9 марта 1992 года
ИНСТРУКЦИЯ
О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ (ЗАМЕНЫ) ГОСУДАРСТВЕННЫХ
АКТОВ НА ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЗЕМЛЮ, ПОЖИЗНЕННОГО
НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ, БЕССРОЧНОГО (ПОСТОЯННОГО)
ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛЕЙ
Настоящая инструкция разработана специалистами Роскомзема во исполнение Постановления Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 и определяет порядок составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов.
Инструкция вводится в действие взамен "Инструкции о порядке составления, выдачи (замены) и хранения государственных актов на право пользования землей", утвержденной Министерством сельского хозяйства СССР 7 сентября 1976 года.
I. Общие положения
1.1. В соответствии с Земельным кодексом РСФСР (статья 31) право собственности на землю, пожизненное наследуемое владение, бессрочное (постоянное) пользование земельными участками удостоверяется государственным актом.
2. 1.2. Постановлением Совета Министров РСФСР от 17 сентября 1991 г. N 493 "Об утверждении форм государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей" установлены единые для РСФСР две формы (N 1 и N 2) государственного акта.
3. 1.3. Государственный акт на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей <*> выдается:
В дальнейшем именуется "государственный акт".
по форме N 1 - гражданам, которым предоставляются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, животноводства, индивидуального жилищного и дачного строительства, строительства гаражей, для иных целей, связанных с ведением сельскохозяйственного производства, а также предпринимательской деятельности;
по форме N 2 - предприятиям, учреждениям, организациям, которым предоставляются земельные участки для сельскохозяйственного производства или для несельскохозяйственных нужд, а также гражданам для организации крестьянских (фермерск1.4. Государственные акты по утвержденным формам выдаются органами местной администрации всем гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям при предоставлении им в установленном порядке земель в собственность, владение, пользование, а также при перерегистрации прав на предоставленный ранее земельный участок.
ЕЩЁ РАЗ:
• Акт по форме № 1 закрепляет индивидуальные участки ЗА ГРАЖДАНАМИ в границах ИСХОДНОГО ЗЕМЕЛЬНОГО МАССИВА;
• Акт по форме № 2 закрепляет ЕДИНЫЙ ЗЕМЕЛЬНЫЙ МАССИВ ЗА ПРЕДПРИЯТИЯМИ, УЧРЕЖДЕНИЯМИ, ОРГАНИЗАЦИЯМИ.
Обязательное условие: установление границ участков в координатах.
Однако по факту, участки выделялись в упрощённом режиме, без проведения землеустроительных работ по установлению границ, как того требовали ст. 30-32 и ст. 113 ЗК РСФСР от 25.04.1991 г.
Статья 113. Содержание землеустройства
ОДНАКО Президент РФ постоянно вводил ускоренные процедуры выделения земель гражданам.
А Указом Президента РФ от 24.12.1993 г. № 2287 статьи 30-32 ЗК РСФСР были вообще отменены:
постановляю:
1. Признать недействующими:
статьи ……. 30 - 32, …….. Земельного кодекса РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N 22, ст. 768; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 21, ст. 748);
* Подзаконными актами (напр. Инструкцией Роскомзема от 09.03.1992 г.) предписывалось проводить обмер земельного участка лишь при наличии спора или отсутствии документов правопользования.
При перерегистрации прав на земельный участок новые госакты выдаются при условии, что его расположение, размеры и границы не являются спорными..
1.8. К государственному акту в качестве приложения выдаются:
список сособственников при передаче земельных участков в коллективно - долевую собственность граждан земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в т.ч. созданных на базе государственных предприятий (при выдаче государственного акта по форме N 2);
2.7. Заполнению государственного акта предшествует составление "чертежа границ земель, находящихся в собственности, владении, пользовании" <*>. Чертеж границ размещается в государственном акте: по форме N 1 - на 4-й странице, по форме N 2 - на 4 и 5-й страницах.
В случаях, когда размеры земельных участков устанавливались по данным натурных обмеров, без определения координат поворотных точек, на чертеже границ показываются только линейные промеры между точками.
2.10. Если государственный акт по форме N 2 выдается на крупное по площади землевладение (землепользование), то чертеж границ составляется в необходимом масштабе отдельно и вручается вместе с государственным актом в качестве приложения.
В таких случаях на 3-й странице государственного акта, в перечне приложений, приводится название этого чертежа.
При заполнении строк на этой же странице, где указывается правовое положение земель, а также на 6-й странице в "Экспликации земель..." проставляются площади земельных участков, предоставляемых в собственность, владение, пользование. При отсутствии таких площадей ставится прочерк.
