О новых материалах >>>
Для просмотра фотографий, размещённых на сайте, в увеличенном размере необходимо щёлкнуть кнопкой мышки на их уменьшенных копиях.
Федеральный закон 217-фз от 29.07.2017 г.
"О ведении гражданами садоводства, огородничества для собственных нужд
и о внесении изменений в отдельные законодательные акты
Российской Федерации"
Глава 5. ОБРАЗОВАНИЕ, ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ САДОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ОГОРОДНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ОСОБЕННОСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НА САДОВЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКАХ
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков.
Статья 23. Особенности образования, использования садовых земельных участков и огородных земельных участков.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
Статья 23.1 Особенности строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках
(введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
Статья 22. Предоставление садовых земельных участков и огородных земельных участков
(в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 123-ФЗ)
- Предоставление товариществу и членам товарищества земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Основными статьями ЗК, к-ми руководствуются администрации муниципальных образований, являются ст. 39.3, ч. 2 п. 3; ст. 39.5 п. 3 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г.) Предоставление земельных участков осуществляется путём издания правового акта о передаче земельных участков общего назначения и садовых земельных участков в собственность СНТ, как юридического лица, и в собственность гражданам соответственно. При этом, предоставление земли общего пользования в собственность СНТ осуществляется бесплатно, а гражданам - за плату. Постановление администрации является тем документом (правовым актом), на основании к-го названные лица (СНТ и граждане) могут зарегистрировать право собственности на предоставленные им участки земли. До регистрации права собственности земельные участки продолжают оставаться собственностью муниципального образования. Т.о., постановление администрации является правоустанавливающим документом, но не подтверждает права собственности до регистрации права в ЕГРН (ст. 219 ГК; ч. 5 ст. 1 (о регистрации права собственности) ФЗ-218 от 13.07.2015 г.) Из изложенного вытекает простое правило, основанное на названных нормах закона:
Правило: Собственником недвижимости (земельного участка, жилого дома) признаётся лицо (юридическое или физическое) при условии регистрации права собственности на недвижимое имущество, оформленное в установленном законом порядке в ЕГРН через МФЦ или офисы Росреестра. Выписка из ЕГРН является единственным подтверждением права собственности лица (юридического или физического) на объект недвижимости.
Подробно о подтверждении права собственности на недвижимость в статье: "Свидетельство о регистрации права на садовый земельный участок, жилой дом, жилое строение, гараж с 1 января 2017 г."
- Распределение земельных участков между членами товарищества осуществляется на основании решения общего собрания членов товарищества согласно реестру членов товарищества. Условные номера таких участков указываются в реестре членов товарищества и проекте межевания территории.
Закон не устанавливает порядок распределения земельных участков, указывая лишь на инструмент распределения и конечное решение, к-е принимается общим собранием СНТ. Сам порядок определяется общим собранием (по жребию, путём лотереи, др. путём.) Важно лишь то, что решение о порядке распределения земельных участков должно быть отражено в протоколе общего собрания во избежание судебных разборок в будущем. Кроме того, рассматриваемая ч. 2 статьи закона работает только для вновь образуемых СНТ (ОНТ), к-м выделяется земля для организации и ведения садоводства (огородничества).
- Садовые земельные участки и огородные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам в собственность бесплатно в случаях, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Закон не устанавливает обязательности в предоставлении садовых земельных участков бесплатно. Как правило, участки предоставляются гражданам за плату. Отдельные случаи предоставления участков бесплатно указаны в Главе V.1 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г) и местных нормативных актах органов самоуправления. О таких нормативных актах органов самоуправления можно узнать на официальном сайте администрации или в комитете муниципального имущества и земельных ресурсов муниципального образования.
Статья 23. Особенности образования, использования садовых земельных участков и огородных земельных участков
(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
- Садовые земельные участки и огородные земельные участки могут быть образованы из земель населенных пунктов или земель сельскохозяйственного назначения.
Норма устанавливает всего 2 категории земли, из которых могут быть образованы садовые или огородные участки. Подробно обо всех категориях земли в ст. 7 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 26.10.2001 г.)
- Образование садовых земельных участков и огородных земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. В целях образования таких земельных участков подготовка и утверждение проекта планировки не требуются.
Подробно о документации по планировке территории садоводства см. комментарий к ст. 3, п. 8 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе".
По поводу этой нормы необходимо сказать о том, что необязательность подготовки документации по планировке территории связана с тем, что садовые земельные участки и земля общего назначения может использоваться согласно нормам закона для капитального строительства (ст. 3, п. 1 настоящего закона). Документы планировки территории не являются определяющими для возведения капитальных зданий до 3-х этажей включительно.
Отметим факт того, что для территории садоводства и огородничества теперь может разрабатываться только межевой план территории (проект межевания территории).
Важно: Каждый гражданин, собственник садового земельного участка вправе бесплатно запросить градостроительный план своего земельного участка в администрации муниципального образования при условии того, что его участок имеет установленные в соответствие с законом границы, координаты поворотных точек внесены в ЕГРН, а права на недвижимость оформлены. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что участок прошёл процесс межевания и для него разработан градостроительный план или он будет разработан по вашему запросу. При этом разработанная документация по планировке территории садоводства может отсутствовать в силу разных причин.
А нужен ли градостроительный план земельного участка? Если полагать то, что нет, не нужен, то это будет ошибкой. Строительство капитального объекта на садовом земельном участке с нарушением норм градостроительного плана может привести к отказу в регистрации такого объекта и к признанию возведённого строения (дома) незаконным с вынесением решения о сносе. Разве для этого начинается стройка, чтобы потом снести объект, причём за деньги собственника участка?
