 "Управление в корпорации" для ТСН не применяются, т.к. есть другие нормы в ч. 2 ст. 123.14 "Особенности управления в товариществе собственников недвижимости", где написано о том, что в ТСН создаются два исполнительных органа: председатель товарищества и правление. Любое решение о создании какого-либо другого дополнительного органа управления или надзора будет автоматически признано ничтожным, т.к. не входит в компетенцию общего собрания членов СНТ. Правило: В СНТ не может быть директора или ИП (индивидуального предпринимателя) или иного юридического лица, к-е выполняют функции исполнительного органа СНТ. Скажем иначе. Председатель товарищества и правление не могут быть заменены или продублированы какими-то иными органами или лицами (физическими, в их число входят и ИП или юридическими). Правило работает во всех случаях, если в границах территории садоводства действует СНТ, официально зарегистрированное в ЕГРЮЛ, как действующее. Аналогично применяются нормы ч. 4 ст. 65.3 "Управление в корпорации", где идёт речь о контролирующих органах в корпорации, т.к. в ст. 123.14 нет никаких иных органов, создаваемых в СНТ с задачей контроля (пост народного контроля, наблюдательный совет, комитет контроля и пр.) Закон установил, органом контроля в СНТ является ревизионная комиссия. Другого не дано. Следует понимать, ревизионная комиссия не является органом управления СНТ. Это контролирующий финансово-хозяйственную деятельность СНТ орган, к-й подчиняется только общему собранию (ч. 4 ст. 20 "Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества"). Норма ч. 5 рассматриваемой статьи важна, т.к. она устанавливает ограничения, к-е часто не замечают члены СНТ, выбирая органы управления и контроля. В свою очередь решения собрания, к-е принимаются с нарушением норм ч. 5 приводят к признанию таких решений незаконными или ничтожными. Смотрим на ограничения внимательно: Статья 65.3 "Управление в корпорации" ГК. Вопросы, отнесённые настоящим Кодексом и другими законами к исключительной компетенции высшего органа корпорации, не могут быть переданы им для решения другим органам корпорации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или другим законом. Эта норма закона очень неоднозначная. С одной стороны, она позволяет продолжить текущую финансово-хозяйственную деятельность СНТ на случай, если количество членов товарищества на отчётно-выборном собрании не собрали кворум, если в регионе случились форс-мажорные обстоятельства, не позволившие организовать и провести выборы новых органов управления своевременно, если есть иные объективные и субъективные причины, препятствующие проведению общего собрания. В число продолжающихся полномочий включено право правления на организацию и проведение отчётно-выборного собрания в иные сроки, когда это станет возможным. С другой стороны, не прекращающиеся, не ограниченные сроками, полномочия органов управления и контроля позволяют засевшим в руководстве злодеям вообще не проводить отчётно-выборных собраний. Совсем не проводить. И как бы вы кому бы то ни было не жаловались на несправедливость, на нарушение закона, по факту нарушение отсутствует. А все риски и исправление ситуации возлагаются на СНТ. Члены товарищества фактически и по закону должны сами инициировать и провести общее отчётно-выборное собрание. Эти действия предусмотрены и подробно расписаны в нормах частей 5 - 12 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Других вариантов нет. А если не получается провести? Например, люди инертны и не хотят заморачиваться на решение проблем своего СНТ? Тогда злодеи будут править в СНТ всегда. На эту норму мы посмотрим не в общем, а в свете выборов органов управления и контроля в СНТ. Если отчётно-выборное собрание не имело кворума или есть признаки ничтожности по иным основаниям ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК, то все решения, к-е записаны в протоколе, фактически не приняты и считаются ничтожными. Из этого следует, члены и не члены СНТ могут не исполнять решения таких органов управления, включая решение самого нелигитимного общего собрания, как высшего органа управления. Однако, неисполнение решений общего собрания, когда вы, безусловно, правы, но у вас нет доказательств нелегитимности собрания, чреваты последствиями. Председатель, к-го как бы не выбрали по вашему мнению, подаст иск в суд на взыскание взносов и платежей, утверждённых этим же собранием. В этой ситуации вы рискуете проиграть суд и лишиться денег. Доказательства нелегитимности решений общего собрания должны быть железобетонными, к-е не могут быть оспорены никоим образом. Будет лучше, если вы позаботились о получении и сохранении доказательств нелегитимности собрания. Бывают