Ваш полис ОСАГО здесь
Оформите полис ОСАГО за 10 минут, не выходя из дома. Получите полис на свой адрес эл. почты мгновенно по минимальной стоимости.

Что такое СНТ?
Узнайте из статьи, что и почему не так в вашем СНТ.

Новый федеральный закон ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Закон вступил в силу с 01.01.2019 г. С этой же даты ФЗ-66 от 15.04.98 г. утратил силу.

Постатейный научно-практический комментарий к ФЗ-217 от 29.07.2017 г.
Скачайте! Бесплатно! Пользуйтесь!

Все на выборы органов управления СНТ

Выборы органов управления СНТ
Организация выборов правильно

Решения судов по СНТ
Самые интересные решения по ключевым вопросам СНТ. Прочитайте, используйте в своей практике.

Ликвидация правовой безграмотности
Вопросы и ответы. Задай вопрос, узнай свои права и живи спокойно!



Cтроим жилой дом
Стройка на садовом участке по правилам

Всё о взносах в СНТ
О членских и целевых взносах

"Дачная амнистия"
Как правильно оформить земельный участок в собственность

Заставьте правление СНТ
работать в правовом поле

Правила пользования земельным участком
Права собственника земли

Ограничение прав собственности на землю
Можно ли принудительно лишить собственника участка? Узнай правду

Налог на землю
Заплати налог правильно. Льготы в СНТ



HOSTLIFE - лучший платный хостинг сайтов


О новых материалах >>>

 Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.

Каждый, право, имеет право
На то, что слева и то, что справа.
На чёрное поле, на белое поле
На вольную волю и на неволю.

А. Макаревич

Создание (строительство) ЛЭП в границах территории садоводства

ФЗ-217 от 29.07.2017 г.На предыдущей странице мы разобрались с путями электрификации СНТ и (или) садовых земельных участков, как группами, так и отдельными индивидуальными подключениями одного, двух, трёх ... участков (Способы электрификации садовых земельных участков в границах садоводства). На этой странице затронем проблему правомерности создания своего объекта электросетевого хозяйства в СНТ и не только в СНТ, отвечая на вопросы:

На основании каких законодательных актов можно создавать (строить) свою собственную линию электропередач (ЛЭП)?
Что необходимо учитывать при строительстве ЛЭП?
Правовая основа подключения ЛЭП или энергопринимающего устройства (ЭПУ) / объекта электросетевого хозяйства (ОЭСХ) СНТ к сетям сетевой организации.

Страничка, которая предлагается вашему вниманию, занимает немного места. Её цель и важность определяются тем, что есть необходимость прояснить имеющиеся вопросы и, главное, обезопасить граждан от внесения дополнительных денег при строительстве ЛЭП своими силами. Если не разобраться в требованиях законодательных норм, понятиях и терминах или попытаться их обойти даже по незнанию, то потом на этапе запуска объекта граждане снова встретят препятствия, требующие вложения дополнительных денег. Миновать их нельзя. Решить можно, но снова за деньги. В этом случае придётся платить за то, что ранее можно было решить за меньшие суммы средств. Но что ж поделать. Мы все скупые. А скупой, как известно, платит дважды. Прямо беда с этими нашими людьми и логикой, к-я ими управляет!

На странице всего три раздела:

  1. Нормативные правовые акты о строительстве энергопринимающего устройства, объекта электросетевого хозяйства своими силами.
  2. Особенности проектирования или расчёты возможностей ЛЭП.
  3. Технологическое присоединение ЛЭП (ЭПУ, ОЭСХ) к сетям сетевой организации.

Создание (строительство) ЛЭП в границах территории садоводства

1. Нормативные правовые акты о строительстве энергопринимающего устройства,
объекта электросетевого хозяйства своими силами

В ФЗ-35 от 26.03.2003 г. "Об электроэнергетике" ст. 10 "Развитие единой национальной (общероссийской) электрической сети", п. 2 сказано, что

2.  Кроме организаций по управлению единой (общероссийской) электрической сетью любые лица вправе осуществлять строительство линий электропередач в порядке, установленном статьёй 42 настоящего Федерального закона. Лица, осуществляющие такое строительство, имеют право на технологическое присоединение построенных линий электропередачи к действующим электрическим сетям в соответствии со статьёй 26 настоящего Федерального закона.

Смотрим на статью 42:

Статья 42. Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов.
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)

Государственная экспертиза проектной документации объектов электроэнергетики, являющихся объектами капитального строительства, и государственный строительный надзор за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом этих объектов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Данная статья устанавливает единые правила в области градостроительной деятельности и назначает их главными и единственными при экспертизе и надзоре за объектами электроэнергетики. Т.е., разработка вашего проекта, его экспертиза и надзор за строительством линии электропередач (ЭПУ, ОЭСХ) будет осуществляться в соответствии с нормами Градостроительного кодекса РФ 190-ФЗ от 29 декабря 2004 г.

