Ваш полис ОСАГО здесь Что такое СНТ?
Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Выборы органов управления СНТ Решения судов по СНТ Ликвидация правовой безграмотности Cтроим жилой дом Всё о взносах в СНТ "Дачная амнистия" Заставьте правление СНТ Правила пользования земельным участком Ограничение прав собственности на землю Налог на землю |
|||
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях. Демократия поощряет большинство принимать решения по вопросам, о которых большинство не имеет никакого представления. Джон Саймон, лорд-канцлер правительства У. Черчилля Правление СНТПравление в СНТ, как коллегиальный исполнительный орган, придуман и существует для того, чтобы управлять финансово-хозяйственной деятельностью юридического лица. Казалось бы эта аксиома не должна вызывать трудностей для понимания и последующего выстраивания работы членов правления в любом товариществе. Ан нет, что-то почему-то в подавляющем большинстве СНТ (ОНТ) идёт не так. Этому способствуют две причины. Первая заключается в том, что члены правления, председатель не знают и не понимают, как построить работу членов правления. Поэтому все проблемы и их решение в товариществе возложены на самого председателя. Правление в этом случае функционирует в качестве органа для проведения заседаний и выражения поддержки всем действиям председателя. Этим всё ограничено. Вторая причина в том, что председатель фактически сознательно ограничивает доступ к любой работе членов правления, сосредотачивая в своих руках всю полноту управления. Это, в свою очередь, ведёт к тому, что финансово-хозяйственная деятельность СНТ терпит крах, т.к. председатель товарищества один физически не в состоянии решать все вопросы за все органы юридического лица, если только он не находится на работе каждый день. А такие СНТ с 8-часовым рабочим днём 5 дней в неделю нужно искать днём с огнём. Исключением из правила являются большие товарищества, имеющие в своём владении большие хозяйства, включающие системы энергоснабжения, водоснабжения, газоснабжения, сбор и вывоз мусора, освещение, охрану и т.д. Такими комплексами невозможно управлять, периодически появляясь на работе. А как практически происходит управление любым юрлицом? Очень просто. Вспомните фильм "Москва слезам не верит" и диалог между Тосей и Катериной: — И сколько же у тебя людей-то в подчинении? — Почти три тысячи. — Батюшки! Как же ты с ними справляешься? Трудно небось? — Трудно с тремя, а когда трёх научишься организовывать, дальше число уже не имеет значения. СНТ не завод. А члены СНТ не его работники. Зарплату они не получают. Поэтому их не нужно ежедневно куда-то и для чего-то организовывать. Ну, если только проинформировать один или два раза в год о сборе членов на общее собрание. А вот правление, ревизионная комиссия могут и должны получать за исполнение своих должностных обязанностей зарплату (или денежное вознаграждение) согласно требованиям закона. Мы разберём это в основном содержании страницы ниже. А сейчас отметим следующее: председатель товарищества должен уметь организовывать членов правления на исполнение ими своих должностных функций. А их вполне достаточно, даже тех, к-е перечислены в ст. 18 "Правление товарищества" ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Несмотря на нормы закона, практически в подавляющем большинстве садоводческих товариществ правление - это в лучшем случае коллектив уважаемых людей или иначе свадебных генералов, к-х избрали по принципу "только бы не меня". В худшем случае - это "банда" (вассалы) председателя. В первом случае правление собирается раз в три - четыре месяца или реже с целью поднять руки при голосовании за любые предложения единоличного руководителя. Во втором - члены правления фактически помогают председателю стричь шерсть (деньги) с членов СНТ. А кто не платит дань, сопротивляется, того делают изгоем, отключая от электроэнергии, не пуская на территорию садоводства, устраивая прочие мелкие и крупные неприятности, включая взыскание денег через суд. Важно то, что в обоих случаях правление не работает, ни на йоту не исполняет даже тех обязанностей, к-е обозначены в нормативных правовых актах, включая устав СНТ. Данная страница сайта СНТ "Пищевик" призвана не только разобраться со всеми нюансами работы правления, но и помочь председателю СНТ организовать эту работу согласно требованиям закона и нуждам сограждан - собственников садовых земельных участков в отдельно взятом конкретном садоводстве. Материал полезен и членам товарищества, т.к. он помогает бороться в бездействием правления в вашем садоводстве. Ответим на этой странице на следующие вопросы: Какие обязанности и права имеет правление, как постоянный исполнительный орган управления СНТ? Страница разделена на следующие подразделы:
Итак, об всём этом, и не только, по порядку. 1. Особенности деятельности правления, как коллегиального исполнительного органа СНТСреди всех особенностей в работе правления товарищества можно выделить несколько, имеющих значение. Для кого-то это будет уже пройденным уроком, а для кого-то - открытием. Тем не менее, они важны для выстраивания правильной организации деятельности данного органа управления, а также всего остального: от выборов членов правления до выплаты им заработной платы. Давайте разбираться, не забывая заглядывать в текст ст. 18 "Правление товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г., т.к. все изложенные ниже особенности основаны на требованиях норм закона.