ситуации, когда решение общего собрания может быть частично признано ничтожным. Пример: в повестку дня предстоящего общего собрания не был включён вопрос о выборах председателя СНТ, а на собрании он вдруг появился, как будто был там всегда, а вы просто не заметили. Исходя из положений ст. 181.5, часть 1 принятое по такому вопросу решение, пусть и легитимным собранием, будет считаться ничтожным. Доказательством по делу будет представленное суду объявление о собрании с повесткой дня (фотография), снятое с доски объявлений, или письмо (электронное письмо) члену СНТ с объявленной повесткой дня. Тем не менее, решение и без суда будет считаться ничтожным. Его можно и нужно не исполнять. Идём дальше, т.к. есть ещё несколько норм в законе, к-е так или иначе затрагивают выборы председателя СНТ, правления и ревизионной комиссии. В некоторых случаях люди устают от деятельности, засидевшегося в председателях злодея. Просто так его с пьедестала не скинуть. Место пригрето и приносит хороший доход при минимальных усилиях. Мало того, при правильно выбранной председателем СНТ стратегии его фактически нельзя привлечь к ответственности (уголовной или административной). Поэтому выход из создавшегося положения один - это процедура переизбрания. Норма закона, к-я за это отвечает: Статья 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. 1. К исключительной компетенции общего собрания членов товарищества относятся: Согласно требованиям закона этой же статьи 17, частях 7 - 12 инициативная группа, ревизионная комиссия и (или) орган самоуправления граждан могут потребовать от правления организовать и провести внеочередное общее собрания членов СНТ с предложенной повесткой дня. В случае отказа или игнорирования требования через 30 дней инициатор собрания имеет право сам организовать и провести такое собрание, выполнив все мероприятия, установленные законом и уставом в части касающихся общего собрания. Для собрания, к-е будет иметь целью выборы (перевыборы) новых органов и (или) органа контроля повестка дня должна включать следующие вопросы: Повестка дня общего собрания: Важно обратить внимание на формулировки повестки дня. Они должны быть такими, какими прописаны в примере или очень похожими. В противном случае неверные формулировки могут привести к оспариванию решений собрания вплоть до признания его недействительным. А это в интересы членов СНТ не входит. Первый и второй вопросы повестки дня могут быть переставлены местами. Принципиальность здесь не так важна. Добавим, обиженный председатель может вообще отказаться от отчёта и послать инициатора собрания по известному адресу. Тогда вопрос снимется с повестки дня решением собрания во время собрания. Отсутствие этого вопроса не влияет на процедуру отстранения от власти злодеев и выборы адекватных людей председателем, в правление и ревизионную комиссию. Последний вопрос повестки дня может иметь разные формулировки. Они будут отражать то содержание, к-е зависит от состоявшейся проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ за период времени и вынесении на собрание готового акта ревизии с предложениями или только планирующейся проверки по решению данного собрания. Третий вариант может быть сформулирован аналогично 3 и 4 вопросам повестки. Т.е., речь пойдёт о выборах нового состава ревизионной комиссии (ревизоров) и организации последующей обязательной проверки деятельности предшествующей администрации товарищества. А сейчас перепрыгнем через статью 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г. и нужные нам нормы, к-е непосредственно связаны с выборами, т.к. разберём их в других разделах на этой странице. Остановимся ещё на некоторых важных положениях и ограничениях, к-е есть в других статьях закона. А пояснения сделаем только для тех, к-е так или иначе связаны с выборами. Статья 18 "Правление товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Это важный элемент, к-й подтверждается обязанностью правления ежегодно на общем собрании отчитываться о проделанной работе (пункт 10, ч. 7, ст. 18 закона). Если этого не происходит в вашем товариществе, то есть веская причина для переизбрания правления или в самых запущенных случаях для запуска процедуры ликвидации СНТ, как юрлица, умершего своей естественной смертью. Собранию просто нужно это подтвердить официально без сожалений, всхлипываний и возгласов: "Ну, как же мы будем жить без СНТ? А вдруг у нас всё отберут и запретят?" Не отберут, не запретят, а вот деньги людям ликвидация СНТ сэкономит немалые. Это новая норма по сравнению с аналогичной нормой 66-фз от 15.04.98 г. Разница состоит в том, что закон однозначно определяет председателя, как единоличный исполнительный орган