Если пойти по пути "хапспособа, делать всё самостоятельно на свой страх и риск, то граждане вполне могут столкнуться с тем, что сетевая организация просто откажется иметь дело с таким СНТ и подключать ЛЭП к своим сетям. Вот как раз здесь и придётся раскошеливаться, делая теперь уже задним числом всю проектную документацию. И не факт, что "хапспособ" позволит сделать всё так, как это предусмотрено регламентами по строительству объектов электроэнергетики и всего того, что должно быть вкупе с ней. Помните, что "скупой платит дважды".

При самостоятельном создании системы энергоснабжения необходимо учитывать один момент. К сетям сетевой организации можно подключить объект электросетевого хозяйства или энергопринимающее устройство. Визуально эти два объекта энергетики не отличаются ничем. Те же столбы, провода, шкафы с коммутационным и противоаварийным оборудованием, приборами учёта электроэнергии. А по документам между ними есть большая разница. ОЭСХ - это объект недвижимости. Он имеет протяжённость, координаты поворотных точек и прочие характеристики (ст. 133.1 "Единый недвижимый комплекс" ГК). Объект регистрируется в ЕГРН с оформлением права собственности.

Схема технологического присоединения ЭПУ
СНТ к сетям сетевой организации.

ЭПУ - это фактически шкаф/щит с вводным устройством и разбросанные по территории садоводства электрические связи (провода/кабели) с приёмниками электроэнергии (домик правления, автоматический шлагбаум, питание скважины, система освещения территории и пр.) ЭПУ можно владеть. Но оно не регистрируется в ЕГРН. Право владения отражается в договоре технологического присоединения ЭПУ к сетям сетевой организации, в акте технологического присоединения и позже в договоре энергоснабжения, заключаемым между гарантирующим поставщиком электроэнергии и владельцем ЭПУ - собственником объекта недвижимости, он же потребитель электроэнергии.

На однолинейной схеме технологического присоединения ОЭСХ отображается полностью, как объект, по всем улицам/проездам со всеми трансформаторами, опорами. ЭПУ на схеме показывается в виде прямоугольника, т.е. ЩВУ (щит вводного устройства), что фактически является конечным элементом системы энергоснабжения. Далее по всей территории садоводства на схеме ничего не показывается, кроме стрелки с надписью "объекты СНТ" или нечто подобное.

Теперь разберём ст. 26 закона, к-я регулирует все основные вопросы, связанные с созданием и технологическим присоединением к сетям сетевой организации энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства. За период с момента выхода первой версии страницы утекло много воды, а в упомянутую статью закона внесено множество дополнений и изменений. Остановимся на некоторых нормах, подробно их прочитаем и прокомментируем те, к-е касаются СНТ и территории садоводства:

Если кому-то кажется, что это не является необходимостью и только отнимает время, то можно пропустить статью 26 закона. Однако, в случае следования курсом на осуществление реального законного получения электроэнергии на свой садовый земельный участок, а также др. связанных с этим процессом нюансов и отклонений от нормы "как у всех" не гнушайтесь чтением такой большой и нужной статьи. Всё когда-то пригодится. Особенно, если вам на пути попадутся несведущие чиновники. Их ещё много пока встречается. Нормы, к-е не касаются напрямую вашего участка и СНТ, из нижеследующего текста выброшены автором страницы .

Статья 26. Регулирование доступа к электрическим сетям и услугам по передаче электрической энергии.
(в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

  1. Технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, в том числе объектов микрогенерации, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам (далее также - технологическое присоединение), осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
    (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 471-ФЗ)

    В данной норме необходимо выделить понятие "иные лица". К ним относятся СНТ, как юрлицо, и физические лица. Они могут технологически присоединять свои энергопринимающие устройства (ЭПУ), объекты электросетевого хозяйства (ОЭСХ) к сетям. Порядок присоединения регламентируется Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 г. "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям" (далее - Правила ТП). Дважды присоединить своё ЭПУ нельзя. Поэтому собственник садового земельного участка должен заранее знать, присоединено ли его ЭПУ к сетям СО или оно отсутствует. Только после ответа на вопрос можно поднимать шум или делать первые шаги к технологическому присоединению. Подробно об этом на странице "Правильная организация энергоснабжения садового земельного участка", где есть тест на наличие или отсутствие технологического присоединения.

    ...
    Допускается осуществлять технологическое присоединение объектов микрогенерации только к объектам электросетевого хозяйства с уровнем напряжения до 1000 вольт.
    (абзац введён Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)

    Жизнь не стоит на месте. Сегодня некоторые физические лица имеют свои микрогенераторы электроэнергии (ветряки, солнечные батареи). Это даёт им возможность экономить на электроэнергии. Происходит это примерно так: во время генерации электроэнергии в вашем ЭПУ счётчик "крутится" в обратную сторону. А когда генерации нет, счётчик работает в обычном режиме. С конца 2019 года технологическое присоединение такого ЭПУ получило зелёный свет от государства. Насколько это выгодно собственнику участка? Экономия колоссальная. Тормозит процесс вовлечения людей в генерацию электроэнергии только стоимость оборудования и сроки окупаемости вложений.