Исполнительный орган предназначен для того, чтобы исполнять чьи-то решения. В случае с СНТ такие решения может принимать только общее собрание, как высший орган управления. Председатель, как следует из норм закона, руководит деятельностью членов правления. Эта его деятельность не тождественна навязыванию каких-то решений правлению вне принятым на легитимных общих собраниях членов СНТ. Иными словами правление на своих коллегиальных заседаниях может принимать решения исключительно только по исполнению воли членов СНТ отражённой в протоколе общего собрания. Правление не имеет права принимать решения по расходам, к-е не запланированы в приходно-расходной смете СНТ на год или иной срок. Если в садоводстве постоянно возникают некие срочные работы, к-е не отражены в смете расходов, то это может доказывать два факта: воровство денег со стороны руководящих органов и бухгалтера и (или) некомпетентность председателя и членов правления в тех или иных вопросах финансово-хозяйственной деятельности товарищества. В практической жизни СНТ часто встречаются случаи, когда в состав правления избираются лица, не являющиеся собственниками садовых земельных участков, или к-е не являются членами СНТ. Согласно нормам закона такое решение общего собрания является ничтожным (ч. 3, ст. 181.5 "Ничтожность решения собрания" ГК), т.к. высший орган управления не имеет такой компетенции. Аналогичное применение ничтожности применяется к выборам председателя СНТ, если он не является членом товарищества и не является собственником садового земельного участка в границах садоводства. Данная норма закона императивная, т.е. в правление могут быть избраны только члены СНТ. Никаких других случаев закон не рассматривает (ч. 5, ст. 16 "Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) Закон не запрещает СНТ нанимать на работу или заключать гражданско-правовой договор на оказание услуг товариществу со стороны физических и юридических лиц. При этом эти лица вполне могут исполнять по условиям договора какие-то отдельные направления или даже всю работу председателя СНТ. Но есть одно "но". Это лицо не имеет права ставить подписи за председателя в документах. Скажем понятнее. Если под документом стоят реквизиты: председатель СНТ "...", то под ним должна быть подпись председателя, а не лица, к-е делает работу вместо него. Добавим ещё. Если под иском в суд о взыскании долга к должнику должна быть подпись настоящего председателя, то в самом судебном процессе может участвовать юрист (представитель СНТ) по доверенности от председателя. В суде он будет ставить подписи, как участник процесса в документах суда, а под представляемыми суду документами СНТ (протоколами, выписками и т.п.) должна быть подпись реального председателя. Проблема всех СНТ заключается в мотивации труда (исполнении обязанностей) членами правления. Закон требует очень простого подхода к обязанностям правления. Лица, избранные в состав данного органа должны исполнять определённые законом и уставом функции. На этом основании они должны получать за свой труд деньги. Что это будет: зарплата, вознаграждение или оплата разовых услуг - вопрос другой. В каждом СНТ решение может быть разным, но с обязательной оплатой труда членов правления. Если члены правления не загружены никакой работой, то это автоматически наводит на вывод о том, что СНТ не исполняет свою главную функцию управления имуществом (предмет деятельности для данного типа организационно-правовой формы юрлица). Это чётко и понятно прописано в нормах ст. 123.12 "Основные положения о товариществе собственников недвижимости" ГК и ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Если нет работы, значит людям в данном садоводстве СНТ, как управляющая организация, не нужна. Они вполне могут обходиться без его фиктивных "услуг" и "работ". Во многих СНТ члены правления ограничивают своё участие в деятельности органа коллегиальными заседаниями. Для маленьких СНТ, где количество членов не превышает 100 человек и почти полностью отсутствуют объекты общего пользования, это оправдано. И, наоборот, там где есть объекты общего пользования в собственности СНТ, члены правления должны быть распределены на своим направлениям и выполнять определённые повторяющиеся трудовые функции. Эта особенность прямо вытекает из несовершенства нормы закона о том, что члены правления продолжают исполнять свои обязанности до выборов новых членов правления, несмотря на окончание сроков полномочий в соответствии с уставом СНТ (ч. 6 ст. 16 "Органы товарищества и ревизионная комиссия (ревизор)"). С одной стороны, для СНТ найден выход в случае сбоя в организации и проведении общего собрания по выборам новых органов управления товарищества. Т.е., если собрание не имело необходимого кворума, то председатель и правление продолжают работать вплоть до проведения внеочередного легитимного (полномочного) собрания для осуществления процедуры выборов исполнительных органов управления. С другой стороны закон фактически позволяет данным органам управления вообще не проводить никаких собраний, или проводить их, не включая вопросы перевыборов в повестку дня. При этом данное намеренное поведение правления вполне может говорить о злоупотреблениях, как первопричине того, что выборы в СНТ не проводятся. А за этим всегда стоят махинации с деньгами. Безусловно, необходимо отличать документы, подписанные по истечению сроков полномочий, направленные на оплату товариществом электроэнергии, земельного налога и т.п. от документов, к-е регламентируют иные не постоянные расходы (строительство объектов общего пользования, ремонт проездов, системы водоснабжения и т.