СНТ. Теперь собрание выбирает председателя СНТ. Выбранный руководитель одновременно становится председателем правления в товариществе. При регистрации председателя в ФНС и внесении сведений о лице, имеющем право действовать от имени юрлица без доверенности (форма Р13014 - действует с 11.2020 г.), должна быть внесена запись о председателе товарищества (СНТ), а не о председателе правления. В соответствии с законом председатель товарищества приобретает дополнительные функции, к-е ранее осуществляло правление. Примером служит единоличное право председателя принимать на работу в СНТ физических лиц. Ранее этим занималось правление (п. 5, ч. 1, ст. 19 "Председатель товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) Для этой нормы нужны некоторые пояснения, проясняющие связь с выборами органов управления и контроля в СНТ. Закон больше нигде не определяет количественный состав правления. Т.е., только общее собрание вправе определить количественный состав правления. Но, если количество членов СНТ составляет 60 человек и менее, то состав правления определён 3 членами. Сделано это для того, чтобы не возникало соблазна раздувать штат правления с одной стороны и не допустить подмены общего собрания расширенным правлением с другой стороны. С этой же целью закон ограничивает численный состав правления для СНТ, где количество членов превышает 60 человек пятью процентами от общей численности членов товарищества. Почему так задумано? Можно долго гадать над решением законодателя. Думается так: одной из целей ограничения является прямой запрет раздувать состав правления. Причина: по новому закону общему собранию дана возможность определять условия труда членов правления и ревизионной комиссии. Эти условия могут быть определены, как трудовым договором с ежемесячной оплатой труда, так и гражданско-правовым договором с выполнением отдельных функций или поручений СНТ с оплатой по факту исполнения. Наконец, это может быть вознаграждение за исполнение каких-то поручений председателя на основании решений общего собрания. Трудно найти такое товарищество, где бы люди решали, кому и за что платить. Чаще решение принимает председатель и правление. А кто им может запретить в этом случае раздуть штат правления и ежемесячно получать зарплаты? Кроме закона это сделать некому. При организации общего собрания с включением в повестку дня выборов инициатору необходимо заранее определиться с количественными составами правления и ревизионной комиссии (если орган контроля переизбирается), к-е бы не нарушали требований закона. В противном случае после собрания решение можно будет оспорить в суде, как не соответствующие закону. Есть правила, установленные законом, для ревизионной комиссии. Они похожи на те, к-е касаются правления СНТ, но имеют некоторые существенные отличия. Статья 20 "Ревизионная комиссия (ревизор) товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Важно: Эта норма закона прямо указывает на право осуществления контроля за всей деятельностью СНТ, как юридического лица, персонально за председателем и правлением. Это единственный в товариществе орган, к-й имеет доступ ко всему, что так или иначе связано с СНТ, включая устные договорённости, сделки между председателем СНТ и физическими и (или) юридическими лицами, к-е имели место в проверяемый период времени. Как это работает с устными сделками? Очень просто. На основе информации от председателя, члена правления или другого источника ревизор требует от них письменного объяснения по той или иной сделке, действиям. При отказе дать такое пояснение, РК отражает отказ в акте проверки с соответствующими выводами и предложениями. Норма устанавливает важные ограничения для подбора кандидатов в члены РК. Во-первых, это три человека из числа членов СНТ. Только действующие, не мнимые члены товарищества могут быть избраны в состав РК. Никакие иные физические лица войти в состав комиссии не могут. Во-вторых, перечислены все заинтересованные лица, к-е не могут быть избраны ревизорами. При этом названные лица могут быть членами СНТ. Не возбраняется. И не иначе. Это обязательное условие. А членами могут быть только те физические лица, к-е имеют право собственности (иное вещное право) на индивидуальный садовый земельный участок, включая общую долевую собственность (общую совместную собственность супругов) на один участок. При подготовке общего собрания инициатор должен в обязательном порядке заранее проверить все условия, к-е позволяют кандидату в ревизоры выдвигаться и быть избранным в состав РК товарищества. В противном случае общее собрание не может принимать решение об избрании лиц, не соответствующих критериям отбора, а принятое с нарушением закона решение будет