    Технологическое присоединение осуществляется на основании договора об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, заключаемого между сетевой организацией и обратившимся к ней лицом. Указанный договор является публичным.

    Важная норма, к-я указывает на публичность договора технологического присоединения. Согласно нормам Постановления Правительства № 861 от 27.12.2004 г. (Правила технологического присоединения ..., раздел III "Критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности осуществления технологического присоединения по индивидуальному проекту" при отсутствии технической возможности СО не может отказать в заключении договора. Договор технологического присоединения всё равно заключается, но с учётом п. 28 - 30.1 и других норм данного постановления.

    Технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий.

    Важная норма. Для физических лиц Постановлением Правительства № 861 от 27.04.2004 г. (Правила ТП) с 20.10.2021 г. установлены сроки исполнения всей процедуры технологического присоединения не более, чем 30 суток, если только не вмешиваются нормы п. 16 "Правил ТП":

    Порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает:

    правила выбора сетевой организации, которой принадлежат объекты электросетевого хозяйства с необходимым классом напряжения на соответствующей территории, к которой следует обращаться заинтересованным в технологическом присоединении лицам и которая не вправе отказать обратившемуся к ней лицу в услуге по технологическому присоединению и заключении соответствующего договора;

    процедуру технологического присоединения (в том числе перечень мероприятий по технологическому присоединению, предельные сроки их выполнения) и ее особенности в случаях присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов микрогенерации (в том числе типовую форму договора об осуществлении технологического присоединения объекта микрогенерации к объектам электросетевого хозяйства сетевых организаций), а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам;
    (в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 471-ФЗ)

    правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора;

    состав технических условий для технологического присоединения энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики;

    ответственность сетевых организаций за несоблюдение сроков осуществления технологического присоединения;

    порядок осуществления системным оператором и сетевой организацией оценки соответствия технических решений, принятых в проектной документации, требованиям технических условий для технологического присоединения к электрическим сетям и проверки выполнения технических условий для технологического присоединения.
    (абзац введён Федеральным законом от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

    Весь порядок подробно расписан в нормах Постановления Правительства "Правила ТП".

    В отношении объектов по производству электрической энергии и энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, планирующие их строительство (реконструкцию) и технологическое присоединение лица обязаны разработать и согласовать с сетевой организацией и системным оператором соответственно схему выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схему внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии.
    (абзац введён Федеральным законом от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

    Правила разработки и согласования схем выдачи мощности объектов по производству электрической энергии и схем внешнего электроснабжения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, в том числе требования к их составу и содержанию, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
    (абзац введен Федеральным законом от 11.06.2022 N 174-ФЗ)

    Технологическое присоединение объектов микрогенерации должно предусматривать обеспечение технического ограничения выдачи электрической энергии в сеть с максимальной мощностью, не превышающей величину максимальной мощности принимающих устройств потребителя электрической энергии, которому принадлежат на праве собственности или ином законном основании объекты микрогенерации, и составляющей не более 15 киловатт.
    (абзац введен Федеральным законом от 27.12.2019 N 471-ФЗ)

    Важное ограничение для физических лиц, к-е технологически присоединяют ЭПУ с возможностью генерации электроэнергии. Мощность передачи выработанной электроэнергии в общую сеть не должна превышать 15 кВт.

    Лица, обратившиеся к сетевой организации для заключения договоров об осуществлении технологического присоединения или заключившие такие договоры, вправе обратиться в органы государственного регулирования цен (тарифов) для урегулирования споров, связанных с установлением и применением сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

    Норма, к-я даёт право физическому лицу или СНТ обратиться в региональную энергетическую комиссию по тарифам и узнать правильность расчётов по всем мероприятиям технологического присоединения, связанных со строительством линии электропередач и установкой другого оборудования со стороны СО.

    По договору об осуществлении технологического присоединения сетевая организация принимает на себя обязательства по реализации мероприятий, необходимых для осуществления такого технологического присоединения, в том числе мероприятий по разработке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, согласованию с системным оператором технических условий, обеспечению готовности объектов электросетевого хозяйства, включая их проектирование, строительство, реконструкцию, к присоединению энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики, урегулированию отношений с третьими лицами в случае необходимости строительства (модернизации) такими лицами принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства (энергопринимающих устройств, объектов электроэнергетики).

    Норма, к-я устанавливает одни правила игры. Согласно им лицо, подавшее заявку на технологическое присоединение, ни за что не отвечает, исключая право присоединить в готовое устройство свой кабель от ЭПУ или ОЭСХ. В том числе, СО обязана решить все вопросы с СНТ в случае опосредованного присоединения ЭПУ физлица к сетям СО через сети СНТ.

