Земельный вопрос

Практика деятельности СНТ, как юридического лица показывает полное или почти полное непонимание вопросов, связанных с имуществом СНТ. В садоводствах ведутся жаркие споры; то затухающие на время, то снова разгорающиеся войны, продолжаются бесконечные хождения по судам, органам власти, правоохранительным структурам.
Необходимо, чтобы каждый садовод понимал: как создаётся имущество (объект), кто им управляет, каким образом имущество содержится и на чьи средства.
glebka
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 23 июл 2018, 01:51

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение glebka » 04 дек 2019, 20:52

Begemot912 писал(а):
02 дек 2019, 18:12
Например,для Глебки....Вы же не считаете таких,как Глебка ..преступниками...Они идут по своему-, предначертанному пути .....в тупик (ИМХО) постепенного РАЗОРЕНИЯ частных владельцев зем. участков на пути организации НП ЗА СВОЙ СЧЕТ.......ИМХО...
еще один....

добейтесь что бы вам надречную отремонтировали - и я сменю путь ведомых масс.

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 04 дек 2019, 21:42

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ САДОВОДОВ-ЧЛЕНОВ САДОВОДЧЕСКИХ ТОВАРИЩЕСТВ (КОЛЛЕКТИВНЫХ САДОВ),
ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ В ПЕРИОД ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЫ 1990 - 1998 Г.Г.!

Излагаю предельно кратко, не перегружая тему теоретическими выкладками, коих с избытком можно найти в интернете.
Земельная реформа 1990 года.
Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР» предусматривал, что земельные участки могут быть
объектами права частной собственности.
В период с 1991 г. по 1998 г. при создании садоводческих, огороднических и дачных объединений земельные участки предоставлялись гражданам сразу в собственность, а не на иных правах.

Различают 2 вида общих владений: * Совместную; * Долевую.
В первом случае нет деления земельного участка на части, собственники
владеют земельным участком без выделения долей.

Во втором случае собственность подразумевает нескольких владельцев одним участком, но с четким определением его частей (долей), принадлежащих каждому собственнику.

Согласно ЗЕМЕЛЬНОГО КОДЕКСА РСФСР (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 № 1103-I)
Ст. 8. Коллективная совместная собственность на земельные участки
Земельные участки могут принадлежать гражданам на праве коллективной совместной собственности без определения для каждого из них конкретной земельной доли.

В коллективную совместную собственность граждан могут быть переданы земли колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, и земли общего пользования садоводческих товариществ - по решению общих собраний этих предприятий, кооперативов и товариществ.
Участки общего пользования садоводческих товариществ передаются им бесплатно и разделу не подлежат.
Право постоянного бессрочного пользования на земли, закреплённые за предприятиями, прекращалось Актом ОМСУ об изъятии земли у предприятий и передаче Садоводческим товариществам на праве собственности.
При этом ОМСУ лишался права дальнейшего распоряжения земельными наделами (издания Постановлений).

Всё это в теории изложено довольно логично и должно было сопровождаться оформлением следующего пакета документов:
• Отказ организации от земельного надела, закреплённого в постоянное бессрочное пользование;
• На основании Отказа от земли – оформление Постановления (Решения) и Акта или Свидетельства ОМСУ об изъятии земли и закреплении за садоводческим товариществом на праве, согласно экспликации земли:
столько-то га – в собственность граждан (индивидуальные участки),
столько-то га – в коллективную совместную собственность граждан (земли общего назначения – проезды, дороги и т.д.)