считаться ничтожным по признакам ч. 3 ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК. Наконец, последняя особенность, к-я часто ставит в тупик не только членов СНТ, но и отдельные организации из числа банков и подразделений ФНС. Это проблема заключается в том, что на общем собрании нужно ставить в повестку дня первым вопросом, а что вторым. Речь, конечно, про выборы председателя СНТ и членов правления. Кто-то считает, вначале нужно выбирать председателя, и только после членов правления. Другой считает, нужно делать наоборот? А как правильно? На самом деле, начиная с вступления в силу ФЗ-217 от 29.07.17 г., всё равно каким вопросом повестки дня собрания ставить на первое место выборы председателя СНТ или членов правления. Суть от перемены мест данных вопросов не изменится. Это стало возможным, в отличие от норм ФЗ-66 от 15.04.98 г., после того, как должность "председатель правления" по старому превратилась в "председателя СНТ" по новому закону. При любой последовательности вопросов в повестке дня собрания члены СНТ всегда будут выбирать единоличный исполнительный орган СНТ (председателя товарищества) и коллегиальный исполнительный орган СНТ отдельно друг от друга. К тому же закон дополнительно определил: председатель СНТ автоматически является членом правления и его председателем. Если у кого-то остались сомнения, или они появились в лице сторонних организаций и (или) органов, нотариусов, то целесообразно показать им изменения, к-е коснулись формулировок в законе, из к-х только дураку будет непонятно, что написано, и как это использовать в процедуре общего собрания. Смотрим и сравниваем: Статья 21. "Компетенция общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения (собрания уполномоченных)" ФЗ-66 от 15.04.98 г.
Статья 17. "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.
Из норм двух законов вытекает: Безусловно, председатель правления в обоих случаях был и есть единоличным исполнительным органом управления. Но по старому 66-ФЗ это всё же была скорее должность свадебного генерала, к-й фактически не имел никаких полномочий без принятия соответствующего решения правлением. 2. Подбор кандидатов для избрания в органы управления и контроля товарищества.Общее собрание, в повестку дня к-го включены вопросы выборов органов управления и контроля, в нормальных СНТ происходят с очерёдностью, установленной уставом организации. Инициатором собрания почти всегда является правление. Так как закон никак не регламентирует порядок выдвижения кандидатов в органы управления и контроля, то каждое СНТ как хочет, так и поступает. Ситуация с выборами развивается по двум сценариям: 1. Правление на общем собрании ставит людей перед фактом, предлагая количественный и качественный состав органов управления и контроля. Собрание в таких случаях не имеет выбора и голосует за предлагаемых людей, количественный состав правления и ревизионной комиссии. Не вызывает сомнения то, что в таких условиях именно правление фактически навязывает собранию кандидатов на тот или иной пост. И, как правило, те лица, к-х правление предложило кандидатами, в 95% случаев будут избраны председателем СНТ, членами правления и ревизорами ревизионной комиссии. 2. Правление до собрания в письменном расширенном уведомлении ставит членов СНТ в известность о выборах органов управления и контроля, количественном составе правления и ревизионной комиссии, а также о кандидатах на все выборные должности. В этом случае, т.к. уведомление направляется членам товарищества согласно требованиям закона за 2 недели до собрания, никто из членов ни добавить, ни прибавить вместо предлагаемых правлением лиц уже не может. Если это сделать, то нарушается норма закона: каждый член СНТ имеет право знать о повестке дня, предлагаемых к рассмотрению на собрании вопросах, а также о возможных вариантах решения, за 2 недели до даты начала собрания. Согласно норме ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК выборы с добавленными кандидатами за 14 дней до собрания и позже, если они состоятся, будут ничтожными. Решение суда для этого не нужно. Изменить непредсказуемый никем и ничем сценарий выборов, фактически и постоянно навязываемый правлением вне зависимости от того, нужно это членам СНТ или нет в настоящий текущий момент можно одним способом. Он заключается в регламентации всей процедуры выборов: от правил подбора кандидатов до процедуры голосования на общем собрании и порядка сменяемости старых органов управления и контроля новыми, вновь избранными. Основу, шаблон, если можно так сказать, могут составить нормы Федерального закона "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" от 26.11.1996 № 138-ФЗ. На его основе, практики, сложившейся