Первичный текст подготовлен Коммандором. Он требует развития, редактирования, дополнений и, главное, обсуждения.
Мы, садоводы , собравшиеся на форуме сайта СНТ «ПИЩЕВИК» калининградского региона, обсуждая проект ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «О садоводстве, огородничестве и дачном хозяйстве и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, высказываем замечания по данному проекту. 1. Проект закона логично должен подвести итоги почти двадцатилетнему существованию закона « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» ФЗ-66 от 15 апреля 1998 г, скорректировать дальнейшее развитие законодательства в области регулирования отношений при ведении коллективного и индивидуального садоводства( ведение садоводства гражданами на своих личных участках), огородничества и дачного хозяйствования и привести закон в соответствие новой редакции ГК РФ и размежевать ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйствования от вопросов индивидуального жилищного строительства, успешно маскирующегося под создание СНО/ДНО. Двадцать лет назад встал вопрос приведения в соответствие законодательства РФ после принятия в 1994 году Гражданского Кодекса Российской Федерации. ФЗ-66 « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» должен был привести существование многочисленных садовых коллективов к нормам гражданского законодательства. После пятилетнего переходного периода можно было констатировать полное непонимание как руководителей организаций, так и руководителей регистрирующих органов смысла перемен. Садоводческие организации должны были стать садоводческими некоммерческими организациями, что по смыслу ГК РФ меняло организационно-правовые формы , принятые в соответствии с законодательством советского периода и Закона РФ от 19 июня 1992 г. N 3085-I "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации" на организационно-правовые формы, принятые ГК РФ 1994г и другими специальными законами. Вместо заявленной ст 53 ФЗ-66 реорганизации при смене организационно-правовой формы, произошло изменение наименований и перерегистрация юрлиц. При этом уставы вновь названных СНО/ДНО продолжали содержать сведения о создании в советский период, создаваемом имуществе, о выделении земельных участков для ведения коллективного садоводства.
По сути , вновь созданным юрлицам были присвоены реквизиты старых организаций. При этом новые юрлица зачастую имеют только свидетельство о создании до 2002 года, но при этом ни протокола о создании, либо документов о реорганизации в регистрационных делах ( хранящихся в налоговых инспекциях) не имеют. Кроме того новые юрлица по факту вступили в пользование имуществом старых организаций и присвоили себе права на земельные участки, выделяемые старым организациям( в том числе и на правах коллективно-совместной собственности) Новые организации стали заявлять о своих правах на земельные участки, выделенные постановлениями местных властей старым организациям ( не оформившим права на землю). При этом местные власти и органы регистрации закрывали глаза на соблюдение формальных требований закона, видимо в местных интересах заботясь о показателях в отчётности по выделенным и освоенным земельным участкам для садоводов, огородников и дачников. Кроме вопроса правопреемства остро встал вопрос индивидуального хозяйствования. После принятия руководством страны курса на приватизацию. По сути произошёл отход от коллективного садоводства с переходом к индивидуальному ведения садоводства. Индивидуальное садоводство предусматривает хозяйствование садовода на личном участке, оформленном в собственность или пользование физического лица, являющегося членом организации. Личные участки образовались при разделе земельного участка, выделенного организации при создании СНО/ДНО для коллективного садоводства, огородничества или дачного хозяйствования. Связующим звеном этой компактной группы участков являются ЗЕМЛИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ, права на которые чаще всего находятся у юридических лиц- СНО/ДНО. Таким образом выявилась проблема ИДЕНТИФИКАЦИИ группы земельных участков собственников-физлиц и участка земель общего пользования, принадлежащего юрлицу. Общая тенденция к рассмотрению такой группы как территориального образования привела к возникновению понятия территория объединения. Хотя на самом деле по смыслу норм ЗК РФ, при разделе начального земельного участка, на вновь образованные участки оформляются права . Следовательно не возникает единого землевладения при группе собственников земельных участков. Не возникает иных обязанностей