…..если бы…… не разгул полёта фантазии местных ОМСУ и пристрастия земельных чиновников к законотворчеству …..
Появилось большое разнообразие землеотводных актов, закрепляющих земельные наделы в праве:
• Коллективно-долевой собственности граждан;
• Коллективной совместной собственности граждан;
• Долевой собственности граждан без экспликации земель на площадь под индивидуальными участками и участком общего назначения;
* Долевой собственности граждан с экспликацией земель под индивидуальные участки и совместной собственности граждан на участок
общего назначения;
* В собственность юридического лица на весь земельный надел;
* В собственность граждан земель под индивидуальные участки и собственность юридического лица на участок общего назначения;
• Возмездное….предоставление земельных участков;
• Зачастую пакеты документов не содержали Отказов предприятий от земли, но одновременно с закреплялись на каком-либо праве за СТ
(то есть в итоге - при наличии множества правообладателей одного землеотвода);
• Сюда не следует причислять те СТ, что просто не обеспокоились переоформлением статуса земель
(как были, так и остались закреплённые правом пользования за предприятиями) и т.д.

При всём этом разгуле стихии законотворчества как-то терялась смысловая составляющая:
ПОРЯДОК ДАЛЬНЕЙШЕГО ОФОРМЛЕНИЯ ПРАВ НА ЗЕМЛЮ (КАК НА ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ УЧАСТКИ, ТАК И УЧАСТКИ ОБЩЕГО НАЗНАЧЕНИЯ) МОГ ВАРЬИРОВАТЬСЯ ДО БЕСКОНЕЧНОСТИ,
в зависимости от вида права, на котором земельные наделы закреплялись за правообладателями.....
а также состояния наполняемости пакета землеотводных документов;
Что вносило неразбериху и путаницу (не исключая режима он-лайн) в непросвещённые умы новоиспечённых собственников земли….
и самих создателей землеотводной документации СТ - законотворцев от местных земельных чиновников…….
Последний раз редактировалось Milita 09 дек 2019, 10:17, всего редактировалось 3 раза.

Begemot912
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 783
Зарегистрирован: 07 мар 2017, 10:50
Откуда: С-Петербург

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Begemot912 » 04 дек 2019, 23:16

ВОПРОС в связи с этим: нужно ли беспокоить тени давно прошедших времен...стоит ли пытаться ВОСПОЛНЯТЬ недостающие доки из необходимого пакета оных ??

Ведь ,как я понимаю, какие либо недостающие доки(вернее их отсутствие) не могут уже повлиять на status quo....

В то же время статус нынешних ЗУОН прямо зависит от собственника бывших ЗОП....Принадлежит либо юрику,либо гражданам на каком то праве...

И это очень важный момент...

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 05 дек 2019, 01:08

Begemot912 »
ВОПРОС в связи с этим: нужно ли беспокоить тени давно прошедших времен...стоит ли пытаться ВОСПОЛНЯТЬ недостающие доки из необходимого пакета оных ??
Нет.
Стоит запросить в Росреестре (либо письмом с уведомлением, либо регистрацией в канцелярии)
Правовые основания закрепления земельного участка в кадастровым номером ........по адресу ЭПС.........
(правоустанавливающий и правоудостоверяющий документы на землю СТ)
Можно запросить в архиве ОМСУ....Эти документы (оригиналы) изготовлялись в 3-х экземплярах....
Эти «тени» навечно хранятся в архиве Росреестра и имеют статус «ранее возникших» теней….на праве СОБСТВЕННОСТИ...
ПРАВО само по себе не возникает и не прекращается....
от этих "теней давно прошедших времён" берёт начало правовое зонирование территории……
Ведь,как я понимаю, какие либо недостающие доки(вернее их отсутствие) не могут уже повлиять на status quo....
Ещё как могут!…..повлиять…..ведь это только родник (первоисточник возникновения прав…)
Скоро дойдём до наводнения…..а там и до болота....
В то же время статус нынешних ЗУОН прямо зависит от собственника бывших ЗОП....
Принадлежит либо юрику, либо гражданам на каком то праве...
Верно…
И это очень важный момент...
ОЧЕНЬ важный!