в вашем СНТ, предложениях членов товарищества и заложенных в документ формулировок разработчиками необходимо разработать регламент выборов органов управления и контроля в товариществе. Регламент или правила (положение) утверждаются общим собранием членов СНТ. В устав обязательно вносится поправка, отсылающая к данному регламенту в вопросах выборов председателя товарищества, членов правления и ревизионной комиссии. В этом случае никаких сюрпризов, зависящих от председателя и правления, их настроения, степени заражения вирусами хамства и чванливости, в вашем СНТ не должно случаться. Другим вариантом изменить навязываемое правлением на собрании решение является подача в правление заявления с просьбой рассмотреть и включить в состав избираемых органов управления и контроля своих кандидатов. Но сделать это необходимо заранее до назначения даты проведения собрания, к-е в каждом СНТ можно предсказать за 2 - 3 месяца. Согласно требованиям закона видимых причин отказать в таком заявлении у правления нет. А если оно их найдёт, то критики такой отказ не выдержит. Кроме того, отказ и невключение предлагаемых лиц в списки кандидатов для избрания вместе с кандидатами от правления может спровоцировать в дальнейшем обращение в суд с иском о признании решения собрания недействительным по основаниям ст. 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК. Как минимум, в этом случае будут нарушены права граждан участвовать в управлении товариществом через выборы органов управления. А как максимум, правление существенно нарушает условия подготовки общего собрания в части определения повестки дня и выдвижения кандидатов для избрания в органы управления и контроля. А как быть, когда инициатором собрания выступают сами члены СНТ или ревизионная комиссия? При этом в товариществе никогда не было и нет регламента, определяющего правила организации и проведения выборов органов управления и контроля. Тут вариантов немного. Он всего один, потому что перед инициатором стоит задача организовать и провести выборы так, чтобы старые органы управления и при необходимости орган контроля покинули свои насиженные прикормленные места и заменились бы на новый адекватный состав. Возможен вариант, когда часть лиц из старых органов перейдёт по их желанию и согласию членов СНТ в новые органы. Никогда нельзя исключать такой исход. Ведь не всегда в председателях и правлении сплошь и рядом заседают одни злодеи. Как правило, если инициатором общего собрания является не правление, то значит в управлении товарищества и в отдельных случаях в органе контроля засели негодяи. Сами они от системы безопасного поступления доходов, созданной товариществом со своими не убиваемыми возможностями ещё во времена Союза, не уйдут и не откажутся. Почему? Потому что от халявы очень трудно отказаться добровольно. Все попытки людей словом и заявлениями повлиять на рукотворный бардак и безобразия, творящиеся в СНТ, бесполезны, если не принимать радикальных мер. Верно батя говорил: начальству о бардаке докладывать — как свинье на грязь жаловаться. Именно поэтому перевыборы органов управления и контроля всегда относятся к таким случаям, в к-х инициаторами выступают сами члены организации. Председатель и правление тут вам не помощники. В своём переизбрании, по их мнению, они не нуждаются. Ревизионная комиссия - инициатор общего собрания по выборам председателя и правленияОпределимся с ревизионной комиссией, как инициатором общего собрания по выборам председателя и правления СНТ. Комиссия принимает решение об организации и проведении такого общего собрания, если по итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности возникли основания считать выявленные нарушения угрожающими интересам и существованию юридического лица и его членам. Закон не определил критериев, когда наступает пора сделать выводы и срочно предпринять организационные меры к органам управления. Тем не менее, есть такая хитрая статья в законе, когда каждый из состава ревизионной комиссии должен подумать и решить для себя: есть ли ему лично какая выгода от соблюдения режима молчания или, быть может, лучше довести до сведения людей обо всех нарушениях в товариществе и предложить принять меры по исправлению. Смотрим на нормы: Статья 53.1 "Ответственность лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица" ГК