д.) имущества общего пользования. Все последние расходы могут подождать до выбора новых органов управления. Особенно внимательно нужно подходить к расходам СНТ, к-е не определены решением общего собрания. Здесь, как правило, широкое поле для манипуляций и воровства денег. Вне зависимости от содержания документов СНТ, особенно внешних (исходящих), если сроки полномочий правления истекли, то расходы на некие нужды могут быть признаны судом незаконными с присуждением виновным вернуть деньги на счёт СНТ. Решить проблему отсутствия выборов новых органов управления в СНТ может только общее собрание, к-е будет организовано и проведено вне зависимости от мнения правления инициативной группой членов СНТ в полном соответствии и с выполнением всех требований, изложенных в ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Прокуратура и суд не помогут в решении данного вопроса. Эта особенность, касающаяся количественного состава правления, напрямую связана с обеспечением коллегиальности в принятии решений. Три члена правления - это тот минимум, к-й может обеспечить коллективное решение по любому вопросу. С другой стороны нет возможности ввести в состав правления множество людей. В отдельных товариществах в состав правления вводят бывших уполномоченных или старших по улицам, что увеличивает размер данного органа управления, затрудняет сбор на совместные заседания и полностью отменяет возможность оплаты работы членов правления по причине распыления трудовых функций на множество исполнителей. Одна из особенностей наших СНТ заключается в большом отличии друг от друга. Это связано с количеством членов СНТ, наличием имущества (объектов) общего пользования, видом права на индивидуальные садовые (огородные) участки, особенностями и наличием окружающей территорию садоводства инфраструктуры и т.д. Если в одних СНТ правление собирается ежемесячно или чаще, то в других один раз в год перед отчётно-выборным собранием. Тем и другим этого количества заседаний вполне достаточно, чтобы выполнить все функции управления, обозначенные в законе. Эта особенность позволяет с одной стороны соблюсти принцип демократии при принятии решений, когда большинство голосов при голосовании определяют кому, что, к какому сроку нужно сделать (исполнить). С другой стороны председатель получил право решающего голоса, что даёт возможность при чётном составе членов правления выйти из спорного результата голосования через присоединение председателя к тому решению, к-е он считает наиболее целесообразным. В большинстве СНТ приходно-расходная смета является упрощённым финансовым планом, к-й рассчитан на год. В такой смете нет ничего, что могло бы объяснить затраты товарищества в предстоящий период. Расходы не формируются по разделам и группам, что приводит к полной неразберихе и путанице. Никто в СНТ не отвечает за исполнение по основным мероприятиям сметы. На вопросы членов товарищества правление во всех случаях обычно отделывается стандартной и принятой во всех СНТ фразой: "Смета составлена, исходя из затрат в прошлом году". Разве при этом ответе что-то меняется? И в прошедшем году смета была такой же недоступной и непонятной всем, включая самих членов правления. Каждый год такое положение сохраняется к нескрываемому удовольствию председателя и правления. А должно быть так, чтобы в каждой статье расходов (доходов), а также по каждому мероприятию присутствовали пояснения и расчёты в самой приходно-расходной смете или в приложениях к ним. Чтобы были определены ответственные. При этом следует отличать статью расходов, например, расходы на электроэнергию по обеспечению работы объектов СНТ (домик правления, насосная станция, освещение территории садоводства и т.п.) от расходов на мероприятия. Например, мероприятием будут считаться уборка проездов от мусора, скашивание травы. Их можно обозначить в смете, как благоустройство земельного участка общего назначения и расписать все планируемые работы с указанием ответственных и сроков. Следует также отличать принцип расчёта размера взносов от финансово-экономического обоснования расходов. Это не одно и то же. ФЭО должно пояснить членам СНТ сумму запланированных расходов товарищества по тем или иным статьям расходов и мероприятиям по смете в том размере, к-й в ней указан. В самой смете, приложениях к ней должны быть ответы на вопрос: "Почему заложена сумма 1000 руб. на мероприятие, а не 2000 руб. или 500 руб. А принцип расчёта размера взносов базируется на количестве членов (не членов) СНТ и размеров доли в праве на имущество общего пользования одного плательщика. Указанная статья закона не рассматривает виды ответственности. Но ответственность за действие или бездействие правления и остальных органов СНТ начинается с дисциплинарной ответственности (ст. 192 - 195 Трудового кодекса) и заканчивается материальной, вплоть до привлечения к административной и уголовной в отдельных случаях. Всё зависит от тяжести совершённых нарушений членом (членами) правления и суммы убытков причинённых СНТ. Следует знать: закон освобождает от ответственности членов коллегиальных органов управления (ч. 2 ст. 53.1 ГК), если они голосовали против принимаемого решения, которое принесло убытки или, действуя добросовестно, не принимали участие в голосовании. В последнем случае примером может служить болезнь члена правления и невозможность его участия в заседании и принимаемых решениях. Есть один действенный и простой способ избавить СНТ от убытков, а органы управления от ответственности. Этот способ прописан в п. 2, ч. 1 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.. Он заключается в досрочном прекращении полномочий органов управления через проведение внеочередного общего собрания членов СНТ. 2. Направления (участки) работы членов правления в СНТВ этой части страницы будем разбираться с индивидуальными участками работы членов правления. Каждое СНТ вправе выбирать то, что ему подходит из двух условий:
Следует обратить внимание на следующие две объективные реальности, к-е всегда будут влиять на количество членов правления в любом СНТ: Во-первых, большое количество членов СНТ и (или) садовых земельных участков, входящих в территорию садоводства, требуют соответствующего увеличенного состава членов правления. Во-вторых, наличие или отсутствие имущества общего пользования (объектов инфраструктуры) в границах садоводства определяют количество членов правления. Больше объектов - больше членов правления и наоборот. Совершенно недопустимо, когда в товариществе с числом членов в 250 человек заседает 7 - 9 или больше членов правления. При этом СНТ не имеет ни одного объекта из имущества общего пользования в собственности или в управлении. Данный орган, объективно по независящим от него причинам, будет заниматься протиранием штанов на никчёмных заседаниях. Это в лучшем случае. В норме такое правление вообще не собирается на свои заседания, т.к. в силу закона не может принимать решения ни по одному направлению своей деятельности, кроме содержания самой организации в интересах этой организации? А на вопрос: "Нужна ли людям организация, к-я работает сама на себя?" - ответ найдите сами. Тем не менее, примем за истину, в вашем СНТ есть имущество общего пользования (объекты, имущество), к-е зарегистрированы на праве собственности в порядке, установленном законом. Из этого следует то, что в товариществе всегда есть постоянная работа для исполнительных органов управления. Основой для выстраивания работы членов правления служат нормы ч. 7 ст. 18 "Правление товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г. Без них председатель теоретически может озадачивать членов правления, но что-то обязательно будет упущено, не сделано, не охвачено и т.