у каждого из собственников данной группы земельных участков, кроме как единые правила землепользования. Так же как возникновение элемента адресации привязано к документам планирования единого землепользования , которое не учитывает раздел этого единого землепользования и формальное отсутствие причин по которым документы планирования участка единого землепользования могут применяться к компактно расположенной группе участков разных собственников вне границ населённого пункта. Так же возникла проблема пользования ЗЕМЛЯМИ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. По смыслу законодательства, земельные участки общего пользования это земли в пользовании неограниченного круга лиц. Взимание платы с ограниченного круга лиц за пользование этими землями и невзымание платы со всех остальных ставит ограниченный круг лиц в неравное положение с остальными пользователями. . Следующий момент – права собственности на имущество общего пользования для условий СНТ. ФЗ-66 определяет, что в случае создания ИОП посредством спецфонда, созданное имущество принадлежит юрлицу и напротив, имущество, созданное на целевые взносы не принадлежит юрлицу ( принадлежит членам объединения). При этом формально отсутствует указание о том как собираются целевые взносы, кем собираются(юрлицом или самими членами). Кто создаёт ИОП и как оформляются права на это ИОП. Следствием отсутствия формальных требований явилась практика сбора целевых взносов юрлицом, создания юрлицом заявленного имущества и отсутствие момента передачи прав на созданное имущество членам организации. По сути юрлицо присвоило себе права и на созданное имущество и на средства, собранные как целевые взносы. Так же получила распространение практика подмены понятий : целевые взносы собираются не на создание объектов общего пользования, а на создание любого имущества в общем пользовании.
Следует обратить внимание на отсутствие строгих норм при формировании института уполномоченных. Закон не смог сформулировать чёткие правила для освоения вновь полученных земельных участков ,либо ответственность за изменение вида разрешённого использования земельного участка. Либо возврат в оборот заброшенных или длительное время не обрабатываемых земельных участков. 2. В настоящий момент сложилась ситуация, аналогичная ситуации почти двадцатилетней давности. Снова Встал вопрос КУДА ИДТИ и вопрос ПРИВЕДЕНИЯ В СООТВЕТСТВИЕ ФЗ-66 « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» . КУДА ИДТИ. Практика землепользования показала, что за последние двадцать лет бОльшая часть желающих получить земельные участки уже реализовала свои желания. В настоящий момент государство с трудом реализует программы ремонта существующей инфраструктуры и не рассматривает бюджетные ассигнования на создание новой инфраструктуры для новых проектов создания зон для ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйствования. При этом в существующих зонах . как минимум 10 % земельных участков годами не обрабатывается, запустевает, захламляется. При этом мунициальные органы земельного контроля из года в год попустительствуют бесхозяйному отношению к пустым и брошенным, а так же не освоенным участкам. Так же от невовлечения в оборот пустующих участков государство недополучает значительные средства( проведение аукционов, налогообложение, вторичные доходы от торговли). Понятно, что существующая практика предполагает следующий путь развития: -Развитие новых территорий и вовлечение в оборот пустующих и брошенных земельных участков посредством проведения в кратчайшие сроки ревизии земель муниципальных образований. -Развитие коллективного садоводства( члены СНО/ДНО ведут хозяйствование на земельном участке, принадлежащем организации – юрлицу). - Выбор способа управления при ведении индивидуального садоводства ( ведение садоводства/дачного хозяйства на личных участках собственников в зонах компактного расположения участков для садоводства и дачного хозяйствования). Такими способами управления могут быть: -непосредственное управление; - управление посредством создания товарищества собственников недвижимости или создания потребительского кооператива; - привлечение коммерческой управляющей организации. В таком виде закон предполагает решение взаимо противоположных путей развития как получение новых участков( где это возможно) и перераспределение заброшенных и законодательное обеспечение управления хозяйствованием при коллективном и индивидуальном садоводстве.
Было бы интересно рассматривать вопросы коллективного ведения хозяйствования отдельно от вопросов индивидуального ведения хозяйствования.