    Плата по договору об осуществлении технологического присоединения взимается однократно с возможным условием об оплате выполнения отдельных мероприятий по технологическому присоединению.

    Закон предусматривает возможность оплаты стоимости мероприятий технологического присоединения по частям. Это удобно для лиц, к-м сложно выложить сразу всю сумму особенно в случае реализации индивидуального проекта технологического присоединения.

    Соблюдение технических условий, необходимых для технологического присоединения, в том числе в части оснащения устройствами релейной защиты и автоматики, включая противоаварийную и режимную автоматику, и требований о возможности их воздействия на объекты электроэнергетики или энергопринимающие устройства, а также требований о поддержании в надлежащем техническом состоянии оборудования и устройств, установленных в соответствии с выданными техническими условиями, носит длящийся характер и является обязательным для сторон после выполнения мероприятий по технологическому присоединению.
    (в ред. Федерального закона от 23.06.2016 N 196-ФЗ)

    Норма, обязывающая владельца ЭПУ / ОЭСХ содержать своё электрическое хозяйство в соответствии с техническими условиями, к-е были выданы в период создания системы энергоснабжения его объекта и технологического присоединения к сетям СО.

    Стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, в части технологического присоединения должно предусматриваться раскрытие сетевыми организациями:

    информации, являющейся существенной для принятия юридическими и физическими лицами решений об осуществлении технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, в том числе о предполагаемом размере платы за технологическое присоединение и сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению, а также согласованных с системным оператором планов развития сетевой инфраструктуры;

    сведений о полученных заявках на технологическое присоединение, результатах их рассмотрения, плановых и фактических сроках реализации мероприятий по технологическому присоединению.

    Фактические прием или подача напряжения в ходе технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства осуществляется после получения разрешения на допуск в эксплуатацию, выдаваемого федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление федерального государственного энергетического надзора, в порядке, в случаях и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.
    (абзац введен Федеральным законом от 24.04.2020 N 141-ФЗ)

  2. Оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг. Договор оказания этих услуг является публичным.

    Важная норма: Во-первых, речь идёт о том, что услуга передачи электроэнергии является платной, коммерческой услугой. Публичность договора подчёркивает коммерческую природу деятельности организации, к-я оказывает такие услуги. СНТ не является коммерческой организацией и не может вести коммерческую публичную деятельность в сфере оказания публичных услуг.

    Обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии покупателю является его участие в оптовом рынке или наличие у такого покупателя заключённого с производителем или иным поставщиком электрической энергии договора купли-продажи электрической энергии, исполнение обязательств по которому осуществляется надлежащим образом.

    Норма указывает на обязательность заключения специального договора купли-продажи электроэнергии в целях оказания услуги по её передачи потребителям. СНТ, как правило, не имеют и не будут иметь договоров купли-продажи электроэнергии в целях оказания услуги по её передаче потребителям в связи с тем, что не имеют статуса сетевой организации. Про получение такого статуса информация ниже.

    При необоснованном уклонении сетевой организации от заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии покупатель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении сетевой организации заключить указанный договор в соответствии с гражданским законодательством.

    Сетевая организация в соответствии с настоящим Федеральным законом, правилами оптового рынка и основными положениями функционирования розничных рынков вправе отказать покупателю в исполнении своих обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии в случае, если такой организации стало известно о неисполнении покупателем своих обязательств по договору купли-продажи электрической энергии.

    Потребители услуг по передаче электрической энергии, определяемые правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, несвоевременно и (или) не полностью оплатившие оказанные им услуги по передаче электрической энергии, обязаны уплатить сетевой организации пени в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со следующего дня после дня наступления установленного срока оплаты по день фактической оплаты.
    (абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

    Товарищества собственников жилья, жилищные, жилищно-строительные и иные специализированные потребительские кооперативы, созданные в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
    (абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

    Управляющие организации, приобретающие услуги по передаче электрической энергии для целей предоставления коммунальных услуг, теплоснабжающие организации (единые теплоснабжающие организации), организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, в случае несвоевременной и (или) неполной оплаты услуг по передаче электрической энергии уплачивают сетевой организации пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная со дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение шестидесяти календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения шестидесяти календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в шестидесятидневный срок оплата не произведена. Начиная с шестьдесят первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена, пени уплачиваются в размере одной стосемидесятой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки.
    (абзац введен Федеральным законом от 03.11.2015 N 307-ФЗ)
  3. Последние два абзаца не затрагивают СНТ (ОНТ), т.к. не относятся к перечисленным организациям в названных организационно-правовых формах.