д. А результатом такого непозволительно высокого самомнения председателя о себе и своих организаторских способностях будет неудовлетворительная работа СНТ и неподготовленные общие собрания больше похожие на случайную встречу случайных людей с обсуждением ими случайных идей и задач, но с обязательным навязыванием садовому сообществу ничем не обоснованных платежей за непонятную и невидимую никому "как бы работу" во благо людей. При этом председатель будет свято верить в свою непогрешимость и безусловную работу на садоводство, а людей называть неблагодарными негодяями и скандалистами. Итак, разбираем полномочия или направления работы правления СНТ согласно нормам закона: 1. Выполнение решений общего собрания членов товарищества.Эта норма очень интересная. Вся деятельность правления напрямую завязана на наличие решения, принятого легитимным собранием. Есть решение - будет чем заниматься правлению. Нет решения - правлению делать нечего. Но решение общего собрания должно быть правильно оформлено. А как? Есть очень простое правило любого коллегиального решения любого органа юридического лица или собрания гражданско-правового сообщества лиц. Правило протокола: Решение по каждому вопросу повестки дня общего собрания членов СНТ должно включать в себя: Исключением являются решения по вопросам, целью к-х является доведение до сведения участников собрания какой-либо информации, не требующей действий от участников собрания, как членов СНТ. (Например, на летний период введён новый автобусный маршрут из города до территории садоводства, увеличен размер земельного налога в регионе на очередной год, в такой-то период будет отключена подача воды в связи в ремонтом системы водоснабжения и т.д. Информация доводится до участников собрания и принимается к сведению). Если протокол общего собрания оформлен верно, то у правления появляется обязанность исполнить решение собрания. Для того, чтобы отвечающий за то или иное мероприятие благополучно не спустил исполнение на тормозах, один из членов правления исполняет работу секретаря. Иначе этот работник называется делопроизводитель. В его обязанности входит, кроме ведения делопроизводства СНТ, осуществление контроля за всеми поручениями, следующими из решений общих собраний, заседаний правления и указаний председателя СНТ по всем вопросам финансово-хозяйственной деятельности. Каждое СНТ и каждый секретарь может сам выбирать форму осуществления такого контроля. Главное, чтобы она была в его голове и отражалась на бумаге или в электронном виде. Тогда всё просто: секретарь последовательно следит на исполнением, докладывает председателю СНТ об этапах исполнения. При срывах или затягивании сроков секретарь предоставляет информацию председателю для принятия последним мер воздействия на исполнителя, вплоть до взысканий или более радикальных мер в виде увольнения работника или отстранения. В дальнейшем осуществляются перевыборы безответственного члена правления на ближайшем общем собрании. 1. Участок работы: Секретарь правления постоянно контролирует исполнение решений общих собраний, заседаний правления с предоставлением председателю СНТ информации для принятия неотложных мер по выполнению всех запланированных мероприятий. В небольших СНТ при отсутствии должности секретаря функцию контроля исполнения мероприятий согласно решениям общего собрания может осуществлять сам председатель СНТ. Обратите внимание: Все участки работы (функции) правления одновременно являются трудовыми функциями членов правления или обязанностями (услугами в пользу СНТ) по гражданско-правовым договорам. Если трудовые или гражданско-правовые договоры с членами правления не предусмотрены в небольших СНТ, то данные трудовые функции должны выполняться членами правления за вознаграждение. А по итогам года решением общего собрания членов СНТ члены правления должны быть поощрены денежными премиями. Смысл обязательной оплаты труда членов правления в мотивации их на выполнени работы. В противном случае ждать от правления исполнения их полномочий и обязанностей не стоит. Это будет просиживание штанов в роли свадебных генералов в пределах сроков полномочий. 2. Принятие решения о проведении общего собрания членов товарищества или обеспечение принятия решения общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования.Данную функцию правления нельзя назвать участком работы. Это общая норма, к-я непосредственно связана с обязанностью правления по организации и проведению, как минимум, одного обязательного ежегодного общего собрания членов СНТ (ч. 6 ст. 17 "Компетенция общего собрания членов товарищества"). Правление собирается на своё заседание, созываемое председателем СНТ, и принимает решение о подготовке и проведении общего собрания. Так как созыв заседаний правления возложен на председателя, то ему и отвечать за исполнение данной функции. 2. Председатель правления созывает заседание правления с целью принятия решения по организации и проведению ежегодного общего собрания членов СНТ и формы (очное, очно-заочное, заочное) его проведения. Норма обязывает правление обеспечить проведение общего собрания. В обеспечение входят: принятие решения на заседании правления, выработка повестки дня, направление уведомлений и др. материалов для принятия решения членами СНТ, в т.ч., бюллетеней заочного или заочной части очно-заочного собрания, проектов локальных актов, в т.ч., связанных с расходами товарищества и имуществом общего пользования. 3. Принятие решения о проведении внеочередного общего собрания членов товарищества или о необходимости проведения внеочередного общего собрания членов товарищества в форме очно-заочного или заочного голосования.Данное требование закона не предполагает др. действий правления в случае поступления в этот орган требований о проведении внеочередного общего собрания собрания. В то же время участком работы для кого-либо требование не является. Т.