Нужно дополнительно сказать о том, что отсутствие документации по планировке территории садоводства (для старых и новых СНТ, а такое вполне реально существует) может создать препятствия для выдачи заявителю градостроительного плана земельного участка. Придётся несколько раз писать письма в администрацию, обращаться с заявлениями на нарушение гражданских прав в прокуратуру. Заметим, что результат всегда будет в пользу заявителя. Градостроительный план своего участка собственник получит в любом случае и при любом раскладе. Закон на стороне гражданина. Вопрос только во времени и степени настойчивости заявителя.
- Садовые земельные участки и огородные земельные участки должны использоваться по целевому назначению и в соответствии с их разрешенным использованием.
Норма на первый взгляд ничего из себя не представляет и вопросов не вызывает. Однако, каждый регион имеет свои правила и свои вспомогательные виды разрешённого использования земельных участков. Чтобы садовод мог законно отклониться в сторону и использовать свой участок в соответствии со своим желанием, не только для садоводства, можно и нужно запросить ГПЗУ (градостроительный план земельного участка в администрации ОМСУ (органы местного самоуправления). Этот план изготовливается и передаётся собственнику участка бесплатно. Там перечислены все виды вспомогательного использования земли и др. важные характеристики. План действует 5 лет. В это время можно делать всё, что разрешает план.
- Допускается использование садовых земельных участков и огородных земельных участков для выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственной птицы и (или) кроликов при условии установления градостроительным регламентом для территориальной зоны, в границах которой расположен такой земельный участок, соответствующего вспомогательного вида разрешенного использования либо в соответствии с разрешением на условно разрешенный вид использования, при условии соблюдения земельного законодательства, ветеринарных норм и правил, санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов.
Если кому-то кажется, что всё уже разрешено, то он ошибается. Указанные нормы и правила нужно соблюдать. В этой связи содержание птицы или кроликов требуют подготовки и соблюдения многих требований. Если их не придерживаться, то соседи легко закроют ваш бизнес на основании решения суда из-за многочисленных нарушений.
- К садовым земельным участкам и огородным земельным участкам независимо от их принадлежности к определённой категории земель применяются предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации положения об освоении земельных участков, расположенных в границах населённых пунктов. Перечень мероприятий по освоению садовых земельных участков и огородных земельных участков, а также признаки неиспользования таких земельных участков устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(ч. 5 введена Федеральным законом от 08.08.2024 N 308-ФЗ)
Норма части 5 ссылается на ст. 85.1 Земельного кодекса (ФЗ-136 от 25.10.2001 г.), к-я введена в действие этим же законом. Суть данной статьи в том, что гражданин, имеющий садовый или огородный участок, обязан его освоить в течение 3 лет с момента оформления участка в собственность. Если этого не произойдёт, то участок могут отобрать и вернуть в оборот. Перечень мероприятий по освоению, как и перечень признаков, по к-м участок будет признан освоенным или неосвоенным устанавливается Правительством РФ. Закон вступает в силу с 01.03. 2025 г.
Статья 23.1. Особенности строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках
(введена Федеральным законом от 14.07.2022 N 312-ФЗ)
- Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства.
Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, а также применительно к территориям, в границах которых предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, расчетные показатели минимально допустимого уровня обеспеченности соответствующей территории объектами коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур и расчетные показатели максимально допустимого уровня территориальной доступности указанных объектов для населения (ст. 1 Градостроительного кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)
Предельные размеры земельных участков определяются решениями местных органов самоуправления. В каждом регионе могут быть разные предельные размеры садовых и огородных участков. При этом в решениях указываются как максимальный размер предоставляемых земельных участков, так и минимально возможный.
- Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами. При этом параметры жилого дома, садового дома должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Правила землепользования и застройки - документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)
Градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.) Территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (ст. 1 Град. кодекса, ФЗ-190 от 29.12.2004 г.)
Несмотря на то, что сами правила землепользования и застройки устанавливаются решением местных органов самоуправления, никто не отменяет нормы ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" в части, разрешающей строительство капитальных жилых домов и жилых строений на садовых земельных участках. На участках с видом разрешенного использования "для огородничества" строительство капитальных зданий и сооружений не допускается.
- Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации.
Жилой дом согласно п. 1 ст. 3 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" имеет право на существование и строительство на садовом земельном участке. Для регистрации права собственности на жилой дом владелец должен выполнить все требования, предъявляемые законом к объектам капитального строительства, в т.ч. к жилым домам.
Требования к жилому дому изложены в п. 9 – 32 Постановления Правительства № 47 от 28.01.2006 г. (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58136/), порядок признания дома жилым в этом же постановлении, п. 42 – 52).
- Хозяйственные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства, возводятся на садовых земельных участках и огородных земельных участках в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ч. 4 введена Федеральным законом от 22.07.2024 г. № 211-ФЗ)
< Предыдущая: Глава 4 II Следующая: Глава 6 >
|
Старый форум
Проследите за дискуссиями по актуальным проблемам СНТ.
Проект СНТ "Пищевик" некоммерческий.
Если Вы считаете, что информация на сайте достойна вознаграждения, сэкономила Ваши деньги, время и нервы, то можете перевести средства по ссылке:
Спасибо автору проекта
или на пласт. карту МИР
2204 3201 7785 0429
|