На взгляд со стороны вынос проблем, выявленных в ходе проверки финансово-хозяйственной деятельности СНТ, на общее собрание более, чем очевиден. В противном случае есть прямой риск разделить материальную, уголовную, административную ответственности за причинённый ущерб СНТ солидарно с остальными молчунами из ревизионной комиссии. И такой сценарий вероятен при условии того, что люди начнут процедуру поиска виновных и привлечения их к ответственности. Скорее всего, эти действия члены СНТ доведут до конца. Как они это сделают? Привлекут юристов и правоохранителей или всё сделают сами - это вопрос второй. Но в любом случае все убытки можно и нужно будет возместить за счёт виновных. Вся процедура действий ревизионной комиссии описана в статье 17 ФЗ-217 от 29.07.17 г., начиная с норм частей 7 - 12, о чём уже говорилось в первом разделе статьи. Безусловно, нужно обратить внимание на устав товарищества, нормы к-го должны регулировать вопросы выборов, организации и проведения внеочередного общего собрания при условии того, что они не противоречат закону. Члены СНТ - инициатор общего собрания по выборам председателя, правления, ревизионной комиссииПрактики, когда ревизионная комиссия самостоятельно воспользовалась правом организовать и провести общее собрание по выборам органов управления в СНТ, ничтожно мало или её просто нет. Чаще бывает так, что орган контроля в СНТ фактически подчинён председателю и является его послушным инструментом в деле сравнительно честного отъёма денег у граждан. Поэтому проблема прекращения безобразий в товариществе почти всегда ложится не плечи самих членов. Никто членам СНТ не поможет, если они сами этого не пожелают и не исполнят своё желание. Процесс инициализации, подготовки и проведения внеочередного (в отдельных случаях очередного) общего собрания членов СНТ по выборам органов управления и контроля подчиняется тем же правилам: частей 7 - 12 статьи 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества". Однако, целесообразно смотреть на ситуацию всегда шире, т.к. очень много нюансов спрятаны в иных нормах закона, устава и практике проведения подобного рода мероприятий в вашем СНТ (ссылки справа в рамочке). А сейчас проговорим некоторые этапы подготовки до перехода к активной фазе действий. Эту часть работы инициативной группы лучше по возможности скрыть до поры до времени. Чем меньше и дольше не будет знать правление о готовящихся переменах, тем лучше и успешнее пройдёт собрание. То есть, до момента подачи заявления от членов товарищества в правление с требованием организовать и провести общее собрание по выборам председателя, правления и ревизионной комиссии членам эти органов лучше ничего не знать. Это поможет предотвратить возможную агрессивную контрпропаганду со стороны злодеев и мобилизацию группы поддержки с их стороны. Безусловно, инициативная группа будет объявлена правлением врагами народа, исчадием ада и вредителями в садоводстве во всех случаях. А раз так, то необходимо обеспечить поддержку членов организации грядущим переменам как можно раньше. Успех полностью зависит от проделанной подготовки. Без неё вас неминуемо ждёт неудача. Этапы предварительной работы инициатора собрания:1. Создание инициативной группы единомышленников, к-е готовы не только молчаливо поддержать переизбрание органов управления и контроля СНТ, но и проделать определённую работу с этой целью. Количество участников группы зависит только от размера садоводства. 2. Определение инициативной группой оптимального состава правления и ревизионной комиссии, к-е не должны противоречить нормам закона. В последующем количественный состав может быть изменён в соответствии с детальной проработкой объёма выполняемых обязанностей (функций) членов правления и, соответственно, загруженностью работой по проверке финансово-хозяйственной деятельности СНТ со стороны ревизионной комиссии. 3. В соответствии с количественным составом правления и ревизионной комиссии проработка инициаторами собрания предложений по кандидатам на все места: председателя, членов правления и ревизионной комиссии. Необходимо получить от них согласие и заранее распределить портфели (направления работы, функциональные обязанности) в будущих органах управления, ревизионной комиссии. На этом этапе также важно установить вид и форму оплаты труда для всех органов управления и контроля согласно требованиям закона. 4. Подготовка информационного бюллетеня для членов СНТ и не членов, в том числе, несмотря на то, что они не участвуют в выборах, но имеют право участвовать в собрании. В документе изложить достоверную картину происходящих в товариществе безобразий, предполагаемых или установленных виновных в нарушениях, предложения по исправлению ситуации. Выработать план конкретных действий новых органов управления и контроля по приведению финансово-хозяйственной деятельности СНТ к требованиям закона. Включить в бюллетень возможные действия по привлечению виновных из состава старых органов управления и контроля, если таковые будут установлены, к ответственности. Обязательно указать персональный состав органов управления и контроля (краткие характеристики на кандидатов и причины, по к-м они предлагаются в состав органов управления и контроля). Информировать об обязанностях, предлагаемых формах оплаты труда и иные данные по деятельности председателя, правления и ревизионной комиссии. 