Смотрим Федеральный закон от 29.07.2017 N 217-ФЗ (ред. от 03.08.2018)
"О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Статья 41. О внесении изменений в Федеральный закон "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"
4) пункт 2.9 изложить в следующей редакции:
"2.9. В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление в собственность или в аренду земельного участка общего назначения осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления,….
Попутно по ссылке заглянем в. п. 2.7:
2) пункт 2.7 изложить в следующей редакции:
"2.7. До 31 декабря 2020 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;……предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации,
попутно смотрим ст 39.2 ЗК РФ:
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 02.08.2019)
ЗК РФ Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления,
уполномоченные на предоставление земельных участков
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
См п. 2.9. ст 41 ФЗ № 217-ФЗ:
«…заявления собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, указанных в абзаце пятом пункта 2.7 настоящей статьи. К такому заявлению прилагается схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная заявителем (заявителями).
Представление данной схемы не требуется при наличии:
утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, или проекта организации и застройки территории либо описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
выписки из решения общего собрания членов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации о приобретении земельного участка общего назначения в собственность собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд;
учредительных документов указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи некоммерческой организации.

а кто-то что-то УЧРЕДИЛ?

Теперь ВНИМАНИЕ!
Сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, предоставленный некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, ЗАПРАШИВАЮТСЯ исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя)."

А ТАКИЕ СВЕДЕНИЯ МОГУТ ИМЕТЬ СТАТУС «РАНЕЕ ВОЗНИКШЕГО ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ»,

к примеру……хотя и не факт….если организация образована после 1998 г, могут иметь вид иного вещного права.....

То получаем искомое:
ОМСУ («в пределах своей компетенции»), -
НЕ ВПРАВЕ РАСПОРЯДИТЬСЯ ЧУЖОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ! (ЗК РФ Статья 39.2.)

А СОБСТВЕННИК (КИ) НЕСЁТ БРЕМЯ СОДЕРЖАНИЯ ИМУЩЕСТВА, СОГЛАСНО СТ. 210 ГК РФ.......
сам несёт и осчастливит бременем будущих наследников....
При этом ОМСУ вправе инициировать процедуру прекращения права собственности лишь в одном случае:
резервирования земли для муниципальных нужд......

Росреестр разъясняет ситуацию:
Согласно п. 1 ст. 45 ФЗ от 24.07.2007 г № 221-ФЗ "О госкадастре недвижимости"....госкадастровый учёт объектов недвижимости, осуществлённые в установленном законодательством порядке ДО ДНЯ ВСТУПЛЕНИЯ В СИЛУ настоящего ФЗ,
ПРИЗНАЁТСЯ ЮРИДИЧЕСКИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ.
И такие объекты считаются объектами недвижимости, УЧТЁННЫМИ в соответствии с Законом
(далее - ранее учтённые объекты недвижимости)
Внесение сведений в ГКН осуществляется на основании документов, предусмотренных п. 21 Порядка ведения госкадастра недвижимости.
Одним из таких документов являетсяГосакт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения,
бессрочного постоянного пользования.
росреестр (1).pdf
(455.42 КБ) 13 скачиваний
Последний раз редактировалось Milita 05 дек 2019, 17:42, всего редактировалось 1 раз.

glebka
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 23 июл 2018, 01:51

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение glebka » 05 дек 2019, 16:29


Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 05 дек 2019, 16:35

И чё?
Прописные истины....
Вид права-то какой? -
* Собственность
* Пожизненное наследуемое владение
* Постоянное бессрочное пользвоание
* аренда
* сервитут
* оперативное управление
или?

glebka
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 23 июл 2018, 01:51

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение glebka » 05 дек 2019, 16:45

Milita писал(а):
05 дек 2019, 16:35
И чё?
Прописные истины....
Вид права-то какой? -
* Собственность
* Пожизненное наследуемое владение
* Постоянное бессрочное пользвоание
* аренда
* сервитут
* оперативное управление
или?
а вы не все в кучу смешали ?
Пожизненное наследуемое владение
ну интересно еще
* Постоянное бессрочное пользование
это гос органы и муниципалитет - на фига вообще про это знать ?