  4. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливаются Правительством Российской Федерации и включают в себя:

    правила заключения и исполнения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, включающие в себя существенные условия указанных договоров;
    порядок доступа к электрическим сетям в условиях их ограниченной пропускной способности;
    порядок установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии, предусматривающий учет степени использования мощности электрической сети;
    порядок предоставления информации о стоимости услуг по передаче электрической энергии и наличии пропускной способности электрических сетей;
    порядок рассмотрения жалоб и заявлений по вопросам предоставления доступа к услугам по передаче электрической энергии и принятия по этим жалобам и заявлениям решений, обязательных для исполнения юридическими и физическими лицами;
    порядок раскрытия информации о пропускной способности электрических сетей, об их технических характеристиках организациями, осуществляющими деятельность по передаче электрической энергии (сетевыми компаниями), в соответствии со стандартами раскрытия информации, утверждаемыми Правительством Российской Федерации;
    порядок определения потерь в электрических сетях и порядок оплаты этих потерь.

    Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии исключается в условиях ограниченной пропускной способности электрических сетей возможность взимания дополнительной платы, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

  5. 1. Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии устанавливают критерии, при соответствии которым у энергосбытовых организаций, гарантирующих поставщиков и потребителей электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, возникает обязанность предоставления сетевой организации обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, а также порядок предоставления указанного обеспечения, устанавливающий в том числе правила определения срока и суммы, на которые предоставляется обеспечение исполнения обязательств, требования к условиям его предоставления.

    При установлении критериев, при соответствии которым у указанных в абзаце первом настоящего пункта потребителей услуг по передаче электрической энергии возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате данных услуг, Правительство Российской Федерации исходит из случаев неисполнения или ненадлежащего исполнения ими обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии. При этом не возникает обязанность предоставления обеспечения исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии у лиц, не имеющих неисполненных обязательств по оплате данных услуг.

    Правила определения суммы, на которую гарантирующий поставщик, энергосбытовая организация предоставляют сетевой организации обеспечение исполнения обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, устанавливаются Правительством Российской Федерации исходя из размера не исполненных гарантирующим поставщиком, энергосбытовой организацией обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии.

    Указанная в абзаце первом настоящего пункта обязанность не устанавливается в отношении потребителей услуг по передаче электрической энергии, являющихся органами государственной власти, органами местного самоуправления, казенными, автономными и бюджетными учреждениями, собственниками и пользователями (законными владельцами) жилых домов и помещений в многоквартирных домах, действующими в соответствии с жилищным законодательством управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищными, жилищно-строительными и иными специализированными потребительскими кооперативами, созданными в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.

    ...

  6. В случае, если происходит смена собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, которые ранее в надлежащем порядке были технологически присоединены, а виды производственной деятельности, осуществляемой новым собственником или иным законным владельцем, не влекут за собой пересмотр величины присоединенной мощности и не требуют изменения схемы внешнего электроснабжения и категории надежности электроснабжения, повторное технологическое присоединение не требуется и ранее определенные границы балансовой принадлежности устройств или объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства не изменяются. При этом новый собственник или иной законный владелец энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики обязан уведомить сетевую организацию или владельца объектов электросетевого хозяйства о переходе права собственности или возникновении иного основания владения энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики. В случае перехода права собственности на часть указанных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики или возникновения иного основания владения ими документы о границах балансовой принадлежности таких объектов и ответственности за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства подлежат оформлению в порядке, установленном правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии.

    Владелец энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики, ранее технологически присоединенных в надлежащем порядке, по согласованию с сетевой организацией вправе технологически присоединить к принадлежащим ему энергопринимающему устройству или объекту электроэнергетики энергопринимающее устройство или объект электроэнергетики иного лица при условии соблюдения выданных ранее технических условий и самостоятельного обеспечения указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики технической возможности введения раздельного ограничения режима потребления электрической энергии в отношении данных энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики. В этом случае между указанным владельцем энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики и владельцем присоединяемых энергопринимающего устройства или объекта электроэнергетики заключается договор технологического присоединения. Размер платы по такому договору устанавливается в соответствии с требованиями настоящей статьи. Деятельность по осуществлению технологического присоединения и оказанию услуг по передаче электрической энергии регулируется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для сетевых организаций.
    (в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

    Норма весьма интересная, т.к. не определяет однозначно, касается данное правило СНТ или нет. Может СНТ, как владелец ОЭСХ (условие - должен быть присоединён именно объект, а не ЭПУ) перераспределить выделенную на товарищество мощность иному лицу (физическому лицу)? Если смотреть на приложения № 12 и 14 к "Правилам ТП", то не может. Мало того, в Приложении № 12 прямо указано, что соглашение о перераспределении мощности не осуществляется в отношении физических лиц.

    Сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке технологически присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии, и по требованию собственника или иного законного владельца энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики в установленные законодательством Российской Федерации сроки обязаны предоставить или составить документы, подтверждающие технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики и ответственности сторон за нарушение правил эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. Указанное лицо в установленном порядке также обязано осуществлять по требованию гарантирующего поставщика (энергосбытовой, сетевой организации) действия по введению полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии такими энергопринимающими устройствами или объектами электроэнергетики и оплачивать стоимость потерь, возникающих на находящихся в его собственности объектах электросетевого хозяйства.