На 3-й странице также приводятся номера и наименования всех приложений, выдаваемых вместе с государственным актом.
2.12. На странице 7 государственного акта по форме N 2 в таблице "Земли других собственников, владельцев, пользователей и т.д." записываются наименования всех собственников, землевладельцев, землепользователей, арендаторов, чьи земельные участки расположены внутри закрепляемого земельного массива, площади и номера этих участков на чертеже. /quote]
2.13. Одновременно составляются и изготовляются приложения к государственному акту.
Приложение N 1 "Список сособственников..." составляется при передаче земель колхозов, других кооперативных сельскохозяйственных предприятий, акционерных обществ, в том числе созданных на базе государственных сельскохозяйственных предприятий, - в коллективно - долевую собственность граждан.
В нем указываются фамилия, имя, отчество гражданина - сособственника (без сокращений) и средний размер земельной доли каждого...
2.16. Материалы по выдаче государственного акта формируются в землеустроительное дело, которое должно содержать:
а) копию или выписку из решения местного Совета народных депутатов или местной администрации о предоставлении земельного участка в собственность, владение, пользование, а также выдаче государственного акта;
б) выписку из Государственной земельной кадастровой книги;
в) план границ земель, ранее предоставленных в пользование;
г) ведомость вычисления координат точек границ земель или абрис с результатами обмера земельных участков;
д) ведомость вычисления площадей земель, предоставленных в собственность, владение, пользование и экспликации;
е) перечень нормативных документов, на основании которых установлен особый режим использования земель;
ж) акт установления (восстановления) границ;
з) корешки повесток о вызове представителей с распиской о вручении повестки;
и) документы по контролю и приемке работ;
к) журналы и абрисы полевых измерений, материалы по их обработке.
3.3. В Книгу записей государственных актов при регистрации вносится номер государственного акта, выдаваемого собственнику земли, владельцу, землепользователю.
СПРАВКА
ОБ УДОСТОВЕРЕНИИ ПРАВА СОБСТВЕННИКА
НА ЗЕМЕЛЬНУЮ ДОЛЮ
Согласно приложению N 1 к Государственному акту
N _________________, выданному решением от _______________________
N _________________ ___________________________________________
(наименование местной администрации)
за гражданином __________________________________________________,
(Ф.И.О.)
являющимся сособственником земель, выделенных в коллективно -
долевую собственность ___________________________________________,
(наименование собственника)
закреплена земельная доля площадью _____________ га
сельскохозяйственных угодий, в т.ч. ________ га пашни.
М.П. Глава ____________________________________
(наименование местной администрации)
_____________ ________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Но зачастую гражданам со свидетельством выдавался лишь чертеж, составленный на основе имевшихся карт в земельных комитетах (письмо Госкомитета от 13.01.1992 г.).
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ПО ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ РСФСР
ПИСЬМО
от 13 января 1992 г. N 3-14/60
Направляется форма свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей.
Свидетельства выдаются гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям на основании принятых органами местной администрации решений о предоставлении земельных участков …..
При подготовке проектов решений о предоставлении земельных участков и оформлении свидетельств используются ранее выданные документы, удостоверяющие право на земельный участок (государственные акты, решения соответствующих органов о предоставлении земельных участков, земельно-шнуровые и похозяйственные книги), материалы по обмеру земельных участков, проекты организации территории садоводческих и других товариществ, плановокартографические материалы и аэрофотоснимки, а также другие материалы, имеющиеся в комитетах по земельной реформе и земельным ресурсам, органах архитектуры и бюро технической инвентаризации, сельских, поселковых, городских органах местной администрации и у землепользователей.
При наличии планово-картографических материалов вместе со свидетельством выдается чертеж границ, план (выкопировка с плана) землепользования с указанием границ земель, предоставляемых в собственность и пользование.
Свидетельство составляется в двух экземплярах, один из которых выдается гражданину, предприятию, учреждению, организации, второй хранится в органе, выдавшем свидетельство. На этом экземпляре свидетельства гражданин или представитель предприятия, учреждения, организации подписывается в получении первого экземпляра свидетельства.
Свидетельству дается номер, соответствующий порядковому номеру его регистрации.
* 25 августа 1992 г. Правительство РФ принимает постановление № 622 о порядке ведения государственного земельного кадастра, где указывает о внесении сведений в кадастр лишь после уточнения границ участков в натуре (п. 8).
8 Указ Президента РФ от 23.04.1993 г. № 480 предписывал в месячный срок выдавать гражданам документы на землю и устанавливать границы в натуре.