5. К дате проведения собрания подвести итоги проделанной работы и выстроить стратегию поведения на собрании так, чтобы с одной стороны не допустить нарушений закона по процедуре проведения выборов, а с другой стороны пресечь возможные попытки провокаций представителей старых органов управления и контроля, если они возникнут в ходе собрания. Правило: Общее собрание собирается не для того, чтобы обсуждать повестку дня и вырабатывать варианты решений, а для того, чтобы проголосовать за заранее подготовленное, согласованное и устраивающее большинство людей в садоводстве решение. После проведения всех предварительных мероприятий инициаторы непосредственно приступают к подготовке общего собрания по выборам новых органов управления и контроля. Это нужно делать даже в том случае, когда правление адекватно среагирует на обращение с требованием организовать и провести внеочередное отчётно-выборное собрание и посулит всё сделать без помощи, самостоятельно. Однако, это чревато подвохом со стороны правителей, а потому в процедуре подготовки наряду с правлением должны обязательно участвовать лично участники инициативной группы. 3. Порядок избрания органов управления и контроля на общем собрании членов СНТ.Вся процедура подготовки и проведения собрания частично расписана в ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г., полностью все нюансы, заморочки, непонятки, условия, парадоксы и недомолвки закона, прочие трудности общего собрания расположены в рубрике "Общее собрание в СНТ - все беды от собрания". Нам сейчас из всего массива информации нужны только те вопросы, к-е говорят о выборах органов управления и контроля, т.к. фактически нигде в законе не прописаны понятные и единые правила. Мало того, то, что написано, не выдерживает критики и часто служит мишенью для жарких споров, где точку не может поставить суд. По всей вероятности это будет происходить до тех пор, пока Верховный Суд не поставит эту нужную всем точку или сам законодатель не уточнит нормы, к-е регулируют вопросы общего собрания и в частности вопросы выборов органов управления и контроля. Итак, будем считать, что собрание подготовлено, определена форма его проведения, назначены дата, место и время. Все предварительные мероприятия исполнены. Наступила дата проведения собрания. Пройдёмся по тем проблемным местам, к-е могут возникнуть в ходе собрания: Во-первых, инициативная группа должна настоять на том, чтобы в состав счётной комиссии (лиц, осуществляющих подсчёт голосов), председателем собрания и секретарём были выбраны лица из состава инициативной группы. Допустимо разбавить эти органы собрания лицами из числа членов старого правления, включая председателя СНТ. Это поможет предотвратить провокации и нападки со стороны членов старых органов управления и подхрюкивающей им группы поддержки. Во-вторых, процедура выборов каждого органа управления: председателя СНТ, правления, а также ревизионной комиссии должна строго соответствовать ч. 2, ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) Это означает: за выбираемого кандидата должно проголосовать 2/3 членов СНТ, присутствующих на собрании. Безусловно, при этом вначале собрания определяется кворум (более 50% от общего числа членов СНТ должны присутствовать на собрании). Затем быть выполнены иные условия легитимности собрания. Одно из важнейших условий - составленный во время регистрации до начала собрания список участников (членов) с живыми подписями. Без него любое собрание является ничтожным, т.к. невозможно определить его кворум. Добавим к этому, в случае проведения общего собрания в заочной или очно-заочной форме подтверждением кворума будут приложенные к протоколу, кроме списка с подписями очников, письменные решения членов СНТ с результатами заочного голосования по выборам. В-третьих, во всех случаях голосования закон предусматривает для участника три варианта решения независимо от формы проведения собрания: очное, заочное или очно-заочное. Лицо, принимающее решение, может выразить его следующим образом: "за", "против" или "воздержался". Все три варианта являются по закону выражением воли избирателя. В Гражданском кодексе это прописано вот здесь: Статья 181.4 "Оспоримость решения собрания" ГК 3). Решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в заседании или заочном голосовании либо голосовавший против принятия оспариваемого решения. В норме подчёркнут текст, к-й явным образом указывает на способы выражения воли участником собрания. Т.