    Эта норма также не определяет, касается ли она СНТ, как иного владельца ОЭСХ (должен быть объект, а не ЭПУ) или нет? Ответ на данный вопрос содержится в части 1 ст. 26, из которой вытекает правило:

    Правило: Технологическое присоединение ЭПУ физического лица всегда осуществляется к сетям сетевой организации. Если технологическое присоединение осуществлено через сети иного владельца (СНТ или другого физического лица (лиц)), то такое присоединение называется опосредованным. И в этом случае присоединение всё равно осуществляется только к сетям сетевой организации.

    Согласно правилу СНТ, как некоммерческая организация, не может осуществлять технологическое присоединение к своей сети ЭПУ физических лиц, не оказывает услуги по передаче электроэнергии потребителям, не составляет никаких документов технологического присоединения и иных подобных документов, а также не заключает в отношении физических лиц договоров купли-продажи электроэнергии.

    Иной владелец ОЭСХ имеет право оказывать и предоставлять услуги, если данное лицо имеет статус сетевой организации в соответствии с нормами Постановления Правительства № 184 от 28.02.2015 г. "Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям". Данное постановление устанавливает прямую связь между иным владельцем ОЭСХ и сетевой организацией. Владельцы, не соответствующие критериям не имеют права выступать на рынке, как сетевые организации. СНТ никогда не сможет соответствовать установленным критериям по целому ряду объективных причин, прямо следующих из возможностей, установленных организационно-правовой формы для данной организации.

    Оказание коммунальной услуги энергоснабжения со стороны СНТ допустимо при исполнении специальных условий, к-е определены в нормах Постановления Правительства № 354 от 06.05.2011 г. "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"). В частности условия для предоставления коммунальной услуги энергоснабжения определены в п. 8 - 10, 13, 14 и других нормах постановления. При этом СНТ заключает специальный договор купли-продажи коммунального ресурса с гарантирующим поставщиком электроэнергии. Далее СНТ заключает с каждым собственником садового земельного участка договор оказания ему коммунальной услуги энергоснабжения. Вне данных договоров оплата электроэнергии в кассу СНТ со стороны граждан квалифицируется, как незаконная деятельность.

    В случае нарушения сетевой организацией или иным владельцем объектов электросетевого хозяйства обязанности по предоставлению документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики, гарантирующий поставщик не вправе отказать собственнику или иному законному владельцу указанных устройств или объектов в заключении договора купли-продажи, договора энергоснабжения по причине отсутствия технологического присоединения и вправе самостоятельно осуществить сбор документов, подтверждающих наличие технологического присоединения и (или) разграничение балансовой принадлежности объектов электросетевого хозяйства и энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики.

    Норма справедлива и работает в отношении сетевых организаций и иных владельцев ОЭСХ, соответствующих критериям отнесения к сетевым организациям.

    При установлении факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов электроэнергетики гарантирующий поставщик имеет право ввести полное ограничение режима потребления электрической энергии такими устройствами или объектами, а их собственник или иной законный владелец обязан оплатить гарантирующему поставщику стоимость потребленной до момента ввода ограничения электрической энергии и иные связанные с потреблением электрической энергии расходы.
  7. Важно: Сегодня любой собственник садового земельного участка имеет право обратиться в энергосбытовую организацию с требованием заключить с ним договор энергоснабжения. Там, где понимание норм закона находится за гранью логики и права, вполне может быть заключён такой договор без осуществления технологического присоединения ЭПУ владельца к сетям сетевой организации. Тем не менее, отсутствие технологического присоединения даёт право энергоснабжающей организации отказать в заключении договора согласно нормам п. 32 Постановления Правительства № 442 от 04.05.2012 г.

Статья 26 ФЗ-35 от 26.03.2003 г. имеет своё продолжение и развитие в нормах двух основных постановлений правительства, а именно:

  • № 861 от 27 декабря 2004 года "Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям";
  • № 442 от 04.05.2012 г. "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (вместе с "Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии", "Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии").
  • Найти постановления в Интернете легко. Следует только обращать внимание на дату опубликования документа, т.к. изменения и дополнения вносятся правительством достаточно часто.

Нормы Ст. 26 ФЗ-35 от 26.03.2003 г. подчёркивают, любая организация, физическое лицо имеет право обратиться к сетевой организации с просьбой о технологическом присоединении ЭПУ или ОЭСХ к электросетям. Отказать сетевая организация не имеет права. В этом заключается публичность договора о технологическом присоединении. Но есть одно "но". Если при обращении заявителя сетевая компания не имеет необходимых на дату обращения мощностей, то она имеет право затянуть исполнение договора о технологическом присоединении на сроки, к-е вряд ли устроят потребителя. Однако, при такой же нехватке мощностей и обращении физического лица сетевая организация отказать не имеет права при условии того, что заявитель просит предоставить ему до 15 кВт мощности включительно.