е., правление обязано принять решение, организовать и провести внеочередное собрание, если в правление поступит такое требование в соответствии с порядком, определённым уставом и законом. Порядок может включать оформление требования о подготовке и проведении внеочередного общего собрания. В любом случае такой документ не может быть анонимным. В прежнем законе правление могло принять решение об отказе в организации и проведении внеочередного собрания. В 217-ФЗ решение об отказе в организации и проведении внеочередного собрания не может быть принято, исключая нарушение порядка подачи требования от членов СНТ, ревизионной комиссии или органа местного самоуправления. Кроме того, внеочередное общее собрание всегда будет проводиться в случае, если очное собрание членов СНТ не собрало кворум. В этом случае правление на своём внеочередном заседании принимает решение о проведении такого собрания с этой же повесткой дня в очно-заочной или заочной формах. 3. Председатель СНТ созывает заседание правления с целью организации и проведения общего собрания товарищества в случае поступления требования от членов СНТ, ревизионной комиссии или администрации органов самоуправления, а также при отсутствии кворума на очередном (ежегодном) общем собрании в очной форме. 4. Руководство текущей деятельностью товарищества.Эта общая норма определяет повседневную работу товарищества, основанную на выполнении решений общего собрания, в т.ч., приходно-расходной сметы и ведение финансово-хозяйственной деятельности юридического лица. Организатор работы правления - председатель СНТ. Ему и отвечать за все действия или бездействие правления, как исполнительного органа товарищества. Однако, назвать это направлением работы одного из членов правления нельзя. 5. Принятие решений о заключении договоров с организациями, осуществляющими снабжение тепловой и электрической энергией, водой, газом, водоотведение, благоустройство и охрану территории садоводства или огородничества, обеспечение пожарной безопасности и иную деятельность, направленную на достижение целей товарищества.Данная норма в законе изложена так, что каждый в ней видит только то, что ему хочется увидеть. А между тем как данное направление в разных СНТ должно выполняться по-разному, отличаясь как по форме, так и по содержанию. В некоторых СНТ это направление совсем не работает по объективным причинам из-за отсутствия имущества общего пользования. Исходя из этого, деятельность конкретного СНТ по договорам с организациями, обозначенными в законе, почти всегда по поверку показывают некорректность исполнения нормы, смешивание разных типов правоотношений в одну кучу. Это всё ведёт к прямому нарушению требований по целому ряду нормативных правовых актов в области снабжения потребителей коммунальными ресурсами. Для того, чтобы не нарушать закон нужно всего лишь понять, какие условия реально существуют в вашем садоводстве, и выбрать тот вариант, к-й подходит только для вашего СНТ и граждан, имеющих садовые земельные участки в границах садоводства. Давайте разберём варианты. Условия, определяющие порядок заключения договоров с организациями, обеспечиващими поставку коммунальных ресурсов, другие услуги и работы для СНТ в границах территории садоводства:1 пакет условий: СНТ, как вид товарищества собственников недвижимости, не занимается снабжением электроэнергией, газом, в ряде случаев водоснабжением, водоотведением. Эти обязанности возложены законом на снабжающие организации: электросбытовые, газоснабжающие, водоканал и пр. конторы. Это не запрещает СНТ заключать договоры на поставку ресурсов для снабжения своих собственных объектов, к-е принадлежат юридическому лицу и имеют статус обособленного имущества (ст. 48 "Понятие юридического лица" ГК). Т.е. СНТ заключает обычный договор на поставку ему, как юрлицу, соответствующего коммунального ресурса с целью потребления. При заключении такого рода договоров СНТ не имеет права поставлять ком. ресурсы гражданам - членам (не членам) СНТ. Граждане - собственники садовых земельных участков в таких условиях заключают индивидуальные договоры с ресурсоснабжающими организациями. Если сети электроснабжения, водоснабжения, газоснабжения принадлежат СНТ на праве собственности, то поставка всех ресурсов гражданам осуществляется, как правило, через эти сети (объекты). В этом случае СНТ, как собственник имущества, обязано содержать свои объекты в актуальном, исправном состоянии за счёт сбора членских взносов и платежей не членов товарищества. При условии принадлежности земельных участков общего назначения СНТ на праве собственности (ином вещном праве) товарищество может решать вопросы благоустройства, охраны и пожарной безопасности в отношении своего имущества со сторонними организациями или физическими лицами на основе гражданско-правовых договоров окзания услуг. Граждане - собственники садовых земельных участков сами отвечают за пожарную безопасность своих участков, их охрану в полном соответствии с нормами ст. 209 "Содержание права собственности" ГК. 2 пакет условий: СНТ аналогично первому пакету имеет в собственности имущество общего пользования в виде сетей энергоснабжения, газоснабжения, водоснабжения, имеет земельные участки общего назначения в собственности и иные объекты недвижимости (домик правления, детская (спортивная) площадки и т.д.) Для оказания гражданам - собственникам садовых земельных участков коммунальных услуг последним необходимо иметь домовладения (жилой дом вместе с хозяйственными постройками на участке или только жилой дом). Если домовладение отсутствует, то согласно требованиям раздела "II. Условия предоставления коммунальных услуг" Постановления Правительства № 354 от 06.05.11 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" СНТ не имеет права предоставлять коммунальные услуги собственникам садовых земельных участков. Садовый дом не является жилым и тоже попадает под запрет предоставления коммунальных услуг. Исключением является услуга по обращению с твёрдыми комммунальными отходами, предоставляемая региональным оператором или СНТ (будет рассмотрена ниже на странице). При наличии в границах садоводства домовладений СНТ может заключить договор с ресурсоснабжающими организациями на поставку гражданам комммунальных ресурсов. Определяющим требованием для этого будет пункт 10 из названного постановления правительства: 10. Условия предоставления коммунальных услуг собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: Важно: Между СНТ и собственником домовладения должен быть обязательно заключён договор в письменной форме. Это не платежи по членским или целевым взносам. Это совершенно иной платёж, к-й не определён нормами ФЗ-217 от 29.07.2017 г. Если в СНТ не на всех участках имеются домовладения, то никакого смысла в заключении договоров СНТ с ресурсоснабжающими организациями на оказание коммунальных услуг собственникам садовых земельных участков нет. 3 пакет условий: СНТ, как юридическое лицо, не имеет в собственности и на бухгалтерском балансе никакого имущества общего пользования. Если такое имущество всё же имеется в границах садоводства, а такое положение бывает часто, то им пользуются как СНТ, так и собственники садовых земельных участков. Важно отметить - это пользование бесплатное. При этом никаких договоров на поставку коммунальных ресурсов, благоустройство территории садоводства, охрану, пожарную безопасность товарищество заключить ни с кем не имеет права. Причина в том, что СНТ в рамках договора не может указать существенные условия, а именно, те объекты, к-е потребляют коммунальные ресурсы, а также сети, через к-е может или уже осуществляется поставка ресурсов собственникам садовых земельных участков, т.