но уж
* аренда
* сервитут
* оперативное управление
тут собственность есть всяко

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 05 дек 2019, 16:50

* аренда
* сервитут
* оперативное управление
Глеб: тут собственность есть всяко
Чья?

glebka
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 890
Зарегистрирован: 23 июл 2018, 01:51

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение glebka » 05 дек 2019, 16:53

Milita писал(а):
05 дек 2019, 16:50
* аренда
* сервитут
* оперативное управление
Глеб: тут собственность есть всяко
Чья?
а какая разница ? все одно попадает под отказ.
собственно это был смысл темы ? или нет ?

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 05 дек 2019, 17:05

Глеб: а какая разница ? все одно попадает под отказ.
собственно это был смысл темы ? или нет ?
Глеб....разница большая.....
Материал темы потому плохо воспринимается.....что надо рассматривать КАЖДУЮ конкретную ситуацию и землеотводы....
а я не могу до Вас донести.....
"В ОБЩЕМ" - это только для специалистов доступно....
слишком много ненужной инфы КОНКРЕТНО для Вашей ситуации...

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 08 дек 2019, 16:55

Возвращаемся к земельной реформе 1990 г. Конкретизируем.

В 1990 г началось коренное реформирование земельных отношений.
Реформа началась со следующих преобразований:
1. установления новой системы имущественных прав на
земельные участки, порядка их возник¬новения и прекращения: были введены
* право пожизненного на¬следуемого владения,
* постоянного (бессрочного) пользования;
* право частной и коллективной (общей совместной и общей доле¬вой) собственности граждан на землю;
* право аренды;
2) введения платности землепользования;
3) установления семи категорий земель;

Документы на землю бывают правоустанавливающие и правоудостоверяющие (правоподтверждающие).
Правоустанавливающими являются:
17 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"
В них указывается правообладатель, вид права на землю, а также описание земельного участка.
— решения, постановления, распоряжения, акты органов государственной власти или органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков.

Правоудостоверяющие документы:
— свидетельство о праве собственности на землю (выданное в том числе по Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России"
— свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей (по Постановлению N 177);
— свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (по Постановлению N 177);
— государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (по Постановлению Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей").

Указанные свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок имеют юридическую силу только вместе с соответствующим правоустанавливающим документом. Поэтому в свидетельстве о государственной регистрации права на землю всегда указывается ссылка на документ, который устанавливает право на земельный участок.
Таким образом, свидетельство о государственной регистрации права является правоудостоверяющим (правоподтверждающим), а не правоустанавливающим документом.
То есть наличие свидетельства подтверждает факт государственной регистрации права на земельный участок, но не влияет на его существование.
При этом единственным доказательством существования зарегистрированного права является запись
в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее — ЕГРП).


Документы, подтверждающие права на землю, выданные в советское время или до утверждения новых действующих форм таких документов, признаются юридически действительными (ст. ст. 6, 14, 17 Закона о госрегистрации прав).
Это означает, что нет обязанности менять их на новые.
Так, действительны государственные акты, свидетельства и другие документы, выданные организациям и гражданам до 31 января 1998 г., то есть до введения в действие указанного Закона. Они имеют равную юридическую силу с записями в ЕГРП
(п. 9 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

Но в случае необходимости совершить сделку с такой землей (купить, продать, сдать в аренду и др.) необходимо перерегистрировать права на землю (п. 2 ст. 6 Закона о госрегистрации прав), то есть пройти процедуру государственной регистрации права.