Итак, мы разобрались с нормами закона, к-й позволяет физическим лицам и СНТ самим построить электрическую сеть в границах территории садоводства. Двигаемся дальше.

2. Особенности проектирования или расчёты возможностей ЛЭП

При любых начальных условиях, к-е предваряют какие-либо действия и сбор денег, следует всегда начинать с расчётов. Для этого необходимо знать и понимать правила игры со стороны сетевой организации до того, как деньги начнут перекочёвывать из карманов физических лиц в карманы СНТ, представителей компании подрядчика, сетевой организации или нанятых левых строителей. При этом вариантов начальных условий может быть всего два:

  1. Садовые земельные участки (часть участков) в границах территории и сама территория садоводства частично электрифицирована.
  2. Частично означает то, что не все индивидуальные садовые участки подключены к электроснабжению, не на всех улицах (проездах) имеются линии электропередач.

  3. Территория садоводства не электрифицирована.

Проектирование новых ЛЭП с учётом особенностей территории садоводства:

Во-первых, "Правила ТП" согласно нормам Постановления Правительства № 861 от 27.12.2004 г. при осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств или объектов электросетевого хозяйства, а равно ЛЭП, принадлежащих физическим и (или) юридическим лицам требуют расчёт необходимой всем потребителям электрической мощности. Он производится путём сложения максимальных мощностей всех присоединяемых ЭПУ. При этом, имеющаяся мощность, к-я ранее была выделена на все ЭПУ или ОЭСХ, на то или иное ЭПУ, к-е имеется в составе системы, может быть увеличена по требованию владельца или согласно новым техническим условиям. Правило расчёта, исходя из средней потребляемой мощности, в этом случае не работает. Оно применяется для расчётов мощности оборудования объекта электросетевого хозяйства или ЭПУ, через к-е осуществляется переток электроэнергии.

Пример: По точке присоединения к сети сетевой организации "Россети Янтарь" в ЩВУ (владелец СНТ "Пищевик") стоят предохранители номиналом 100А. Это 22 кВт мощности на каждую фазу. В это же время только 4 садовых земельных участка, присоединённых к сетям на одной из фаз имеют в сумме 4 х 9 кВт = 36 кВт максимальной присоединённой мощности. Однако, предохранители не горят, т.к. эти участки фактически никогда не потребляют максимальную мощность сразу одновременно. Срабатывает так называемый коэффициент одновременности или расчётная электрическая нагрузка на жилые дома (участки). На самом деле на каждой фазе сети СНТ сидит по 10 и более домов + нежилые домики садоводов. Тем не менее, в пик нагрузки в вечернее время зимой измерения показывают не более 40 - 60А нагрузки.

Во-вторых, сетевая организация не выделит максимальную мощность на построенный объект электросетевого хозяйства (энергопринимающее устройство), если под эту запрашиваемую мощность не будут предоставлены документы на подключаемые объекты. Приведём пример для понимания. Работает это так: если на вашем участке, кроме колодца с насосом ничего больше нет, то запрос на 20 кВт мощности не будет удовлетворён со стороны сетевой организации. Вам дадут 3 КВт. Этого на ваш насос вполне достаточно. Если вы хотите больше, то придётся бодаться с энергетиками в суде.

В-третьих, при строительстве ЛЭП можно и нужно заложить в проект марку и сечение кабеля, к-й сможет в средней и дальней перспективе удовлетворить потребности в электроэнергии всех имеющихся, подключаемых сейчас и в будущем, сограждан на территории садоводства. Стоимость проекта будет больше, но не намного. Кроме того, выбрав правильную форму и путь создания системы энергоснабжения, можно заранее заложить возврат части средств потребителям электроэнергии при подключении к линии новых ЭПУ граждан в будущем. Пропускную способность кабеля разных марок и сечения всегда можно найти в сети Интернет.

В-четвёртых, начиная процесс строительства (создания) или модернизации системы энергоснабжения, необходимо определить и зафиксировать соответствующим решением (документом или договором) будущих собственников, вид права собственности и порядок регистрации права в ЕГРН. В соответствии с данным решением должен решаться вопрос о размере вклада каждого участника в создание будущего объекта. Самое лучшее и самое дешёвое решение - это создание объекта с помощью простого товарищества без оформления юридического лица коллективом собственников садовых земельных участков. При этом следует помнить о том, что СНТ электроэнергия не нужна. Она нужна собственникам садовых земельных участков.