3. Отдельно следует обратить внимание на сложившееся многие годы отождествления понятий САДОВОДЧЕСКОЕ ТОВАРИЩЕСТВО и ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. По своей сути люди не видят субъекта отношений, заменяя его ОБЪЕКТОМ, который отдан в управление и распоряжение организации, созданной для получения земельного участка и оформления прав на него. Такое отождествление противоречит нормам законодательства. Согласно существующему законодательству Садоводческое объединение осуществляет свою деятельность как юрлицо, не как территориальное образование. Введённое в оборот положение, что территория товарищества есть элемент планировочной структуры, определяемой проектом застройки не выдерживает критики после рассмотрения вопроса о проекте какого земельного участка идёт речь. Нет оснований объединять планы земельных участков , получившихся после раздела предоставленного объединению земельного участка для ведения садоводства. Это не единое землевладение. Если это не единое землевладение, то нет оснований считать компактно расположенную группу земельных участков с одинаковым видом разрешённого использования единым элементом планировочной структуры. Предлагаемый проект не смог разрешить правовую коллизию. Логичным правовым методом решения проблемы является условность отнесения объекта права к элементу планировочной структуры. Деление на квадраты, кварталы, улицы – оно наиболее справедливое. Кто будет обслуживать инфраструктурный комплекс элементов планировочных структур – решит выбор собственников участков: конкурсная, тендерная система в основном себя оправдала. Не исчерпал своих возможностей и госзаказ.
4.Отдельный вопрос о лицах, ведущих садоводство в индивидуальном порядке. Сложившееся общественное мнение ( зачастую основанное на сведениях, распространяемых заинтересованными лицами) представляет индивидуалов как неких крохоборов, отказывающихся оплачивать предоставляемые им блага. На самом деле многие из таких индивидуалов участвовали в создании инфраструктуры, оплачивали создание ИОП, которое впоследствии было присвоено юрлицами. В основе ухода в индивидуалы лежит протест против противоправных методов УПРАВЛЕНИЯ в садоводческих объединениях и противоправных методов управления садоводческими объединениями инфраструктурой садоводческих образований. Люди уходят от поборов руководства объединениями на цели личного обогащения, от патологической бухгалтерской безграмотности, от самоуправства и беззакония.
Несколько слов о рассматриваемом проекте. После внимательного прочтения сложилось впечатление о том, что проект писали люди не знакомые не только с садоводством и дачным хозяйством , но и не знакомые с основами права , ресурсоснабжения и бухгалтерского учёта. Так статья проекта: Статья 4. Цели создания и деятельности товариществ Товарищества могут быть созданы и вправе осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами), в силу закона находящимся в их общей собственности или в общем пользовании, а также для одной или нескольких из числа следующих целей: 1) ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства и создание для этого благоприятных условий (обеспечение электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории товарищества, обеспечение пожарной безопасности территории товарищества); 2) обеспечение освоения земельных участков в границах территории товарищества; 3) взаимодействие членов товарищества в отношениях с третьими лицами, в том числе с органами государственной власти и органами местного самоуправления, а также защита их прав и законных интересов. Комментарий: товарищество создаётся как юридическое лицо( согласно ст 2 п 3). У этого юридического лица не может быть имущество в общей собственности. Может быть имущество юрлица. Поэтому товарищество ни с кем не может осуществлять свою деятельность для совместного владения, пользования и в установленных законом пределах распоряжения имуществом (вещами).