* Далее было предписано провести общероссийскую инвентаризацию земель (Постановление СМ РФ от 12.07.1993 г. № 659, Врем. руководство от 17.05.1993 г.)
* Далее, Указом Президента РФ от 27.10.1993 г. № 1767 снова устанавливается ускоренная процедура оформления права собственности на земельные участки.
При этом, допускалось принятие решения органа местного самоуправления о предоставлении земли без плана участка (п. 9).
* Указом Президента РФ от 11.12.1993 г. № 2130 предписывалось обеспечить эффективное функционирование системы государственного земельного кадастра.
Но сначала из-за недостаточности финансирования, из-за законодательной неразберихи, а по потом с связи с принятием Конституции РФ — данная работа не была проведена в полном объеме.
* Письмом Роскомзема от 31.08.1994 г. были установлены правила государственной регистрации прав на земельные участки, где предписывалось при предъявлении документов на регистрацию права сдавать чертеж границ (план) земельного участка, удостоверенный соответствующим органом.
* Но регистрация прав на землю продолжалась осуществляться земельными комитетами по планам и без отвода в натуре, так как обязательность проведения землеустроительных работ возлагалась не на землепользователей, а госорганы.
* С января 1995 г. начала действовать первая часть Гражданского кодекса РФ, где в части 1 статьи 261 земельный участок как объект права собственности возникал через определение его территориальных границ в порядке, установленном земельным законодательством, на основе документов, выдаваемых собственнику государственными органами по земельным ресурсам и землеустройству.
Заметьте о кадастровом учете в статье ничего не говорится.
* В 2006 г. часть первая статьи 261 ГК РФ была отменена — то есть законодатель отдал на откуп земельного законодательства вопрос определения земельного участка как объекта права.
https://dekozirev.pravorub.ru/personal/21522.html
* 07.03.1996 г. снова Президента РФ Указом № 337 «ускоряет» выдачу гражданам свидетельств о праве на земельные доли и определение месторасположения земельного участка лишь по согласованию с собственниками (п. 10).
* 8 апреля 1996 г. была принята Инструкция по межеванию, которая являлось единственным документом определяющим определение территориальных границ земельного участка.
В данном Инструкции признавалось, что межевание проводится по просьбе граждан, если документы, удостоверяющие их права на земельный участок, были выданы без установления и закрепления границ на местности (п. 1.2.).
Чертеж составленный при межевании подлежал утверждению в земельном комитете (п. 12.4).
* 16.05.1997 г. Указом Президента РФ № 485 предоставляется право приватизации земельных участков по существующим границам.
* С 01 февраля 1998 г. в России был введен в действие ФЗ от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ о регистрации прав на недвижимое имущество.
Данным законом было подтверждена юридическая действительность ранее приобретенных прав (соответственно документов о правах).
Введена необходимость предоставления кадастрового плана земельного участка, удостоверенного земельным комитетом (по общему правилу) (ст. 18).
Но для того, чтобы получить кадастровый план необходимо было поставить на кадастровый учет свой земельный участок, но зачастую у граждан не было документов, подтверждающих координаты границ земельного участка.
Потому в 2006 г. была введена упрощенная регистрация прав на земельные участки, которая не требовала предъявления кадастрового плана,
А в 2008 г. ч. 4 ст. 18 Закона вообще была отменена.
Но вернемся к ФЗ о государственном кадастре недвижимости, на который так любят ссылаться некоторые горе-судьи и юристы, утверждающие, что отсутствие земельного участка в кадастровом учете лишает его статуса объекта права.
В самом ФЗ о ГКН (ст. 45) указывается, что земельные участки государственный кадастровый учет которых не осуществлен, но на которые зарегистрированы права, признаются ранее учтенными. Отсутствие в ГКН сведений о ранее учтенным земельном участке, предоставленным гражданину для поименованных в законе целей, не является основанием для отказа в выдаче кадастрового паспорта и основанием для отказа в регистрации права на земельный участок.
Таким образом, действующее законодательство не содержит положения о том, что не поставленный на кадастровый учет земельный участок не является объектом права.
То есть, актами власти процедура формирования границ участков регулярно варьировалась...
с целью ускорения процесса закрепления участков - ДОПУСКАЛАСЬ возможность постановки на кадастр
участков ДЕКЛАРАТИВНОЙ площади - БЕЗ УСТАНОВЛЕНИЯ ГРАНИЦ УЧАСТКА В КООРДИНАТАХ.
И на сегодняшний день, таких участков имеется ОГРОМНОЕ количество.
В 2017 г. декларативные участки - СНЯТЫ С КАДАСТРА.