3. Технологическое присоединение ЛЭП (ЭПУ, ОЭСХ) к сетям сетевой организации

Любая стройка объекта электроэнергетики должна начинаться с получения от сетевой организации технических условий. Точного определения ТУ в нормативных правовых актах нет, но есть перечень требований, к-е в этом документе должны быть отражены:

    Технические условия включают в себя:

  • Ф.И.О. заказчика (данные юрлица) и адрес (кадастровый номер участка), по которому производится технологическое присоединение ЭПУ или ОЭСХ.
  • Тип объекта (садовый земельный участок, жилой дом, садовый дом).
  • Допустимая нагрузка (как правило, соответствует запрашиваемой потребителем максимальной мощности ЭПУ, что отражается в заявке на технологическое присоединение).
  • Тип сети (однофазная или трёхфазная) и класс напряжение в ней.
  • Точка присоединения к сетям.
  • Требования к приборам учёта расхода электроэнергии (однофазный или трёхфазный, другие параметры приборов учёта).
  • Указание параметров для защитных устройств, отключающих подачу питания при возникновении аварийных ситуаций и превышении допустимой мощности нагрузки (для садового земельного участка это автоматы защиты номиналом от минимального до 63А и более).
  • Перечень технических требований к обустройству защитного заземления, молниезащиты, а также других систем, обеспечивающих должный уровень электробезопасности на подключаемом объекте (как правило для технологического присоединения ЭПУ садового земельного участка, жилого или садового дома не указываются).
  • Обязанности сетевой организации по мероприятиям технологического присоединения.
  • Обязанности заявителя по мероприятиям технологического присоединения.
  • Срок действий технических условий.
  • Полный перечень всех требований к ТУ содержит приложение № 8(1) к "Правилам ТП" Постановления Правительства № 861 от 27.12.2004 г.

ТУ являются неотъемлемым приложением к договору присоединения ЭПУ (ОЭСХ). Договор технологического присоединения в свою очередь заключается с юридическим или физическим лицом индивидуально. Если вы намерены сэкономить свои силы и средства (деньги), то следует поступать в точном соответствии с требованиями нормативных правовых актов, а именно п. 8(5) "Правил ТП", утверждённых Постановлением Правительства № 861 от 27.12.2004 г.:

Если вы намерены присоединить ЭПУ или ОЭСХ СНТ, то необходимо показать объекты товарищества, к-е будут присоединяться к сети. Это домик правления, будка сторожа, система освещения территории садоводства, оборудование скважины на воду, система видеонаблюдения, автоматический шлагбаум и т.д. Т.е., речь об имуществе (объектах), к-е принадлежат СНТ, как юридическому лицу. При этом данные объекты должны быть зарегистрированы в ЕГРН, если это объекты недвижимости. В противном случае СНТ не сможет показать эти объекты в заявке на технологическое присоединение и не получит, соответственно, запрашиваемую эл. мощность.

Если в садоводстве есть граждане - собственники садовых земельных участков, имеющие намерение электрифицировать свои участки, то технологическое присоединение их ЭПУ осуществляется путём подачи индивидуальных заявок в сетевую организацию без участия СНТ.

Данный порядок ни в коем случае нельзя нарушать. Иначе каждый собственник участка заплатит дважды за свою личную электрификацию. В худших случаях при условии отсутствия способности соображать и слепой веры в председателя СНТ, можно заплатить и трижды. При этом собственник участка не получит документов о технологическом присоединении, что в будущем приведёт к отключению от энергоснабжения или повторной оплате стоимости процедуры технологического присоединения. Подробности на странице "Способы электрификации садовых земельных участков в границах садоводства".

Смысл ТУ и обращения в СО в том, что до того, как собственники садовых земельных участков и (или) СНТ приняли решение и начали собирать деньги, нужно знать, что требуется для электрификации, начиная с определения ближайшей точки присоединения, и заканчивая примерными расчётами всех затрат. Иногда бывает так, что первоначальное, "я, мы всё знаем без сетевой организации", заканчивается увеличением планируемых расходов в разы, что напрочь закрывает вопрос электрификации для многих желающих. Так лучше это узнать и принять решение до того, как вы сдали деньги на участие в сомнительном по выгоде проекте. Может быть, стоит подождать лучших времён. Конечно, дешевле потом не будет, но ведь деньги можно накопить, если сейчас их нет в нужном количестве.

Непосредственно весь порядок технологического присоединения СНТ, как юрлица, согласно требованиям ФЗ-35 от 21.02.2003 г. "Об электроэнергетике" и Постановления Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 года подробно рассматривается на следующей странице: "Порядок технологического подключения ЭПУ или ОЭСХ СНТ к электрической сети сетевой организации".


Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.




Рассылка
Подпишитесь на сайт http://cnt-pischevik.ru !
Рассылка только при выходе новых статей.
E-mail:




Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:

Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
Контакт       Отправить эту статью другу

Контакты   Письмо другу

© http://cnt-pischevik.ru
Все проблемы СНТ: от покупки садового участка до строительства жилого дома, от вступления в члены СНТ до выборов председателя, управление, денежные средства, объекты инфраструктуры СНТ.

Поисковый анализ сайта

г. Калининград, 2009-2024, автор статей, общая редакция и вёрстка: Лебедев В.Г.
Соглашение с пользователем сайта

Яндекс.Метрика