Положение проекта: границы территории товарищества - границы элемента планировочной структуры, в отношении которой утверждена документация по планировке территории, разработанная для данного товарищества; Понятие территории более справедливо заменить на понятие земельный участок. Тогда фраза приобретает смысл ГРАНИЦЫ ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ТОВАРИЩЕСТВА - границы элемента планировочной структуры, в отношении которой у товарищества имеются права. Если рассматривать положение :в отношении которой утверждена документация по планировке территории, разработанная для данного товарищества, то возникнет ситуация, когда товарищество разработает документацию на группу земельных участков, на часть которых права у товарищества отсутствуют . Тогда у этих участков возникают обязанности по отношению к товариществу только на основании произвольного включения этих участков в документацию по планировке. Положение проекта: садовый (дачный) земельный участок - земельный участок, расположенный в границах территории садоводческого некоммерческого товарищества и предназначенный для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур с правом отдыха и размещения садового дома, хозяйственных построек и объекта индивидуального жилищного строительства (дачного дома, дачи), за исключением случаев, установленных федеральным законом; Комментарий: а как будет называться земельный участок, расположенный в границах муниципального образования и предназначенный для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур с правом отдыха и размещения садового дома, хозяйственных построек и объекта индивидуального жилищного строительства ? Положение проекта: садовый дом - сооружение сезонного или вспомогательного использования, предназначенное для отдыха и временного пребывания людей, для размещения которого не требуется выдачи разрешения на строительство, не имеющее подземных сооружений; Комментарий: в настоящее время широкое распространение получили шатры и навесы на садовых и дачных участках. Они тоже подходят под описание садового дома. Таким образом описание садового дома имеет множественную идентификацию и требует переработки. Положение проекта: 1) ведение садоводства, огородничества и дачного хозяйства и создание для этого благоприятных условий (обеспечение электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения, обращения с твёрдыми коммунальными отходами, благоустройства и охраны территории товарищества, обеспечение пожарной безопасности территории товарищества); Комментарий: В данном контексте охрана территории товарищества – лицензируемый вид деятельности Обращение с ТБО- лицензируемый вид деятельности( сбор и накопление ТБО третьих лиц) Положение проекта: 4. В границы территории товарищества не могут быть включены земельные участки и территории общего пользования, определённые в соответствии с земельным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности, а также иные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации. Комментарий:земельные участки, определённые как что? Положение проекта: 2) с осуществлением расчётов с организациями, осуществляющими электро-, тепло- газо-, водоснабжение, водоотведение для нужд членов товарищества на основании договоров, заключённых с этими организациями; Комментарий: то есть членские взносы могут расходоваться на осуществление расчётов с ресурсоснабжающими организациями на основании договоров граждан с организациями? Положение проекта: 6) принятие решения о передаче имущества общего пользования товарищества в общую долевую собственность собственников земельных участков, включённых в границы территории товарищества Комментарий: Тут скорее всего идёт речь о гражданско-правовом договоре юрлица с физлицами. Многосторонний договор, согласие на который даёт ОСЧ. Положение проекта: 16. В решении общего собрания членов товарищества, указанном в пункте 6 части 1 настоящей статьи, указываются: 1) фамилия, имя, отчество (последнее при наличии), реквизиты документов, удостоверяющих личность членов товарищества, в общую долевую собственность которых передаётся имущество общего пользования товарищества; 2) описание и кадастровые номера объектов, составляющих имущество общего пользования товарищества, передаваемых в общую долевую собственность членов товарищества; 3) размер доли в праве общей долевой собственности на имущество общего пользования, возникающей в связи с передачей этого имущества в общую долевую собственность членов товарищества, реквизиты документов, подтверждающих право собственности товарищества на передаваемое имущество общего пользования.
Комментарий: Понятие договора в Гражданском законодательстве предусматривает несколько иные обязательные положения.
Положение договора: 8) обеспечение создания и использования имущества общего пользования товарищества, а также создание для членов товарищества необходимых условий для совместного владения, пользования и распоряжения таким имуществом Комментарий: владения, пользования и распоряжения таким имуществом это развёрнутая формула права собственности на имущество. Несколько ранее декларировалось право собственности товарищества на имущество общего пользования. Не понятно как товарищество имея в собственности ИОП должно создавать условия для совместной собственности членов на ИОП
Общие замечания. Принятие проекта закона в таком виде приводит к возникновению новых территориальных образований и приводит к появлению параллельных структур власти. . При этом вновь принимаемый закон требует внесения большого количества поправок в действующее законодательство. Анализа отдалённых последствий вносимых изменений в законодательство не представлено. Не выполнен сравнительный анализ на предмет принятия данного закона( с учётом поправок) и учётом вносимых изменений с предметом внесения правок в существующий ФЗ-66 « О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от 15 апреля 1998 г для приведения в соответствие с нормами ГК РФ и без внесения правок в законодательство.
_________________ Точность - вежливость королей! ..... http://cnt-pischevik.ru ..... http://mmg-kaisar.ru
|