е. это "за", "против" или "воздержался". Исходя из норм закона, собрание не имеет права выбросить из итогов голосования лиц, к-е проголосовали ни "за", ни "против". Т.е., эти люди как бы не выражают своей воли, давая право принять решение остальным членам СНТ. Тем не менее, они участвуют в общем голосовании. А их результаты должны учитываться при подведении итогов голосования и признании решения по вопросу повестки дня принятым или не принятым. Все инсинуации и попытки представить воздержавшихся как-то иначе, отдельно от остальных голосующих членов ведут к признанию итогов выборов недействительными. В случае привязки итогов голосования к норме ч. 4 ст. 181.5 ГК (нарушение правопорядка) можно признать решение ничтожным. Впрочем, последнее достаточно сложно обосновать в суде. Решать всегда будет судья на основании своего личного понимания термина "правопорядок". А что он думает по данному поводу, нам не дано узнать до обращения в суд и вынесения судом решения. Правило: Если в общем собрании участвуют 100 членов СНТ, то для принятия положительного решения необходимо набрать (для выборов органов управления и контроля) квалифицированное число голосов "за". Это число равно 2/3 (66,6%) или 67 человек. При любом другом раскладе, если итоги голосования покажут менее 67 человек, то решение собранием не будет считаться принятым. Это будет так, даже в случае, если "за" проголосуют 66 человек из 100, а остальные 44 будут в числе воздержавшихся и ни одного "против". В-четвёртых, до начала процедуры выдвижения кандидатов собрание должно принять обоснованное инициатором заранее и озвученное дополнительно людям решение о количественном составе правления и ревизионной комиссии. Осечки не будет, если до членов (не членов) СНТ будут доведены функциональные обязанности, условия оплаты труда и другие важные составляющие деятельности всех органов товарищества и других работников. Люди должны быть осведомлены из чего будут складываться их членские взносы в части содержания организации и её органов. В-пятых, (это важные детали) при отсутствии регламента (положения) о выборах органов управления и контроля товарищества при условии того, что кандидаты в списки для голосования выдвигаются и дополняются во время собрания, за каждого из кандидатов нужно голосовать отдельно. Здесь два варианта голосования. За один из них собрание должно принять решение. Первый вариант - голосование списком. Отрицательный момент здесь в том, что часть членов СНТ не могут выбрать однозначно "за" или "против", т.к. в списке, по их мнению, присутствуют те лица, за к-х они могли бы проголосовать "за" и те, за которых они "против". Это может привести к большому количеству голосов "воздержался", что в сумме с голосами "против" даст отрицательный результат собрания. Поэтому лучше провести голосование отдельно за каждого кандидата. Правила определить решением собрания. Имеется ввиду принять решение собранием о порядке поступления и внесения кандидатов в список или по алфавиту (по фамилиям кандидатов). При подведении итогов голосования побеждает на выборах тот, кто набирает 2/3 голосов от числа участников собрания. Голосование заканчивается, как только в состав органов избраны кандидаты, набравшие 2/3 голосов "за", и не превышен установленный собранием количественный состав правления, ревизионной комиссии. В-шестых, целесообразно на собрании использовать заготовленный шаблон для протокола. После собрания, как можно быстрее, но не более 10 дней должен быть написан подробный протокол общего собрания, подготовлены все приложения, подписаны все необходимые части, прошиты и скреплены печатью СНТ. Протокол также должен быть зарегистрирован в системе делопроизводства СНТ. Чем качественнее проделана данная работа, тем меньше соблазна и возможностей взять и всё исправить позднее втайне в угоду злодеям. Подведём итоги. Мы вместе разобрали важные моменты в организации и проведении выборов председателя, правления и ревизионной комиссии СНТ. Но это всего лишь малая часть из тех многих ситуаций, к которым может привести отсутствие продуманного утверждённого собранием регламента (положения) о выборах органов управления и контроля в любом товариществе. Поэтому рассмотреть их все не представляется возможным. Тем не менее, новые отдельные случаи, о к-х поведают садоводы, могут и будут разбираться на одной из страниц ресурса СНТ "Пищевик", включая этот материал и форум сайта. |
Старый форум
Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий. или на пласт. карту МИР 2204 3201 7785 0429 |
||||
|
|||||
г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г. |
|||||
|