Если право на земельный участок возникло после 31 января 1998 г.
(введение в действие Закона о госрегистрации прав), то вся информация хранится в территориальных архиве Росреестра.
Вопросами кадастрового учета и регистрации прав на земельные участки занимаются отдельные структурные подразделения Росреестра.
Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 утверждена Инструкция о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах. Информация предоставляется в виде выписок из ЕГРП и справок о содержании правоустанавливающих документов.
В случае утраты по какой-либо причине документов на земельный участок необходимо обратиться в Управление Росреестра за выпиской о содержании таких документов. Полученная выписка подтвердит право на земельный участок.
Ее будет достаточно для совершения сделки с земельным участком.
Если в системе Росреестра искомые документы отсутствуют, то их следует истребовать в архивах ОМСУ.
Таким образом, основными документами на землю являются свидетельство о государственной регистрации права, правоустанавливающие документы, а также кадастровый план участка.

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 08 дек 2019, 17:55

Коммандор:
При этом следует отметить что положения ст 8 и 66 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г предусматривавшие возможность предоставления ЗОП СТ в коллективную совместную собственность граждан были признаны недействующими на основании Указа Президента РФ от 24.12.1993 г № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ»
Аналогично в связи с данным Указом Президента РФ был признан недействующим Закон РСФСР «О земельной реформе» также предусматривавший предоставление зем участков в СТ в коллективную совместную собственность граждан.

Вы видите что тут написано?
Как бы написанное отменяет МЕСТНЫЕ ПЕРЕГИБЫ И ИЗВРАЩЕНИЯ законодательства в госрегистрации прав.
Ок. Имеем:

Положения ст 8 и 66 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г

Свидетельство о праве собственности КС от 17.11.1992
Землеотвод 1992 г.pdf
(905.97 КБ) 7 скачиваний
Далее имеем ещё землеотвод от 1992 г
Землеотвод 1992 г.jpg
Землеотвод 1992 г.jpg (186.65 КБ) 177 просмотров
Далее - Указ Президента РФ от 24.12.1993 г № 2287 «О приведении земельного законодательства РФ в соответствие с Конституцией РФ» -
отменившее закрепление ЗОП в коллективно-совместную собственность.

А далее – согласно Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767
"О РЕГУЛИРОВАНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ И РАЗВИТИИ АГРАРНОЙ РЕФОРМЫ В РОССИИ"
Который утратил силу аж 25 февраля 2003 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.02.2003 N 250.

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 08 дек 2019, 18:06

Повидимому возникла необходимость поговорить о формах и образцах землеотводных Актов и Свидетельств тех далёких лет....

По материалам нотариуса Савиной Ольги Николаевны.
Государственные акты образца 1991 г.
В правовых актах, которые сопровождали земельную реформу и были приняты в период с 27 декабря 1991 г. до 9 марта 1992 г., ничего не говорилось о форме документов, удостоверяющих право граждан на земельные доли.

Однако согласно ст. 9 ЗК РСФСР 1991 года сельскохозяйственному предприятию, земли которого передаются в коллективно-долевую собственность граждан, выдается акт на право собственности, бессрочного (постоянного) пользования с указанием в нем размера земель, находящихся в государственной и коллективно-долевой собственности, списка собственников и земельной доли каждого из них.
Право собственности на земельную долю удостоверяется специальными документами,
выдаваемыми местными Советами народных депутатов, в которых указывается размер земельной доли.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" были установлены единые для РСФСР две формы государственного акта.
Во исполнение этого Постановления специалистами Роскомзема была разработана и утверждена Комитетом по земельной реформе и земельным ресурсам при Правительстве Российской Федерации Инструкция Роскомзема от 9 марта 1992 г. "О порядке выдачи (замены) государственных актов на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей". Она определяла порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.

Отметим сразу, что на момент принятия Постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 не ясны были как масштабы предстоящей земельной реформы, так и юридические формы ее осуществления.
Это отразилось и на перечне лиц, которым акты должны были выдаваться.

Государственный акт по форме N 1 должен был выдаваться "гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности" (п. 1.3).