к. они юридически де-факто не являются имуществом. Скажем иначе. Если вы будете говорить о том, что ЛЭП принадлежит СНТ или садоводам, то она не станет вам принадлежать до тех пор, пока вы не сможете показать документ о праве собственности любому заинтересованному лицу, включая вас. Есть такой документ? Тогда будет и договор. Нет, не будет и договора. В связи с повсеместно распространённой практикой содержание бесхозного имущества осуществляется через СНТ путём сбора членских взносов, что противоречит закону. Поэтому выход остаётся один. Если граждане не хотят регистрировать бесхозное имущество, то содержать его можно без участия СНТ на добровольных началах. При этом такое положение может длиться годами. И никто фактически за имущество не отвечает. А раз так, то никого нельзя привлечь к ответственности за неплатежи. Мало того, в таких условиях всегда есть риск того, что в один нехороший день кто-то погибнет при работах на бесхозном имуществе. Будет возбуждено уголовное дело. Расследование приведёт в итоге к отключению бесхозного объекта от сетей поставщика в целях безопасности. Архиважным фактором, влияющим на объём работы правления по договорам с организациями, является процент охвата собственников садовых земельных участков индивидуальными договорами с ресурсоснабжающими организациями или с СНТ в случае поставки таких ресурсов домовладениям в границах садоводства. Чем меньше процент индивидуальных заключённых договоров, тем больше объём работы и наоборот. Второй фактор, к-й давит на СНТ в вопросе, осуществлять поставки коммунальных ресурсов гражданам или нет, является отсутствие согласно закону права брать с собственников домовладений комиссию по индивидуальным договорам. Т.е., заключив индивидуальный договор поставки коммунального ресурса с гражданином, СНТ взамен получает головную боль по сбору денег за потребляемые ресурсы, но не имеет ни копейки денег за свою работу. В то же время товарищество не может по договору управления осуществлять посредническую деятельность по обеспечению индивидуальных садовых участков граждан в плане пожарной безопасности, охраны имущества собственников садовых земельных участков. Договоры, заключаемые с специализированными организациями, осуществляющими данные функции, могут касаться только имущества самого товарищества. Граждане-собственники земельных участков согласно статьям 209 "Содержание права собственности" и 210 "Бремя содержания имущества" ГК решают вопросы охраны и пожарной безопасности своего имущества напрямую с данными организациями, что не мешает СНТ осуществлять посреднические услуги согласно нормам п. 3 ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества" закона. 5. Участок работы по договорам с организациями, осуществляющими поставку коммунальных ресурсов: Данное направление в каждом отдельно взятом СНТ может быть возложено на одного из членов правления или на несколько человек. Это зависит от исходных условий в садоводстве. 6. Принятие решений о заключении договоров с оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.Данная норма закона ничего не говорит о виде и характере договора СНТ с региональным оператором (оператором) по обращению с ТКО. Поэтому для каждого СНТ существует два варианта решения проблемы обращения с мусором. 1. СНТ заключает обычный договор с региональным оператором по обращению с ТКО на мусор, к-й образует само юрлицо. Это офисный мусор и тот, к-й образуется на земельных участках общего назначения. При этом за мусор на ЗУОН СНТ отвечает только в случае оформления земли в собственность товарищества. В противном случае, как впрочем и при зарегистрированном праве собственности, за мусор на земле, прилегающей к каждому индивидуальному садовому участку в радиусе 15 метров, отвечает сам собственник. Это закреплено в каждом регионе своими региональными законами о благоустройстве территории общего пользования. 2. СНТ согласно п. 148(5) Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 г. имеет право предоставлять услугу по обращению с ТКО собственнику домовладения (жилого дома) в границах территории садоводства на определённых условиях. 148(5). Условия предоставления коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами собственнику и пользователю жилого дома (домовладения) по его выбору определяются: Важно: Выбор организации, предоставляющей коммунальную услугу в сфере обращения с ТКО принадлежит не РО, не администрации местных органов самоуправления, не ещё кому-нибудь, а собственнику домовладения, расположенного на садовом земельном участке. Исходя из публичности деятельности регионального оператора (ст. 24.7 ФЗ-89 от 24.06.98 г.; ст. 426 ГК), отказать в заключении договора он не имеет права. Отказы заключать прямой договор с гражданами, имеющими домовладения в границах территории садоводства в некоторых регионах РФ, не соответствуют закону. Обратите внимание: В главном документе Постановлении Правительства № 354 от 06.05.2011 г. нет упоминания о том, что собственник земельного участка должен (обязан) заключить договор с региональным оператором по обращению с ТКО. Тем не менее во всех нормативных правовых документах, начиная с ФЗ-89 от 24.06.98 г. "Об отходах производства и потребления", и заканчивая постановлениями местных органов самоуправления, собственники земельных участков упомянуты, что накладывает на них обязанность иметь индивидуальный договор по обращению с ТКО, заключенный с региональным оператором (оператором) либо с СНТ по его выбору. Для оказания коммунальной услуги гражданам в садоводстве по обращению с ТКО СНТ должно:
О ТКО и всех проблемах, связанных с мусором, подробно на странице "Твёрдые коммунальные отходы в СНТ, ТСН". 6. Участок работы по обращению с ТКО является временным. Он начинается с момента приведения всей деятельности на территории садоводства к требованиям закона и заканчивается заключением всеми сторонами: СНТ, РО, собственниками домовладений и садовых земельных участков соответствующих договоров по обращению с мусором. Далее контроль за исполнением условий осуществляется сторонами договора на взаимной основе. 7. Обеспечение исполнения обязательств по договорам, заключённым товариществом.Данная норма не касается договоров оказания коммунальных услуг гражданам собственникам садовых земельных участков. Речь идёт про иные договоры, где СНТ имеют обязательства перед третьими лицами. Вернее сказать, в первую очередь это будут договоры с подрядчиками, к-е создают для товарищества новые объекты общего пользования или оказывают возмездные услуги, а также договоры управления имуществом с гражданами, к-е явно следуют из предмета деятельности СНТ и норм ст. 7 "Цели создания и деятельности товарищества". 7. Участок работы: Эта норма закона подразумевает постоянное направление работы для члена правления, т.к. обязательства СНТ по договорам возникают и исполняются вместе с появлением новых и исполнением старых договоров. 8. Обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения гражданами таким имуществом.Норма мутная, противоречит целям в статье 7 "Цели создания и деятельности товарищества", к-е обозначены в законе. В этой норме, что логично, не идёт речь об общем долевом имуществе граждан, т.к. оно не является в любом случае имуществом товарищества. Есть также явное несоответствие др. статье, уже из ГК, а именно ст. 48 "Понятие юридического лица". Поясним: Если товарищество, как юрлицо создало имущество, пусть и в общем пользовании граждан, то это имущество согласно рассматриваемому нами п. 8 будет принадлежать товариществу и являться его обособленным имуществом. И только юрлицо имеет право владеть, пользоваться и распоряжаться таким имуществом. Инструмент, к-й выполняет эти три функции определён законом, и имеет название общее собрание членов и граждан без участия в СНТ. Правление и председатель являются теми органами, к-е выполняют "приказы" общего собрания по владению, пользованию и распоряжению имуществом юридического лица в целях предоставления его в общее пользование гражданам. Отсюда вытекает функция правления: обеспечить создание имущества общего пользования, зарегистрировать права СНТ на данное имущество, обеспечить владение, пользование и распоряжение через общее собрание членов и не членов СНТ. Следует обратить внимание: В норме закона сказано о владении, пользовании и распоряжении имуществом со стороны граждан. А имущество, о к-м идёт речь, согласно норме принадлежит СНТ. Из этого вытекает: владение. пользование и распоряжение может осуществляться через гражданско-правовой договор между гражданином и СНТ. 8. Участок работы: член правления назначается ответственным за создание (приобретение) определённого имущества (объекта) общего пользования, что прописывается в протоколе общего собрания и при необходимости в последующем решении правления, регистрацию, и ввод в пользование гражданами, в т.ч. по внесению соответствующих условий (дополнений) в договоры пользования между СНТ и гражданами. В последующем данный член правления может быть назначен ответственным за мероприятия по содержанию имущества в актуальном, исправном состоянии. 9. Составление приходно-расходных смет и отчётов правления товарищества и представление их на утверждение общему собранию членов товарищества.Соответственно данной компетенции ответственный член правления должен не только подготовить приходно-расходную смету, но и представить её на рассмотрение на заседании правления. Аналогично другой член правления или этот же готовит отчёт о работе правления. По данному направлению ответственными являются председатель СНТ, член (члены) правления. На контроле исполнения данные участки работы держит секретарь правления. При подготовке приходно-расходной сметы могут привлекаться другие члены правления, бухгалтер, а также члены товарищества и иные лица, к-е готовят необходимые материалы, таблицы и расчёты по локальным сметам расходов по тем или иным объектам (имуществу) СНТ, на к-е предполагается потратить средства в очередном году. Вёрстка приходно-расходной сметы - это всегда коллективный труд и множество пояснительных документов по каждой статье расходов. Среди прочих требований нужно помнить о том, что по статьям расходов (доходов), конкретным и периодическим мероприятиям в смете должны быть указаны ответственные за их исполнение лица, в т.ч. ими могут быть не члены правления (ч. 9, ст. 18. "Правление товарищества" ФЗ-217 от 29.07.17 г.) 9. Участок работы: член правления составляет итоговую версию главного документа СНТ приходно-расходную смету и представляет её со всеми необходимыми материалами на рассмотрение правления, а затем на утверждение общему собранию. 10. Ведение учёта и отчётности товарищества, подготовка годового отчёта и представление его на утверждение общему собранию членов товарищества.В данной норме закона несколько направлений работы. Поэтому она может быть распределена между несколькими членами правления. Выглядит это так: Секретарь правления ведёт всё делопроизводство СНТ, член правления ведёт учёт всех проводимых мероприятий правлением в течение отчётного года. Бухгалтерский учёт согласно закону № 412-ФЗ от 06.12.2011 г. "О бухгалтерском учёте" ведёт бухгалтер СНТ или сам председатель СНТ, если бухгалтер в товариществе отсутствует (характерно для маленьких СНТ). Годовой отчёт готовит член правления, обобщая учёты и отчётность всех трёх участков работы. 10. Участок работы: член правления обобщает все мероприятия и деятельность секретаря, бухгалтера, председателя СНТ в течение отчётного года, подготавливая основу годового отчёта. 11. Обеспечение ведения делопроизводства в товариществе и содержание архива в товариществе.Это главная обязанность правления. Ответственным за делопроизводство согласно ст. 21 "Ведение делопроизводства в товариществе" ФЗ-217 от 29.07.17 г. является председатель СНТ. Отсутствие налаженного делопроизводства создаёт предпосылки к нарушениям во всех сферах деятельности юрлица и хищению денежных средств. Если делопроизводство СНТ не ведётся, то ревизионная комиссия, члены СНТ должны срочно принимать меры к наведению порядка в данной сфере путём смены состава правления и председателя. Кроме того, отсутствие налаженного делопроизводства никогда не позволит членам СНТ защитить свои права в судах, в прокуратуре, т.к. ни один контролирующий орган не сможет ничего проверить и принять процессуальное решение в отсутствие документов, подтверждающих какие-либо действия юридического лица. 11. Участок работы: Ведение делопроизводства обеспечивается секретарём правления, а в его отсутствие (в небольших СНТ) председателем товарищества. 12. Контроль за своевременным внесением взносов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, обращение в суд за взысканием задолженности по уплате взносов или платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона, в судебном порядке.Норма важная, но для начала разберёмся с теми случаями, когда она не работает. При этом обращение СНТ в суд будет незаконным или исковое требование можно будет легко признать ненадлежащим. Условия в СНТ, этому способствующие, следующие:
Допустим ситуацию, что в вашем СНТ нет подтверждения перечисленным условиям. Тогда у правления совершенно законно возникает обязанность контолировать поступление взносов и действия по взысканию долгов с нерадивых членов товарищества, а также лиц, имеющих садовые земельные участки в садоводстве, без участия в СНТ. Как правило данным направлением занимаются два человека. Это один член правления (или все члены правления, когда большое садоводство поделено на зоны или улицы ответственности) и бухгалтер СНТ, как наёмный работник. Последний предоставляет информацию в правление по поступлению взносов и платежей. Председатель даёт указания члену правления по мерам в отношении 100% сбора взносов и платежей. 12. Участок работы: Осуществление постоянного контроля членом (членами) правления за поступлением взносов и платежей, в т.ч. подготовка исков (заявлений о вынесении судебного приказа) и участие в судебных процессах по взысканию долгов с должников. 13. Рассмотрение заявлений членов товарищества.Согласно логике данной нормы закона в работе над заявлением члена СНТ задействованы, как минимум, три человека. При поступлении заявления в правление его обязан зарегистрировать секретарь, после чего представить его председателю. Последний рассматривает заявление, пишет на нём резолюцию и необходимые поручения исполнителю, если это требуется. После этого секретарь вручает заявление исполнителю и контролирует исполнение, в т.ч. докладывает об исполнении председателю, а также отправляет ответ заявителю в установленные уставом сроки. Таким образом за работу с заявлением отвечают председатель и секретарь правления, а за конкретное исполнение может дополнительно отвечать один из членов правления. 13. Участок работы: Осуществление постоянного контроля со стороны секретаря и председателя за рассмотрением и принятием решений по заявлениям членов СНТ. 14. Разработка и представление на утверждение общего собрания членов товарищества порядка ведения общего собрания членов товарищества и иных внутренних распорядков товарищества, положений об оплате труда работников и членов органов товарищества, заключивших трудовые договоры с товариществом.Данная норма в полномочиях правления не новая. Она была и ранее. И не могла не быть. В любом СНТ должны быть локальные акты или положения (регламенты), к-е регламентируют работу всех органов и работников. Такие локальные документы, как правило, разрабатываются юристом товарищества, если он есть или иным членом правления. После подготовки проекта акта он рассматривается на заседании правления. В решении записывается примерно так: «Одобрить проект порядка ведения общего собрания членов СНТ» или «Утвердить для представления общему собранию проект порядка ведения собрания членов СНТ». После этого документ выносится на общее собрание для утверждения. Это направление работы существует, пока есть необходимость в разработке локальных актов для работы всех органов и работников в СНТ. 14. Участок работы: Член правления разрабатывает проект локального нормативного акта для последующего его утверждения общим собранием членов СНТ. 15. Подготовка финансово-экономического обоснования размера взносов, вносимых членами товарищества, и размера платы, предусмотренной частью 3 статьи 5 настоящего Федерального закона.Это полномочие является одним из главных, выполнение к-го должно обеспечивать правление. Надо же такому случиться, именно это направление работы данным органом игнорируется по разным причинам. В лучшем случае за финансово-экономическое обоснование, как и за вёрстку приходно-расходной сметы почему-то отвечает бухгалтер СНТ. Это и является одной из причин, объясняющих это провальное направление в работе правления. ФЭО фактически делается бухгалтером и для бухгалтера. А члены СНТ по мнению председателя и бухгалтера до таких высот не должны подниматься и знать им ничего не положено. Между тем ФЭО должно всегда отвечать на главный вопрос по любой цифре в смете, из которой фактически вытекают взносы для членов СНТ и платежи не членов товарищества: «Почему в смете стоит напротив … статьи расходов сумма 2000 руб., а не 2500 или 1000 руб.?» Чтобы на этот и подобные вопросы можно было ответить на собрании обоснование должно включать полную локальную смету с цифрами, стоимостью услуг, товаров и пр. сопутствующими расходами по каждому виду работ, услуг, приобретению (созданию) имущества. Из расходной части сметы всегда автоматически выводится ФЭО размера взносов и платежей. Такая локальная смета по статье расходов должна включать в себя материальные затраты, фонд оплаты труда и прочие расходы. Как это всё исполнить? Очень просто. ФЭО и сметой должны заниматься все члены правления по своим направлениям с предоставлением всех данных, таблиц, расчётов и прочих материалов члену правлению, к-й занимается двумя участками работы: сметой и ФЭО размеров взносов и платежей. Этот член правления не должен и не обязан вносить в итоговый документ расходы и размеры взносов, если он не знает, как ответить на вопросы: "Почему в смете стоит такая-то цифра? Почему размер взносов определён в такой-то сумме, а не иной?" 15. Участок работы: Член правления принимает предложения и разрабатывает проект ФЭО размера взносов и платежей, к-й после рассмотрения правлением, выносится как отдельный документ на утверждение общему собранию членов СНТ. 16. Приём граждан в члены товарищества.
|
Старый форум
Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий. или на пласт. карту МИР 2204 3201 7785 0429 |
||
|
|||
г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г. |
|||
|