Государственный акт по форме N 2 должен был выдаваться предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно п. 1.8 Инструкции Роскомзема от 9 марта 1992 г. к государственному акту в качестве приложения выдаются:
список собственников при передаче земельных участков в коллективно-долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельхозпредприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2).
Что же касается земельных долей, то право на них должно было удостоверяться справкой (!), "выдаваемой в необходимых случаях" по форме, приведенной в приложении 1 к Инструкции. По сути, в этом пункте Инструкции воспроизводились положения ст. 9 ЗК РСФСР 1991 года.
Как видно из содержания п. 1.8 Инструкции, государственные акты предназначались для выдачи не каждому участнику долевой (коллективно-долевой) собственности, а только предприятиям, в чьем пользовании ранее находилась земля.
В условиях земельной реформы, когда у миллионов граждан за короткий промежуток времени возникло право долевой собственности, стало не ясно, чье же право должны удостоверять государственные акты. Какие-либо дополнительные разъяснения, письма или инструкции, разрешающие эту неопределенность, после 9 марта 1992 г. не известны.

Добавлю, что редко где можно найти государственные акты, подписанные председателями районных комитетов по земельным ресурсам и землеустройству и заверенные печатью.
В случае необходимости с таких государственных актов невозможно сделать нотариально заверенные копии для представления их в отделы регистрационной службы. Кроме того, они вообще не могут рассматриваться в качестве документов, удостоверяющих в настоящее время право долевой собственности.
Такое право удостоверяется только свидетельствами, которые после 27 октября 1993 г. стали выдаваться каждому сособственнику.
Итак, государственные акты на право собственности на землю образца 1991 года не могли юридически безупречно удостоверить возникновение права долевой собственности на землю.

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 08 дек 2019, 18:32

Продолжаем тему о формах правоудостоверяющих землеотводных документов.

По материалам нотариуса Ольги Николаевны Савиной.
Свидетельства образца 1992 г.
1. Форма свидетельства на право собственности на землю, которое имеет силу до оформления государственного акта,
порядок его выдачи и регистрации установлены письмом Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и поддержке крестьянских (фермерских) хозяйств от 13 января 1992 г. N 3-14/60.
Предусматривалось, что эти свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков районными (городскими) комитетами по земельной реформе и земельным ресурсам, а в сельских населенных пунктах — руководителями исполнительных органов сельских (поселковых) Советов народных депутатов.
При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством должен был выдаваться чертеж, план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность или пользование.

Поскольку на начало 1992 года в законодательных актах о земельной реформе не содержалось четкого и недвусмысленного указания на характер долевой собственности, которая должна возникнуть у граждан после приватизации земли, то и свидетельства, утвержденные письмом Госкомзема от 13 января 1992 г., не могли служить эффективным инструментом закрепления этой политики.
Также свидетельства выдавались чаще всего сельхозпредприятиям.
Тем не менее в судебной практике известны случаи, когда обладатели таких свидетельств рассматривали их в качестве документов постоянного действия согласно абз. 5 п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России".

Milita
Главный хранитель огня
Главный хранитель огня
Сообщения: 135
Зарегистрирован: 15 ноя 2019, 09:40

Re: Земельный вопрос

Непрочитанное сообщение Milita » 08 дек 2019, 18:52

Заканчиваю обзор форм Актов и Свидетельств, закрепляющих ранее возникшее право на землю

по материалам нотариуса Савиной Ольги Николаевны....
3. Свидетельство о праве собственности на землю, форма которого была утверждена
Постановлением Правительства РФ от 19 марта 1992 г. N 177 "Об утверждении форм свидетельств о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения", мало чем отличалось от предыдущего.
Оно также не стало документом, удостоверяющим право граждан на земельные доли. Это свидетельство, задуманное как временный документ, действующий до выдачи соответствующего государственного акта, выдавалось райкомземами также на имя юридических лиц (колхозам, КСП, ТОО, АОЗТ) после утверждения проектов перераспределения земель. Причем очень часто такие свидетельства, несмотря на свою "временность", сосуществовали с уже выданными государственными актами и дошли до настоящего времени.
Свидетельства образца 1993 г.
После вступления в силу Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" право участников долевой собственности получало видимое подтверждение. В соответствии с п. 5 Указа "каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, выдается свидетельство на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре". Сельскохозяйственные предприятия должны были представить в органы местной администрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих им земельных долей (паев), а главы районных администраций принять постановления о выдаче таких свидетельств уже с конца 1993 года. Массовая выдача этих желтых и розовых свидетельств гражданам происходила в 1994 — 1995 годах. Несмотря на наименование документа, на самом деле свидетельства образца 1993 года удостоверяли и удостоверяют право гражданина не на землю, а на земельную долю, размер которой указывался в гектарах или в баллогектарах.

Согласно п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767 указанное свидетельство является документом, удостоверяющим право собственности на земельный участок, и служит основанием при совершении сделок купли-продажи, залога, аренды, а также при осуществлении иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком в соответствии с действующим законодательством. Осуществление "иных действий по владению, пользованию и распоряжению земельным участком" означает в том числе техническую возможность участвовать в общих собраниях участников долевой собственности и подтверждать свое право на участие уже не ссылкой на список лиц, у которых возникло право на земельную долю, а демонстрацией документа, удостоверяющего право. Такой порядок сохраняется вплоть до настоящего времени: к протоколам общих собраний прилагаются явочные листы с указанием реквизита документа каждого лица, участвующего в работе общего собрания.

Выдача свидетельств образца 1993 года была возложена на комитеты по земельным ресурсам и землеустройству. За относительно короткое время (в основном в течение 1994 г.) их получили тысячи граждан. Каждый из них, как правило, расписывался в получении документа в Книге выдачи свидетельств на право собственности на землю по конкретному землепользованию

Какой-либо специальной регистрации свидетельств в регистрационной (поземельной) книге, как того требовал п. 3 Указа Президента РФ от 27 октября 1993 г. N 1767, в данном случае не требовалось. Сотрудник райкомзема вносил в такую книгу имя, фамилию и отчество, паспортные данные гражданина, указывал порядковый номер записи, что заменяло, по сути, саму регистрационную запись. Второй экземпляр свидетельства (дубликат) оставался в фонде данных райкомзема.

В период активного оборота земельных долей, особенно с 2003 года, граждане, утратившие свидетельства, могли получить в райкомземе заверенную им же копию свидетельства и в дальнейшем распоряжаться земельной долей по своему усмотрению. Несмотря на реорганизации и противоречивые указания со стороны вышестоящего начальства, многие районные (межрайонные) отделы Роснедвижимости продолжали выдавать копии и удостоверять копии с хранящихся дубликатов свидетельств, а отделы Федеральной регистрационной службы принимать их без предъявления подлинника.

Массовая выдача свидетельств сказалась на качественной, если так можно выразиться, стороне процесса. В настоящее время это создает их обладателям определенные проблемы, в том числе заставляет обращаться в суды с иском об исправлении технических ошибок.

Свидетельства о государственной регистрации права
Как известно, с появлением Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" записи о возникновении, изменении и прекращении права вносятся в Единый государственный реестр прав (ЕГРП). Свидетельства о государственной регистрации права с указанием даты внесения сведений в ЕГРП и номера регистрационной записи заменили свидетельства образца 1993 года. В течение некоторого времени они подписывались и выдавались в 1998 году руководителями райкомземов.
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ НАДЕЛОВ НА ПРАВЕ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДОЛЕВОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ СОВМЕСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН, СМ. СТР. 6....
Последний раз редактировалось Milita 09 дек 2019, 10:21, всего редактировалось 1 раз.

Ответить

Вернуться в «Имущество СНТ - ТСН, общее имущество СНТ (ТСН, граждан), личное имущество (собственность) граждан»